Урок северная америка рельеф и полезные ископаемые
Урок № 46.
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Северной Америки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
- сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
Развивающие:
- продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
- продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
- продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;
- способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник (География материков и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.), физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1) Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости, но вы все их знаете, поэтому, я надеюсь, что вы не будете волноваться и у нас у всех останутся самые хорошие впечатления об уроке. Ну что, давайте начнем?
2) Проверка домашнего задания:
Для начала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (ГП и историю исследования Северной Америки). Итак, повторим.
Задание №1
Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №1, которое у вас на партах на листочках. Перед вами кроссворд. Кроссворд будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд. Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в презентации.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)
Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит выполнить второе задание, т.к. не все географические объекты мы с вами повторили.
Задание №2
Приступаем ко второму заданию. Перед вами контурная карта Северной Америки, на которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка. Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для оценки “отлично” вам необходимо определить правильно все пять объектов. Приступайте к выполнению работы. Время пошло.
Ученики заполняют карточки.
Учитель – время вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (учитель спрашивает несколько учеников: что написал под номером 1 ты…., а что ты…, а что ты…и т.д.). Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на карточке.
Задание № 3.
Учитель: Покажите и назовите крайнее точки материка.
Ученики: Северная точка – мыс Мерчисон 72 с.ш., 94 з.д.;
Южная точка – мыс Марьято 7 с.ш., 81 з.д.;
Западная точка – мыс Принца Уэльского 66 с.ш., 168 з.д.;
Восточная точка – мыс Сент – Чарльз 53 с.ш., 56 з.д.
Задание №4.
Назовите исследователей материка (Эрик Рыжий, Х.Колумб, Д. Кабот, Э. Кортес, Ж. Картье, Г. Гудзон, Бофорт, Баффин, А. Чириков, А. Маккензи, Р. Амундсен, В. Беринг).
Назовите и покажите на карте географические объекты, названные именами исследователей материка? (Гудзонов залив, р. Маккензи, Берингов пролив, Берингово море, море Бофорта,о. Баффинова Земля, море Баффина, залив Амудсена, о. Чирикова)
Задание № 5.
Площадь Северной Америки составляет 24,2 млн. км2. По этому показателю она значительно уступает Африке, площадь которой 30,3 млн. км2. Однако Северная Америка заметно превосходит по разнообразию природы. Чем объяснить это превосходство?
Молодцы, ребята!
3) Изучение нового материала:
Приступаем к изучение новой темы.
Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Вы правильно сформулировали тему урока. Итак, сегодня на уроке мы изучаем “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с рельефом и полезными ископаемыми северной Америки.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.
1. Для начала давайте вспомним, что называют рельефом?
(Рельеф – совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)
2. Какие формы рельефа Вы знаете? (горы и равнины)
3. По физической карте Северной Америки (в атласах стр. 34) определите, какие формы рельефа преобладают на материке – горы или равнины? Какую они занимают площадь, где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 13 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
4. У какого материка очень похожий рельеф?
Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка.
5. От чего в первую очередь зависит рельеф? Каковы закономерности между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры. (от тектонической структуры. Если в основании земной коры располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – лежат горы).
6. Давайте откроем карту «Строение земной коры» (стр. 4-5 в атласах) скажите, на какой литосферной плите находится наш материк? (Северная Америка находится на Североамериканской литосферной плите).
7. Итак, весь материк по геологическому строению можно условно разделить на две части: кто догадается какие? (Западную и Восточную). К какой складчатости относится западная часть материка? (западная часть материка относится к средней и новой складчатости).
8. Что это значит? (эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Здесь часты землетрясения и много вулканов).
9. Теперь обратите внимание на восточную часть материка. (Центральная часть находится на древней платформе). Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? (Не может) Почему не может? (платформа – устойчивый участок земной коры).
10. А восточная окраина Северной Америки к чему относится? (к области древней складчатости).
11. А теперь сопоставим карту “Строение земной коры” с “Физической картой Северной Америки”. Не закрывая страницу 4-5, откройте страницу 34 атласа. Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости? (это горная цепь Кордильер).
12. А теперь, давайте определим какие формы рельефа соответствуют остальным тектоническим структурам. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры.
Ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец.
13. Итак, теперь давайте проверим, что относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе. (рассказывают свои варианты). Что ж, давайте проверим. Все внимание на слайд презентации.
14. А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.
15. Конечно уникален и разнообразен. Посмотрите на экран!
Горы юго-восточной части – Аппалачи – это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл). Эти горы названы по имени индейского племени «аппалачей», некогда здесь обитавшего, с индейского название гор переводится как «поморы» («апала» – море, «чи» – суффикс). Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В западных предгорьях Аппалачей находится знаменитая Мамонтова пещера. О ней нам сейчас расскажет_______________В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
Равнины материка сформировались на Северо-Американской платформе. На севере равнины с высотами от 200 до 700 м расположены на Канадском щите – выступах древних кристаллических пород фундамента платформы. Большое влияние на рельеф этих равнин оказал ледник. Следы его деятельности: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами. Встречаются нагромождения валунов.
В центральной части расположены Центральные равнины. Они имеют холмистую поверхность, высоту 200-300 м, Эти равнины сложены морскими и континентальными осадочными породами. Развиты карстовые процессы, поэтому много пещер.
К западу от Центральных равнин вытянулись на 4000 км Великие равнины; ширина их от 500 до 800 км. Великие равнины – это плоскогорье, образованное на краю платформы при формировании Скалистых гор. Реки, стекающие с гор, разделили равнины на отдельные плато.
На самом юге – плоская Миссисипская низменность, образованная речными наносами.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
Кордильеры – один из крупнейших на Земле складчатых поясов. С испанского «кордильера» – «горный хребет», «шнур». Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Высшая точка гор – высочайшая точка всего материка Северная Америка – гора Мак-Кинли – 6193 м., названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. Кордильеры пересечены множеством разломов, которые начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее крупные вулканы – Орисаба, Катмай. Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море.
В горах хорошо выражены две полосы меридиональных хребтов: западная – собственно Кордильеры и восточная – Скалистые горы. Между ними находятся нагорья и плато – Большой Бассейн, вулканические Мексиканское и Колумбия, Колорадо. Здесь находится и глубочайшая впадина материка Долина Смерти. Об этой природной достопримечательности расскажет _______________ В долине расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Средняя температура в июле достигает 46°C, ночью опускается до 31°C. Самое прохладное время – с конца ноября по февраль (5-20°C) , когда часто бывают продолжительные мощные ливни. Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе партии золотоискателей от недостатка воды.
Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды).
На межгорных плато между Скалистыми и Каскадными горами расположился Большой Каньон, еще одно величественное сооружение природы Северной Америки. О нем нам расскажет ______________________
Севернее на межгорных плато располагается удивительный и пугающий Национальный парк Йеллоустон. О нем нам расскажет __________________________________________
16. Назовите главную причину образования крупных форм рельефа? (Внутренние силы)
17. А что формирует более мелкие формы рельефа – овраги, холмы, речные долины? (Внешние силы) Назовите их. (Вода, солнце, ветер, ледник)
Рассмотрите рисунок на стр. 208 или на слайде презентации. Здесь показано какую часть материка занимал древний ледник.
За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живем сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения видим в Антарктиде, Арктике, многих горах в виде современных ледников. Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, выпадало больше атмосферных осадков, в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое и прохладное лето. Наиболее мощные ледники образовались в горах — центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.
Лед, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лед реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.
Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лед и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.
На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок, гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике — в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.
Продвинувшись далеко на юг (в северном полушарии почти до долин Миссури и Огайо), ледник, наконец, остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он стал таять.
Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озера, по всей территории оказались растащены огромные валуны — словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.
Посмотрите примеры ледниковых форм рельефа.
Размещение полезных ископаемых Северной Америки.
1. Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).
3. Используя карту «Строение земной коры», назовите рудные (магматические) полезные ископаемые? (железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото).
Определите по карте «Строение земной коры», на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах или в горах).
Давайте дополним нашу схему.
3) Обобщение:
Какой мы можем подвести итог?
В рельефе Северной Америки можно выделить три части: западную, центральную и восточную. Западная часть – это область современной складчатости, высокие горы Кордильеры, центральная – платформа, это Великие и Центральные равнины, восток – область древней складчатости – низкие горы Аппалачи. На рельеф Северной Америки значительное влияние оказал огромный ледник, который покрывал эти земли в древности. Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах.
4) Закрепление:
А сейчас, давайте сравним рельеф Северной и Южной Америки. Для этого заполните таблицу в листочках, которые лежат у вас на парте.
Сходства | Различия |
На западе материков тянутся молодые горы, на востоке – старые горы (в Южной Америке-нагорье); | Низменности в Сев. Америке занимают меньшую площадь, чем возвышенности; в Южной Америке низменности занимают 23 поверхности материка |
В центре расположены равнины. | Пояс гор на западе Южной Америки более узкий, чем в Северной Америке. |
Найдите ошибки в тексте и исправьте их
Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – руды цветных металлов.
На западе Центральных равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Ответьте на вопросы:
- Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
- Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
- Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
- Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
- Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194 м)
- Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчел – 2037 м)
- Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
- Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
- Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)
- Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
- Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
- Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).
- Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Мексиканская).
5) Дз §52. Обозначить на контурной карты основные формы рельефа и полезные ископаемые Северной Америки.
6) Подведение итогов.
Итак, наш урок подходит к концу, я надеюсь, что вам все понравилось.
Оценки за урок получают:
Ф.И.О.: Гончаренко Елена Викторовна
Место работы: МБОУ СОШ №2 ст. Старощербиновская Щербиновский район Краснодарский край
Должность: учитель
Предмет: География
Класс: 7
Тема урока: Урок № 67 «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки». Раздел «Северная Америка».
Оборудование: физическая карта Северной Америки., Интерактивная карта «Строение земной коры», презентация «Рельеф и полезные ископаемые», раздаточный материал, рабочие тетради с комплектом контурных карт под редакцией В.И.Сиротина «Материки, океаны, страны и народы», атлас, компьютер, интерактивная доска.
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа, размещения полезных ископаемых Северной Америки.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
сформировать представление о тектоническом строении, рельефе, оледенении и его влиянии на рельеф материка и размещение полезных ископаемых;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
Развивающие:
продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
закрепить практические умения учащихся работать с контурной картой и атласом; совершенствовать навыки работы с картами.
продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;
развивать умение работать в учебных парах.
Воспитательные:
способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Тип урока: комбинированный урок с элементами проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
– Сформировать у учащихся умение определять по географической карте и находить месторасположение полезных ископаемых, указывать
вид рельефа в той или иной части Северной Америки.
– Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.
Личностные УУД:
– Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности.
– Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции;
– Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
– Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
– Выявлять причины и следствия простых явлений.
– Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне.
– Представлять информацию в разных формах
Регулятивные УУД:
– Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре;
– Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
– Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
– Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).
Основные понятия: Кордильеры, г. Мак-Кинли, каньоны, Миссисипская низменность, Аппалачи, г. Митчелл.
Форма работы: индивидуальная, парная.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради, раздаточный материал.
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, историю его исследования
Теперь мы отправимся в новое путешествие и нам в этом поможет материал предыдущего урока.
Географическая дуэль. Условие дуэли: на столах лежат зелёные листы. На одной стороне листа написаны буквы, на другой вопросы. Те ребята, у которых будут положительные ответы к вопросам выходят к доске.
Проверяют знания:
определяют ФГП материка,
показывают крайние точки континента.
Выполняют задание, и выходят к доске, показывают географические объекты.
Мотивация к учебной деятельности
Постановка цели, учебной задачи.
Учащиеся с положительными ответами держат в руках листы зелёного цвета, с другой стороны которого написаны буквы. С помощью творческой смекалки ребята помогут нам определить тему урока.
Ваши предложения…
Записывают тему урока.
Определяют цель и задачи урока.
Учащиеся перестраиваются, и одноклассники озвучивают тему урока: «Рельеф».
На индивидуальных листах «Проектная деятельность на уроках географии» записывают дату, тему урока: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Реализация построения проекта «Открытие новых знаний».
Составляют план проектной деятельности.
Для работы нам понадобятся атласы, рабочие тетради с комплектом контурных карт, листы проектной деятельности.
– На какой плите лежит материк С. Америка?
– Как это влияет на рельеф материка?
– Какие породы сложились на этом материке?
Ребята открывают атласы стр 4-5, рабочие тетради стр.50. листы проектной деятельности.
Включаются в диалог. Отвечают на вопросы.
Получение первичных знание, закрепление
Физкультминутка
Ребята, откройте, пожалуйста, карту атласа “Строение земной коры” на странице 4-5 и посмотрим на тектоническую карту, изучим легенду карты.
Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную).
– Какова особенность строения земной коры материка?
– Какие плиты столкнулись, каков результат этого столкновения? Посмотрите на слайд и на карту.
– Теперь обратите внимание на восточную часть материка.
– Центральная часть находится на древней платформе. – Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята
– Почему не может?,
– А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
А теперь сопоставим карту “Строение земной коры” с “Физической картой Северной Америки”. Не закрывая страницу 4, откройте страницу 47 атласа.
– Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости ?
Давайте немного отдохнем.
А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры.
Запишите названия форм рельефа в листочках.
– Какие формы рельефа соответствуют древней платформе? Запишите названия форм рельефа в листы проектной деятельности.
Итак, теперь давайте проверим, что относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе. (используем шторку)
– Какая существует взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых?
Характеризуют формы рельефа и размещение полезных ископаемых.
Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море.
– Какими полезными ископаемыми сложены горы?
Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)
Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля, известняк.
Мягкие горные породы типа известняков, выходят на поверхность и легко размываются водой. Найдите в тексте учебника как называются подобные явления. образуют КАРСТ.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
По гиперссылкам учитель показывает ребятам, как выглядят горы Кордильеры, Аппалачи, Великие равнины, Центральные равнины и т. д. и преобладающие полезные ископаемые на этих территориях). (по времени)
– Ребята, скажите,согласны ли вы с утверждением, что рельеф Северной Америки уникален и разнообразен.
Если да, то почему?
– Как вы думаете, какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?
Работают с картами атласа, легендой карты.
Вступают в диалог:
Называют плиты, условия формирования форм рельефа.
Не может,
т.к. платформа – устойчивый участок земной коры.
к области древней складчатости.
Сопоставляют карты, определяют формы рельефа.
горная цепь Кордильер.
Выполняют физминутку с учителем.
Определяют формы рельефа по физ карте Северной Америки.
Записывают результат в листы проектной деятельности.
Информацию заносят в листы проектной деятельности. Наносят формы рельефа на контурную карту.
Проверяют результаты своей работы.
Ребята, вспоминают ранее пройденный материал:
– древней платформе в рельефе соответствуют равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые,
– средней и новой складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные ископаемые,
– древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам
Рассуждают и делают выводы о строении форм рельефа с помощью горных пород.
Работают с картами атласа (тектоника, физ карта), определяют виды полезных ископаемых.
Информацию заносят в листы проектной деятельности.
Полезные ископаемые наносят в контурную карту и выписывают в легенду карты.
Работают с текстом учебника стр 248.
Высказывают своё мнение о разрушительной и созидательной деятельности ледника.
Закрепление
И так, мы с вами познакомились с тектоническим строением, рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколько вы усвоили эту тему!
1. Какая часть материка относится к средней и новой складчатости, а какая к древней?
2. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Почему? (не может, платформа – устойчивый участок земной коры)
3. Какие полезные ископаемые преобладают на территории материка в складчатой области и на платформе?
Сегодня мы с вами познакомились с особенностями рельефа Северной Америки. Мы еще раз убедились в том, что в размещении основных форм рельефа проявляются определенные закономерности. Современный рельеф – это результат взаимодействия внутренних и внешних процессов.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя
Рефлексия
Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы.
-Так как в Америке добывают в горах много золота, то я прошу вас оценить свою деятельность на уроке, тем слитком золота, которое сегодня вы заработали на уроке. Внимательно изучите слитки и сделайте свою оценку. А поскольку слитки хранят в кейсе, сложите их на хранение, и мы пока будем записывать домашнее задание дадим возможность нашим гостям определить сколько килограмм знаний мы вынесли с сегодняшнего урока. У гостей урока также в конвертах лежат слитки золота. Они тоже могут оценить работу на уроке внеся свой золотой вклад.
Делают самооценку (оценивают качество работы на уроке, степень выполнения проекта с помощью сигнальных листов – слитков золота). Сдают проекты исследовательской деятельности.
Домашнее задание
п.43 пересказ, п 42 повторить. Выучить номенклатуру по теме «Рельеф Северной Америки». В цвете показать формы рельефа, в легенде карты указать название полезных ископаемых.
По желанию для получения дополнительной оценки можно взять текст «Природа Северной Америки». и выписать ошибки, допущенные автором в тексе
Найдите ошибки в тексте и исправьте их:
Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – железная руда и каменный уголь. Горы сильно изменены хозяйственной деятельностью человека. На западе Центральной равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Ребята, вы как всегда молодцы, спасибо за урок.
Записывают домашнее задание.
Получают по желанию дополнительное задание.
Приложение 1
Поднимает руки класс -это раз
Повернулась голова -это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в сторону по шире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.
А на шесть – в ладони хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
И на восемь – потянуться
И друг другу улыбнулись
Что ж заряд хороший есть
Разрешаю всем присесть.
Приложение 2
Проектная деятельность на уроках географии.
Дата_______________, тема урока:_________________________________________________________________________________________
Рельеф – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1
Складчатость
Платформа
Общий вывод о выявленной зависимости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Проверка знаний ФГП материка Северная Америка с последующим определением темы нового урока.
1.Северная Америка пересекается экватором.
2.Полность лежит в западном полушарии.
3.Омывается Индийским океаном.
4.Крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского.
5.От Евразии отделяется Беринговым проливом.
6.Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток.
7. Самый большой остров у берегов Северной Америки – Баффинова Земля.
8.На северо-востоке Северной Америки расположен полуостров Лабрадор.
9.Море Бофорта омывает материк на юге.
10.Крайняя южная точка – мыс Марьято.
11.Северную Америку пересекает северный тропик.
Ответы:
1.Нет
2.Да
3.Нет
4.Нет
5.Да
6.Да
7.Нет 8.Да
9.Нет
10.Да
11.Да
На оборотной стороне листа проставлены буквы алфавита. Из правильных ответов должно сложиться слово «РЕЛЬЕФ».