Урок рельеф и полезные ископаемые россии

Урок рельеф и полезные ископаемые россии thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

 «Геологическое строение,

 рельеф и полезные ископаемые России»

8 класс

Выполнила:

учитель географии,

Азатян Татьяна Срапионовна

Волгоград 2013г

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Наносить на контурную карту  формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос  по данной теме.

Познавательные:

  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели

Коммуникативные:

  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, проектор

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране.  Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

– пройти маршрут урока;

–  выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

 ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» – «шафран»-   крокоит

Вопрос:   Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

ЭТАП 3.   Планирования.

Учитель:  Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки –  это буквы, составляющие слово «крокоит»

ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

№ 1 .  Старт «Карта»

Учитель:

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато  Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на  контурную карту географические объекты.

 2. Привал  « Рельеф и геология»

Учитель:

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Формы рельефа

Геологические структуры

  1. Алданское нагорье

1. Герцинская складчатость

  1. Восточно-Европейская равнина

2. Кайназойская складчатость

  1. Уральские горы

3. Мезозойская складчатость

  1. Верхоянский хребет

4. Анабарский щит

  1. Кавказские горы

5. Платформа Сибирская

  1. Плато Путорана

6. Байкальская складчатость

  1. Восточный Саян

7. Щит Алданский

  1. Сибирское плоскогорье

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Формы рельефа

Геологическое строение

  1. Алданское нагорье

Щит  Алданский

  1. Восточно-Европейская равнина

Платформа Восточно-Европейская

  1. Уральские горы

Герцинская складчатость

  1. Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

  1. Кавказские горы

Кайназойская складчатость

  1. Плато Путорана

Анабарский щит

  1. Восточный Саян

Байкальская складчатость

  1. Сибирское плоскогорье

Платформа  Сибирская

3. «Восхождение»

Учитель: 

Путешественник стремится

К тем местам, где не бывал.

Смелым быстро покорится

Весь Кавказ и весь Алтай!

Продолжай свой путь отважный!

Верь удачливой звезде!

Покори свой самый важный

Пик к заветнейшей мечте!

        Учитель:  Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э.  В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы  гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».  Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Ученики: выходят к доске по  одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

 (За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

4.  Привал  «Легкое перо»

Учитель:

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

        Их ты не трогай, а из остальных

        Составь описание лучше других,

        В одно предложение все умести,

        За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:  По-ов Таймыр, г. Эльбрус

5.  Привал «Черный ящик»

Учитель:

Перед вами черный ящик.

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Рядом- мягкий и знакомый.

Я подробнее о них

Вам прочту сейчас же стих.

Кто узнает минерал-

Тут же руку поднимай.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

Цвет имеет серо-черный,

В КМА запас его огромный.

(Гематит)

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

(Гранит)

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

(Известняк)

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

  1.  «Последний перевал»!

Учитель:

Очень трудно, очень сложно

Помнить все определенья,

Капитанам нужно быстро

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2.  Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3.  К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
  7.  Форма оледенения из смеси  льда, песка,  глины, щебня – это…  ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18.  К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.

Иск.)

  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время:  ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.        

ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ:  крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.

ЭТАП 6.    Рефлексия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

Вопросы учителя:

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Ответы учеников…

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

ЭТАП 7.    Домашнее задание.

Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данные теме и  написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и  полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.

Литература:

  1. Андреева В.Н.  Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
  1. География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
  1. География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
  1. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009

Информационные ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library

https://festival.1september.ru

https://www.mirgeografii.ru

https://pedsovet.su

Источник

Открытый урок по географии

Тема: Обобщение и закрепление по теме «Рельеф и минеральные ресурсы России

Технологическая карта урока

Цель

Задачи

Образовательные:

формирование знаний о рельефе и полезных ископаемых России и их зависимости от строения земной коры

формирование навыков работы с тематическими картами

формирование навыков использования информационных технологий

Развивающие:

развитие памяти,

развитие навыков анализа и систематизации изученного материала

развитие образного и абстрактного мышления

развитие логического мышления, умения четко формулировать свои мысли

развитие умения самостоятельного выбора, совершенствование самооценки учебных знаний

развитие устойчивого интереса к предмету, мотивация на работу с дополнительными источниками географической информации.

Воспитательные:

продолжить формирование умений работать в малых группах

воспитание активной жизненной позиции

воспитание патриотизма через познание географических особенностей своей малой Родины

Формируемые УУД

Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование, т.е., установление обучающимися связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение сформулировать проблему.

Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной форме), логические ( анализ и синтез учебной информации, установление причинно – следственных связей, представление логических цепочек объектов и явлений)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение четко и грамотно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникативности.

Основные понятия

Формы рельефа, тектонические структуры, виды равнин, критерии различия гор, полезные ископаемые.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Физическая карта России, атласы, компьютер, видеоматериал, раздаточный иллюстративный материал.

Стихи, афоризмы, цитаты по теме урока, модель островов.

Организационная структура урока

1.Самоопределение и мотивация учебной деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Здравствуйте!!!

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.

Приветствие учителя, подготовка к уроку

Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе.

Проверка готовности рабочего места учеников и учителя.

2.Актуализация опорных знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»

Создание проблемной ситуации

У нас с вами урок географии.

А как лучше всего изучать окружающий нас мир? Когда урок географии может «ожить»? Стать понятным и интересным? А давайте отправимся в экспедицию.

Ну, раз мы географы, нам потребуется карта с проложенным маршрутом, мы должны определить сроки достижения конечного пункта маршрута и цель экспедиции ради которой и отправляемся в неизведанные дали.

Ребята, а что делают путешественники, когда собираются в экспедицию?

Правильно, берут в дорогу багаж. Что станет нашим багажом? Знания.

«Мозговой штурм»

1. Наука, изучающая строение и историю развития   Земли,   называется    …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли –  это …(эры)

3. Самая древняя эра – …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Что же такое рельеф?

Совокупность форм земной поверхности различной по строению, возникновению и структуре

Учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется взаимопроверка, выставляются оценки.

Работа с тектонической картой

Смыслообразование – осуществляют самооценку своих знаний

Нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

Осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные УУД: умение формулировать проблему

Усовершенствование навыков работы с картой.

3.Определение темы урока и постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока, целеполагание.

Ну что, можем отправляться? НЕТ

А почему? Нет конечной цели маршрута?

Я жду ваших предположений.. (совместное целеполагание.)

Цель: Обобщить тему «Рельеф и полезные ископаемые России; совершенствовать умения работать с картой, учебником, источниками географической информации;

А какие качества помогут вам подняться на вершину успеха

сотрудничество, взаимопомощь, творческие способности

Начинаем нашу экспедицию.

Ученики слушают, осмысливают и самостоятельно формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели

Формулирование темы и цели урока

4. «Закрепление и обобщение » учащимися полученных знаний

Мы начнем путешествие с разных точек маршрута, но все команды в итоге пути встретятся на берегу Океана Знаний в заливе Истины.

На ваших столах находятся разные задания и мы будем двигаться по нашему маршруту выполняя их. В течение 5 – 7 минут вы работаете самостоятельно. Затем каждая группа представит нам продукт своего труда. ( Приложение №1)

Ребята читают, обдумывают, обрабатывают информацию: выбирают форму подачи этой информации всему классу.

Дети работают в малых группах, определяют необходимые источники информации.

Самоопределение в условиях работы в группах

Коммуникативные УУД: управление своим поведением; умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи. Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты.

Общеучебные УУД: смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Умение читать и выбирать главное согласно заданию, умение работать с тематическими картами атласа.

Инструкционная карта для преодоления Вершины Конструкторов:

 Работа с географической номенклатурой (подписать названия форм рельефа на контурную карту) и показать на физической карте на примерах.

Доп.вопрос:

1.А какие формы рельефа нельзя показать на физической карте? (бархан, дюна, овраг,)

2. что такое террикон?

Инструкционная карта для преодоления Равнины Закономерностей:

Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

«Третий лишний»:

  Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан – тектонические движения)

  Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)

  Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)

Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)

  г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)

  щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)

  овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)

Доп. вопросы:

  1. Что такое сель?(грязекаменный поток)

  2. Что такое многолетняя мерзлота (промёрзлая толща горных пород)

  3. Морена- ледниковое отложение

Инструкционная карта для преодоления Перевала Исследователей:

Определите: О какой территории идет речь?

     Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии». (Восточно-Европейская равнина

     Задание №2: «Территория расположена в   области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении». (Уральские горы)

     Задание №3: Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину, относятся к области кайнозойской складчатости, имеют острые вершины, здесь расположена самая высокая точка России. (Кавказ).

Доп. вопросы:

  1. Особенности Восточно-европейской равнины (Начало Волги, холмистая, Москва-

  2. Особенности Уральских гор (г.Народная, музей под открытым небом, делят европу и азию)

  3. Особенности Кавказа (многонациональный, города курорты, моря)

ЗАЩИТА РАБОТ 2 минуты

Физ.минутка

5 А теперь мы устроимся на привал. И поиграем в футбол.

Интеллектуальный футбол выслушав вопрос, отвечаем на него, а следующий адресуем команде соперников.

1.Высочайшая вершина Урала (г. Народная)

2.Самое низкое место на территории России (Прикаспийская низменность)

3.Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)

4. Крупнейшее месторождение железной руды в России (КМА)

5. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)

6. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)

7 О каком полезном ископаемом говорят «черное золото» (нефть)

8. . Высочайшая вершина России (Эльбрус)

9 Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны)

Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы сверстников

Самостоятельная работа, обобщение знаний

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в соответствие с заданием

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение вновь изученного материала

Цель:

Включение нового знания в систему изученного материала

Все мы оказались в Заливе истины, осталось совсем немного доплыть до Океана знаний. Итак!При покорении одной из вершин я обнаружила залежи некоего полезного ископаемого. Помогите узнать мне, что это за полезное ископаемое?

Да, это флюорит. Что мы о нем знаем? (слайды)

Ну, вот мы и прибыли к берегу Океана Знаний, но

без знаний об особенностях рельефа и полезных ископаемых нашего края багаж ваших знаний будет неполным. Включаемся в работу.

Нам предстоит определить особенности рельефа и полезных ископаемых Республики Бурятия

Я предлагаю вам новый прием работы. Я буду говорить утверждения, а вам предстоит или согласиться со мной или опровергнуть мои выводы.

  1. Республика Бурятия находится в пределах Восточно – Европейской равнины (нет)

  2. В основании – плита (нет, щит)

  3. Самые распространенные полезные ископаемые – торф, (нет – Бурый уголь, золото)

  4. Горные системы Прибайкалья и Забайкалья образовались в Протерозойской эре (да, Байкальская складчатость)

  5. Молодцы!

Ребята включаются в работу, работая с тематическими картами отвечают на вопросы, формулируют ответы на ключевые вопросы

Учащиеся отвечая на вопросы обобщают приобретенные знания, совершенствуют навыки анализа и синтеза учебного материала

Воспитываются личностные качества посредством изучения географических особенностей своей малой Родины

Связь с краеведческим материалом,

Умение систематизировать знания по теме

7.Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей как части коллектива класса и всего класса

Ребята, мы можем считать наше путешествие завершенным?

Багаж ваших знаний пополнен и вы можете идти по более сложному маршруту. Самое главное – не останавливаться, ведь только в деятельности формируется личность человека.

Вам предстоит оценить свою деятельность на уроке

Так как мы находимся в Заливе Истины в океане Знаний, то нам предстоит определить остров, где и закончится наше путешествие.

Если вы считаете, что цель путешествия достигнута, и вам было все понятно и комфортно на уроке, вы держите путь на остров Радости

Если что – то осталось непонятным и неясным, вам было неуютно на уроке, вы отправляйтесь на остров Сомнений

Ну а если вам совсем непонятен материал урока и вам от этого грустно, то вам прямой путь на остров Грусти.

Мне жаль с вами расставаться, но время пришло. Желаю вам новых достижений и побед. А теперь немного поиграем, я попрошу вас встать: «дождик шлепает по лужам, тише, тише, громче, громче.

Это нам аплодисменты за хорошую работу»

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Эмоционально – ценностное отношение к изучаемой теме.

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

8. Домашнее задание

По желанию:

1. Стихи о равнинах и горах

2.Подготовка к тестовому обобщение по теме «Рельеф России»

Выбирают домашнее задание. Записывают задание в дневник

Приложение №1

Инструкционная карта для преодоления Вершины геологов:

 Работа с географической номенклатурой (подписать названия форм рельефа на контурную карту) и показать на физической карте на примерах.

Инструкционная карта для преодоления Равнины Закономерностей:

Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

«Третий лишний»:

  Землетрясение, вулкан, оползень

  Сибирская платформа, Урал, Кавказ

  Кайнозой, ордовик, триас

  Медные руды, каменный уголь, никелевые руды

  г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли

  щит, гора, платформа

  овраг, бархан, дюна

Инструкционная карта для преодоления Перевала Исследователей:

Определите: О какой территории идет речь?

     Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии

     Задание №2: «Территория расположена в   области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении».

     Задание №3: Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину, относятся к области кайнозойской складчатости, имеют острые вершины, здесь расположена самая высокая точка России.

Источник