Урок природоведения по теме полезные ископаемые

Урок природоведения по теме полезные ископаемые thumbnail

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №10» г. Бикина

Конспект урока

по природоведению

5 класс

по теме: «Полезные ископаемые»

Выполнила:

учитель начальных классов

Трусова Елена Васильевна.

Конспект урока по природоведению 5 класс

Тема урока: “ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ”

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

– образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

– формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

– коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

– воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Наглядность: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? ( на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная – атмосфера, водная – гидросфера, твердая – литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? ( горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

– Где строители берут материалы для построек – песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания – жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин – экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие – жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

– Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное – глину.)

5. ФИЗМИНУТКА “Диктант в ладоши”.

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина – это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? ( …….,а живая природа – это то что дышит, питается, размножается)

– Так мы ответили на вопросы которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

– Что вам было уже известно?

– А какая информация оказалась для вас новой?

– О чем бы вы хотели узнать больше?

– На какие группы делятся все полезные ископаемые?

рудные

топливные

строительные Приведите примеры.

– Какие места добычи полезных ископаемых узнали?

рудник

шахта

карьер

скважина

– Выберите правильный ответ:

Полезные ископаемые – это:

а) продукт деятельности человека;

б) природные ископаемые, используемые человеком;

в) природные богатства, которые добывают из глубин земли;

г) природные богатства, добываемые на поверхности Земли.

– Полезными ископаемыми являются:

песок цемент

глина кирпич

бетон нефть асфальт

8. Итог

– Какую тему сегодня изучали?

– Что такое полезные ископаемые?

– Почему они ископаемые?

– Почему они полезные?

– Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

– Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

– Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

– Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие – то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1. горючее;

2. твердое;

3. жидкость;

4. тяжелее воды;

5. черного цвета;

6. желтого цвета;

7. хрупкое;

8. имеет запах;

9. сыпучее;

10. легче воды;

11. газообразное;

12. белого цвета;

13. пластичное;

14. плохо пропускает воду;

15. коричневого или белого цвета

Источник

Урок природоведения 5 класс.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископаемых.

Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения  привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

             2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;

3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.

Оборудование: образцы  горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос.  Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.

Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

  1. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
  2. Расшифруй  в таблице слово.
  1. Отгадай ребусы.

“‘    “‘                                                                                                    

                       П Е                  

  1. Индивидуальные задания.

А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» – строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.

Строительные П.И.

Горючие П.И.

Торф

Каменный уголь

Песок

Мел

Поваренная соль

Гранит  

  1. Практическая работа

     Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.
  2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
  3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с   блеском, без блеска – матовые.
  4. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
  5. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

  1. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твердость

Вес

  1. Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Отличительные признаки

Гранит

        Торф

Мел

Каменный  уголь

Цвет

Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета

светло-коричневый

белый

черный

Прозрачность

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

Блеск

с   блеском

матовый

матовый

с   блеском

Твёрдость

твердый

хрупкий

твердый

Твердый, но хрупкий

Вес

Тяжелый

легкий

легкий

Тяжелый

  1. Подведение итогов урока.

1.Отгадать кроссворд

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.

На кухне у мамы помощник отличный. 
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл. 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.

Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

2.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7.

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9.

Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
Он несет в дома тепло. 
От него кругом светло. 
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

2. Тест «Полезные ископаемые».

1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?

А) геологи;

Б) археологи;

В) биологи;

Г) строители.

2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?

А) все полезные вещества;

Б) витамины;

В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;

Г) древние вещества.

3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:

А) каменный уголь;

Б) нефть;

В) гранит;

Г) природный газ.

4.Выдели лишнее:

А) кирпич;

Б) песок;

В) железная руда;

Г) глина.

5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) графит, сера.

7.3ачем мы собираем металлолом?

А) мы сохраняем запасы руды;

Б) очищаем территорию от мусора;

В) участвуем в соревновании между классами.

8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?

А) из угля;

Б) из гранита;

В) из руды.

3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или  красного цвета, хорошо полируется

4. Резервное задание.

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1 .горючее;                          9. сыпучее;        

2. твердое;                          10. легче воды;

3. жидкость;                        11. газообразное;

4. тяжелее  воды;               12. белого цвета;

5. черного  цвета;               13. пластичное;

6. желтого цвета;                14. плохо пропускает воду;

7. хрупкое;                           15. коричневого или белого цвета.

8. имеет запах;

  1. Домашнее задание.

1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.

Источник

Конспект урока естествознания для 5 класса

Тема: Полезные ископаемые(урок обобщения знаний)

Цель: создание условий для выявления и закрепления ранее полученных знаний о полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательные:  обобщить и закрепить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувства ответственности за свои поступки, умение достойно вести себя в окружающей среде, желание сделать мир лучше.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с таблицами полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Начинается урок,     

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок естествознания. Улыбнитесь друг другу!

Слайд

– Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!

Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

– А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы).Слайд

– Солнце, вода, воздух, почва, камни – это какая природа?   (Неживая).

– Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы – это какая природа? (Живая)

2. Актуализация знаний:

– На прошлых уроках мы с вами изучали разные виды полезных ископаемых.

– Сейчас я вам загадаю загадки на эту тему, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Он черный, блестящий,  
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

– Молодцы! Я очень рада, что вы хорошо знаете полезные ископаемые.

3. Самостоятельная работа.

– Ребята, сейчас вы выполните самостоятельную работу. По результатам выполнения задания у вас должно получиться слово.

Задание: ответить на вопросы и записать в строчку буквы правильных ответов, у вас получится слово из 6 букв.

1.Какие полезные ископаемые используются в строительстве:

           о) каменный уголь;

           г)  песок, глина;

           в)  гранит, мрамор.

2.Назовите самый лучший каменный уголь:

            п) бурый;

            е) антрацит;

            т) обыкновенный;

3. Известняки-это ….

            о) глина;

            л) мел;

            с) мрамор.

4. Свойства глины:

             а) горючесть;

             б) сыпучесть;

  в) вязкость.

5. При  разрушении гранита и кварца образуется :

             б) мел;

 г) песок;

л) каменный уголь

– И так у вас получилось слово? Кто мне его прочитает? (ГЕОЛОГ)

– Правильно ребята! У всех получился такой ответ?

– А теперь скажите мне кто такой ГЕОЛОГ?

– Чем он занимается?

– Что такое полезные ископаемые?

– Что такое месторождение?

Физминутка

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь.

4. Работа по заполнению таблицы «Свойства полезных ископаемых».

– Ребята, а сейчас мы с вами будем заполнять таблицу о свойствах полезных ископаемых. На прошлых уроках мы говорили об этом. Давайте еще раз посмотрим на нашу коллекцию полезных ископаемых и определим их цвет, свойства, и вспомним, какую пользу они приносят людям, где применяются.

(На столе лежит коллекция полезных ископаемых. Ученики работают по одному и коллективно, в случае затруднения, комментируют. Учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся на карточках).

– Назовите полезные ископаемые твёрдые, жидкие?

– Какое из них самое твёрдое?

– Какие из них горючие?

– Какое самое рыхлое?

– Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь внимательно послушайте сказку, а потом ответите на мои вопросы.

5. Сказка   «КТО ГЛАВНЕЕ?»

Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, мистер Газ, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «Я тоже из горючих материалов». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы».

Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!»

Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали ДРУГ другу руки и весело отправились по домам.

– Вам понравилась сказка?

– Назовите всех героев сказки?

– О чём спорили герои этой сказки?

– Какие герои этой сказки обладают горючими свойствами?

– Какое полезное вещество можно получить из железной руды?

– Какую пользу приносит людям отшельник-Булыжник?

– Какие еще вы знаете полезные ископаемые, из которых можно сделать строительные материалы?

– Ну и кто же оказался главнее всех?

6. Итог урока:

– Ребята, какое задание для Вас было самым интересным?

– Что больше всего Вам понравилось?

– Кто сегодня работал у доски?

– Как справился?

– Какую оценку мы ему поставим?

– Кому было всё понятно и не возникало трудностей?

– Какое у вас настроение по окончании урока?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетради предметы, иуказать из каких полезных ископаемых они изготовлены.

5

Источник