Урок познания мира в 3 классе виды полезных ископаемых
Конспект урока «Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар
Тема исследования: Смогут ли учащиеся в совместной деятельности на уроке выражать свое понимание темы?
Цель: анализ и оценка учебных достижений школьников совместной деятельности.
Тема: Виды полезных ископаемых.
Цель: научить различать полезные ископаемые по способу применения ( рудные, нерудные, горючие).
Цель для ученика
К концу урока:
Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить;
Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;
Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека.
Организационно-мотивационный
Операционный этап
Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить;
Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;
Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека
Рефлексия
10 мин
Установить психологический настрой на работу
1. Выполняют движения под музыку
2. Распределение по группам.
Организация рабочего места.
Повторение правил работы в группе.
Выбор командира
Проверка домашнего задания.
Тест (см.приложение)
Что называют полезными ископаемыми?
Какие полезные ископаемые знаете?
Какие ископаемые относятся к рыхлым горным породам?
Где применяют эти породы?
Сегодня продолжаем изучать тему полезных ископаемых. По способу применения они делятся на три группы. А вот на какие группы, вы сейчас узнаете.
Откройте стр.100-101 Прочитайте.
Стратегия «Инсерт»
(на доске)
«Чтение с пометами»
+ -новое
V-знал
?-не понятно.
Обсуди в группе.
Вывод по тексту:
1.Что знали?
2.какая информация была новой для вас?
3.Что было непонятно?
2.В группах: замоделировать текст.
3.Прием «Отбор и сортировка материала»
1 группа: сортирует названия полезных ископаемых по группам.
2,3 группа: сортирует картинки предметов по отношению к полезным ископаемым.
4 группа: на карте Казахстана отмечает месторождения полезных ископаемых.
Защита у доски
Работа в паре по «Листу успеха» (см приложение )
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Оцените стикерами свое настроение. Объясни свой выбор.
Что узнал на уроке?
Твои пожелания классу.
Домашнее задание.
Стр.100-101 чит, перес, работать с картой Казахстана.
*мини-сочинение « История одного полезного ископаемого»
1. Бодрячок «Солнышко»
2. Организация групп по принципу « цветные пуговицы»
Инструктаж
опрос
Обсуждение текста.
Обсуждение моделей текста у доски
ФО:Поощрение учителя
ФО: устное высказывание учеников
ФО: устное высказывания учеников
ФО:жест «большой палец»
Разноцветные пуговицы
Листы чистые в группы для составления модели текста.
Конверты с заданиями, инструкции к заданию
иллюстрации
Карта Казахстана
«Мое настроение»
стикеры
ИКТ
Новые подходы в образовании
Управление и лидерство
Учет возрастных особенностей
Талантливые и одаренные
Критическое мышление
Лист успеха.
Ф.И._____________________________________________ дата
Горючие п.и. пластилин
кирпичи
Рудные п.и. бензин
самолет
Нерудные п.и. железная дорога
керосин
Тест.
Ф.И..______________________________
1.К рыхлым полезным ископаемым относятся:
А) песок, глина
Б ) нефть
В ) гранит, руда
2.Эти полезные ископаемые используют для изготовления кирпича:
А) песок
Б) глина
В) гранит
3.О каком полезном ископаемом идет речь:
« это пластичная осадочная горная порода. Она образуется из тончайших пород, осевших на дне водоемов.
Высохнув, становится твердой, как камень»
А) песок
Б) песчаник
В) глина
4. Горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются:
А) нерудными полезными ископаемыми
Б) полезными ископаемыми
В) нефть, уголь
5.К жидким полезным ископаемым относятся:
А) руды, угли
Б) нефть и минеральные воды
Комментарий к уроку.
Данный урок был проведен в 3 классе «Б» ОПШМТ №11.Урок Познания мира. Тема урока «Виды полезных ископаемых». Цель урока: научить различать полезные ископаемые по способу применения ( рудные, нерудные, горючие.) Цели для ученика: Я знаю, какие полезные ископаемые относятся к горючим, рудным, нерудным полезным ископаемым, могу перечислить; Я могу определять, из каких полезных ископаемых изготовлены предметы;
Я сумею доказать нужность полезных ископаемых для человека.
На данном уроке я продолжила исследование по теме: Смогут ли учащиеся в совместной деятельности на уроке выражать свое понимание темы. Урок был проведен согласно запланированному плану –конспекту, построен в соответствии с теоретическими основами из книги «Руководства для учителя». Итогом деятельности на уроке для учеников была предусмотрена работа по «Листу успеха». Проверив данную работу, получился следующий результат: присутствовал 21 ученик: «5» -6, «4»- 11, «3»-3, «2»-1. Проанализировав работы, сделала вывод, что больше всего было допущено ошибок в задании №1, где нужно было перечислить полезные ископаемые, которые относятся к горючим полезным ископаемым. Ученики часто писали бензин, керосин, дизельное топливо. Эти вещества получают из нефти, и они не являются ископаемыми. Ученик, который получил «2», в заданиях указывал предметы, вещи, которые были получены из полезных ископаемых. При закреплении материала, он находился в группе, которая как- раз сортировала иллюстрации предметов по отношению к полезным ископаемым, видимо он не понял задание в «Листе успеха» и выполнил свое задание по аналогии с предыдущим . На этапе рефлексии, ученик оценивали свое настроение на уроке: 2 ученика оценили свое настроение как « спокойное», объяснив тем, что при выполнении заданий у них возникали вопросы, на которые они потом находили ответы. Остальные ученики отметили свою комфортность на уроке, оценили свое настроении как «настроение хорошее, все понятно», при этом объяснив свой выбор.
На уроке присутствовали завучи школы и учителя, которые оставили свои отзывы об уроке.
Кунтуганова Карлыгаш Кенжехановна
Учитель начальных классов
средняя школа №13, города Астаны
Предмет: Познание мира
Тема: Полезные ископаемые
Класс: 3 А
Цели: Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
2. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.
3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.
4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, интерактивная доска (презентация), атлас, контурная карта, условные знаки полезных ископаемых, листы оценивания, смайлики
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.-5 мин
Бодрячок: «Желе забор и слон».
2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания).
В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты.
1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?
а) почва
б) воздух
в) вода
2. Что относится к искусственным телам природы?
а) человек
б) книга
в) дерево
3. Скорость и направление ветра определяют …
а) флюгером
б) компасом
в) часами
4. Кусочки льда в виде горошин – это …
а) снежинки
б) град
в) дождь
1. Дождь, град, снег – это …
а) части воздуха
б) слои воздуха
в) осадки
2. На метеорологических станциях наблюдают за …
а) состоянием природы
б) состоянием погоды
в) состоянием человека
3. Сохранить чистоту воздушной среды помогает …
а) разведение животных
б) озеленение
в) выхлопные газы автомобилей
4. Явления природы:
а) река
б) снег
в) солнце
5. Вода – это…
а) тело
б) вещество
в) явление
5. Какие из свойств не являются свойством воды?
а) безвкусная
б) текучая
в) имеет форму
1. Вода, выходящая из–под земли – это…
а) родник
б) колодец
в) арасан
2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …
а) не тревожить водных обитателей
б) не уменьшать уровень воды
в) не засорять воду отходами
3. Где быстрее испаряется вода?
а) в лесу
б) в поле
в) в пустыне
4.Какое течение имеют горные реки?
а) быстрое, бурное
б) медленное, спокойное
в) степенное, важное
5.Какую воду использует человек для своих нужд?
а) Из морей
б) из рек
в) из океанов
Самопроверка тестов учениками.
Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверти друг друга.
3. Заполнение листа оценивания.-7мин
ФИ | 4 | 3 | 2 | 1 | комментарии |
Проверка домашнего задания | |||||
Работа в группе | |||||
Работа за весь урок |
4. Подготовка к основному этапу. Дополнительный источник информации -10мин
Ребята сегодня некоторые ученики с нашего класса самостоятельно подготовили нам информацию, и подготовили презентацию, давайте послушаем их.
1) Маркова Виолетта «Золото»
2) Шварц Виктория «Каменный уголь»
3) Горошанский Никита «Железная руда»
4) Харин Константин «Соль»
Ученики презентуют свой доклад, знакомят с условным знаком, которым обозначается данное полезное ископаемое, находят на карте место нахождение. Обозначают условным знаком.
Работа с картой Казахстана. Обозначить условными знаками месторождения полезных ископаемых, в каких городах.
– Вы ребята прослушали информацию от детей. Ответьте, как это называется, что это такое золото, каменный уголь, железная руда, соль?
Ответы детей: (полезные ископаемые)
– А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Полезные ископаемые)
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Сообщение темы урока, чтение с доски цели урока учеником. Озвучить задачи урока.
1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
2. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.
3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.
4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе
5. Работа в группах.
– А сейчас ребята вы поработаете в группах. Но перед этим заданием, давайте вспомним правила в группах. (Правило поднятой руки, отвечаем по очереди, умеем выслушивать и слушать других, соблюдаем дисциплину)
Правильно распределит обязанности в группах. Подготовка заранее.
– А еще вы должны распределить обязанности, кто в ваших группах презентует презентацию, а кто будет таймером в вашей группе. Т.е Таймер учета времени.
– Можете достать сотовые телефоны и по ним распределять время.
– Ребята у вас на столе лежит Атлас и контурная карта. Глядя на атлас, вы должны выделить границы нашей республики Казахстан, и обозначить условным знаком полезные ископаемые.
1 группа – отмечает условным знаком в контурной карте, в каких городах развито добыча каменного угля.
2 группа – отмечает золото
3 группа – соль
4 группа – железная руда
– На это задание вам предоставлено 5-мин. Таймер в группах внимательно следит за временем.
– Затем один ученик с вашей группы презентует вашу работу классу, на это вам – 2мин.
В классе у нас сидят наблюдатели, консультанты. При необходимости вы можете обратиться к ним за помощью.
Презентация работы. (Показывают контурные карты, называют города, в которых встречаются полезные ископаемые)
– В листе оценивания поставьте себе баллы за свою работу с данным заданием. На сколько баллов вы оцените себя. Давайте только указывать будем честно, по совести.
Физ. минутка. 2мин
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошка.
Мимо зайка пробегал.
В двери постучал
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай лапу мне давай!
6.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
– А сейчас ребята откройте учебники на странице 50.
Самостоятельно прочитайте информацию, которая дана нам в учебнике. На это вам даю – 3мин. А таймеры наши отслеживают время.
– Обсуждение в группе. Каждый из вас расскажет группе, о чем прочитал. -2мин.
У каждого из вас на столе лежат по 3 стикера. Заполните пожалуйста их: что вы знали, хотите узнать, узнали -3мин
А на перемене вы их наклеите на флипчарте.
Резерв. Просмотр видеоролика «Как добывают золото».
7. Рефлексия:
– Какова была цель урока? (запись у доски)
– Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи которые стояли перед нами? (Да)
– А что мы узнали?
О каких полезных ископаемых?
Домашняя работа: стр. 50 чит. Перес.
Оценивание. Поставьте себе балл за работу в течение урока.
У нас было три задания по 4-х бальной шкале, это значит наибольший балл- 12, у кого вышло:
12- 11 баллов, оценка 5
10-8 баллов, оценка 4
8 – 6 баллов, оценка 3
Молодцы ребята все хорошо сегодня поработали,
Дата9.02 | ||||||||
Тема: Охрана полезных ископаемых. | ||||||||
Цель урока:учащиеся расскажут о роли полезных ископаемых в деятельности человека и исследуют их свойства. Задачи: знают виды полезных ископаемых, способы их добычи; Показажут их важную роль в экономике страны.Понимают необходимость охраны полезных ископаемых; | ||||||||
Деятельность учителя | Оценивание | |||||||
1.Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик» Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. – Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали? | ||||||||
2. Определение темы урока, целеполагание На партах лежат различные предметы -Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти предметы, из чего их делают, кто их делает? – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? – Какие проблемы для себя нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя цели? 3.«Корзина идей» Записать на стикерах слова ассоциации со словом полезные ископаемые (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? 4.Повторение правил работы в группах.
5.– Что же такое полезные ископаемые? Природные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют их для своих нужд. – Какие полезные ископаемые вы знаете? | Формативное оценивание ФО 1-1 | |||||||
. | По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. – Если мы знаем полезные ископаемые, то должны знать об их свойствах, как они используются, где добываются, каким способом. Работа в группах Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и «условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое, каким условным знаком обозначается. -какие условные обозначения вам были незнакомы? -рассматривая карту в учебнике назовите месторождения нефти и газа, каменного угля, железа -в следующих заданиях мв повторим свойства . Способы добычи этих полезных ископаемых – Изучите материал на карточках (каждый ученик читает текст самостоятельно) Выделите маркером самую значимую информацию о полезном ископаемом и Заполните таблицу. Запишите всё, что вы знаете о своём полезном ископаемом. Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют | Место и способ добычи | Условное обозначение | |
1 группа
Нефть
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из – под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.
2 группа
Природный газ
Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.
3группа
Уголь
Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.
Работа в парах
Задания: найти карточку с условным знаком, соответствующим:
глине;граниту;песку;и подчеркнуть их свойства.
Гранит
Песок
твёрдое;
очень крепкое;
чёрного цвета;
плохо пропускает воду;
вязкое;
сыпучее;
чёрного цвета;
сыпучее;
горючее;
пластичное;
жёлтого цвета;
жёлтого, белого цвета;
красного, белого, голубого, серого цвета;
белого, серого, красного цвета;
хорошо пропускает воду;
сыпучее;
хорошо полируется;
имеет запах;
вязкое;
зернистое ископаемое;
отдельные песчинки округлой формы;
Где применяется?
строительство;
строительство;
строительство;
изготовление кирпича;
отделка;
стекло;
глиняная посуда;
в быту;
плитка, черепица;
-итак мы повторили с вами свойства полезных ископаемых, где человек использует полезные ископаемые. Теперь подведем итог и заполним кластер « Как использует человек полезные ископаемые»
– Как вы думаете, ребята, исчерпаемы ли полезные ископаемые?
– Конечно, исчерпаемы, поэтому надо знать, что без разрешения Министерства экологии и природных ресурсов нельзя заниматься их добычей.
Мы – ХОЗЯЕВА, нам надо думать о дне завтрашнем.
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?Мы построили большие города, получили новые материалы, ко¬торых в природе нет, например, пластмассу, создали различные мо¬гучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.
Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные хол¬мы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
– А как отвечает нам природа ?
А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?
– Природа накапливала свои подземные богатства миллионы лет и они не восстанавливаются, для их образования нужны миллионы лет. Поэтому главная задача – охранять и бережно их использовать.
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
– Что же будут делать люди, если иссякнут полезные ископаемые?.
– Работа в группах
Составить на стикерах–обращение, призыв к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.», приклеить из на лист бумаги Презентовать
Оценка работы в группе
Оценка учителем
Взаимооценка
Рефлексия Выберите 1 фразу
для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
.
VI. Домашняя работа.