Урок познания мира что такое полезные ископаемые
Познание мира 4 класс урок Дата «__________»
Тақырып. Что такое полезные ископаемые?
Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.
Күтілетін нәтиже:
Знать классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Создание коллаборативной среды.
Деление на группы
В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.
Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.
–Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?
– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.
– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).
Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.
Актуализация знаний.
– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)
– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?
3. Постановка темы урока и цели
– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?
– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».
– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)
– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)
(Знать, классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)
– Когда мы начали изучать полезные ископаемые?
– В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.
Прием “Корзина идей”
На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
– Для чего мы выполняли это задание?
Работа по теме урока
«Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт
При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие
– уже знал
+ – новое
? – не понял, есть вопросы
Что такое полезные ископаемые?
Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.
Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.
Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.
Заполните таблицу
+
?
Проверка заполнения таблицы
Что вам было известно?
Отметили ли вы для себя новую информацию?
Что вас заинтересовало?
Где возникли вопросы?
Проверим свои предположения по «Корзине идей»
Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)
Полезные ископаемые
рудные нерудные горючие
минералы
Включение нового в систему знаний и повторение
Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.
Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.
– чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.
Карточка для первой группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим полезным ископаемым?
Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?
Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.
Применение горючих полезных ископаемых.
Карточка для второй группы учащихся:
– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
учебник
географическая карта Казахстана,
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным полезным ископаемым?
3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?
4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
4. Применение рудных полезных. ископаемых.
Карточка для третьей группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?
3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?
4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
5. Применение нерудных полезных . ископаемых.
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.
В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.
К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.
Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.
Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.
-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?
– что нам дало выполнение этого вида заданий?
Итог –
о чём вы можете рассказать своим родителям?
– Что вам этот урок дал для жизни?
– Чему вы научились?
7. Составление синквейна или
Полезные ископаемые
Рудные, нерудные
Выплавляют, строят, горят.
Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.
Кладовая земли
Рефлексия Продолжи предложения
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана
Источник
Урок: № 6 Познание мира Раздел: Природа Тема. Полезные ископаемые | Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай | |||||
Дата: | Ф.И.О.учителя: | |||||
Класс: 4 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: | ||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных | Планируемые результаты: Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию | |||||
Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых | ||||||
Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками | ||||||
Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы | ||||||
Языковая цель | Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку. | |||||
Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн. | ||||||
Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом | ||||||
Вопросы для обсуждения: | ||||||
Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? | ||||||
Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация | ||||||
Предыдущее обучение | ||||||
П Л А Н | ||||||
Планируе мое время | Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) | Ресурсы | ||||
Начало | І – Организационный момент
| |||||
Середина | II – Проверка домашнего задания.
1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___ 2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________
______________________________________________________________________________________________
____________________________________________
7) Город Алматы расположен у ________________________________________________________________________________________
_____________________ цветом, а пресные – _______________________ цветом
Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.
ІІІ – Мотивация к деятельности.
ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)
III – Работа по теме урока.
-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?
Повторение правил работы в группах.
1-я группа стр 27 Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном. 2-я группа – стр 28 Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным? 3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый? 4-я группа стр 29. Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
Самооценка, взаимооценка. Рефлексия – На уроке я узнал (а) ___________________– Интересной была информация о _____________________ – Я постараюсь узнать _______________________ VI- Итог урока. Д/задание стр 27-29 Пересказ. Вопросы. | Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель ный материал |
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8. Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8 Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.
Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.
Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.
Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.
Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.
Источник
Сидоркина Анна Владимировна
Учитель начальных классов
I категории
ГУ «Средняя школа № 1 г. Есиль»
Урок познания мира.
Тема: Полезные ископаемые.
Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.
-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых
-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Ожидаемый результат.
– знают основные признаки полезных ископаемых.
– умеют по свойствам определять вид полезных ископаемых.
– понимают значение полезных ископаемых в жизни человека.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: индивидуально-групповая.
Ресурсы: учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,
Действие учителя
Действие учеников
Организационный момент 3 мин.
Тренинг «Квадрат»
Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».
Тренинг «Массаж в кругу»
Дети выполняют задание закрыв глаза
Деление на группы по цветным жетонам 1 мин
Определение критериев оценивания
Крепится таблица с критериями оценок
У каждого лист оценивания
Опрос – тест дз разноуровневые задания 5 мин.
5. Определение цели 5 мин.
Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)
Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)
(На столах выставляются названия групп: горючие, рудные, нерудные)
– Какие материалы люди используют для строительства?
– Какие виды топлива знаете?
– Нужны ли человеку металлы?
– О чем сегодня мы на уроке будем говорить?
6. Определение уровня знаний 13 мин.
-Выступление подготовленных учащихся по группам полезных ископаемых.
– Определение по свойствам, видов полезных ископаемых.
Горючие: каменный уголь (горючее, твердое, черного цвета)
Рудные: алюминий (серебристо-белый, легкий, легко гнется)
Нерудные: песок (желтого или белого цвета, сыпучий, без запаха)
Учащиеся самостоятельно заполняют карточки с тестами
Отгадывают загадки
Учащиеся формулируют цель урока
Учащиеся по списку свойств определяют полезное ископаемое.
«Проблемный вопрос» 3 мин.
-Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
-Почему добывать полезные ископаемые становится труднее?
-Как дети могут охранять полезные ископаемые?
– Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»
Учащиеся отвечают на вопросы
Работа с учебником с. 27 – 29 5 мин.
Каждая группа читает. Две группы заполняют таблицу. Третья группа составляет кластер «Месторождения».
9.Работа по карте 5 мин.
К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетради
Каменный уголь –
Нефть –
Природный газ –
Железная руда –
Алюминий –
Медная руда –
.
Индивидуальная работа с взаимопроверкой
10. Рефлексия. 3 мин.
Учащиеся пишут на стикерах то, что узнали на уроке. (одно предложение). По одному учащемуся от группы зачитывают свои предложения. Затем все стикеры крепят к «лестнице успеха».
11. Заполнение таблицы и листов самооценивания 2 мин.
Ответы детей
Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.
17. Д/з: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.
Запись в дневниках
Источник