Урок познания мира 4 класс полезные ископаемые презентация

Урок познания мира 4 класс полезные ископаемые презентация thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Читайте также:  4м когда игры полезны и увлекательны

Источник

Урок: № 6 Познание мира

Раздел: Природа

Тема. Полезные ископаемые

Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай

Дата:

Ф.И.О.учителя:

Класс: 4

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных

Планируемые результаты:

Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию

Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых

Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками

Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы

Языковая цель

Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку.

Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн.

Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом

Вопросы для обсуждения:

Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация

Предыдущее обучение

П Л А Н

Планируе мое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

І – Организационный момент

  1. Психологический настрой

  2. Позитивный настрой (видеоролик)

Середина

II – Проверка домашнего задания.

  1. Тест (открытый)

1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___

2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это _______________________________

____________________________________________

  1. Самая высокая гора Алтая – это ________________

  2. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает ___________________________________________

7) Город Алматы расположен у

________________________________________________________________________________________

  1. Озеро – это __________________________________________________________________________________

  2. На карте солёные озера обозначают

_____________________ цветом, а пресные – _______________________ цветом

  1. Работа с картой.

  1. Показать на карте Прикаспийскую низменность,

Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.

  1. Показать на карте горы Тянь – Шань, Сарыарку. Дать характеристику.

  2. Физминутка.

ІІІ – Мотивация к деятельности.

  1. Беседа.

  • Чем еще богата наша страна?

  • Что необходимо знать человеку о полезных

ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)

  1. Объявление тумы урока. Определение целей и задач.

III – Работа по теме урока.

  1. Работа в парах. Иллюстрации стр 27.

-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?

  1. Объединение в группы.

Повторение правил работы в группах.

  1. Работа с учебником стр. 27 – 29. (презентация от учителя)

1-я группа стр 27

Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном.

2-я группа – стр 28

Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным?

3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый?

4-я группа стр 29.

Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.

  1. Защита постеров (сопровождается презентацией)

Самооценка, взаимооценка.

Рефлексия

– На уроке я узнал (а) ___________________

– Интересной была информация о _____________________

– Я постараюсь узнать _______________________

VI- Итог урока. Д/задание стр 27-29 Пересказ. Вопросы.

Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель

ный материал

Тест

  1. Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

  1. Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8. Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Тест

  1. Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

  1. Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8 Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.

Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

Читайте также:  Зеленый чай полезен как и вода

Источник

Сидоркина Анна Владимировна

Учитель начальных классов

I категории

ГУ «Средняя школа № 1 г. Есиль»

Урок познания мира.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Ожидаемый результат.

– знают основные признаки полезных ископаемых.

– умеют по свойствам определять вид полезных ископаемых.

– понимают значение полезных ископаемых в жизни человека.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Ресурсы:  учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Действие учителя

Действие учеников

  1. Организационный момент 3 мин.

Тренинг «Квадрат»

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Тренинг «Массаж в кругу»

Дети выполняют задание закрыв глаза

  1. Деление на группы по цветным жетонам 1 мин

  1. Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

  1. Опрос – тест  дз  разноуровневые задания 5 мин.

5.  Определение цели 5 мин.

 Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

(На столах выставляются названия групп: горючие, рудные, нерудные)

– Какие материалы люди используют для строительства?

– Какие виды топлива знаете?

– Нужны ли человеку металлы?

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6.  Определение уровня знаний 13 мин.

-Выступление подготовленных учащихся по группам полезных ископаемых.

– Определение по свойствам, видов полезных ископаемых.

Горючие: каменный уголь (горючее, твердое, черного цвета)

Рудные: алюминий (серебристо-белый, легкий, легко гнется)

Нерудные: песок (желтого или белого цвета, сыпучий, без запаха)

Учащиеся самостоятельно заполняют карточки  с тестами  

Отгадывают загадки

Учащиеся  формулируют цель урока

Учащиеся по списку свойств определяют полезное ископаемое.

  1. «Проблемный вопрос» 3 мин.

-Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

-Почему добывать полезные ископаемые становится труднее?

-Как дети могут охранять полезные ископаемые?

– Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Работа с учебником с. 27 – 29   5 мин.

Каждая группа читает. Две группы заполняют таблицу. Третья группа составляет кластер «Месторождения».

9.Работа по карте 5 мин.

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетради

Каменный уголь –

Нефть –

Природный газ –

Железная руда –

Алюминий –

Медная руда –

.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой

10. Рефлексия. 3 мин.

Учащиеся пишут на стикерах то, что узнали на уроке. (одно предложение). По одному учащемуся от группы зачитывают свои предложения. Затем все стикеры крепят к «лестнице успеха».

11.  Заполнение таблицы и листов самооценивания 2 мин.

Ответы детей

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

17. Д/з: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Запись в дневниках

Источник

УМК «Гармония»

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;

           познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

           их добычи;

           познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

           развивать  познавательную активность; умение характеризовать

          объекты окружающего мира; экологическое мышление;

           воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

           окружающему миру

Ход урока.

     1.Организационный момент.

     Психологический настрой:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому,

Внимание мое растет

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться,

Я готов к работе

Работаю …

2. Введение в тему урока:

– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

– С помощью чего можно приготовить обед?

– На каком топливе работает двигатель автомобиля?

– Чем выложены дороги?

– Из чего сделаны украшения?

– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

      3. Сообщение темы, цели урока.     Слайд №1.

          – Что же называют полезными ископаемыми?

      Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

      Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

      Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

4.Работа по учебнику. 

   – На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

   – А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

Читайте также:  Если захочется переделывать людей начни с себя это и полезней и безопасней

          – Так на  какие группы можно распределить полезные ископаемые?

Слайд №2

– какие полезные ископаемые относятся к твердым?

Слайд №3

– какие полезные ископаемые относятся к жидким?

Слайд №4

– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

Слайд №5

    -Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.

       5. Физминутка.

       6. Как находят полезные ископаемые?

          – Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

          Слад №7.

          – Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

          – Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)

        7. Условные знаки полезных ископаемых.

            – Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

           Слайд №8.

           – Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

         8. Как добывают полезные ископаемые.

           Слайд №9.

           -Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

            ( песок, глину, нефть, природный газ)

        9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

            – О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

                     – уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

                     – нефть

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.

                     – природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

         10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.

            – А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

            Слайд №10. (проверка)

        11.Экологические проблемы.     Слайд №11.

              – Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие  же экологические проблемы   возникают

– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);

– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);

– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).

Все эти экологические проблемы решают экологи.

        12. Итог урока.

              – Что называют полезными ископаемыми?

              – На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.

В классе висят условные знаки:

                                 – нефть

                                 – природный газ

                                 – каменный уголь

                                 – железные руды

                                 – золото

                                 – медные руды

              – Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

        13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.

        14. Рефлексия.

– Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

Все замечательно, можно двигаться дальше

Усвоил хорошо

Еще испытываю затруднения

Источник