Урок познания мира 4 класс полезные ископаемые
Урок: № 6 Познание мира Раздел: Природа Тема. Полезные ископаемые | Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай | |||||
Дата: | Ф.И.О.учителя: | |||||
Класс: 4 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: | ||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных | Планируемые результаты: Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию | |||||
Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых | ||||||
Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками | ||||||
Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы | ||||||
Языковая цель | Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку. | |||||
Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн. | ||||||
Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом | ||||||
Вопросы для обсуждения: | ||||||
Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? | ||||||
Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация | ||||||
Предыдущее обучение | ||||||
П Л А Н | ||||||
Планируе мое время | Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) | Ресурсы | ||||
Начало | І – Организационный момент
| |||||
Середина | II – Проверка домашнего задания.
1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___ 2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________
______________________________________________________________________________________________
____________________________________________
7) Город Алматы расположен у ________________________________________________________________________________________
_____________________ цветом, а пресные – _______________________ цветом
Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.
ІІІ – Мотивация к деятельности.
ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)
III – Работа по теме урока.
-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?
Повторение правил работы в группах.
1-я группа стр 27 Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном. 2-я группа – стр 28 Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным? 3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый? 4-я группа стр 29. Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
Самооценка, взаимооценка. Рефлексия – На уроке я узнал (а) ___________________– Интересной была информация о _____________________ – Я постараюсь узнать _______________________ VI- Итог урока. Д/задание стр 27-29 Пересказ. Вопросы. | Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель ный материал |
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8. Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8 Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.
Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.
Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.
Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.
Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.
Тема урока: “Полезные ископаемые” 1 урок | Школа: КГУ ” Гимназия № 2″акимата города Рудного | ||
Дата: 25 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 “А” | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: 0 | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. | ||
Цели обучения | Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых. | ||
Критерии успешности | Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам; Знают: обозначения полезных ископаемых; уметь находить полезные ископаемые на карте; Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать. | ||
Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа | |||
Предыдущее обучение | Формы поверхности Земли. | ||
Ресурсы | учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку. | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов
Проверка домашнего
задания в парах
пересказ
Определение цели и задач урока.
Критерии успешности.
Определение уровня знаний.
” Верю – не верю”
Физминутка
Эмоционально психологический настрой
Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
– Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.
Листы оценивания.
-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.
Знакомство с критериями.
Близко к тексту
Темп
Эмоциональность
–В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.
– Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:
– Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)
Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?
( нефть)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)
Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)
– О чем сегодня мы на уроке будем говорить?
– Как назвать все отгадки?
– Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)
– Давай те попробуем сформулировать задачи урока:
Знать:
Уметь:
Научиться:
– Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
– Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
– Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
– Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
– Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
– Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
– Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?
– Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
– Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
– Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?
– Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? – работа на листочках
(ответы детей вывешиваются на доску)
музыкальная
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.
Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.
Ученики отгадывают загадки.
Формулируют тему урока.
Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.
Например:
Уметь:
классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знать обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Дети читают с доски критерии успешности.
1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.
2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.
3. Работать по контурной карте.
4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.
Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску
” Ожидания от урока”
Новые подходы в преподавании и обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Формативное взаимооценивание
Оценивание
(заполнение листа оценивания)
Формативное оцениванием- похвала.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Диалогическое обучение.
Обучение критическому мышлению.
Саморегуляция учащихся.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Кластер
Презентация
Чтение статьи учебника
Работа по карте.
Закрепление. “Мозговой штурм”
Творческая работа.
Индивидуальная
Подсчёт баллов
Контроль и оценка успешности на уроке
Ассоциации к словам
” Полезные ископаемые” – работают в группе. презентуют свой Кластер.
Повторить правила работы в группе.
Презентация по теме ” Полезные ископаемые Казахстана”
Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.
Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.
По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Работа со статьёй учебника стр. 27 -29
Метод ” ЗХУ” – чтение с пометками
Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.
Оценивание по критериям.
1. Полезные ископаемые ……. 1б
2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б
3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б
Работа по карте Казахстана по плану группой.
1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)
2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.
3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)
– время- 5 минут
Выскажи свое мнение “Мозговой штурм”
– Как в вашем крае используют полезные ископаемые?
– Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?
– А как отвечает нам природа?
– Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?
Творческая работа составление ” Синквейна” – по теме полезные ископаемые.
Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.
– Вернёмся к задачам урока
Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знаю обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.
Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.
Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.
Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)
Полезные ископаемые
Что такое?
Три группы
Способы добычи
Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.
1) Нефть
2) Каменный уголь
3) Природный газ
4) Железная руда
Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.
Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.
Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.
Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Обучение критическому мышлению.
Диалог ” Ученик -ученик”
ИКТ, диалоговое обучение
” Учитель – ученик”
Обучение талантливых и одарённых.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Критериальное суммативное самооценивание.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Обучение критическому мышлению.
ИКТ
Обучение критическому мышлению.
Диалогическое обучение.
Формативное внешнее оценивание
Диалогическое обучение
” Учитель – ученик”
Работа с одарёнными.
Формативное самооценивание фишками
Работа с талантливыми и одарёнными.
Формативное критериальное взаимооценивание
Суммативное внешнее итоговое оценивание
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
Подведение итогов.
– Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция.
ИКТ
4. Д/з
1. Работа с материалами учебника.
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).
3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
Учащиеся записывают в дневник.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливами.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.
Сильным учащимся – дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы – итоговая суммативная оценка.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Литературное чтение, музыка, география.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.
2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)
2. Правильное распределение времени на уроке.
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.
По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.