Урок познание мира 3 класс полезные ископаемые и их виды 3 класс

Урок познание мира 3 класс полезные ископаемые и их виды 3 класс thumbnail

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

– Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

– А из чего делают автомобили, самолёты?

– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

– А почему они полезные? (Ответы детей)

– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

– Молодцы. Перейдём к третьей группе.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

– Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Кунтуганова Карлыгаш Кенжехановна

Учитель начальных классов

средняя школа №13, города Астаны

Предмет: Познание мира

Тема: Полезные ископаемые

Класс: 3 А

Цели: Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.

4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, интерактивная доска (презентация), атлас, контурная карта, условные знаки полезных ископаемых, листы оценивания, смайлики

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.-5 мин

Бодрячок: «Желе забор и слон».

2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания).

В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты.

1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?

а) почва

б) воздух

в) вода

2. Что относится к искусственным телам природы?

а) человек

б) книга

в) дерево

3. Скорость и направление ветра определяют …

а) флюгером

б) компасом

в) часами

 4. Кусочки льда в виде горошин – это …

а) снежинки

б) град

в) дождь

1. Дождь, град, снег – это …

а) части воздуха

б) слои воздуха

в) осадки

2. На метеорологических станциях наблюдают за …

 а) состоянием природы

б) состоянием погоды

в) состоянием человека

3. Сохранить чистоту воздушной среды помогает …

а) разведение животных

б) озеленение

в) выхлопные газы автомобилей

4. Явления природы:

а) река

б) снег

в) солнце

5. Вода – это…

а) тело

б) вещество

в) явление

5. Какие из свойств не являются свойством воды?

а) безвкусная

б) текучая

в) имеет форму

1. Вода, выходящая из–под земли – это…

а) родник

б) колодец

в) арасан

2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …

а) не тревожить водных обитателей

б) не уменьшать уровень воды

в) не засорять воду отходами

3. Где быстрее испаряется вода?

а) в лесу

б) в поле

в) в пустыне

4.Какое течение имеют горные реки?

а) быстрое, бурное

б) медленное, спокойное

в) степенное, важное

5.Какую воду использует человек для своих нужд?

а) Из морей

б) из рек

в) из океанов

 Самопроверка тестов учениками.

 Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверти друг друга.

3. Заполнение листа оценивания.-7мин

ФИ

4

3

2

1

комментарии

Проверка домашнего задания

Работа в группе

Работа за весь урок

4. Подготовка к основному этапу. Дополнительный источник информации -10мин

Ребята сегодня некоторые ученики с нашего класса самостоятельно подготовили нам информацию, и подготовили презентацию, давайте послушаем их.

1) Маркова Виолетта «Золото»

2) Шварц Виктория «Каменный уголь»

3) Горошанский Никита «Железная руда»

4) Харин Константин «Соль»

Ученики презентуют свой доклад, знакомят с условным знаком, которым обозначается данное полезное ископаемое, находят на карте место нахождение. Обозначают условным знаком.

Работа с картой Казахстана. Обозначить условными знаками месторождения полезных ископаемых, в каких городах.

– Вы ребята прослушали информацию от детей. Ответьте, как это называется, что это такое золото, каменный уголь, железная руда, соль?

Ответы детей: (полезные ископаемые)    

– А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Полезные ископаемые)

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Сообщение темы урока, чтение с доски цели урока учеником. Озвучить задачи урока.

1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.

4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе

5. Работа в группах.

– А сейчас ребята вы  поработаете в группах. Но перед этим заданием, давайте вспомним правила в группах. (Правило поднятой руки, отвечаем по очереди, умеем выслушивать и слушать других, соблюдаем дисциплину)

Правильно распределит обязанности в группах. Подготовка заранее.

–  А еще вы должны распределить обязанности,  кто в ваших группах презентует презентацию, а кто будет таймером в вашей группе. Т.е Таймер учета времени.

– Можете достать сотовые телефоны и по ним распределять время.

– Ребята у вас на столе лежит  Атлас и  контурная карта. Глядя на атлас, вы должны выделить границы нашей республики Казахстан, и обозначить условным знаком полезные ископаемые.

1 группа – отмечает условным знаком в контурной карте, в каких городах развито добыча каменного угля.  

2 группа – отмечает золото

3 группа – соль

4 группа – железная руда

– На это задание вам предоставлено 5-мин. Таймер в группах внимательно следит за временем.

 – Затем один ученик с вашей группы презентует вашу работу классу, на это вам – 2мин.

В классе у нас сидят наблюдатели, консультанты. При необходимости вы можете обратиться к ним за помощью.

Презентация работы. (Показывают контурные карты, называют города, в которых встречаются полезные ископаемые)

–  В листе оценивания поставьте  себе баллы за  свою работу с данным заданием. На сколько баллов вы оцените себя. Давайте только указывать будем честно, по совести.

Физ. минутка. 2мин

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошка.

Мимо зайка пробегал.

В двери постучал

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Зайка, зайка забегай лапу мне давай!

 6.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

– А сейчас ребята откройте учебники на странице 50.

Самостоятельно прочитайте информацию, которая дана нам в учебнике. На это вам даю – 3мин. А таймеры наши отслеживают время.

– Обсуждение в группе. Каждый из вас расскажет группе, о чем прочитал. -2мин.

У каждого из вас на столе лежат по 3 стикера. Заполните пожалуйста их: что вы знали, хотите узнать, узнали -3мин

А на перемене вы их наклеите на  флипчарте.

Резерв. Просмотр видеоролика «Как добывают золото».

7. Рефлексия:  

– Какова была цель урока? (запись у доски)

– Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи которые стояли перед нами? (Да)

– А что мы узнали?

О каких полезных ископаемых?

Домашняя работа: стр. 50 чит. Перес.

Оценивание. Поставьте себе балл за работу в течение урока.

У нас было три задания по 4-х бальной шкале, это значит наибольший балл- 12, у кого вышло:

 12- 11 баллов, оценка 5

 10-8 баллов, оценка 4

8 – 6 баллов, оценка 3

Молодцы ребята все хорошо сегодня поработали,  

Источник

Цель.

Ознакомление с полезными ископаемыми их свойствами, применением и способом добычи.

Задачи:

  • познакомить с понятием «полезные ископаемые», изучить их свойства, способ добычи и применение.

  • развивать память, внимание, любознательность;

  • формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых,

  • карты полезных ископаемых Казахстана

  • знаки полезных ископаемых,

  • карточки для практической работы,

  • учебник познание мира 3 класс

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок.
Можно к делу приступать:
Вот учебник и тетрадь,
Природу будем изучать.

II. Объявление темы урока.

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Наша Родина – очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе. А вот почему полезные ископаемые так называются, вы ответите мне в конце урока.

III. Практическая работа.

(Учащиеся работают в парах)

Каждая пара получает образец полезного ископаемого и карточку с заданием:

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрацией в учебнике “Познание мира 3 класс” на с.58, определите его название.

  2. Установите свойство полезного ископаемого (твёрдое или жидкое, плотное или рыхлое, цвет, прозрачность).

  3. Узнайте у учителя, горючее ли это полезное ископаемое.

  4. Подумайте, где можно использовать данное полезное ископаемое.

  5. Полученные результаты учащиеся заносят в таблицу на карточке с заданиями:

Название полезного ископаемого

Свойства полезного ископаемого

Служит топливом

Использование

Обсуждение результатов. Выслушиваются ответы учащихся.

IV. Физкультминутка.

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)

Vhello_html_m71269ff5.png. Работа над новым материалом.

1. Чтение статьи учебника (с.62-64)

2.Ознакомление со знаками полезных ископаемых:

3. Знакомство с картой полезных ископаемых Казахстана.

Мы живём в Казахстане. Запасами каменного угля в нашей республике богат Карагандинский и Экибастузский угольный бассейн. На территории Каспийского шельфа и на Мангыстауском полуострове находятся самые богатые в Казахстане месторождения нефти и газа. Рудные полезные ископаемые в основном сосредоточены в Центральном Казахстане и на Рудном Алтае .Месторождения медных руд в Жезказгане и Конырате известны всему миру. Каратауское месторождение фосфоритов по своим запасам занимает одно из первых мест в мире.

4.Слово о профессии (показ иллюстраций).

Сейчас невозможно представить современную шахту или угольный разрез без машин и механизмов, облегчающих работу. А раньше единственным орудием был специальный заострённый молоток. Быть шахтёром почётно. Среди шахтёров много героев труда. Труд шахтёров очень сложен и опасен. Уголь скрыт под землёй. А земля не желает просто так расставаться со своим богатством.

VI. Закрепление изученного материала.

А сейчас я проверю с помощью загадок, как вы запомнили название полезных ископаемых:

Он очень прочен и упруг;
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

Если встретить по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он чёрный и блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

VII. Охрана полезных ископаемых.

1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это охрана полезных ископаемых. Запасы полезных ископаемых не безграничны. Пополнить их тоже нельзя. Можно только бережно тратить, сохранять .Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Вы тоже должны экономно относиться к использованию п. и.

2. Чтение статьи учебника (с.66)

3. Работа по вопросам задания “Проверь себя” (по учебнику с.66).

– Для чего добывают полезные ископаемые?

– Люди какой профессии отыскивают месторождение в природе?

– Расскажи о том, как добывают полезные ископаемые?

– Почему надо бережливо использовать полезные ископаемые?

VIII. Итоги урока.

А теперь я напомню вам вопрос, который я задала вам в начале нашего урока:

– Почему “полезные ископаемые” так называют? (Выслушиваются ответы учащихся).

Выставление оценок за работу на уроке.

IX. Домашнее задание.

Чтение материала учебника на с. 62 – 66, приготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в Караганде

Прозвенел звонок.
Окончен наш урок.
Много сделали, узнали,
Хорошо работали.

Источник