Урок полезные ископаемые в коррекционной школе 8 вида

Урок полезные ископаемые в коррекционной школе 8 вида thumbnail

Русско-Акташская специальная коррекционная школа-интернат 8 вида.

Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе.

Учитель  1 квалификационной категории Атаманова О.М. 2010 год.

Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.

Цели коррекционно-образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о месторождениях полезных ископаемых России.

2.Закрепить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), о их использовании и способах добычи.

3.Выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Цели коррекционно-развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, заполнять таблицу.

2.Развивать умение классифицировать полезные ископаемые по использованию.

3. Развивать пространственные представления учащихся, умение работать с картой, систематизировать информацию и делать выводы.

Цели коррекционно-воспитательные:

1.Обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

2.Содействовать экологическому воспитанию учащихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.

Опорные знания:

Полезные ископаемые и их свойства, классификации полезных ископаемых по использованию, по физическому состоянию, по способу добычи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Средства обучения:

1.Учебник «География: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.-М.: Просвещение, 2008.-184с.

2.Коллекции полезных ископаемых.

3. Физическая карта России.

Ход урока.

Организационный момент.

(2-3 мин.)

Приветствие, подготовленность класса к уроку, организация рабочего настроения, создание интереса к уроку (мотивация учебной деятельности).

– Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного о природе Земли, узнаем, какие полезные ископаемые встречаются на территории России и их основные места распространения.

Актуализация знаний.  (7-10 мин.)

Фронтальная беседа.

Загадки о полезных ископаемых.

Заполнение таблицы.

( по очереди, на доске, фронтально, из демонстрационных карточек)

Показ диапозитивов.

Тест (решается на доске, фронтально).

Повторение изученного материала по биологии ( 6 класс, 3 четверть) по теме «Полезные ископаемые»

А) Вопросы:

1.Мы с вами на протяжении всей 3 четверти изучали полезные ископаемые. Объясните, пожалуйста, что это такое- полезные ископаемые? Почему их так назвали? (вопрос для 1 группы учащихся)

2.Приведите примеры полезных ископаемых, которые мы изучали на уроках биологии в 3 четверти. (вопрос для 2 группы учащихся)

3.На какие группы делят полезные ископаемые по их использованию? (вопрос для 1 группы учащихся)

4. Вспомним  свойства некоторых полезных ископаемых. (Загадки отгадать и найти образец в коллекции)

5.Какие полезные ископаемые относят к группе горючих полезных ископаемых? Почему их так назвали?

6.Какие полезные ископаемые относят к группе, используемой в качестве строительных материалов?

7.Какие полезные ископаемые используются для получения минеральных удобрений?

8.Какие полезные ископаемые используются для получения из них металлов? Почему их назвали рудными?

Б) Заполните таблицу «Виды полезных ископаемых»

Горючие полезные ископаемые

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу из демонстрационных карточек на доске.

В) А сейчас мы вспомним, какими способами ведут добычу полезных ископаемых? ( открытым, шахтным, с помощью скважин).

Пояснения учителя:

-Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Его применяют, если ископаемые залегают неглубоко от поверхности почвы. Какие полезные ископаемые можно добывать открытым способом?

-Это добыча глубоко залегающих полезных ископаемых при помощи шахты. Его применяют, если полезные ископаемые залегают глубоко под поверхностью почвы. Что добывают таким способом?

– Это добыча полезных ископаемых с помощью скважин. Какие полезные ископаемые добывают таким способом? Почему? (вопрос для 1 группы учащихся)

Установить соответствие.

  Открытым способом                                      Нефть

  С помощью скважин

  В шахтах

                                                                          Природный газ

                                                                          Песок

                                                                          Глину

                                                                          Каменный уголь

                                                                          Торф

                                                                          Гранит

.

Изучение нового материала (20 мин.)

А) Запись новой темы.

Б) Вступительная беседа.

В) Тест на соответствие (фронтально, на доске)

Г) Рассказ учителя об основных месторождениях полезных ископаемых.

Д) Частично-поисковая деятельность учащихся.

( ученики получают индивидуальные таблицы, заполняют свою строчку в этой таблице, затем записывают на доске).

Тема: «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых».

Вопросы:

  1. Как изображают места распространения полезных ископаемых на карте?
  2. С некоторыми условными знаками, обозначающими полезные ископаемые, мы уже познакомились. Давайте вспомним, какой знак соответствует следующим полезным ископаемым: нефть, природный газ, каменный уголь, железная руда, никелевая руда, медная руда, алюминиевая руда, поваренная соль, золото, алмазы.

      3.   Что такое месторождение? (объяснение учителя, определение понятия вывешиваю на доске).

Вывод : при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых

Ребята, перед нами стоит непростая задача:

При помощи условных знаков и физической карты мы должны определить основные месторождения полезных ископаемых в России и занести их в таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

нефть

природный газ

каменный уголь

железная руда

никелевая руда

медная руда

алюминиевая руда

поваренная соль

золото

алмазы

Вывод: на равнинах залегают в основном горючие, используемые в строительстве и для получения минеральных удобрений полезные ископаемые, а рудные (металлические) залегают в горных участках.

Закрепление: групповая работа. ( 3-5 мин.)

На контурной карте разместить условные знаки полезных ископаемых.

Элементы НРК: ( 3 мин.)

Вопросы:

1.Назовите полезные ископаемые, которые добывают на территории Татарстана.

2.Какими видами транспорта осуществляются перевозки нефти и газа?

3.Какое название носит главный нефтепровод, по которому нефть из Татарстана поступает в другие регионы?

4.С какими экологическими проблемами связана добыча нефти и газа?

5.Ребята, как называется наше село? Что это название обозначает в переводе на русский язык? Почему селу дали такое название?

6.Зная, что на территории Татарстана добывают известняк, что вы можете сказать о геологическом прошлом нашей республики?

Домашнее задание.(2 мин.)

Задание:

1.Стр. 159-160 прочитать.

2.отметить месторождения полезных ископаемых на контурной карте..

Итог урока (3 мин.)

Подведение итогов урока, конец урока. Оценки за урок.

Загадки о полезных ископаемых.

1.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. ( каменный уголь)

2.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.(песок)

3.Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.(торф)

4.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.(мел, известняк)

5.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (нефть)

6.Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.(гранит)

Ф.И.________________________________________

1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

-географы

-геологи

-строители

2.Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

-бурый уголь, песок

-известняк, нефть, природный газ

-золото, железные руды.

3.Зачем мы собираем металлолом?

-мы сохраняем запасы руды

-мы очищаем территорию от мусора

-мы соревнуемся между классами.                                                                                                                                                                                                                              

Открытым способом                                      

С помощью скважин

В шахтах

Природный газ                                              

Песок

Глину

Каменный уголь

Торф

Гранит

Нефть

железная руда

никелевая руда

медная руда

алюминиевая руда

поваренная соль

золото

алмазы

гранит

известняк

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

нефть

природный газ

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

каменный уголь

железная руда

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

никелевая руда

медная руда

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

золото

алмазы

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

алюминиевая руда

поваренная соль

Горючие полезные ископаемые:

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов:

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений:

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов:

Источник

Урок природоведения 5 класс.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископаемых.

Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения  привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

             2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;

3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.

Оборудование: образцы  горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос.  Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.

Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

  1. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
  2. Расшифруй  в таблице слово.
  1. Отгадай ребусы.

“‘    “‘                                                                                                    

                       П Е                  

  1. Индивидуальные задания.

А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» – строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.

Строительные П.И.

Горючие П.И.

Торф

Каменный уголь

Песок

Мел

Поваренная соль

Гранит  

  1. Практическая работа

     Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.
  2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
  3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с   блеском, без блеска – матовые.
  4. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
  5. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

  1. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твердость

Вес

  1. Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Отличительные признаки

Гранит

        Торф

Мел

Каменный  уголь

Цвет

Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета

светло-коричневый

белый

черный

Прозрачность

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

непрозрачный

Блеск

с   блеском

матовый

матовый

с   блеском

Твёрдость

твердый

хрупкий

твердый

Твердый, но хрупкий

Вес

Тяжелый

легкий

легкий

Тяжелый

  1. Подведение итогов урока.

1.Отгадать кроссворд

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.

На кухне у мамы помощник отличный. 
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл. 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.

Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

2.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7.

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9.

Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
Он несет в дома тепло. 
От него кругом светло. 
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

2. Тест «Полезные ископаемые».

1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?

А) геологи;

Б) археологи;

В) биологи;

Г) строители.

2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?

А) все полезные вещества;

Б) витамины;

В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;

Г) древние вещества.

3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:

А) каменный уголь;

Б) нефть;

В) гранит;

Г) природный газ.

4.Выдели лишнее:

А) кирпич;

Б) песок;

В) железная руда;

Г) глина.

5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) графит, сера.

7.3ачем мы собираем металлолом?

А) мы сохраняем запасы руды;

Б) очищаем территорию от мусора;

В) участвуем в соревновании между классами.

8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?

А) из угля;

Б) из гранита;

В) из руды.

3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.

Гранит: ___________________________________________________________.

Глина:____________________________________________________________.

Известняк:________________________________________________________.

Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или  красного цвета, хорошо полируется

4. Резервное задание.

Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.

1 .горючее;                          9. сыпучее;        

2. твердое;                          10. легче воды;

3. жидкость;                        11. газообразное;

4. тяжелее  воды;               12. белого цвета;

5. черного  цвета;               13. пластичное;

6. желтого цвета;                14. плохо пропускает воду;

7. хрупкое;                           15. коричневого или белого цвета.

8. имеет запах;

  1. Домашнее задание.

1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.

Источник

Конспект урока естествознания для 5 класса

Тема: Полезные ископаемые(урок обобщения знаний)

Цель: создание условий для выявления и закрепления ранее полученных знаний о полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательные:  обобщить и закрепить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувства ответственности за свои поступки, умение достойно вести себя в окружающей среде, желание сделать мир лучше.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с таблицами полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Начинается урок,     

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок естествознания. Улыбнитесь друг другу!

Слайд

– Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!

Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

– А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы).Слайд

– Солнце, вода, воздух, почва, камни – это какая природа?   (Неживая).

– Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы – это какая природа? (Живая)

2. Актуализация знаний:

– На прошлых уроках мы с вами изучали разные виды полезных ископаемых.

– Сейчас я вам загадаю загадки на эту тему, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Он черный, блестящий,  
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

– Молодцы! Я очень рада, что вы хорошо знаете полезные ископаемые.

3. Самостоятельная работа.

– Ребята, сейчас вы выполните самостоятельную работу. По результатам выполнения задания у вас должно получиться слово.

Задание: ответить на вопросы и записать в строчку буквы правильных ответов, у вас получится слово из 6 букв.

1.Какие полезные ископаемые используются в строительстве:

           о) каменный уголь;

           г)  песок, глина;

           в)  гранит, мрамор.

2.Назовите самый лучший каменный уголь:

            п) бурый;

            е) антрацит;

            т) обыкновенный;

3. Известняки-это ….

            о) глина;

            л) мел;

            с) мрамор.

4. Свойства глины:

             а) горючесть;

             б) сыпучесть;

  в) вязкость.

5. При  разрушении гранита и кварца образуется :

             б) мел;

 г) песок;

л) каменный уголь

– И так у вас получилось слово? Кто мне его прочитает? (ГЕОЛОГ)

– Правильно ребята! У всех получился такой ответ?

– А теперь скажите мне кто такой ГЕОЛОГ?

– Чем он занимается?

– Что такое полезные ископаемые?

– Что такое месторождение?

Физминутка

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь.

4. Работа по заполнению таблицы «Свойства полезных ископаемых».

– Ребята, а сейчас мы с вами будем заполнять таблицу о свойствах полезных ископаемых. На прошлых уроках мы говорили об этом. Давайте еще раз посмотрим на нашу коллекцию полезных ископаемых и определим их цвет, свойства, и вспомним, какую пользу они приносят людям, где применяются.

(На столе лежит коллекция полезных ископаемых. Ученики работают по одному и коллективно, в случае затруднения, комментируют. Учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся на карточках).

– Назовите полезные ископаемые твёрдые, жидкие?

– Какое из них самое твёрдое?

– Какие из них горючие?

– Какое самое рыхлое?

– Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь внимательно послушайте сказку, а потом ответите на мои вопросы.

5. Сказка   «КТО ГЛАВНЕЕ?»

Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, мистер Газ, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «Я тоже из горючих материалов». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы».

Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!»

Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали ДРУГ другу руки и весело отправились по домам.

– Вам понравилась сказка?

– Назовите всех героев сказки?

– О чём спорили герои этой сказки?

– Какие герои этой сказки обладают горючими свойствами?

– Какое полезное вещество можно получить из железной руды?

– Какую пользу приносит людям отшельник-Булыжник?

– Какие еще вы знаете полезные ископаемые, из которых можно сделать строительные материалы?

– Ну и кто же оказался главнее всех?

6. Итог урока:

– Ребята, какое задание для Вас было самым интересным?

– Что больше всего Вам понравилось?

– Кто сегодня работал у доски?

– Как справился?

– Какую оценку мы ему поставим?

– Кому было всё понятно и не возникало трудностей?

– Какое у вас настроение по окончании урока?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетради предметы, иуказать из каких полезных ископаемых они изготовлены.

5

Источник