Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация

Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Полезные ископаемые.
Окружающий мир
Какие полезные ископаемые вы знаете?

  • Какие полезные ископаемые вы знаете?
  • Расскажите о свойствах некоторых полезных ископаемых и о том где они используются.

Песок.

  • Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает различного: чёрного, зелёного, красноватого, жёлтого , белого. Это зависит от того из какой породы он образовался.

Песок используют в стекольной промышленности. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Также используют песок при изготовлении кирпича.

  • Песок используют в стекольной промышленности. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Также используют песок при изготовлении кирпича.

Глина.

  • Глина – осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород и осаждается на дне морей и озёр.

Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич . Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

  • Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич . Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит

  • Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Верхняя часть земной коры сложена из гранита.

Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий.

  • Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий.

Железная руда.

  • Железная руда – природное минеральное образование. Она осаждалась в трещинах горных пород при остыва- нии магмы. Россия занимает первое место в мире по количеству запасов железных руд.
    • Назовите предметы которые сделаны из металла.

Каменный уголь.

  • Уголь образуется из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.

Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности

  • Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности

Нефть.

  • Нефть – жидкое полезное ископаемое. Происхождение нефти до конца не изучено. Одно очевидно – нефть образовалась из остатка каких-то живых организмов.

Нефть даёт тепло и свет-
Нефть даёт тепло и свет-
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы , и рубашки,
Удивительные чашки.
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вёз…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И недаром в нашем крае,
С нетерпением её ждут,
Чёрным золотом зовут.
Известняк.

  • Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк (плотный камень белого или серого цвета) и мрамор.

Мелом пишут на доске, белят стены. Из обыкновен- ного известняка строят дома, мостят улицы. Мрамор используют для украшений.

  • Мелом пишут на доске, белят стены. Из обыкновен- ного известняка строят дома, мостят улицы. Мрамор используют для украшений.

Полезные ископаемые.
Спасибо за внимание.

Источник

УМК «Гармония»

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;

           познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

           их добычи;

           познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

           развивать  познавательную активность; умение характеризовать

          объекты окружающего мира; экологическое мышление;

           воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

           окружающему миру

Ход урока.

     1.Организационный момент.

     Психологический настрой:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому,

Внимание мое растет

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться,

Я готов к работе

Работаю …

2. Введение в тему урока:

– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

– С помощью чего можно приготовить обед?

– На каком топливе работает двигатель автомобиля?

– Чем выложены дороги?

– Из чего сделаны украшения?

– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

      3. Сообщение темы, цели урока.     Слайд №1.

          – Что же называют полезными ископаемыми?

      Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

      Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

      Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

4.Работа по учебнику. 

   – На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

   – А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

          – Так на  какие группы можно распределить полезные ископаемые?

Слайд №2

– какие полезные ископаемые относятся к твердым?

Слайд №3

– какие полезные ископаемые относятся к жидким?

Слайд №4

– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

Слайд №5

    -Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.

       5. Физминутка.

       6. Как находят полезные ископаемые?

          – Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

          Слад №7.

          – Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

          – Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)

        7. Условные знаки полезных ископаемых.

            – Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

           Слайд №8.

           – Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

         8. Как добывают полезные ископаемые.

           Слайд №9.

           -Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

            ( песок, глину, нефть, природный газ)

        9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

            – О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

                     – уголь

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

                     – нефть

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.

                     – природный газ

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

         10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.

            – А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

            Слайд №10. (проверка)

        11.Экологические проблемы.     Слайд №11.

              – Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие  же экологические проблемы   возникают

– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);

– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);

– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).

Все эти экологические проблемы решают экологи.

        12. Итог урока.

              – Что называют полезными ископаемыми?

              – На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.

В классе висят условные знаки:

                                 – нефть

                                 – природный газ

                                 – каменный уголь

                                 – железные руды

                                 – золото

                                 – медные руды

              – Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

        13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.

        14. Рефлексия.

– Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

Все замечательно, можно двигаться дальше

Усвоил хорошо

Еще испытываю затруднения

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему” Полезные ископаемые” (4 класс)

Каменный уголь Атлас-определитель 4 «З» класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Каменный уголь Атлас-определитель 4 «З» класс

Описание слайда:

Каменный уголь Атлас-определитель 4 «З» класс

2 слайд

Загадка Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло

Описание слайда:

Загадка Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

3 слайд

твердое, горючее, полезное ископаемое, растительного происхождения. Представ

Описание слайда:

твердое, горючее, полезное ископаемое, растительного происхождения. Представляет собой плотную породу черного, иногда серо-черного цвета с блестящей полуматовой или матовой поверхностью. Каменный уголь

4 слайд

Каменный уголь Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое,

Описание слайда:

Каменный уголь Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

5 слайд

Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Горючие

Описание слайда:

Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Горючие свойства угля были известны еще нашим далеким предкам. «Горючие камни» медленно раскалялись в огне, но зато затем очень долго отдавали тепло.

6 слайд

Во время отдыха царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей м

Описание слайда:

Во время отдыха царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I. В России Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего города Шахты.

7 слайд

Антрацит — самый древний из ископаемых углей, наиболее высокой степени углефи

Описание слайда:

Антрацит — самый древний из ископаемых углей, наиболее высокой степени углефикации. Характеризуется большой плотностью и блеском. Содержит 95 % углерода. Применяется как твердое высококачественное топливо.

8 слайд

содержит 65—70 % углерода, имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых у

Описание слайда:

содержит 65—70 % углерода, имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых углей. Используется как местное топливо, а также как химическое сырье. Бурый уголь — твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа,

9 слайд

Бурый уголь и торф менее ценны в энергетическом плане, но быстрее воспламеняю

Описание слайда:

Бурый уголь и торф менее ценны в энергетическом плане, но быстрее воспламеняются. Торф – «рыхлый» и легкий уголь.

10 слайд

Химически стойкие, электропроводны и огнеупорные. Используются при изготовлен

Описание слайда:

Химически стойкие, электропроводны и огнеупорные. Используются при изготовлении щелочных аккумуляторов, электродов, карандашей, плавильных тиглей, а также в литейном деле. Графиты – минералы. Имеют слоистую структуру.

11 слайд

Свойства каменного угля горит чёрный твёрдый хрупкий не растворяется в воде

Описание слайда:

Свойства каменного угля горит чёрный твёрдый хрупкий не растворяется в воде

12 слайд

Добыча угля Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка в

Описание слайда:

Добыча угля Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров…

13 слайд

При большом углублении угольного карьера разработка угольного месторождения п

Описание слайда:

При большом углублении угольного карьера разработка угольного месторождения проводится подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

14 слайд

На нашей планете месторождения ископаемого угля - не редкость, они находятся

Описание слайда:

На нашей планете месторождения ископаемого угля – не редкость, они находятся на каждом континенте и многих островах. Не исключение и Антарктида: предполагают, что под огромными толщами ледников залегают месторождения угля.

15 слайд

Местонахождение угля в России В России сосредоточено 5,5 % мировых запасов уг

Описание слайда:

Местонахождение угля в России В России сосредоточено 5,5 % мировых запасов угля, что составляет более 200 миллиард тонн. Из них 70 % приходится на запасы бурого угля.

16 слайд

На территории Бурятии на балансе стоят 10 месторождений бурого и 4 месторожде

Описание слайда:

На территории Бурятии на балансе стоят 10 месторождений бурого и 4 месторождения каменного угля.

17 слайд

Одно из крупнейших в России предприятий по добыче каменного угля. Осуществляе

Описание слайда:

Одно из крупнейших в России предприятий по добыче каменного угля. Осуществляет разработку открытым способом Олонь-Шибирского каменноугольного месторождения, расположенного в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края и в Мухоршибирском районе Бурятии. Месторождение. Глубина залегания — от 3 до 169 метров. Разрез «Тугнуйский»

18 слайд

Общие запасы каменного угля в месторождении составляют 274 млн т. В 2011 г. н

Описание слайда:

Общие запасы каменного угля в месторождении составляют 274 млн т. В 2011 г. на разрезе начата промышленная добыча открытым способом. Разрез «Никольский»

19 слайд

 Создано 10 сентября 2008 г. Запасы угля составляют около 200 млн тонн бурого

Описание слайда:

 Создано 10 сентября 2008 г. Запасы угля составляют около 200 млн тонн бурого угля. Добыча открытым способом. Окино-Ключевский угольный разрез

20 слайд

Расположено рядом с г. Гусиноозёрском. Разведанные запасы 451 млн.т. Продукти

Описание слайда:

Расположено рядом с г. Гусиноозёрском. Разведанные запасы 451 млн.т. Продуктивные отложения находятся на глуб. 75-180 м. Уголь поставлялся на Гусиноозёрскую ГРЭС. В 1997 г. из-за низкого качества новых угольных пластов работа Гусиноозёрских шахт прекратилась. Гусиноозёрское буроугольное месторождение

21 слайд

 Расположен в Селенгинском районе. Запасы бурого угля на 2005 г. оцениваются

Описание слайда:

 Расположен в Селенгинском районе. Запасы бурого угля на 2005 г. оцениваются в 72 млн тонн. Применяется глубокая разработка пластов. Разрез «Холбольджинский»

22 слайд

Дабан-Горхонское – в Еравнинском районе. Хара-Хужирское - в Закаменском район

Описание слайда:

Дабан-Горхонское – в Еравнинском районе. Хара-Хужирское – в Закаменском районе. Манай-Ажильское – в Кижингинском районе. Отработка ведётся в основном на нужды жилищно-коммунального хозяйства. Объём добычи на малых разрезах составляет 226 тыс. Малые месторождения

23 слайд

Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация

Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация

Курс повышения квалификации

Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Урок полезные ископаемые в 4 классе презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1507143

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник