Урок полезные ископаемые песок и глина

Урок полезные ископаемые песок и глина thumbnail

Тема урока: Полезные ископаемые (песок,  глина).

(Учебник «Окружающий мир»  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63;  рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.        

Задачи:    

Образовательные:

– познакомить с видами полезных ископаемых;

– формировать навыки различать полезные ископаемые;

Развивающие:

-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

 Воспитывающие:

– воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;

– воспитывать потребность в знаниях;

– прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование:  лупы, стекла, стаканчики с водой, песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся. (1 мин)

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала. (1 мин)

I.Проблемный вопрос

Учитель: Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых  производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Учитель: Так что же такое полезные ископаемые?

Ученик:  Полезные ископаемые  – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

II. Объявление задач урока

– Мы продолжаем работу по изучению полезных ископаемых

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.

–В группах разгадайте ребус: 
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (ребус на партах)

 – Правильно! (Геолог.) На доске появляется табличка ГЕОЛОГ.

– Кто такие геологи?

Геологи –  это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). 
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 

III. Исследование        

1.(Учитель  предлагает загадку.) 

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Загадка.

Если встретить  на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

– Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

2. Практическая часть. Работа в группах.

Через программу ClassroomManagment передаю файл детям с планом экспериментов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодейст

вие

со стеклом

Запах

Сохранение

 формы

Пропускает

 ли воду

Песок

Глина

– Вам были посланы файлы с планом наших экспериментов.

– Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными  руками глаза

Используя структуру ФИНК-РАЙТ – РАУНД РОБИН  (учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На каждый опыт отводится определенное время. На доску выводятся часы.

После каждого опыта делаем вывод по группам, отвечают ученики  под номером 4,2  

Опыты.

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние.  Заполните в таблице. (2 мин)

2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?

Заполните в таблице. (2 мин)

3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице (2 мин)

4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)

5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)

3. Выводы.

Используем  структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН

Проговариваем выводы по опытам по кругу все 7 групп. Ученики под номером 1 встают и отвечают на вопросы учителя по кругу.

– Каков цвет  и состояние песка?

– Каков цвет и состояние глины?

– После того как потерли по стеклу песком и глиной, что заметили?

– Какой был запах у мокрого песка и мокрой глины?

– Что лучше сохраняет форму?

– Пропускает ли чашка из глины воду?

– Для чего можно использовать глину, используя это ее свойство?

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется 1 слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

IV. Проверка усвоенных знаний.

Через программу ClassroomManagment отправляю тест детям, в течении 2 минут они его выполняют и отправляют учителю. С помощью полученной диаграммы проверяем усвоение знаний урока.

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок   б) глина  в) гранит  г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина  б) кварц  в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли  б) искусственные породы

 в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

а)географы  б)геологи   в) нефтяники     г) топографы

Источник

Конспект урока

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.

Читайте также:  Вскрытия месторождения полезных ископаемых подземным способом

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование:

  1. Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

  2. Памятка «Работа в паре, группе».

  3. Памятка «Оцени свою работу».

  4. Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

  5. Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.

  6. Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

  7. Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.

  8. Компьютерная презентация; ноутбук.

Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

– Как вы понимаете эти слова?

– Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)

– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.

– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

– отваливая землю, доставать, извлекать.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)

– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9, слово на доску).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве

– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).

– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте сухую глину и песок.

  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.

  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.

  5. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.

  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.

  4. Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.

  5. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку:

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)

Читайте также:  Полезная еда развенчание мифов о здоровом питании читать

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.

1. Фронтальная работа. Беседа.

– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

– Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 13).

– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).

– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального  района

Директор: Ахмадуллина Надежда Николаевн

Школьный,  открытый урок

по  ознакомлению с окружающим миром, 4а класс

учебно-исследовательский проект.

 «Песок и глина»

Применяемые технологии:

-проблемного обучения                    

– групповая технология  

   -технология здоровьесбережения

Выполнила:                                                                                                                 учитель начальных классов                                                                                                                                                  МОУ «Ивановская СОШ»                                                                                      Казанцева В. В., высшая  категория

1.12.2014 г.

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, листы  бумаги, стёклышки

Этапы деятельности:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге –          Настя
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

                                                          Он очень нужен детворе,
                                                         Он на дорожках во дворе,
                                                         Он и на стройке, и на пляже,
                                                          И он в стекле расплавлен даже. (Песок)    Вика

  1. Постановка проблемы исследования.

                 Экологическая сказка по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Арина

Песок: Рита

Глина: Виолетта

«Песок и глина. Что важнее?»1 часть

Автор: Заспорили однажды Песок и Глина: Кто из них важнее?

Песок: Я рыхлый и сыпучий и человеку без меня  не прожить. Из  меня  делают стекло. А стекло человек использует и у себя в доме, и в машинах, и в медицине, и в космосе. По песку легко ходить босиком, а ещё лучше загорать на солнышке. Это и приятно и полезно.

Глина: Я важнее Песка. Из  меня  делают кирпичи и посуду. Без  меня человеку было бы очень трудно.

Автор: Долго спорили Песок и Глина. Услышал их спор Человек. Задумался.                                                

Учитель:- Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

Читайте также:  Полезна ли брокколи для поджелудочной железы

– Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины.

Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

  1. Научная  исследовательская  работа.

Презентация /моя/ Слайды  1-9                                                                            Деление на группы. Распределение ролей.

– Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

                ПЕСОК                                             ГЛИНА

  • 1 группа. ” Наблюдатели. Песок”;  ” Наблюдатели. Глина”.
  • 2 группа. ” Экспериментаторы. Песок”; ” Экспериментаторы. Глина”.
  • 3 группа. ” Испытатели. Песок”; ” Испытатели. Глина”.  

Группы  «Песок» и «Глина» работают самостоятельно:

читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. Но таблицу заполняют совместными усилиями. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы.

1 группа. ” Наблюдатели. Песок”.

Опыт 1. Рассмотрите песок через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит песок.

Опыт 2. Определите:

–  размеры крупинок, цвет.

Высыпьте  песок  из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать?

Потрите  песком по стеклу. Царапает ли песок стекло?

Сделайте вывод:

– песок сыпучий?

– легко ли пересыпается песок?

В таблице  совместно  докладчики отметят правильные ответы

1 группа. ” Наблюдатели. Глина”.

Опыт 1. Рассмотрите  глину через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит глина.

Опыт 2. Определите:

–  размеры крупинок, цвет.

Высыпьте  глину  из стакана на лист бумаги.  Легко ли это было сделать?

Потрите  глиной по стеклу. Царапает ли глина стекло?

Сделайте выводы:

-глина сыпучая?

-легко ли пересыпается глина?

пп

Что делали.

Что наблюдали.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

Песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует.

 Глина  не обладает сыпучестью.

2 группа. “Экспериментаторы. Песок”.

Задание 1. 

-Придайте сырому песку  форму шарика.

-Определите, сохраняет форму  песок?

Сделайте вывод:

-песок вязкий?

2 группа. ” Экспериментаторы. Глина”.

Задание 1. 

-Придайте  мокрой глине форму шарика.

 Определите, глина сохраняет форму?

Сделайте  вывод:

Глина вязкая?

№ пп

Что делали

Что наблюдали

 Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Из песка и глины сделать шарики.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать  шарик. Из песка – сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу.

3 группа. ” Испытатели. Песок”.        

Опыт 1. 

-В  стеклянный стакан вставьте  стеклянную воронку.

-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.

– На фильтр воронки положите влажный песок.

Сделайте вывод, как  песок  пропускает воду.

 3 группа. “Испытатели. Глина”.

Опыт 1. 

-В  стеклянный стакан вставьте  стеклянную воронку.

-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.

– На фильтр воронки положите влажную глину.

Сделайте вывод, как  глина   пропускает воду.

№пп

Что делали

Что наблюдали

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина.

В воронку положить вату, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду.

Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Вывод: раньше появились капли из воронки с песком.

Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной.

Песок хорошо пропускает воду. Глина – хуже.

Задание 2. Из влажной глины  вылепите  чашку и налейте в неё воды. Проверьте, пропускает ли эта чашка воду. Сделайте вывод о том,  пропускают ли изделия из глины  воду.

На доске начерчена таблица. Её надо заполнить.

Основные свойства

Песок

Глина

Сыпучесть

+

Вязкость

+

Водопроницаемость

+

Как только команды заканчивают работу представители заполняют ее.

Когда все три команды заполнят, – ФИЗМИНУТКА

                      Подвижная игра «Песок и глина»

Учитель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами.

После физминутки- проверка  результатов

  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы. Класс  заполняет сводную таблицу  в  тетрадях.

Моя презентация Слайды

Группа 1. Слайды 11,12

Группа 2. Слайд 13

Группа 3. Слайд 14

  1. Использование полученных выводов.

– Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
  1. Использование песка и глины.

1.Презентация Рита.

2. Презентация Виолетта.

3. Учебник

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

4. Работа с тетрадью на печатной основе _____________________

5. Презентация моя. Это интересно. Слайды

  1. Закрепление изученного. 

– Что объединяет  песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

                           Сценка «Песок и глина» 2 часть

Автор: Человек смешал Песок и Глину и построил дом. Дом получился очень прочным. Этот дом не боялся ни дождя, ни ветра.                                                      Так Человек помирил Песок и Глину. Они поняли, что одинаково важны для человека.

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

  1. Итог урока. Самооценка.
  2. Домашнее  задание.

Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые: песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Источник