Урок полезные ископаемые 6 класс география

Урок полезные ископаемые 6 класс география thumbnail

План – конспект по теме: Полезные ископаемые.

Класс: 6

Учебник: География Домогацких Е.М.

Задачи:

Образовательные сформировать у учащихся представление:

– о полезных ископаемых;

Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.

Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

Средства обучения:

атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.

Методы:

– проверки (прием устного опроса)

– устного изложения (прием объяснения, беседы)

– самостоятельной работы

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем Гостей. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Вопросы учителя: А сейчас давайте вспомним, что мы уже изучили.

Ответьте на мои вопросы:

– какую оболочку Земли мы изучаем?

– а что же такое Литосфера? (твердая оболочка нашей Земли)

– каково строение литосферы? (состоит из земной коры и верхней мантии)

– Скажите из чего состоит Земная кора? ( из горных пород и минералов)

1) Что называют горными породами? 1) (Горными породами называют тела состоящие из нескольких минералов)

2) Что называют минералом? 2) (Тела имеющие однородный состав).

3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

3) Магматические

– глубинные

Гранит, Габбро, Диорит

– излившиеся

Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.

2. Осадочные

– обломочные

Щебень, галька, гравий, песок, глина

– химические

– гипс, поваренная соль

3. метаморфические

Мрамор, кварцит, гнейс.

III. Изучение нового материала

– Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? (Нужны)

– Предположите, как могут называться минералы и горные породы, которые полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

– как люди  их добывают? (выкапывают) записать на доске

– Попробуйте сформулировать тему нового урока.

Приступаем к изучению нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.

Задачи урока:

  1. узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.
  2. Выясним, что же называют полезными ископаемыми?

В составе горных пород и минералов есть породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

-Ребята, что называют полезными ископаемыми?.

Запишем

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми.

Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.

Однако полезные ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.

Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.

  • Какие же бывают по происхождению полезные ископаемые

По происхождению полезные ископаемые, как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.

Запишем

По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:

1. магматическими

2. осадочными

3. метаморфическими

Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание.

Задание мы оформим в виде таблицы.

Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.

Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.

название ПИ

Происхождение ПИ

где используется человеком

Это задание вы будете выполнять в парах. И поможет вам наш учебник. Откройте п. 11. Приступаем, у вас очень мало времени.

 (Эта таблица должна быть выполнена у каждого ученика.)

Приступаем к выполнению задания.

Учитель следит за ходом выполнения задания и при необходимости помогает.

название полезных ископаемых

происхождение

где используется человеком

Мрамор

метаморфическое

В скульптуре, в строительстве.

Гранит

Магматическое

В строительстве

Песчаник

Осадочное

В строительстве

Известняк

осадочное

В металлургии, строительстве, химической промышленности

Нефть

осадочное

Для производства бензина, реактивного топлива, керосина, дизельного топлива, мазута.

Алмаз

магматическое

Используется для производства ювелирных изделий.

Итак, Где же использует человек полезные ископаемые

Итак, всё то, что окружает нас, что создано руками человека, подарила нам наша планета.

Двигатель машины работает на бензине, получаемом из ______ нефти.

Дом построен из кирпича, который изготовили ______ из глины, а чем дом можно отделать? ______ мрамором или гранитом.

Вы включаете плиту, чтобы разогреть обед с помощью_______ природного газа.

Так же из полезных ископаемых изготавливают ювелирные изделия, ____ из золота, серебра. Дополняют золотые ювелирные изделия драгоценными камнями, отполированный _____ алмаз называют бриллиантом.

Транспорт он тоже сделан из полезных ископаемых – ____ из руд. (Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой.)

А как добывают полезные ископаемые?

Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)

Существует несколько способов добычи полезных ископаемых:

1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах. Брошенный карьер может стать причинной образования широкой сети оврагов, что уменьшает площадь сельскохозяйственных земель.

2) шахтный.

Запишем

Способы добычи полезных ископаемых:

1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах.

2) шахтный.

Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?

Данил приготовил небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог.

(заслушивают доклад о геологах)

– Спасибо!

А теперь давайте с вами выясним, как же показывают на карте полезные ископаемые? Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам. Все полезные ископаемые Земли показаны на карте как? значками.

Для каждого полезного ископаемого – свой значок.

Так, природный газ отмечен на карте? треугольником, нефть? – тоже треугольником, только чёрным.

Слушают и сморят.

ВЫВОД:

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

IV. Подведение итогов

Что нового мы сегодня узнали?

Отвечают.

V. Объяснение домашнего задания

Открываем дневники и записываем домашнее задание, выучить записи в тетради и п. 11.

Источник

2) Целепологание

3) Индивидуальная работа с текстом учебника

4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых  в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»  

5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного  ребятами по опережающему заданию.

6) Групповая работа с текстом учебника    

V. Первичное закрепление материала.

а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.  

б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»

VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

VII. Проверка усвоения материала.

VIII Рефлексия

Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».

1

         Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заполните на  «Индивидуальном листе» таблицу        «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)

См. приложение

Заслушать 1-2 ответа.

Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.

Каждая группа:   1) «получает» карточку –  одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики,  металлурги,  химики,  строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).

2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.

3  каждой группой выполняется задание  №2   «Наша профессия» (см. приложение)

Заслуживается кратко каждая группа.

Устанавливаются причинно – следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.      

Учитель: Ребята,  вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно.  Они,  получив задание,  прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.                

Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».    

– Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.

Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3   «Читаем внимательно».  (см. приложение)          

 Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.

Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах.  Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.

Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ»  выкладывают образцы и подписывают их.

Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы  «Полезные ископаемые» на магнитной доске.

Каждая группа рассказывает  о своей работе.

Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.  

Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.

Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»  

После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе  табличку  «Интересная профессия».

Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».    

В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку.  (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких  Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)

Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»

Домашнее задание:  параграф 11;  письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»;  устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

– Познавательные УУД:

– строить логические рассуждения..

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

Личностные:

-четко формулировать определение термина

Познавательные УУД

Выделять  в окружающей среде объекты, изучающие на уроке

Коммуникативные УУД

-работать в группе  

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.

Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.

Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

Познавательные УУД

-обобщать  тематическую информацию;  

-учиться графически отображать научную информацию.

Личностные УУД

– расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

Источник

Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые

Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».

Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.

Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.

Учитель: Пикалова Е.В.

Оборудование:

1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;

2. Компьютер с мультимедийным проектором;

3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;

5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;

6. Карточки индивидуальных групповых заданий;

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;

4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1. Коммуникативные УУД:

1) Организовывать работу в паре и группе;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .

2. Личностные УУД:

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;

2) Уметь исправлять ошибки;

3. Регулятивные УУД:

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты:

1)Осознание целостности мира;

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.

ХОД УРОКА

I.Самоопределение к    учебной    деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением – отразите его, подняв «Смайлик – настроения». 

Подготовка класса к работе.  Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.

Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию

Вопросы учителя:

– какую оболочку Земли мы изучаем?

– каково строение литосферы?

– сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ?

-на какие группы делятся горные породы и минералы?

-можно ли на равнинной территории найти горные породы, почему ?

Предметные: развитие логического мышления и памяти.

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы.

III. Изучение нового материала.

1)Определение новой темы

– Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности?

– Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

– как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске

– Попробуйте сформулировать тему нового урока . Запишите ее в маршрутном листе.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему урока

Познавательные УУД:

– строить логические рассуждения..

2) Целепологание

Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?»

Что вы знаете о них?

Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу

«О полезных ископаемых я…» (1 столбик)

1

я Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заслушать 1-2 ответа.

Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ?

Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ?

Со многими ответами я согласна… Итак, …

Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

3) индивидуальная работа с текстом учебника.

Составление кластера «Виды П.И.»

Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.)

По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить – П.И.?

(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные)

Коммуникативные УУД

-работать в группе

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

-Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)

-каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать)

– Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?

_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?

Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог

(заслушивают доклад о геологах)

Выполнение физминутки

Личностные УУД

– расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

V. Путешествие по карте.

Знакомство с условными знаками.

Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.

Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.

Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д.

– Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

-Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?

– А нашей малой родине – Ставропольскому краю – есть чем похвалиться в этом отношении? Сначала спросить детей

-Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного)

(сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края)

А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых)

Название группы указаны на листке

– строительстве зданий и сооружений

– в машиностроении и металлургии

– в производстве ювелирных украшений

– в снабжении теплом и энергией людей страны

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

VI. Проверка усвоения материала.

Ну чтож ребята урок подходит к своему логичному завершению.

Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ?

Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов).

Обмен листами, сверка с оригиналом.

Выставление оценок.

VII. Рефлексия

Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ , какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик – настроения». 

Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

Поднимают смайлики( желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

Источник