Урок полезные ископаемые 3 класс фгос

Урок полезные ископаемые 3 класс фгос thumbnail

Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства

Планируемые результаты:

Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Форма урока: урок-исследование

Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта

Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна

Ход урока:

1. Организационный момент

– Что у меня в руках? (Сундучок.)

– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)

– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?

1) Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

2) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

3) Он очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступеньки, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

4) Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк.)

– Да, это песок, глина, гранит, известняк.

– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)

– Как вы думаете, интересно работать геологами?

– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.

2. Постановка проблемы урока

– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?

– Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.

3. Знакомство с новым материалом

– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)

– А почему они называются полезными?

– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.

Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)

– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.

– Запишите определение в тетрадь на с. 24.

4. Работа в группах

– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого _________________________________

Твёрдое или жидкое ____________________________________________

Цвет _________________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________

Прозрачное или непрозрачное ___________________________________

Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________

– За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.

5. Выступление каждой группы

  • Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Песок

Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

Гранит

Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.

Известняк

Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.

– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)

– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.

6. Физкультминутка

Путь его тяжёл и долог

Ищет залежи геолог.

С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»

Потрудились – отдохнём:

Встанем глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Наклонились, прямо встали,

Руки вниз и вверх подняли,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Продолжение изучения темы

  • Отдохнули?

  • Продолжим работу.

  • У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.

  • Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)

– Каким способом добываются полезные ископаемые?

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Презентация

  1. Закрепление изученного материала

  • А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)

  1. Известняк

Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве – стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.

  1. Песок

Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники – кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна – от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален – ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.

  1. Глина

Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины – основные из них – кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье – это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел – изготовление посуды и роспись в определённом стиле.

  1. Другие ископаемые

В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка – небольшие залежи фосфатов.

Кластер

  • А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».

Полезные ископаемые

Полезное ископаемое

Изображение

Условное обозначение

Песок

hello_html_607875f2.jpg

Глина

hello_html_3cd0cb4.jpg

Гранит

hello_html_m7a467626.jpg

Известняк

hello_html_m725b9d60.jpg

Тест

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

1. Месторождение – это …

А) карьеры

В) горные породы

С) места залегания полезных ископаемых

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) врачи

В) геологи

С) строители

3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина

В) гранит, торф

С) каменный уголь, поваренная соль

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды

В) каменный уголь, природный газ

С) графит, сера

5. Основные свойства гранита:

А) в виде крупинок, сыпучий

В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется углекислый газ)

С) зернистый, твёрдый и прочный.

6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?

А) песок

В) глина

С) известняк

7. Мел – это разновидность:

А) гранита

В) известняка

С) ракушечника

8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

А) они опасны для здоровья

В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя

С) они красивы

  • Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проектору).

– Поставьте себе оценку: если все восемь правильных ответов – поставьте «8»,

  • А теперь закрасьте звёздочку соответствующим цветом.

7

6

5

4

3

  • Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

  • Молодцы!

9. Итог урока

  • Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.

  • Что мы называем полезными ископаемыми?

  • Где их применяют?

– Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)

  • Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)

  • Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.

10. Синквейн

– Геологи не только занимаются поиском и изучением полезных ископаемых, они еще и большие романтики. Прошу вас сочинить нерифмованное пятистишье – синквейн – со словом «ископаемые».

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

11. Домашнее задание

– Прочитайте в учебнике на с. 61, 62, подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых; выясните, какие полезные ископаемые добывают в Люберецком районе.

– Спасибо за урок!

Источник

Учитель

Безбороденко Оксана Владимировна                 1 квалификационная категория

 Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

УМК

 «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                 2. Индивидуальная.                    3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд: презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме « 3 кита экономики» Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба»,  образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,   известняк .

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организацион-ный этап

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего   настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверяют готов-ность  уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.

2. Актуализация опорных знаний

– Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

– Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку  Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…  Правильно! (Геологи  ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  Проверка домашнего задания.   

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Тест по теме: «3 кита экономики».

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

–  Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики – с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

4. Формирование новых знаний

– В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

– Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые »

1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа – Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?   3 группа –  Что называют шахтой, карьером?

2.   Составление кластера со слов учащихся.

3.  Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.   4.  Дополнение  кластера.

 Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Таблица «Инсерт».

5.Физминутка

– Молодцы! Вы успешно справились с заданием.  Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.   Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Мы настоящие геологи.

            Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

6. Практическая работа

  Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

– Каждое полезное ископаемое обладает  свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

– На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель  “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

– У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты.   Жёлтая. Позитивное мышление.  Черная. Проблема.   Красная. Эмоции.   Зеленая. Творчество.  Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

7. Первичное закрепление

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

 Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  •  Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

– Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали? 

Напишите   синквейн   на   тему «Ископаемые»:

1-я строка – название стихотворения, тема (обычно  существительное);

2-я строка – описание темы (2 прилагательных);

3-я строка – действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка – повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Ископаемые.                   Полезные, нужные.            Находят, добывают, используют.

Необходимы челове-ку во все времена.                 Недра.

9. Домашнее задание

– В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;

Источник