Урок по теме свойства полезных ископаемых

Урок по теме свойства полезных ископаемых thumbnail

Урок  окружающего мира

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.

2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

– Урок окружающего мира. Я  уверена, что у вас хорошее настроение, а  чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…”.

– Я предлагаю  эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

2. Повторение. Актуализация знаний.

– Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

– Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

– Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)

– Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)

– Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)

– Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).

– Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).

– Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

– Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).

– Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).

– В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры  (……)

– На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)

– Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)

3. Тема и цель урока.

– Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)

– Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).

– Дополнение  (Известняка, мрамора, пека и глины).

– Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).

– Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)

План работы

  1. Рассмотреть полезное ископаемое
  2. Провести исследование
  3. Сделать выводы.
  4. Выступить с сообщением.

4. Работа по теме урока.

– Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.

– Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).

– Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)

(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)

(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.

– Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )

Правила безопасности

при работе со стеклянной посудой

Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.

Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.

  1. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.

       Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.

  1. Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.

       Запрещается собирать их руками.

 (РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ  ИСКОПАЕМОГО)

1 группа: знакомится со свойствами известняка и  мрамора.

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами песка и глины.

4 группа: со свойствами песка и глины.

(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).

– Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.

  1. Проведение опытов

– Работаете 10 минут.

– Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)

– Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)

(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

(По окончанию работы показывают готовность).

  1. Физкультминутка.
  2. Выступления.

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)

– Дополнительные вопросы группам.

Известняк: Расскажите об образовании известняка.

Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)

Что ещё является разновидностью  известняка. (Мел).

Песок: Как образовались песок и глина?

Глина: Для чего используют глину?

  1. Итог работы.

– Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)

– Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

– Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)

– Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

– Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)

– Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)

– Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).

– На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  (СЛАЙД 6)

– Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)

– Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

  1. Оценка работы групп.

– Оцените работу своей группы по оценочному листу.

Оцените работу своей группы.

Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

Решили учебную задачу.

а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось.

б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Дополнили выступление других групп.

а) Дополнили выступление нескольким группам.

б) Дополнили выступление одной группы.

в) Не дополняли выступления.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) Работали дружно, ссор не было.

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Оценка работы группы (поставьте отметку).

(Заслушиваются оценки работы групп)

Заключение

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

– Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!

Источник

Окружающий мир

3 клfcc

Тема: Свойства полезных ископаемых

Цель: систематизировать знания обучающихся о полезных ископаемых.

Задачи:

1.Закрепить знания обучающихся о видах (горючие, строительные) полезных ископаемых, их состоянии (твердое, жидкое, газообразное); учить определять полезные ископаемые по основным признакам.

2.Развивать у младших школьников умение наблюдать, анализировать, рассуждать, характеризовать полезные ископаемые.

3.Воспитывать у обучающихся наблюдательность, бережное отношение к приро- де, умение работать в группе, помогать друг другу.

Оборудование: – учебник «Наш мир» часть 2,

– коллекция полезных ископаемых, лупы, емкости с водой,

– компьютер, проектор, экран

– карта полезных ископаемых Мордовии.

– таблица «Свойства полезных ископаемых»

Ход урока

I Организационный момент

Цель: сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока;

настроить младших школьников на учебную деятельность.

– приветствие обучающихся учителем,

– приветствие обучающимися друг друга,

(Возьмите руку сидящего рядом с вами товарища, вы почувствовали тепло ваших рук? А когда мы подаём друг другу руку?)

II Опрос обучающихся по заданному не дом материалу

Цель: закрепить знания обучающихся о видах полезных ископаемых (горючие, строительные), об их состояниях (твердое, жидкое, газообразное),о понятии «сплав», о применении полезных ископаемых.

проведение теста по 5 вопросам.

Полезные ископаемые бывают: а) твердыми, б) только жидкими, в) мягкими, г) газообразными, д) жидкими, е) воздушными.

. Горючие полезные ископаемые: а) известь, б) нефть, в) каменный уголь,

г) гранит, д) торф, е) природный газ.

. Строительные полезные ископаемые: а) гранит, б) серебро, в) песок, г) керосин,

д) глина, е) известняк, ж) мрамор.

. Сплавы – это: а) чистые металлы, б) фольга, в) вещества, полученные при плавлении двух и более металлов, в) цемент.

работа в тетради для самостоятельной работы

. Нарисуй, каким значком на карте полезных ископаемых обозначены:

а) нефть, б) каменный уголь, в) природный газ.

проведение физкультминутки

При употреблении в речи названия горных пород дети выполняют следующие

движения:

-если горная порода твердая – разводят руки в стороны,

-газообразная – поднимают руки вверх,

-жидкая горная порода – приседают

(нефть, природный газ, мрамор, минеральная вода, торф)

III Изучение нового учебного материала

Цель:

-дать знания обучающимся о свойствах полезных ископаемых (глина, песок, известняк, гранит);

-развивать у младших школьников кругозор, исследовательские навыки в практической работе.

– подведение обучающихся к определению темы урока.

Учитель: ребята, тема нашего урока – свойства полезных ископаемых.

Эти свойства будем определять, узнавать опытным путем. Сегодня вы станете исследователями. Для проведения практической работы, вам надо распреде -литься по группам. (Класс разбит на 4 группы по 6 человека, один из них сильный ученик. Читают задания, записанные на доске. Проводят эксперименты по группам. Выводы выносят на доску (в таблицу).

отгадывание загадок

Покрывают им дороги, Он очень прочен и упруг,

Улицы в селении, Покрывают им дороги,

А еще он есть в цементе, Строителям – надежный друг:

Сам он – удобрение. (Известняк) Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметней.(Гранит)

Если встретишь на дороге, Он очень нужен детворе.

То увязнут сильно ноги Он на дорожках во дворе,

А сделать миску или вазу- Он и на стройках, и на пляже,

Она понадобится сразу.(Глина) Он и в стекле расплавлен даже (Песок)

– практическая работа по группам, согласно плану, помещенному на экране.

ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО:

  1. Рассмотреть образец под лупой.

  2. Определить цвет образца.

  3. Определить твёрдость. (Если на ней можно оставить след ногтем, будем породу считать мягкой; если её можно поцарапать гвоздем, то порода твёрдая; если не остаётся следа от гвоздя, то это очень твердая порода)

  4. Определить, тяжелее воды или нет.

Результаты опытов записать в тетрадь с печатной основой.

IV Закрепление изученного материала

Цель:

-закрепить навыки обучающихся в составлении выводов и обобщений

результатов практической работы.

-выступление представителей от каждой группы с сообщением о свойствах

образцов горных пород и заполнение таблицы

Свойства полезных ископаемых

Глина

Песок

Известняк

Гранит

1. Цвет

серый

желтый

белый

коричневый

2. Запах

нет

нет

нет

нет

3. Твердость

твердая

твердый

твердый

твердый

4 . Прочность

нет

да

нет

да

5. Растворимость

нет

нет

нет

нет

6. Тяжелее или легче воды

тяжелее

тяжелее

тяжелее

тяжелее

7.Горючесть

нет

нет

нет

нет

оценивание знаний обучающимися (самооценка)

подведение итогов урока

– Чему научились, выполняя практическую работу?

-Назовите породы, свойства которых вы узнали.

-Пользуясь картой, определите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.

Оценивание знаний обучающихся учителем.

V. Задание на дом

Цель: закрепить знания младших школьников о свойствах полезных ископаемых,

обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания путем

объяснения его выполнения.

Домашнее задание:

-прочитать в учебнике текст на с. 22 – 25

-оформить в тетради для самостоятельных работ свойства тех пород, которые

определяли другие группы,

– подготовить сообщение о свойствах и использовании других полезных ископаемых.

Источник

Оборудование : презентация учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, образцы известняка, мрамора, песка ,глины , ручные лупы , стеклянные палочки , стаканчики с водой , воронка , фильтры , тарелочки , гвозди , салфетки .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ Слайда

    Организационный момент

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

     Всё ль у вас, друзья, в порядке?

    Есть учебники, тетрадки?

    Настроенье каково?

    Значит, будем начинать

    Мир чудесный  открывать

    К новым знаниям скорей!

    – А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи. Садитесь.

    – Дежурный расскажите о погоде на сегодняшний день .

    – Приветствую вас на заседании клуба « Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.

    – Роль председателя ( П ) заседания сегодня отводится Диме.

    -Какая тема нашего сегодняшнего заседания?

    –  Работать будем в 2- х группах, которые мы создали заранее

    – Дежурный рассказывает о погоде.

    П : Тема очередного заседания клуба « Свойства полезных ископаемых»     ( на доске)…

    2.Мотивация и актуализация знаний

    3.Этап целеполагания

    Вспомните  тему предыдущих уроков.

    Рассмотрите схему. Объясните, что она нам рассказывает.

    -После ответа детей в схеме табличка с примерами

    -А сейчас попробуйте определить почему данные полезные ископаемые объединены в 3 группы?

    -Что вас смущает?

    -Дайте название каждой из них.

    Горючие    Руды      Строительные

    Почему  их так назвали? Объединили

    Учебная задача: Определить и изучить  общие свойства каждой   группы.

    Все горные породы делятся на те, которые человек использует для своих нужд и которые не использует

    -Полезными ископаемыми называются  горные породы……… использует человек.

    – полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные.

    Например……  

    (жидкие, твёрдые, газообразные

      оказались в одной группе)

    Версии…….Возможно  У КАЖДОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ

    СВОЙСТВА

    Четко формулируют сами

    Слайд  № 3

    Слайд № 4

    4.Открытие нового знания.

    1.Выясним свойства горючих полезных ископаемых.

    – Учащийся выступает с сообщением о нефти.

    Ваша задача назвать основное свойство данной группы, которое использует человек.

    Вывод: Какое свойство  горных полезных ископаемых использует человек?

    2.Выясним свойства  руд   с.18   -19

    Показ образцов  руд. Человек использует их не в чистом виде. Что вы об этом знаете.

    Показ изделий Определение свойств.

    (ложка, гвоздь, подвеска…)

    Вывод: сплавы металлов обладают прочностью, долговечностью – это основные их свойства.

    3.Свойства какой группы мы не озвучили?

     Эти свойства вы изучите самостоятельно со своей группой, работая по плану.

    -Горючесть

    Отвечают с опорой на текст учебника. + СПЛАВ с.142 словарь

    Называют сплав из которого изготовлено – указывают свойства

    Слайды № 5 – 7

    Слайды  № 8 – 9

    Работа в группах

    – Добавьте  слова из предложенного задания в незаконченные предложения и вы получите план выполнения работы.

    – Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице , которую составите самостоятельно .

    Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает пункты плана.

    1. Определить  …  ( свойства). полезных ископаемых.

    2. Представить результаты в…..            (таблице).

    3. Узнать ….(об использовании) полезных ископаемых.

    4. Составить … (сообщение).

    Общий инструктаж. (для экономии времени подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника )

     ( П ) – правила пользования с оборудованием вы знаете .

    ( П ) – каждая группа получила :

    – план проведения опытов                     ( приложение № 1),

    – памятку по составлению сообщения (приложение № 2),

    – таблицу для заполнения                      (приложение № 3)

    – Давайте вспомним,  от чего зависит успех работы в группе?

     ( У) – правильно распределить работу,

    – выслушивать мнение каждого,

    – следовать плану и следить за временем.

    Исследование в группах.

    Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.

    – Выполняют работу в группах.

    5.Подведение итогов.

    Предоставление результатов

    – Скажите, какое свойство известняка даёт возможность использовать его так широко?

    – Где чаще всего используют?

    – Оцените выступление 1 группы.

    – Почему на уроках мы используем глину, а не песок?

    – Когда – то,  очень давно, глина в корне изменила жизнь людей.

    -Может кто-то догадался, о чём идёт речь?

    – Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

    – Оцените работу группы.

    – что общего в использовании данных полезных ископаемых?

    – Как назовём эту группу?

    – Какую учебную задачу ставили на урок?

    Что изучали для её достижения?

    (свойства каждой группы)

    Работа по схеме №2. Расскажите по схеме почему так назвали каждую группу?

    Вывод: Изучая свойства горных пород, человек научился их применять для своих нужд.  

    Учащиеся 1- ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора.

    ( У) – Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, жёлтый, белый ; тяжелее воды ; твёрдая горная порода.

    ( У) – из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий.

     ( У) – это твёрдость.

    ( У) – в строительстве.

    ( оценивает 2 группа)

    ( П ) – Давайте послушаем выступление второй группы .

    (У ) – Мокрая глина вязкая и пластичная , при высыхании хорошо сохраняет форму , поэтому можно создавать различные изделия.

    -( У) люди заметили, что попадая в огонь, глина становилась твёрже и хорошо сохраняла свою форму. Она не пропускала воду . Человек стал изготавливать посуду из глины .

     ( У) – сыпучий песок хорошо пропускает воду.

    Оценивание работы второй группы

    Работа по схеме 2,1.

    – ответы учащихся.

    Слайд № 10

    Слайд № 11

    Слайды № 3-4

    6.Рефлексия.

    – Оцените свой личный вклад в общий результат деятельности.

    – Заполните оценочные листы.

    -Кто хочет поделиться своими достижениями?

    Я узнал, что …

    Мне было интересно ….

    У меня получилось …

    ( Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов)

    Учащиеся заполняют оценочные листы. (приложение № 4)

    7 .Домашнее задание.

    Записано на доске:

    – Учебник стр. 25 № 1 и № 2 .

    -Подготовить сообщение «Полезные ископаемые Костромской области» (по выбору)

    Домашнее задание записывают в дневнике.

    Слайд № 12

                                      Группа № 1                                                                                                                                                 Приложение №1

                                                                                                                                                                                          Приложение №2

    Оценочный лист.                                     Оцени свою работу в группе

    Оценочный лист.                                  Оцени свою работу в группе

    Свойства песка и глины                                                                                                                                   Приложение №3

    Свойства известняка и мрамора.                                                                                                                       Приложение №3

    Источник