Урок по теме полезные ископаемые россии

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Читайте также:  Полезен ли квас в пластиковых бутылках

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы – Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор –  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

Читайте также:  Родиола розовая полезные свойства и противопоказания настойка

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

Полезные ископаемые России

Цели и задачи:

1) Образовательные – проверить знания учащихся по изученной ранее теме, расширить знания и обобщить, систематизировать их с помощью метода сравнения. Учить доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, учиться обсуждать проблемы.

2) Развивающие – развивать у учащихся географическое мышление и интерес к предмету, самостоятельность, ответственность, умения оценивать, объяснять природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.

3) Повышение интереса к предмету, формирование экологического мышления у учащихся.

Оборудование: Физическая карта России, образцы полезных ископаемых, иллюстрации из дополнительной литературы, условные знаки полезных ископаемых,

мультимедийный проектор.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1 Заставка. «Хочешь познать мир – изучай географию»

Слайд №2 Автор

Слайд №3 География России 8 класс.

Слайд №4 Россия на карте мира.

Слайд №5 Москва. Кремль.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд №6 1.Что такое рельеф?

2. Какие крупнейшие формы рельефа выделяют на территории России.

3.Как называется выход на поверхность фундамента платформы.

4.Внедрение магмы в слои осадочных пород.

5.На какие три группы по высоте делятся горы?

6.К каким тектоническим структурам принадлежат горы?

7. Им соответствуют равнины.

8. Карта, на которой показаны части земной коры.

Слайд №7 Изображение гор.

Уральские Кавказские

(возрожденные) (молодые)

В чем различие между ними?

Почему одни высокие, а другие низкие?

(беседа)

Слайд №8 Изображение равнин

Восточно-Европейская Западно-Сибирская

Холмистая плоская

Почему имеют равнинный характер рельефа?

(беседа)

Слайд №9 Таблица. Проверяем заполнение двух колонок.

Новый материал:

Слайд №10 Загадки

Росли на болоте растения. Он на кухне у мамы помощник отличный,

Теперь – это топливо и удобрение. Он синим цветком, расцветает от спички.

(Торф) (Газ)

В воде родится, а воды боится.

(Соль)

Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий. Без нее не поедет

Он несет в дома тепло Ни такси, ни мотоцикл,

От него в домах светло. Не поднимется ракета

Помогает плавить стали, Отгадайте, что же это?

Делать краски и эмали.

(Уголь ) (Нефть)

Слайд № 11 : Тема урока

Слайд № 12 : Новые понятия – полезные ископаемые, месторождения, бассейны.

Слайд № 13 : Карта (показать образцы полезных ископаемых), месторождения на карте .

Рассказ о нефти и газе.

О нефти и газе Западной Сибири

Институт нефти носит имя И. М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г. а нефтяной фонтан Шаима — через семь лег. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев, Западно-Сибирская равнина — огромная низменность площадью З млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в неосвоенной тайге.

Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. И. М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину» месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения — Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга — Уренгойское — газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место но добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ — экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России и в Западную Европу.

Читайте также:  Полезные советы для женщин о мужчинах

Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению

Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников – г. Сургуг, столица газовиков г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Как находят месторождения полезных ископаемых? Люди, какой профессии?

Рассказ о растениях.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды.

Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома.

В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40—50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или розовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почве алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Слайд №14 : Из истории использования полезных ископаемых.

Слайд №15 : Александр Евгеньевич Ферсман (1883 – 1945).

Слайд №16 : Схема.

Все полезные ископаемые делятся по происхождению на две группы.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Россия большая страна и как мы с вами выяснили, богата разнообразными полезными ископаемыми, которые используются для развития черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности.

Полезные ископаемые – это исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Чем больше их добывается, тем меньше их остается, поэтому необходимо заботиться, чтобы они как можно более экономично расходовались. Извлечение из недр Земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа.

Рассмотрим влияние добычи железной руды на окружающую среду в зоне КМА.

Слайд №17 : Панорама КМА.

Рассказ о КМА.

Слайд №18: Открытая добыча.

Слайд №19 : Рекультивация.

Закрепление: 1.Повторить понятия: месторождения, бассейны, рекультивация.

Слайд №20: Таблица

2.Заполнить таблицу и сделать вывод.

3. На магнитной доске условные знаки полезных ископаемых, разделить их на две группы, согласно составленной схемы.

Слайд №21: Задание на дом. § 11

1. На примере полезных ископаемых своей области покажите, какая зависимость от форм рельефа и строения территории существует в их размещении.

2.Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых:

Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;

Каменный уголь: Кузбасс, Печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейн;

Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;

Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров.

Медно-никелевые руды: Кольский п-ов, г. Норильск;

Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область:

Золото: Забайкалье (Бодайбо):

Соли калийные: Предуралье.

Подведение итогов.

hello_html_m72f76721.jpghello_html_m164dc076.jpg

Подготовила

учитель географии

первой категории

МОУ «Солдатская СОШ»

Мамонова Ольга Петровна

2008

hello_html_4cd52973.png

Источник