Урок по русскому языку полезные советы

Урок по русскому языку полезные советы thumbnail

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)

Русский язык

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.

18 сентября 2019

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Пример. Игра «Кто придумал слово?»

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис
Learning Apps.

Поэты и писатели Слова

Ф.М. Достоевский

Н.М. Карамзин

М.В. Ломоносов

В. Хлебников

В.К. Тредиаковский

Искусство

Достоверный

Общество

Летчик

Стушеваться

Опыт

Предмет

Кислота

Моральный

Эпоха

Сцена

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?

3. Есть проблема – есть работа!

Пример. Как меняется современный язык

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Русский язык. 5 класс. Учебник

Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Купить

4. Вместе весело…

Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Темница — төтән — «десять тысяч».

Тужит — тыгыз — «тугой».

Волк — буре — «бирюк».

Баба Яга — Бабай-ага.

Ступа — төп — «пень».

Злато — алтын.

Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент:
Национальный корпус русского языка. Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 – картинка и 文字 – символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета – смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения. 

Русский язык. 8 класс. Учебник (с приложением)

Учебник, входящий в систему “Алгоритм успеха”, нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–7 классах; продолжает систематическое изложение синтаксиса простого предложения. Особое внимание уделено культуре речи.

Купить

6. Вишенка на торте

Пример. Вдохновляющая история

Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.

Разработки увлекательных уроков с сервисом LECTA:

7. Если интересно вам, то детям тоже интересно

Пример. Подборки

Изучайте развитие русского языка и делитесь наблюдениями с детьми. Вот две интересные авторские подборки, которые вы можете представить на уроке и взять как идею для собственных разработок.

  • Каталог профессий, связанных со знанием русского языка
  • Книги, статьи и выступления современных лингвистов

Уроки от авторов корпорации «Российский учебник»

Предлагаем вам темы и материалы для занимательных занятий: вводные уроки из учебников наших авторов. Поскольку это первые главы, вы можете бесплатно просмотреть их в демоверсиях ЭФУ на платформе LECTA и взять на вооружение со всеми сопутствующими цифровыми образовательными ресурсами.

УМК под редакцией А.Д. Шмелева:

УМК под редакцией М.М. Разумовской:

Ученикам важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания пригодятся им в жизни, а еще – чем полезен предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Ольга Гвинджилия, учитель высшей категории, лауреат премии Правительства России в области образования, автор учебно-методических пособий и один из консультантов Яндекс.Учебника, сервиса для учителей начальной школы, дает десять советов, как сделать уроки русского интереснее и содержательнее.

1. Урок русского языка — это пространство для увлекательной работы со словом и текстом. Опирайтесь при работе на текст и тщательно подбирайте его. На любой текст, даже если он состоит из одного предложения, смотрите с разных позиций: и орфографии, и содержания, и смысла.

2. Подобрать текст — только часть дела. Детям не так просто  внимательно слушать. Чтобы поддержать не только внимание, но и интерес, используйте чтение с остановками. Делайте паузу, чтобы задать вопрос, уточнить значение слова или дать возможность ребятам предположить, что же случится дальше.

3. Некоторые слова, значение которых у взрослых сомнения не вызывает, дети слышат впервые. И они не всегда готовы при всем классе остановить учителя и признаться, что слово им не знакомо. Как только вы прочитали текст, задайте детям вопрос: «Значение каких слов вы не знаете?» Уточнять с детьми значение слов нужно постоянно, сегодня многие обыденные слова дети понимают совсем иначе, чем взрослые.

4. Перед тем как начать выполнять задания по тексту — скажем, выписывать из него существительные и распределять их по склонениям, —  поговорите с детьми о его содержании. Кто герои текста? Что с ними происходит? Обратите внимание ребят на звучание слов, на их использование. С текстом, который ожил, в котором все понятно, работать гораздо интереснее.

5. Важный этап на пути к самостоятельному созданию текста — научиться задавать вопросы к тексту. На уроках русского языка это сделать даже легче, чем на уроках литературного чтения: тексты здесь меньше по объему, а отрабатывать навык на небольших текстах проще. Работая с вопросами, важно помнить, что иногда ответ на вопрос можно найти в тексте, а иногда для этого надо выйти за его границы, поразмышлять или пофантазировать.

6. Изучайте новые слова на уроках русского языка. Играйте со словами на уроках и чаще давайте нестандартные задания. Вместо записи слов с пропущенными буквами с доски читайте детям определения этих слов из словаря, и этот этап урока превратится в веселую игру – диктант с загадками. Ребятам всегда нравятся нестандартные вопросы, над которыми приходится подумать. Вот два вопроса о слове «шинель»: «Как называют форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком?» и «Как называют пальто солдата?». На второй вопрос детям отвечать и сложнее, и интереснее.

7. Давайте больше творческих заданий: придумать истории по образцу, придумать продолжение истории. Подбирая такие задания, попробуйте обратиться к опыту учеников. Большинству людей интересно рассказывать о том, что присутствует в их жизни.

8. Не ограничивайтесь учебником, попробуйте подбирать примеры из современных детских книг. Многие современные детские поэты умеют использовать огромный потенциал русского языка так, что раскрывается множество значений каждого слова, и это понятно и маленьким детям, и ученикам постарше. Стихи на уроке станут отличной отправной точкой для обсуждений. Можно взять и прозу Татьяны Крюковой, Светланы Лавровой или Татьяны Рик: их тексты отлично подходят для иллюстрирования некоторых тем по русскому языку. Сегодня много замечательных детских писателей, читать которых — удовольствие.

9. Используйте цифровые сервисы. Мы живем в XXI веке, и детям нравится все, что связано с гаджетами. Интересные задания по русскому языку, которые можно выполнить, не притронувшись к тетради и ручке, могут стать отличным мотиватором. Конечно, не нужно давать им задания на компьютере все время. Цифровые инструменты хороши для выполнения конкретных задач. Например, с помощью Яндекс.Учебника можно определить, какие навыки не сформированы у отдельного  ученика, и точечно давать задание на отработку правил грамматики. Наконец, именно потому, что дети любят компьютеры и гаджеты, важно, чтобы они научились их использовать не только для игр и просмотра видео, но и для обучения. Взрослым это очевидно, но у детей нет этого опыта, и без нас они его не приобретут.

10. Шутите! Русский язык — совершенно не скучный урок. Нужно, чтобы ребенок переключался с серьезного и сложного на что-то легкое и веселое. Вы можете сделать русский язык предметом, на котором царит доброжелательная атмосфера и часто улыбаются. Используйте слова поддержки и поощрения, а не слова порицания, попробуйте давать ученикам больше возможностей для самовыражения. В пространстве, где много хороших слов и интересных текстов, ученикам будет легче говорить и писать о своих мыслях, чувствах и мечтах, параллельно осваивая правила.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация по русскому языку “Полезные советы”

Полезные советы ( рекомендации к урокам русского языка)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные советы ( рекомендации к урокам русского языка)

Описание слайда:

Полезные советы ( рекомендации к урокам русского языка)

2 слайд

Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант: 1. Не отвлекайтес

Описание слайда:

Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант: 1. Не отвлекайтесь во время диктанта. Уберите все лишнее со стола, выключите телефон, попросите соседей по парте вас не беспокоить. 90% всех ошибок в диктантах допускает по невнимательности, а не по тому, что вы что то не знаете или забыли. 2. Слушаете текст с первого раза и пытаетесь определить стиль, общую структуру и т.д., это поможет вам потом правильно распределять знаки препинания. Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего и это вам поможет. 3. Когда вы слышите текст, вы автоматически должны себе представить, как он пишется. С первого раза, как вы его слышите, вы должны думать об этом. 4. Когда вам дают время на проверку, вы должны сначала проверить орографию, а потом пунктуацию, желательно двигаясь от конца к началу, так чтобы смысл самого текста вас не отвлекал. 5. Попробуйте при проверке читать текст, как будто он не принадлежит вам, и как будто вы его в первый раз читаете, и если ничего не привлекает ваше внимание и не заставляет задуматься, смело сдавайте свою работу.

3 слайд

ПАМЯТКА КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ 1. Приготовление уроков начинай с работы н

Описание слайда:

ПАМЯТКА КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ 1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова. 3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения. 4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить. 5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение. 8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.

4 слайд

Как написать отзыв Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка

Описание слайда:

Как написать отзыв Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать? Примерный пошаговый план составления отзыва 1. Автор 2. Название произведения 3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки) 4. Основная тема произведения (о чём?) 5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение? 6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?  7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку. 8. Вывод  (или рекомендация).

5 слайд

Как подготовиться к изложению. 1. Прочитай внимательно текст. 2. Определи его

Описание слайда:

Как подготовиться к изложению. 1. Прочитай внимательно текст. 2. Определи его тему (о чём говорится в тексте). 3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор). 4. Составь план. 1). Раздели текст на части. 2). Выдели главное в каждой части. 3). Озаглавь каждую часть. 5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания. 6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание. 7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний. 8. Напиши изложение. 9. Проверь работу.

6 слайд

Алгоритм работы над сжатым изложением 1. При первом чтении внимательно прослу

Описание слайда:

Алгоритм работы над сжатым изложением 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль. Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания. Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан. 2. Выделите микротемы. Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью. Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких. Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью. 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной. 4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки. Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. 5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки. 6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания. 7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

7 слайд

ПОДГОТОВКА УСТНЫХ ЗАДАНИЙ. 1. Вспомни рассказанное учителем на уроке. 2. Чита

Описание слайда:

ПОДГОТОВКА УСТНЫХ ЗАДАНИЙ. 1. Вспомни рассказанное учителем на уроке. 2. Читай текст целиком, если надо воспользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями. 3. Читай внимательно и старайся запомнить основное. 4. Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия. 5. Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное. 6. Прочти второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются. 7. Расскажи прочитанное про себя и вслух. 8. Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и перескажи по нему. Для лучшего запоминания дат сравнивай с теми, которые хорошо помнишь.

8 слайд

ПРАВИЛА БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ. 1. При заучивании отрывка,

Описание слайда:

ПРАВИЛА БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ. 1. При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести; большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух. 2. Перескажи несколько раз, следя за выразительностью, перед уроком перескажи с учебником в руках. 3. При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. 4. Читай выразительно вслух сразу. 5. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. 6. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой. 7. При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона и сравни с известными тебе правилами, определениями, подбери пример; читай медленно 2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, потом расскажи без книги.

9 слайд

Урок по русскому языку полезные советы

10 слайд

Урок по русскому языку полезные советы

Урок по русскому языку полезные советы

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Урок по русскому языку полезные советы

Курс повышения квалификации

Урок по русскому языку полезные советы

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-899467

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник