Урок по географии в 8 классе связь тектонического строения с рельефом и полезны
Урок 20 14.11.2019 г.
8 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
Тема: Рельеф: тектоническая основа
Цель:
– закрепить знания учащихся о платформах и геосинклиналях; щитах и плитах; взаимосвязи строения земной коры и форм рельефа;
– формирование умений и навыков при работе с тематическими картами. Уметь выделять главное, анализировать и делать выводы;
– расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур — платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории;
Метапредметные: формирование умений: 1) формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; 2) составлять схемы;
Личностные: развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Средства обучения: учебник, тетрадь, карты атласа, видеосюжет (15)
Ход урока:
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Приветствуют учителя
Проверка д/з
Подготовка к работе на основном этапе
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская (Архейская). Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды (не имеет периодов). Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии (карбоне) происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая (осадочная органического происхождения) горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый (антропогеновый/четвертичный) период Кайнозойской эры.
– Рассмотрите физическую карту России. Какие формы рельефа преобладают?
– Почему?
– Между формами рельефа и строением земной коры существует прямая взаимосвязь, о которой пойдёт речь сегодня на уроке.
– работа с текстом
(находят ошибки и исправляют их)
– «мозговой штурм»
– предполагают тему урока
Целеполагание и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
– знать тему
– надо хорошо написать письменную работу
– закрепить знания о тектоническом строении РФ; влиянии тектоники на рельеф страны
– справиться с вопросами ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
– выводят цели урока;
– слушают учителя
Актуализация знаний
Что нам известно о тектоническом строении земли?
– ответы учащихся
Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Платформы и геосинклинали
Платформы – относительно устойчивые участки земной коры, которые закончили своё формирование.
Примеры: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.
Геосинклинали (складчатые области) – относительно подвижные участки земной коры, где на ранних стадиях наблюдаются землетрясения и вулканизм.
Примеры: Юг и Восток Сибири, Северный Кавказ, Крымские горы.
2. Какие платформы древние, а какие молодые?
3. Щиты и плиты
Щит – выход кристаллического фундамента на поверхность осадочного чехла.
Примеры: Балтийский щит, Анаборский щит, Алданский щит.
Плиты – области платформ, в пределах которых кристаллический фундамент перекрыт мощным осадочным чехлом.
4. Взаимосвязь строения земной коры и форм рельефа
– Работа с терминами, стр. 68
– просмотр видеосюжета
– работа с картами атласа
– Работа с терминами, стр. 69
– работа с карами атласа
– «мозговой штурм»
Применение знаний и умений
Контроль и самооценка знаний и способов действия
– Платформа …
– Геосинклиналь …
– Плита …
– Щит …
– Взаимосвязь строения земной коры и форм рельефа
– ответы учащихся
Подведение итогов занятия, Д/З
§ 17 чит.; устно 1-5 (стр. 71); работа с тематическими картами
Запись д/з в дневник
Стадия
рефлексии
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке было интересно …»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская (Архейская). Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды (не имеет периодов). Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии (карбоне) происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая (осадочная органического происхождения) горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый (антропогеновый/четвертичный) период Кайнозойской эры.
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская. Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды. Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый) период Кайнозойской эры.
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская. Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды. Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый) период Кайнозойской эры.
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская. Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды. Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый) период Кайнозойской эры.
Геология – это наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
В развитии Земли выделяют эры и периоды. Самая древняя геологическая эра- Кайнозойская. Она не имеет периодов. Именно в архейскую эру появляются следы жизни на Земле в виде бактерий. Затем была Протерозойская эра, которая подразделяется на периоды. Палеозой представлен такими периодами, как: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В кембрии происходило формирование каменного угля из вымерших древовидных папоротников, хвощей, плаунов. Каменный уголь – это метаморфическая горная порода. Мезозой представлен такими периодами, как: триас, юра, мел. Самая молодая эра – Кайнозойская, в которой мы живём. Человек появился в палеогеновый) период Кайнозойской эры.
Геология – наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
Эра – это время, в течение которого накапливается определённая группа пород.
Геотектоника – учение о строении земной коры и её движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Платформы – относительно устойчивые участки земной коры, которые закончили своё формирование.
Геосинклинали (складчатые области) – относительно подвижные участки земной коры, где на ранних стадиях наблюдаются землетрясения и вулканизм.
Щит – выход кристаллического фундамента на поверхность осадочного чехла.
Плиты – области платформ, в пределах которых кристаллический фундамент перекрыт мощным осадочным чехлом.
Геология – наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
Эра – это время, в течение которого накапливается определённая группа пород.
Геотектоника – учение о строении земной коры и её движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Платформы – относительно устойчивые участки земной коры, которые закончили своё формирование.
Геосинклинали (складчатые области) – относительно подвижные участки земной коры, где на ранних стадиях наблюдаются землетрясения и вулканизм.
Щит – выход кристаллического фундамента на поверхность осадочного чехла.
Плиты – области платформ, в пределах которых кристаллический фундамент перекрыт мощным осадочным чехлом.
Геология – наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород.
Эра – это время, в течение которого накапливается определённая группа пород.
Геотектоника – учение о строении земной коры и её движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Платформы – относительно устойчивые участки земной коры, которые закончили своё формирование.
Геосинклинали (складчатые области) – относительно подвижные участки земной коры, где на ранних стадиях наблюдаются землетрясения и вулканизм.
Щит – выход кристаллического фундамента на поверхность осадочного чехла.
Плиты – области платформ, в пределах которых кристаллический фундамент перекрыт мощным осадочным чехлом.
Тема: Тектоническое строение территории России.
Класс 8
Предмет: география
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: Изучение особенностей тектонического строения страны.
Задачи:
1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
– определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России;
– устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей;
– объяснять причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.
2. Сформировать навык работы с тектонической картой России.
3. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.
Оборудование:
Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица, реп-урок «Тектоническое строение территории России».
Ход урока
2. Мотивационный этап.
На интерактивной доске слайд “Термины и понятия” Установить соответствие
(Самопроверка)
2. Этап актуализации знаний
Анализ иллюстративного ряда “Разнообразие форм рельефа России”
(Учащимся предлагается сделать вывод о рельефе России)
– От чего зависит рельеф?
– Что такое земная кора?
-Какие типы земной коры вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
Какие тектонические структуры вам известны?(Плиты, платформы, складчатые области)
3. Поиск противоречия
Проблемный вопрос: Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?
Рассмотрим основные тектонические структуры.
Литосферные плиты в пределах России. Работа с рисунком стр.37.
1.Евроазиатская плита (большая западная и северная часть страны),
2.Северо-Американская плита( северо-восточная часть)
3. На Амурской плите – Юг Сибири,
4.На Охотской морской плите – побережье Охотского моря и само море
Задание№1
На интерактивной карте отметьте зоны расхождения и зоны сжатия литосферных плит.
Что происходит в этих зонах?( Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал – результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской). А Евроазиатская и Охотская морская плита, Охотская морская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью (около 8 см в год).
– Какие территории России находятся в сейсмичных зонах. Покажите их на карте.
– Объясните причины современного горообразования, вулканизма и землетрясений на территории России.
Задание№2 . Составьте памятку “Правила поведения при землетрясении»
4. Поиск оптимального решения.
Работа с тектонической картой атласа.
1. Назовите платформы на территории России
2. Складчатые области.
Работа с текстом учебника.
Что такое платформа? Дополните Схему “Строение платформы”
Что такое щит? Покажите их на тектонической карте.
5.Реализация выбранного плана
Задание № 3
Заполнить таблицу “Тектоническое строение территории России”
Можем ли вы с вами теперь ответить на главный вопрос урока?
Что является причиной разнообразия тектонического строения земной коры в пределах территории России?
Какую информацию можно еще извлечь из тектонической карты?
Какие геологические структуры на ваш взгляд старше по возрасту платформы или складчатые области. Аргументируйте свою точку зрения.
6.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Задание № 4
– Определите по тектонической карте возраст складчатости:
– Определите возраст платформ: Сделайте вывод по таблицам.
Вспомните, областям складчатости в рельефе соответствуют __________?
7.Включение в систему знаний и умений.
Задание №5 Методом наложения тектонической карты на физическую определите возраст гор на территории России.
Кавказские –
Уральские –
Алтай-
Саяны-
хр. Черского-
Хибины-
Сделайте вывод
Проверьте себя на основании реп-урока «Тектоническое строение территории России»
8.Рефлексия
По выбору:
1.Составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились
2. Ответить на вопросы:
– Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность –
– Учение о строении земной коры –
– Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур –
– Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру
– Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-
Взаимопроверка
Работа с контурными картами: Задание для всех.
Отметить основные тектонические структуры.
Домашнее задание
Д.З. § 12, в
По желанию:
1. Составить кроссворд по терминал урока.
2. Как появились Уральские горы? (сказка)
3. Презентация “Действующие вулканы на территории России”
Рельеф: тектоническая основа
Цели и задачи урока:
– Сформировать представление у учащихся об особенностях рельефа на территории России.
– Выявить связь между особенностями рельефа и тектоническим строением.
– Развивать навыки практической деятельности, совершенствовать умение учащихся характеризовать рельеф.
-Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания,
– Развивать самостоятельность в познании: формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы, на основе различных источников информации
– Формирование умений сопоставлять, анализировать, формулировать выводы.
Оборудование: физическая карта территории России, атласы. Учебники, тетради, компьютер.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Географический диктант
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)
2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)
3. Самая древняя эра – …(архейская)
4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)
5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется …(геохронологическая)
6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)
7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … (тектоническая)
8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)
9. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)
10. Крупные линейно вытянутые зоны с повышенной тектонической и магматической активностью в областях столкновения литосферных плит – ….(складчатые пояса или геосинклинали)
Актуализация знаний
Назовите самую древнюю эру.
Назовите самую молодую эру.
В какую эру мы живём? Период?
На какие периоды делится мезозойская эра? И т.д. (с помощью геохронологической таблицы)
На территории каких лит. плит расположена Россия?
Какие территории России испытывают поднятия, а какие опускания земной коры?
Что формируется на границах этих плит?
Где формируются действующие вулканы? И т.д.
Что в рельефе соответствует платформам? Что складчатым областям (геосинклиналям)?
Какие тектонические структуры преобладают в России?
Следовательно, какие формы рельефа преобладают в России?
Изучение нового материала
У моей России горы величавы,
Выросли грядами, гордые, как павы.
Вот седой Урал – весь порос травою,
А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.
Горы – к небу, вдаль – равнины,
Дюны, впадины, барханы
И овраги, и вулканы-
Все это рельеф России. (картинки с изображением гор и равнин)
Посмотрите внимательно на физическую карту России. Можно ли по ней определить основные черты рельефа нашей страны?
Используя карту и текст учебника, определите основные черты рельефа России. Проверка (2-3 минуты).
Закончить предложения:
1. В рельефе России преобладают ______________ .
2. По особенностям рельефа Россию можно разделить на ________ части: западную и восточную.
3. В западной части преобладают ____, а в восточной _______ и _______.
4. Горы располагаются в основном на _______ и _____ России, а на ________ низменности
5. Рельеф России повышается с _____ на ____ и с запада на _______ .
6. Самая высокая точка России – гора ______. Она располагается на _______. Её высота _____ . Самая низкая точка располагается на ________ низменности. Её высота _______ метров ниже уровня моря
Рассмотрели основные черты. Почему же рельеф России разнообразен? От чего он зависит?
Следует ряд вопросов:
Что такое рельеф?
Какие крупные формы рельефа вы знаете?
Какие виды равнин по высоте вы знаете?
Какие виды гор по высоте вы знаете?
От чего зависит рельеф?
Ответ: рельеф зависит от строения земной коры…..
Какие тектонические структуры расположены на территории России?
Ответ с помощью тектонической карты России
Что называется платформой?
Ответ: Платформа — Это относительно устойчивая участок земной коры с довольно плоской поверхностью
Что такое щит?
Ответ
Что называется Складчатой областью?
Ответ: Участок земной коры, в пределах которой слои горных пород смяты в складки.
Что называется плитой?
Плита — это участок платформы, где фундамент погружен на глубину и всюду перекрыт осадочным чехлом.
Попробуем практически выяснить ответ на наш вопрос: Почему же рельеф России разнообразен?
Выполним практическую работу № 5 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны»
ВЫВОД
1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с ______________строением.
2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют ____________.
3. В рельефе складчатым областям соответствуют _______ и ________ .
4. В областях новой складчатости сформировались _________горы. Они относятся по высоте _________ горам.
5. В областях древней складчатости располагаются___________ и _________ горы по высоте.
6. Разнообразие рельефа России связано с _________________ тектонического строения.
Домашнее задание – § 17 читать, конспект и термины учить, §16 повторить, учить номенклатуру рельефа России. Закончить практическую работу.