Урок окружающего мира в 4 классе горючие полезные ископаемые

Урок окружающего мира в 4 классе горючие полезные ископаемые thumbnail

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

3.Решение проблемы.

4.Организация самостоятельной работы.

5.Самопроверка.

5.Информация о домашнем задании.

6.Рефлексия.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учится,

Не ленится, а трудится.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-А сейчас я попрошу дежурного рассказать о сегодняшней погоде.

(Дата, облачность, осадки, ветер.)

-Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Ребята, скажите, какие бывают полезные ископаемые?

-На какие группы делятся рудные?

– На какие группы делятся нерудные?

– И так, ребята давайте сделаем вывод по домашнему заданию:

– Какое значение полезные ископаемые,  которые используются в строительстве  имеют в жизни человека?

-А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек не может существовать? Почему?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

–  Да ребята  мы с вами узнаем, где и как используются горючие полезные ископаемые и поучимся самостоятельно определять их свойства.  Работа будет проходить в группах.

(Слайд 1)

-А сейчас вам нужно  отгадать  загадку, ответом которой будет являться то вещество над которое мы будем с вами проводить опыт.

– И так, первая загадка:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

(Слайд 2,3).

-Молодцы, ребята.

-Что вы знаете о каменном угле?

-А сейчас, ребята мы с вами по будем геологами-исследователями, проведём практическую работу.

-А кто знает кто такие геологи?

-Правильно, ребята.

-И вот мы с вами сегодня будем изучать природные богатства. У вас перед глазами план работы. Ваша задача – по плану рассмотреть полезное ископаемое и заполнить таблицу.

Карточка № 1,2

При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

•        Все участвуют в работе.

•        Все друг другу помогают.

•        Споры решаются мирным путём.

•        Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Слайд 4)

(Слайд 5)

-Молодцы, ребята, а сейчас давайте сделаем вывод.

-И так, ребята давайте послушаем сообщение о каменном угле.

-Слушаем следующую загадку:

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?

(Слайд 6,7)

-И так, ребята, так как у нас нет нефти вам сейчас нужно, заполнить таблицу с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 101. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.

-Давайте проверим правильно ли вы заполнили таблицу. Ели правильно ставим знак плюс, если не правильно знак минус.

(Слайд 8)

-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.

Физминутка

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Мы геологами станем

Да?-Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами.

Да?-Да! (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь(топают ногами)

Ее не проплывешь(плывут),

Ее не пролетишь(крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да?-Да! (хлопок над головой)

-Слушаем следующую загадку:

Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением.

(Слайд 11,12)

-Перед вами лежит это вещество сейчас вам нужно провести опыт и заполнить таблицу.

-И так, ребята время закончилось, кто желает сделать вывод.

-А сейчас давайте послушаем сообщение о торфе.

-Сегодня мы много узнали о горючих полезных ископаемых, много исследовали и чтобы завершить нашу сегодняшнюю работу давайте подведем итог урока. Вам нужно продолжить предложения:

Карточка № 3

– А сейчас,  открываем дневники, записываем домашнее задание:

  • Составить кроссворд на тему «Полезные ископаемые», стр. 88 -102.
  • Заполнить таблицу (природный газ)

-И так, ребята сейчас выбираем на столах картинки:

*Если вы усвояли и вам понравился сегодняшний урок, вы выходите и приклеиваете картинка Горючие полезные ископаемые;

*Если вы не много не поняли и считаете, что вам нужно еще вложить кирпичик знаний, то вы идете приклеивать картинку Строительные полезные ископаемые.

*Если вы не поняли  и вам не понравился урок то вы идете приклеивать картинки металлы.

Спасибо за внимание, урок окончен!

Приветствуют учителя.

Дежурный встает и рассказывает о погоде.

Какие полезные ископаемые используются в строительстве.

Рудные, нерудные.

Черные, цветные металлы.

Строительные, горючие.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ребята разделены на 3 группы.

Каменный уголь.

Ответы детей.

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их

Дети делают опыт.

Один ученик делает вывод.

Ученик рассказывает сообщение.

Нефть

Ребята заполняют таблицу.

Ребята сверяют ответы с эталоном на слайде.

Один ученик делает вывод.

Торф

Заполняют таблицу.

Один ученик делает вывод.

Ученик делает сообщение.

Записывают домашнее задание.

Источник

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Программа (УМК): «Гармония»

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Задачи урока:

  1. Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

  2. Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

  • готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

  • ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

  • выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

  1. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

  • принятие и освоение социальной роли;

  • формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Предметные:

  • формировать умение наблюдать за природой;

  • формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

Познавательные действия:

  • развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

  • знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

  • учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

Коммуникативные действия:

  • способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

  • содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир” 4 класс 1 часть.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

  1. АОЗ.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых 

  • бурый уголь – железная руда; 

  • фосфориты – медная руда;

  • золото;

  • асбест;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки? 

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые. 

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте. 

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми? 

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? 

Дети: Железная руда.

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили? 

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? 

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ. 

  1. Постановка темы урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются 
человеком от её каменной оболочки. 

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле 
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Дети выполняют.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Дети выполняют.

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

  1. Беседа по прочитанному.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Дети: В болотистых.

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Дети: Нефть.

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Дети отвечают.

  1. Физкультминутка.

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Дети отвечают.

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Дети выполняют.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Дети отвечают.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.

Учитель:_____________

Оценка:____________

Источник

Урок-проект по окружающему миру

Горючие полезные ископаемые

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых  в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Задачи: формирование представлений  учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.

Предметные результаты

Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать  способы их  добычи, владеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Личностные:

– развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
– способствовать развитию умения работать в группе;
– способствовать расширению словарного запаса детей;
– умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

– высказывать своё предположение;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий..

Познавательные:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

– принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование: интерактивная доска, проектор,  карточки с загадками,  образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика»  учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы,  карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.

Ссылки:

Нефть – https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/77/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Газ – https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/51/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Торф – https://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_22_22.php

Каменный уголь – https://www.doklad-na-temu.ru/iskopaemye/kamennyi-ugol.htm

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная  работа.

Я предлагаю вам Ситуацию выбора:

•        Новый материал объяснит учитель.

•        Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.

– Какой вариант вы выбираете?

Слайд –

Действительно,    

Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.

      Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).

2. Введение в тему урока

Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.

                                   ГЕ    ,  ,     Г                   (открыть шторку)

– Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)

– Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ»,  вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.

3.Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)

– Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)

– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)

4. Составление плана работы.

– Наш урок сегодня пройдет в форме урока-проекта.

– Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.

5.Постановка проблемы

Слайд –  Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)

Слайд – Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.

Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.

– Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес…  –  где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще  использовать в качестве топлива?)

Слайд   Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?

– А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.

У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).

1 группа –  

 Росли на болоте растения –

 Стали топливом и удобрением (торф)

3 группа –

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

2 группа –

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, 
От него в домах светло (уголь)

4 группа –

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)

6. Проверка групп  – зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости

– Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)

Слайд –  появляются все 4 ПИ

–  Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.

Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)

7. Формулирование темы урока

Слайд –  Сформулируйте тему проекта  – горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)

– Какие  задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?

Вам помогут вопросы

Слайд 

Какие … ? (свойства и значение для человека)

Как…? (добывают, обозначают на карте)

Где ..? (добывают,  применяют)

Нужно ли ….?

– Какие источники информации   нам помогут ответить на эти вопросы?

Слайд –  В проведении исследовательской работы вам поможет  маршрутный лист. 

Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.

8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).

Слайд –  Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств  своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.

Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.

9. Представление результатов исследования

Слайд – Давайте послушаем и посмотрим на  результаты ваших исследований, остальные учащиеся  по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.

Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.

 На доске постепенно заполняется таблица:

Характеристика ПИ

Каменный уголь

Торф

Нефть

Природный газ

– Сегодня мы попробовали быть геологами.

– Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?

10. Работа с физической картой на интерактивной доске

Слайд – Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.

(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)

11.Проблема:  (охрана ГПИ)

– Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.

–  О какой проблеме идет в нем речь?

Просмотр видеоролика.

–  Какая проблема была затронута в сюжете?

 (нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)

– Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?

– Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).

– Давайте вспомним, как они образовались?  (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)

– Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?

(подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)

– Какие меры по охране ПИ вы можете предложить? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)

– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и  топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?

(Находить новые виды топлива и источники энергии)

12. Домашнее задание  

– Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и  атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.

– А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и  прославляют своим трудом наш край.

13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью теста  «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.

  1. Торф – жидкое полезное ископаемое
  2. Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
  3. Нефть добывают из скважин
  4. Бензин получают из нефти.
  5. Торф используется в строительстве
  6. Каменный уголь образовался из растений.

14. Рефлексия (в группах)

– Подведём итог нашего урока. Каждый из вас внес определенный вклад  в исследовательскую работу, подумайте, какие трудности вам встретились, что понравилось больше всего. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету как участника проекта.

Заполнение анкет по участию в проекте.

Заслушивание нескольких ребят.

– Какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

– Какие трудности встретились во время выполнения проекта?

– Спасибо всем за работу, наш урок окончен.

АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

Имя участника проекта

Напиши, какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

Чему ты научился?

Что получилось лучше всего?

Какие трудности встретились во время выполнения проекта и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

Оцени свое участие в работе над проектом?

Оцени своё отношение к  проекту по предложенным шкалам (подчеркни нужные слова)

               Выполнение  проекта  считаю:

Приятным                                  неприятным

Однообразным                          разнообразным

Интересным                               скучным

Желательным                            нежелательным

Легким                                        трудным

Нужным                                      ненужным

Беспокойным                             спокойным

Простым                                     сложным

Непонятным                               понятным

Полезным                                    бесполезным

Свойства________________________________           

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

__________________________________________________________________

Свойства________________________________    

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

Источник