Урок окружающего мира полезные ископаемые их разведка и добыча

Урок окружающего мира полезные ископаемые их разведка и добыча thumbnail

Урок по теме: Полезные ископаемые, их разведка и добыча.

Цель: реализация деятельностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Коммуникативные УУД:

Проявлять интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний, готовности сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные УУД:

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Личностные УУД:

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

М. Пришвин

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»

– Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.

2. Операционно-содержательный этап.

Коллективная работа.

-Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»

Скажите, что означает выражение “разработка недр”? (Добыча полезных ископаемых. )

-Ребята, как добывают полезные ископаемые?

-Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту).

– Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал. )

-Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»

Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами – бригадами

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

3.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

4. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная Руда)

5.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

6.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

3.Работа в группах

-А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых

Геологи Слайд 5 «Геологи»

– А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

2) отваливая землю, делать углубления

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

-Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

-Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.

Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.( Глина)

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ). (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)

5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

7.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

Металлы: железная руда, золото.

8.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

9. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений (Золото).

Картинный диктант

-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд 6 Исследователи

–А можем ли мы назвать себя исследователями?

-Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)

–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в печатной тетради стр. 36-37

– Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными.

ФИЗМИНУТКА

Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

5. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Тест

– А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку. Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»

На доске правильные ответы.

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

Стр 88-91, т.№14

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. _______________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

Я геолог

4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

7.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

_________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

8.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

9. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений.

Ф И________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И _____________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И ____________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И _____________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

hello_html_ced2a68.png

Источник

Вхожде-ние в тему

3 мин

– Что это?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Что за страшный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зерен состоит,

Называется… (Гранит)

Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи. (Железная руда)

– О каких предметах были все загадки?

– Какая же тема и цель нашего урока?

Беседа, работа с загадками

Фронтальная

Выдвигает проблему

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока

 Формирование умения регулировать свою деятельность;

 – применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Формирование регулятивных УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

– работать по плану, предложенному учителем.

Проверка домашне-

го задания

5 мин

Тест «Чем различаются минералы»

1 вариант

1. Горные породы состоят:

а) из минералов;

б) зерен.

2. Грифель карандаша сделан:

а) из слюды;

б) графита;

в) кварца;

гипса.

3) Форма слюды:

а) овальная;

б) зерна;

в) пластинка;

г) песчинка.

4) Самый твердый минерал:

а) топаз;

б) алмаз;

в) золото;

г) корунд.

5) Поваренная соль:

а) графит;

б) слюда;

в) галит;

г) рубин.

6) Каменные сосульки с потолка-это:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

2 вариант

1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

а) алмаз;

б) гранит;

в) мрамор;

г) песок.

2. Песок-это разновидность минерала:

а) кварца;

б) слюды;

в) гипса;

г) апатита.

3. Самый мягкий минерал-это:

а) гипс;

б) флюорит;

в) тальк;

г) топаз.

4. Минерал, который называют камнем плодородия:

а) апатит;

б) алмаз;

в) кальцит;

г) гипс.

5) Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

а) глина;

б) алмаз;

в) гипс;

г) тальк.

6) Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

Тестиро-вание

Индивидуальная

Предлагает индивидуальные задания

Организует взаимопроверку

Выполняют задания по карточкам

Осуществляют взаимопро-верку

Оценивают результат

Познавательные-

общенаучные (структурирова

ние  знаний, рефлексия)

регулятивные-

контроль

Стадия вызова

 Стадия осмысления

Домаш-нее задание

Стадия осмысле-ния

5 мин

5 мин

2 мин

13 мин

– Итак, что же сегодня на уроке нас ожидает?

– Верно, вы узнаете много интересного о полезных ископаемых.

– Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть.

– Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.

(Способы добычи. Свойства.                          

Полезные ископаемые

Использование                      

  Как находят)

– А теперь откройте учебник на стр 88, читая текст делайте на полях пометки:

«V» – я уже знал эти сведения;

«+» – новая информация;

«?» – я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» – я думал иначе.

– Что нового вы узнали о полезных ископаемых?

– О чем вы думали по-другому?

– С какими сведениями вы не согласны?

– Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (вопросы записываются на доске)

– На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.

– Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы? (дети выбирают себе вопросы)

– Узнаем, как находят полезные ископаемые (рассказ учителя)

Сделаем вывод.

– Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.

– Обратите внимание на экран (показ изображения шахты, скважины, карьера)

– Докажите, о чем будем говорить дальше.

– Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств? (рассказ учителя о способах добычи полезных ископаемых)

– Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки?

– Сегодня прозвучало сообщение, при перевозки нефти по Каспийскому морю, произошла поломка танкера и утечка нефти.

–  К каким последствиям это может привести?

( Экономические проблемы, которые возникают при разработке месторождений:

-нарушаются места обитания растений и животных;

-при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;

-при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.)

Беседа

Рассказ

Приём ТРКМЧП

кластер

Приём ТРКМЧП

«инсерт»

Беседа,

опрос

Приём ТРКМЧП

«Тонкие и толстые вопросы»

Работа с картой

Видеометод-

работа со слайдами,

рассказ.

Экономическая проблема

Фронтальная

Групповая

Групповая

Индивидуальна

Фронтальная

Фронтальная

Групповая,

фронтальная

Уточняет понимание учащихся поставленной цели урока

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку

Организует поисковую работу обучающихся, самостоятель-ную работу с учебником

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе

контролирует выполнение работы

организует коллективную проверку

Анализируют, отвечают на вопрос учителя

Слушают рассказ, делятся своими впечатлениями

Заполняют кластер, высказывают свои предположения в группе

Читают текст, анализируют, подчеркивают характеристи-ки.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Выбор посильного домашнего задания и запись в дневник.

Формулируют выводы наблюдений

Отвечают на вопросы учителя

высказывают свое мнение

Работают в группе, высказывают свои предположения

Регулятивные

УУД:

-целеполагание.

Формирова

ние умения слушать.

Познавательные-развитие памяти, мышления.

Коммуникативные:

– умение работать в группе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

– высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

– вырабатывать  совместные решения при работе в паре

познавательные-

логические-

постановка цели и плана действий;

общенаучные-поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные-оценивание.

Регулятивные-коррекция.

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

– вырабатывать  совместные решения при работе в четвертках;

– выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД: анализировать сравнивать, группировать различные факты.

Стадия рефлек-сии

Итог урока

8 мин

4 мин

1. Исправление кластера, его дополнение

– Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется на доске и в группах)

– Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.

-Что же нового вы узнали?

-Чему удивились?

– О чем хотели бы узнать?

2. Определение причинно-следственных связей.

– От чего, торф добывают там, где болота?

– От чего зависит добыча полезных ископаемых?

– Почему некоторые горные породы называют бесполезными?

3.

– Напишите синквейн на тему «Ископаемые»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

(       Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

        Недра.)

4. Оценивание работы группы

– Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему?

5.Самооценка

– У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

-Кто сделал для себя открытие? (синий)

– Кто может сказать, я активно работал на уроке! (красный)

– Кому на уроке было интересно? (зелёный)

-Кому урок подарил хорошее настроение? (желтый)

Прием ТРКМЧП

Работа с кластером

Беседа

Прием ТРКМЧП

синквейн

Беседа

Работа с моделями

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи изученного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Осуществляют самооценку

Регулятивные

УУД: формирование умения оценки и саморегуляции; коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные-структурирова-ние знаний.

Формирование

коммуникативных УУД:

– слушать и понимать речь других;

– высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

– вырабатывать  совместные решения при работе в паре;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование регулятивных УУД:

– учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Источник