Урок окр мира в 4 классе полезные ископаемые
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Цель: создать условия для успешного усвоения знаний по теме «полезные ископаемые»
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Задание: «Полезные ископаемые». Ребусы.
Для демонстрации презентации и ребусов рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.
Учитель. Отгадайте ребусы.
Объедините их. (Полезные ископаемые)
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
Металл такой же, как в ракетах.
Учитель. О каких богатствах пойдет речь? (О полезных ископаемых)
Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
Для показа картинок рекомендуем использовать документ-камеру.
Учитель вывешивает картинки в соответствии с ответами детей.
Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать– «я знаю!» (!))
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: формировать понятие «полезные ископаемые», «месторождение»; познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи; с условными знаками полезных ископаемых.
Задание 1: Знакомство с понятиями «полезные ископаемые», «месторождение».
Для показа карточки для фиксации выводов рекомендуем использовать документ-камеру.
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).
Класс делится на группы.
Учитель. Найдём ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые? Месторождения?» Выберите метод, при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке.
Карточка для фиксации выводов.
Группы выбирают метод исследования, например: «знаю», «спросить», «позвонить», «в словаре», «в учебнике».
Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Как называются скопления полезных ископаемых? (Скопление полезных ископаемых называют месторождениями).
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Задание 2: «Разнообразие полезных ископаемых». Практическая работа.
Для демонстрации иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).
Для работы по группам рекомендуем использовать цифровую фото- или видеокамеру.
Группы выбирают метод исследования: «знаю», «наблюдать», «позвонить», «спросить», «в учебнике».
Учитель. Какие полезные ископаемые вы знаете?
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.
Полезные ископаемые. Иллюстрация
Учитель. Прочитайте в учебнике, на какие группы можно разделить полезные ископаемые?
Полезные ископаемые делятся на твёрдые, жидкие, газообразные.
1.Твердые полезные ископаемые.
Неметаллические полезные ископаемые. Иллюстрация.
2.Жидкие полезные ископаемые.
3.Газообразные полезные ископаемые.
Горючие полезные ископаемые. Иллюстрация.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания.
План описания.
Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации таблицы рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску). Для проверки выполнения задания на интерактивной доске обучающиеся смогут заполнить таблицу.
Дети отвечают, учитель (обучающийся) записывает.
Группа 1
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
Учитель. И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
Группа 2
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.
Используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Учитель. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
Группа 3
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
Учитель. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Группа 4
Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.
Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
Учитель. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.
Группа 5
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.
Учитель. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Группа 6
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Физминутка
Учитель. Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого – хлопаете, другие вещества (неживой природы) – топаете, предметы живой природы – приседаете:
Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения заданияи планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Варианты заданий
Задание 1: Знакомство с профессией геолога.
Презентация (слайд 4)
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx
Используемое инновационное оборудование:
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.
Учитель. Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые? (Геологи)
Рассказ геолога (подготовленного ученика):
Я – геолог, специалист по геологии. А геология – наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов – дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.
Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.
Учитель. Так чем же занимаются геологи? (Разведкой полезных ископаемых)
Задание 2: «Условные знаки полезных ископаемых». Работа по карте.
Форма работы: Г (П)
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карты, иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).
Презентация (слайд 5)
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx
Группы выбирают метод исследования: «наблюдать», «спросить», «позвонить», «помощь компьютера».
Учитель. Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.
Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
Метод исследования – личный опыт, наблюдения.
Задание 3: «Добыча полезных ископаемых»
Презентация. https://festival.1september.ru/articles/586889/pril1.ppt
Дополнительно можно заслушать готовые сообщения детей.
Уголь
Уголь. Иллюстрация.
https://www.metaprom.ru/imgfck/Image/production/ugol2.jpg
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.
Нефть
Нефть. Иллюстрация. https://www.savepic.org/2135733.png
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.
Природный газ
Природный газ. Иллюстрация.
https://www.profi-forex.org/system/news/A11_27_1.jpg
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
Задание 4: «Правила бережного использования». Работа с тестом в учебнике.
Форма работы: Ф
Используемое инновационное оборудование:
Для визуальной работы с текстом рекомендуем использовать документ-камеру.
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).
Учитель. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
Что же должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Прочитайте текст в учебнике, какие правила бережного использования нужно соблюдать?
Обучающиеся читают.
Учитель дополняет.
Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
Правила бережного использования:
1.Экономно использовать.
2.Оберегать от пожаров.
3.Соблюдать правила перевозки.
4.Заменять по возможности искусственными материалами.
Презентация (слайд 6)
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx
IV этап. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Полезные ископаемые»
Варианты заданий
Задание 1: «Свойства полезных ископаемых». Работа по карточкам.
Форма работы: Г
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карточки и самопроверки рекомендуем использовать документ-камеру.
Учитель. Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.
Второй вариант – свойства нефти и глины.
1.горючее 9.сыпучее
2.твердое 10.легче воды
3.жидкость 11.газообразное
4.тяжелее воды 12.белого цвета
5.черного цвета 13.пластичное
6.желтого цвета 14.плохо пропускает воду
7.хрупкое 15. коричневого или белого цвета
8.имеет запах
Ответ:
каменный уголь: 1, 4, 5, 7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
нефть: 1, 3, 8,11;
железная руда: 2, 4, 5, 14.
Задание 2: «Полезные ископаемые». Кроссворд.
Форма работы: Ф
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации кроссворда рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.krossvord.ppsx
Загадки про полезные ископаемые
https://prirodakjkg.blogspot.com/2008/02/blog-post_18.html
https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/podzemnye-zagadki.html
Учитель.
1.Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется:
Гранит
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Известняк
3.Это мастep белый, белый, –
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Мел
4.Он и желтый, и сыпучий,
Водворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Песок
5.По трубе течет,
пироги печет.
Газ
6.Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
Нефть
7.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Торф
8.Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи:
Руда
9.Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Уголь
Задание 3: «Условные знаки»
Форма работы: И
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карточки «Условные знаки» рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру. На интерактивной доске обучающиеся смогут соединить линией условный знак и название полезного ископаемого.
Учитель. Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
Карточка. Условные знаки.
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/uslovnye_znaki.jpg
Дополнительный материал.
Вопросы «Полезные ископаемые»
https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/voprosy_po_okru.miru.gorjuchie_poleznye_iskopaemye.ppsx
Полезные ископаемые. Викторина.
https://www.livelyday.ru/lively/dlya-shkolnikov/viktorina-poleznie-iskopaemie
Полезные ископаемые. Географический тест. https://pedsovet.su/load/241-1-0-13336
Цели использования:
закрепить знания о полезных ископаемых;
научиться узнавать полезные ископаемые по условным обозначениям.
Полезные ископаемые. Интеллектуальная игра. Звездный час.
https://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/zch_polez.doc
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель: научитьшкольников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание «Синквейн»
Учитель. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:
1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка – описание темы (2 прилагательных);
3-я строка – действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка – повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
Образец.
Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Недра.
Используемая литература и сайты
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ Сост. Е.С.Савинов.-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа «Перспективная начальная школа» (компакт-диск) – издательство: «Учитель», Волгоград, 2011.
https://www.school2100.ru/ – Образовательная система «Школа 2100». Программа «Окружающий мир»
Рыбъякова О.В. информационные технологии на уроках в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с.
https://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит богатый методический и дидактический материал для использования в системе образования Российской Федерации (в том числе с использованием интерактивных досок различных статьи из опыта работы, инструкции, разработки уроков с использованием интерактивной производителей (Activeboard, AVerMedia, Hitachi, Panaboard, SMARTboard).
https://khabibra.ucoz.ru/ – персональный сайт учителя начальных классов Хабибрахмановой И.Ю.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ – Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
https://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
https://prirodakjkg.blogspot.com/ – Сокровища Земли. Блог участников учебного проекта «группы кладоискателей» (4 “А” класса)
https://www.livelyday.ru/ – Сайт livelyday.ru создан для того, чтобы помочь уйти от скуки, обыденности, надоевших ритуалов и стандартных поздравлений. В любой, даже самый будничный день, всегда можно привнести немного шуток и юмора. На сайте собраны сценарии праздников, сценки, фразы и афоризмы, тексты поздравлений, описания необычных интересных игр и игрушек.
https://rudocs.exdat.com/ – сайт обеспечивает возможность бесплатно опубликовать документы учебного характера. Можно опубликовать статью, доклад, иную информацию. В категории справочники – разнообразные справочники, посвященные различным темам. В категории сценарии – несколько сценариев, например выпускных вечеров. Есть рефераты, курсовые работы.
https://www.mining-enc.ru/ – сайт «Горной энциклопедии»