Урок кто и как добывает полезные ископаемые

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение к деятельности

Прочитать.

– Как бы вы назвали слова А.С. Пушкина?

– Почему?

– Люди с давних времен учились находить и использовать полезные ископаемые в своей жизни. Они не зря назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный, бронзовый, железный. Без этих важных природных материалов нам, может быть, до сих пор пришлось бы жить в каменном веке, с помощью только палки и камня добывать себе пище, обрабатывать землю, изготавливать вещи себе, одежду, строить жилище. Открывая и добывая полезные ископаемые делали разные открытия. Возможно и мы сегодня на уроке сделали открытие. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра I.

Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы) солдатами был отдан жесткий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костер черными камнями, найденными в овраге. Когда костер разгорелся – загорелись и камни. Петр I, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: “минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет”: слова его оказались пророческими.

– О каком полезном ископаемом идет речь?

– Почему?

– Что такое полезные ископаемые?

Слайд 1

Таблица 1                         Таблица 2

– Сравните левую и правую таблицы.

Слайд 2

– Что общего в оставшихся полезных ископаемых?

– Как бы вы еще разделили все эти полезные ископаемые на группы?

Слайд 3

– От чего зависит способ добычи полезных ископаемых?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов, друг…,

А.С. Пушкин

– Эпиграф.

– О каменном угле.

– Цвет черный, горит(физическое свойство).

– Минеральные образования земной коры, химический состав и свойства физические которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

– 1. Общее: одни и те же полезные ископаемые.

  2. Слева – группировка по физическим свойствам: твердые, жидкие, газообразные, рыхлые, сыпучие.

      Справа – группировка по применению полезных ископаемых: в строительстве, как горючие топливо, рудные, химические, редкие.

– Добываются в Ленинградской области.

– По способу добычи: открытый, скважины, закрытый.

– От места залегания: если на поверхности, то открытый, если в недрах, то закрытый.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженнорго в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию

Работа по теме урока

– Расскажите, что знаете об открытом способе добычи полезных ископаемых.

Расскажите по рисунку

Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезные ископаемые и грузят их в автомашины или вагоны, а затем отвозят предприятию на переработку.

Добыча в этом случае ведется открыто – на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление – карьер. Такой способ добычи называется открытым или карьерным.

Нефть добывается нефтяниками под землей, откуда ее по скважине выкачивают насосами – качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2-3 км, хотя есть и глубже. От скважин по трубам – нефтепроводам, нефть подается на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее изготавливают разные вещества.

Минеральная вода в санатории Петродворец поступает из скважины глубиной 185м. Излечивает сахарный диабет, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Полезна, если пить просто так, так как содержит важные для организма растворенные минералы: калий, натрий, магний, кальция, стронция, марганец, никель. Попробуйте на вкус эту воду.(Соленая)

Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое большое отверстие  земле – ствол, от ствола расходятся коридоры – штреки, ведущие в месторождение (место скопления полезных ископаемых в земле).

Глубина шахты 100м – 2км.

Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью(лифт) поднимают наверх – “на гора”. Вместе с полезными ископаемыми попадается и пустая порода. Её сваливают рядом с шахтой, и с годами образуется целая гора террикона.

В шахте добыча полезных ископаемых ведется закрыто, даже днем темно –  приходится освещать шахту.

Такой способ называют закрытым или шахтным.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

Рефлексия

На доске и у каждого ученика:

Верите ли вы, что:

1)поисковое дело – трудная наука;

2)труд шахтеров очень опасен;

3)наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства наносится ущерб окружающей среде;

4)все полезные ископаемые могут когда-нибудь закончится на Земле.

 Прочитайте и отметьте знаком “+”, если вы согласны с высказыванием, знаком  “-”, если не согласны .

  1. – Как мы можем доказать или опровергнуть, что поисковое дело – трудная наука?

Чтение текста с маркировкой.

– Рассказать, что знаем о поисках полезных ископаемых?

– Что узнали?

– Что непонятно?

– О какой профессии прочли?

– Кто такой геолог?

      – Какими качествами должен обладать геолог?

– Почему профессия геолога романтическая?

– Кроме старых приемов в геологической разведке используются новые методы.

Геодезические (магнитные исследования могут указать на отсутствие железной руды).

Геологические.

Космические лучи.

Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. Найдя что-нибудь интересное, геолог проводит шлиховую съемку: промывку на лотке отложений долины. После смыва легких частиц остается легкий остаток (шлих), а в нем рудные материалы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание полезных ископаемых на различных участках.

– Какие специалисты нужны при поиске полезных ископаемых?

      – Согласны ли вы теперь , что поисковое дело – трудная наука? Ставим знак рядом “+”.

    2)Положите перед собой текст. Прочитайте.

Докажите, что труд шахтеров опасен.

      – Теперь согласны ли вы с тем, что труд шахтеров опасен? Отметьте.

      – Какие примеры того, что наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства, наносится ущерб окружающей среде вы можете привести?

      – Один такой пример я вам приведу.

 Обычно известняк добывают в карьерах, так как он чаще всего залегает неглубоко от поверхности. В Жигулях есть несколько карьеров, где ведется добыча известняка. Карьеры эти очень уродуют красоту гор, и люди требуют остановить добычу известняков в них.

 Попробуйте дома поискать факты, которые доказывают, что неразумная добыча полезных ископаемых влечет за собой экологические проблемы.

 – Какова роль разведки и добычи полезных ископаемых в нашей жизни?

– Какой вывод сделаем?

– Как бы ответили на 4 вопрос?

Все полезные ископаемые на Земле исчерпаемы. ИХ можно вывезти за год на длинном предлинном составе, который объедет земной шар 17 раз.

– Прочитать в учебнике.

– О профессии геолог.

– Геолог – специалист по геологии. Гео – относится к земле ее изучению.

Геолог должен много ходить. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, продираться сквозь дремучие леса и иногда сплавляться по рекам на плотах. И надо все время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Кроме того приходится страдать от комариных укусов, проводить ночи у костра.

-Бывать в незнакомых местах, любоваться восходом и заходом солнца, шумом горного ручья, наслаждаться пением птиц.

– Геолог, минеролог, картограф, палеонтолог.

 – Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Для строительства домов нужны: цемент, песок, кирпич. Для строительства дорог: щебень, асфальт, бетон. Для строительства мостов: бетон, металл. Все сырье для изготовления этих материалов люди берут из природы, с земли. Для отапливания домов используют дрова, торф, уголь, газ. Нас окружат много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, выращиваем с их помощью и убираем урожай. Все эти машины сделаны их металла. Чтобы получить на полях хороший урожай, люди вносят в землю минеральные удобрения.

 – Перерабатывая полезные ископаемые получают нужные материалы.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование учебно-позавательного интереса к учебному материалу и способом решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уебных заданий с использованием учебной литературы, справочников; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: осуществлять синтез как составленное целое из частей; обобщать на основе выделения сущности связи; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формировать собственнон мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Источник

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;

  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник