Урок исследование по окружающему миру полезные ископаемые

Урок исследование по окружающему миру полезные ископаемые thumbnail

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе, проведенного 13.03.2019 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: “Полезные ископаемые”

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир».

Урок был направлен на решение личностных, метапредметных и предметных задач.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением.

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

Познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог.

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; бережное отношение к природе.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

v словесные (объяснение, беседа с обучающимися, );

v наглядные (демонстрация презентации, видео );

v практические (работа с карточками,).

по виду учебной деятельности:

v проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблемы). 

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, развивалось творческое мышление.

На первом этапе урока (актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся, использовала вопросы по изученной теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На основном этапе – этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в информационном листе.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Дети выполняли задания в карточках.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей.

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне. Особенным вниманием у обучающихся пользовался демонстрационный материал.

Источник


Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Полезные ископаемые.

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.

Цели: 

 1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

 2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

 3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал,   делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

ОборудованиеОбразцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.

Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая  и игровая технологии.

     Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вот уже звенит звонок
    Начинается урок
    Хозяйка подземных богатств
    В свое царство зовет сегодня нас.

-О каком царстве сказано в стихотворении?

– О каких богатствах пойдёт речь?

 Какие материалы люди используют для строительства?

– Чем люди отапливают дома?

– Где люди берут эти материалы?

  1. Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

 Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности.

    2. Постановка проблемы на  уроке:

    • Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать?

    • Дети задают вопросы я записываю их на доске.

    Проблема: Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

    Дети клеют желтые и красные бумажки на доску.

    Предположения:                    1) да, можно;           2) нет, нельзя.

    3. Знакомство с новым материалом.

    – Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

        1) Фронтальная беседа:

        – А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

        – А из чего делают автомобили, самолёты?

        – Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много  песка, цементаизвестняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

        – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

       – А почему они полезные? (Ответы детей)

       2) Работа по учебнику и тетради.

       – Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

        3) Беседа.

      – Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

        – Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

        – К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

         – А какое значение имеет топливо?

         – При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

         – Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

         – Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

         – Молодцы. Перейдём к третьей группе.

         – Как вы думаете, почему они называются строительными?

         – Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).

                                            Физкультминутка.

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали и дальше пошли.
    По дорожке, по дорожке
    Прыгаем на левой ножке
    И по это же дорожке
    Прыгаем на правой ножке.
    По дорожке побежим, до лужайки добежим.
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем как зайки.
    Стоп! Немножко отдохнем!
    И опять работать мы пойдем!”

    11. Отгадаем о каких ископаемых идет речь

    1)Он Черный блестящий

    Людям помощник настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него кругом светло,

    Помогает плавить стали

    Делает краски и эмали (уголь)

    2)Росли на болоте растения

    Стали топливом и удобрением (торф)

    3)Без него не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте что же это? (нефть)

    4)Если встретишь на дороге,

    То увязнет сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобиться сразу, (глина)

       4) Практическая работа. Работа в группах.

    (Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)

         – А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на  группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

    Инструкция:

    1. Название полезного ископаемого.

    2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

    3. Прочное или хрупкое?

    4. Определить цвет, прозрачность.

    5. Тяжелое или легкое

    6. Состав, однородный или нет.

    7. Где можно использовать, применить.

        Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

    Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

       4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

     – А теперь всё обобщим и заполним кроссворд.

    4. Добыча полезных ископаемых.

       1) Чтение по учебнику с комментированием.

       2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;

                               в шахте – уголь, руду;

                               в скважине – нефть, природный газ.

       3) Словарная работа: месторождение, геолог.

    Работа с картой.

    1. Просмотр фильма.

    6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без  полезных ископаемых?  (Ответы детей).

    7. Закрепление изученного материала.

    Можно дать вопросы по группам.

       1) – С чем мы познакомились на уроке?

           – Что мы называем полезными ископаемыми?

           – На какие группы делятся полезные ископаемые?

           – Где их применяют?

           – Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

       2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:

     – Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

    Тест.

    Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

    а) песок, глину

    б) гранит, торф

                                                          в) уголь, соль

    Какие из полезных ископаемых служат топливом?

    а) нефть, руда

    б) уголь, торф

       в) известняк, газ

    Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

       а) гранит, песок

    б) уголь, руда

                                                           в) нефть, газ

    Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

                                                           а) строители

                                                           б) геологи

                                                           в) шахтёры

    Проверка ответов.

        3) Можно  дать группам задания повышенной сложности. 

    Задание: найди  одну ошибку в каждом  предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.

    Найди ошибки в следующих утверждениях.

    1. Большинство полезных ископаемых жидкие.

    2. Месторождениями называются  места, где хранят полезные ископаемые.

    3. Нефть добывают в карьерах.

    4. Как удобрение для растений используется  каменный уголь.

    5. Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

    Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.

    Ответы:

    1. Жидкие                твёрдые

    2. Хранят                 залегают

    3. В карьерах              в недрах земли

    4. Каменный уголь               торф

    5. Биологи                   геологи

    8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:

    – Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

    • А теперь каждый из вас оцените свою активность  (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте  в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?

    1. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

    Источник

    Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

    Форма урока: урок-исследование.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский.

    Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых.

    Дидактические материалы: презентация учителя, коробочки с образцами полезных ископаемых, карточка с планом изучения свойств полезных ископаемых, исследовательские карты, удостоверение «Юный эколог», карточки с таблицами для задания «Верите ли вы…»,

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    обучающихся

    1 Оргмомент

    Долгожданный дан звонок (2слайд)

    Начинается урок

    Всё ль у вас, друзья, в порядке?

    Есть учебники, тетрадки?

    Значит, будем начинать

    Мир чудесный открывать

    Для себя и для друзей.

    К новым знаниям скорей!

    2. Мотива-ция.

    Какие хитрые секреты (3 слайд)

    Таят обычные предметы.

    Блестят в солонке минералы!

    Снежинки – это же кристаллы!

    Фольга, скрывавшая конфету –

    Металл такой же, как в ракетах.

    – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?

    – Это и есть тема нашего урока.

    – Посмотрите на нашу Землю. (4 слайд) Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в недрах Земли.

    – Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, и вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных ископаемых.

    Кто эти люди? ( 5слайд)

    – Верно.

    – о полезных ископаемых

    – геологи

    Целепола-гание.

    – Какие по данной теме мы поставим для себя вопросы?

    (6 слайд) На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и скажите вопросы.

    Какие…

    Где…

    Как…

    Как…

    (7 слайд) вопросы

    – А ещё на уроке мы должны узнать, почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

    (8 слайд)

    – Для чего нам необходимо это знать?

    – На уроке будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых. Будем работать в группах.

    – Какие полезные ископаемые мы знаем?

    – Где находятся? – Как их люди используют в своей жизни? – Как их добывают?

    3. Реализация плана

    Мет. приём «Верите ли вы…»

    -Прежде, чем отправиться за полезными ископаемыми, геологам нужно проверить всё ли у них готово (дневники для записей данных исследований, необходимая литература – учебники), а так же свои знания.

    -У каждой группы исследователей на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» – если вы верите или «-» – если не верите.

    (9 слайд)

    Верите ли вы, что…

    1. Природный газ извлекают из-под земли?

    2. Гранит используют, как топливо?

    3. Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?

    4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?

    5. Нефть добывают на поверхности земли?

    6. Песок бывает только жёлтый?

    7. Геологи используют в своей работе вездеходы?

    8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

    9. Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

    А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания.

    4. Изучение нового материала.

    Физкульт-

    Минутка

    Мет. приём «Инсерт»

    -Давайте начнём наше исследование и узнаем что такое полезные ископаемые.

    – полезные – значит… (нужные, необходимые).

    – ископаемые – значит … (их нужно доставать, извлекать).

    – Поработайте в группе и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые». В этой работе вам может помочь учебник, откройте его на странице 48 и прочитайте. Запишите это определение в свой дневник

    – Давайте проверим, что у вас получилось (10 слайд)

    – Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы можем перейти к изучению полезных ископаемых.

    (11 слайд)

    -На столах каждой группы стоят коробочки с образцами полезных ископаемых и лежат исследовательские карты.

    (12 слайд)

    – Сейчас вы будете исследовать каждый образец по определённому плану (он лежит на столах).

    План изучения: (13 слайд)

    1. Рассмотри образец полезного ископаемого.

    2. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.

    -Полученные данные запишите в свои дневники в таблицу № 1 . Для этого вам необходимо прочитать дополнительную информацию на карточке.

    Мы с вами будем заполнять пока только 2 столбик ( свойства полезных ископаемых).

    1 группа запишет данные об известняке, граните и песке.

    2 группа запишет в дневник данные о железной руде, торфе, глине.

    3 группа запишет данные о каменном угле, мраморе, нефти.

    А теперь ребята разложить образцы которые вы исследовали в исследовательские карты в сектора А Б В в соответствии с их свойствами.

    -Какие есть вопросы?

    -Проверим, что у вас получилось в таблице и исследовательской карте

    – Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?

    -Верно. Вот сейчас мы с вами и узнаем, как их применяют. Для чего их добывают. Сейчас вы в группе читаете еще раз свои тексты и записываете в

    таблицу № 1 в 3 столбик – где эти полезные ископаемые применяются.

    -Если возникнут вопросы, поднимите руку. Работайте в группе, вместе обсуждайте и записывайте полученную информацию.

    -Давайте отдохнём и выполним разминку.( Слайд 14)

    Мы геологами станем

    Да? – Да! (хлопок над головой)

    Будут все гордиться нами

    Да? – Да! (хлопок над головой)

    Что ждёт нас впереди?

    Высокая гора (показывают руками)

    Бурная рука (показывают руками)

    Её не обойдёшь (топают ногами)

    Её не проплывёшь (плывут)

    Её не пролетишь (крылья)

    Надо напрямик!

    Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!

    Да? – Да! (хлопок над головой)

    – А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

    – Сейчас вы самостоятельно читаете текст на стр.48 и сделаете пометы карандашом на полях учебника:

    «?»-если то, что вы читаете, непонятно, хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.

    -Что было новое? Что узнали? Какие новые понятия встретились в тексте? Запишите новые слова в дневник геолога:

    «геолог»это специалист, который  занимается поиском месторождений полезных ископаемых.

    «месторождения» – это места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

    (Слайд 15)

    Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

    Чтобы знать, как их применяют.

    Работа в словарике

    Закрепление нового материала.

    Мет. приём «Верите ли вы…»

    -Вы, как настоящие исследователи, геологи сделали новые открытия и должны рассказать о них. Давайте проверим, что вы запомнили.

    – «Лови ошибку»

    1. Какие известные тебе полезные ископаемые пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?

    2. Найди ошибки в следующих утверждениях:

    • Большинство полезных ископаемых жидкие.

    • Места, где хранятся добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.

    – Теперь возьмите листочки с ответами «Верите ли вы, что…» и ответьте ещё раз на вопросы, записывая ответы в 3 строчке таблицы. По ходу обсуждаем и записываем ответы.

    1. Верите ли вы, что…

    1. Природный газ извлекают из-под земли?

    2. Гранит используют, как топливо?

    3. Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?

    4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?

    5. Нефть добывают на поверхности земли?

    6. Песок бывает только жёлтый?

    7. Геологи используют в своей работе вездеходы?

    8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

    9. Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

    -Сравните ваши ответы, которые вы дали в начале урока и в конце. Есть ли у вас ошибки? Какой вывод мы можем сделать?

    2.«Соедини стрелками». Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства

    в дневнике геолога (выполняем по кругу)

    Гранит сыпучий, из крупинок

    Песок зернистый, прочный

    Каменный уголь белый, твёрдый

    Известняк чёрный, хрупкий

    Глина хорошо плавится, из неё выплавляют чугун

    Железная руда в воде намокает и становится

    пластичной, не горит

    Нефть добывается в болотах, рыхлый

    Торф маслянистая жидкость, темно-

    коричневого цвета

    Твёрдые

    Где залегают

    +

    +

    +

    +

    +

    Узнали много нового на уроке

    Итог урока

    -Какие вопросы ставили в начале урока?

    -Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

    -Почему полезные ископаемые необходимы человеку?

    -Какие открытия вы для себя сделали?

    -Поднимите руку, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых?

    Д/з стр. 46-49 пересказать, ответить на вопросы, №6,7 в тетради.

    -Сегодня мы с вами попробовали быть геологами. Может кто-то из вас в будущем станет настоящим геологом, но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный эколог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому (вручение удостоверений).

    -Вам урок понравился? Покажите, какое у вас настроение на карточке.

    2. «Соедини стрелками». Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства в дневнике геолога (выполняем по кругу)

    Источник