Урок горные породы минералы полезные ископаемые

Урок горные породы минералы полезные ископаемые thumbnail

География.  5 класс

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

– должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

– приводить примеры горных пород разного происхождения;

– объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

– проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

– классифицировать горные породы;

– описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

– сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

– образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» – густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные…

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, – вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные – метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные – органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные – осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Источник

План – конспект урока

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

  1. ФИО (полностью)

Пантанова Вера Петровна

  1. Место работы

МбОУ МО Плавский район «Ново-Никольская СОШ» Должность

учитель географии.

  1. Предмет

география.

  1. Класс

5 класс.

  1. Тема и номер урока

тема: Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

  1. Базовый учебник

География 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / (А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др. ); под ред. А.И.Алексеева; изд. «Просвещение» – М. 2012 (Полярная звезда).

8. Цель урока:

Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

9. Задачи:

Образовательные. Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;

Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему “Горные породы”, работать с коллекцией горных пород.

Универсальные учебные действия:

– личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные:извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока:

– изучение нового материала

11. Формы работы учащихся:

– индивидуально – групповая.

12. Необходимое оборудование:

– настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка, презентация.

13. Структура и ход урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовностьк уроку. Психологический настрой на продуктивную работу и сотрудничество учащихся.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению

Владение элементарными практическими умениями

Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Вспомним внутреннее строение Земли. Слайд№3

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.

– Что называется внутренними силами Земли?

– Какие процессы происходят под воздействием внешних сил? Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вспомнить уже известное и выполнить задания. Проверим домашнее задание.
Самостоятельная работа
на двойных листочках с копиркой.
Земля состоит из ядра, ______, _______. Ядро состоит в основном из никеля и _______ . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _______ . Твёрдая верхняя оболочка Земли – ______ . Неровности земной поверхности называют ______. Земная кора состоит из ________ . Слайд№4,5

Учащиеся вспоминают изученный материал

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний

Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:

– Наши знания о литосфере не совсем полные, что-то мы с вами еще упустили?

Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? Слайд№6 Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?

– Как по-другому можно назвать

камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)

Ответы учащихся.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».Слайд№7 Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе

Актуализация знаний

Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они  рождаются  живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и  трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы  вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают ? Почему у них такие разные свойства?

Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения? Слайд№8

Ставят цели: изучить  происхождение  горных пород  и как от этого будут зависеть их свойства.

Формирование мотивации к обучению и познанию

.Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Введение новых знаний

Учитель обращается к учащимся:

– Ребята, Мы отправляемся в царство камней.

– Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?

Ответы учащихся.

– Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по ходу урока. Слайд№9

Учащиеся высказывают разные мнения.(Возникает проблемная ситуация)

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности

Умение работать с разными источниками географической информации, оформлять результаты работы в таблицы; анализировать собранную информацию;умение применять географические знаний в повседневной жизни

Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности

Учитель рассказывает о горных породах (Приложение 2) и одновременно показывает презентацию и заполняем таблицу. Затем сделаем выводы и результаты запишем в тетрадь. Слайд№10-24

Слушают сообщение учителя о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали, делают выводы, результаты записывают в тетрадь.

Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Физкультминутка

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой). Слайд№25

Зарядка окончилась, вы молодцы!

Поиск, открытие нового знания

Работа с коллекцией «Гранит и его части».

Держу я камень на ладони,

И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать.

– Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». У вас на столах есть кусочки гранита рассмотрите их.

Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым?

Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые,

блестящие – кварц, серые и красные –

полевой шпат.

– Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.

Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.Слайд№26-28

– Ребята, а кто сможет мне назвать жидкие или газообразные горные породы.

Подсказки если не догадаются

  1. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички.

  2. Без неё не поедет

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, кто же это?

– Какой вы можете сделать вывод?

Что такое горные породы?

Работают с разными источниками географической информации ( коллекциями и учебником);

выделяют главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы в таблице;

 формирование умения кратко излагать свои мысли устно,

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии

Умение работать с коллекцией горных пород.

извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации,

умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Практическая деятельность детей

Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.) Слайд№29

– Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

Нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 3)Слайд№30

Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)

2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый,красный,желтый,белый. В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)

Учитель объясняет ход проведения практической работы.

Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

Развитие умения выступать грамотно и доказательно, излагать свои мысли.

Умение видеть значимость своей работы.

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии.

Оперирование знаниями в новых ситуациях

– А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?

– Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь, что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Слайд№31,32. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Слайд№37-41. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)

Наша Тульская область тоже богата полезными ископаемыми. Основное энергетическое богатство Тульской области – бурый уголь.Из железорудных запасов в области главными являются бурые железняки. Применение в различных отраслях народного хозяйства нашли каменная соль, гипс, карбонатные породы – известняки и доломиты, глины и суглинки, пески и песчано-гравийные смеси.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми Тульской области и своей местности, заполняют таблицу «Полезные ископаемые Тульской области и их применение» Слайд№33-36

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии Тульской области, прививать любовь к родному краю.

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Обобщение и систематизация знаний

Для обобщения материала учитель предлагает игру «В гостях у хозяйки Медной горы». Слайд№42

Задание: догадайся о какой горной породе идет речь? (см. приложение №4)

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме

Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.

Рефлексия

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Слайд№43

Творческое задание «Человек из горной породы»

– Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок. Слайд№44

Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение основами географических знаний

Умение оценивать свои поступки и поступки других людей

Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.

Творческое задание: придумайте загадки о горных породах и минералах Слайд№45

Учащиеся записывают домашнее задание.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Приложение № 1

Приложение № 2

Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.

А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.

По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы.

Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.

В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.

Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)

Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).

Запись в тетради.

Магматические горные породы

Глубинные

Излившиеся

Осадочные горные породы.

На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.

  • Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)

  • Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).

  • Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы)

Запись в тетрадь

Осадочные горные породы.

обломочные

химические

органические

песчаник

гипс

известняк

известняк

поварен соль

уголь

Метаморфические горные породы.

Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.

Главные факторы – температура, давление, газы, вода. . и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Стр. 43 п. 4.

Запись в тетрадь

Метаморфические горные породы.

Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Приложение № 3

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2. происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Приложение № 4

Игра «В гостях у хозяйки Медной горы»

  1. Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей (Графит)

  2. Болотное богатство. Его используют как горючий материал (Торф)

  3. Из нее изготовляют рубли (Медь)

  4. Незаменимая рубашка для консервов (олово)

  5. Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины (Золото)

  6. Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль)

Источник