Урок география россия геологическое строение рельеф полезные ископаемые
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 103
Советского района г. Волгограда
Методическая разработка урока:
«Геологическое строение,
рельеф и полезные ископаемые России»
8 класс
Выполнила:
учитель географии,
Азатян Татьяна Срапионовна
Волгоград 2013г
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»
Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Вид используемых на уроках средств ИКТ | Компьютер, проектор |
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА
ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.
Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране. Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»
Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?
Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»
Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:
маршрутным листом, атласом.
Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:
– пройти маршрут урока;
– выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».
Вопрос: Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?
Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.
ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.
Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.
Ответ «крокос» – «шафран»- крокоит
Вопрос: Кто готов дать ответ?
Возникает проблемная ситуация.
ЭТАП 3. Планирования.
Учитель: Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!
Подсказки – это буквы, составляющие слово «крокоит»
ЭТАП 4. «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.
Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!
Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.
№ 1 . Старт «Карта»
Учитель:
Первопроходцем быть нелегко,
Пред ним стояло много задач,
Тебе же в готовом все виде дано,
На контурной карте ты обозначь:
- Плато Путорана
- г. Народная
- Среднерусская возвышенность
- Хр. Черского
- г. Белуха
- Западно- Сибирская равнина
- Восточный Саян
- Приволжская возвышенность
За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)
Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.
2. Привал « Рельеф и геология»
Учитель:
Без знания прошлого нам не понять,
Как могут нынче так горы стоять?
Почему в это море той речке впадать?
И где нужно уголь и нефть добывать?
Вчера и сегодня вы сопоставьте,
Рельф и структуру на место поставьте!
За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)
Формы рельефа | Геологические структуры |
| 1. Герцинская складчатость |
| 2. Кайназойская складчатость |
| 3. Мезозойская складчатость |
| 4. Анабарский щит |
| 5. Платформа Сибирская |
| 6. Байкальская складчатость |
| 7. Щит Алданский |
| 8. Платформа Восточно-Европейская |
Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.
Формы рельефа | Геологическое строение |
| Щит Алданский |
| Платформа Восточно-Европейская |
| Герцинская складчатость |
| Мезозойская складчатость |
| Кайназойская складчатость |
| Анабарский щит |
| Байкальская складчатость |
| Платформа Сибирская |
3. «Восхождение»
Учитель:
Путешественник стремится
К тем местам, где не бывал.
Смелым быстро покорится
Весь Кавказ и весь Алтай!
Продолжай свой путь отважный!
Верь удачливой звезде!
Покори свой самый важный
Пик к заветнейшей мечте!
Учитель: Зачитывает описание географического объекта.
Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».
Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.
Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.
Ученики: выходят к доске по одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.
(За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)
4. Привал «Легкое перо»
Учитель:
Представьте, друзья, что открыли вы край,
Где вы не бывали, и никто не бывал!
Как рассказать об открытии этом,
Если рожден ты, увы, не поэтом?
Как подобрать к описанью слова,
Чтоб достоверность и краткость была?
Вот тренируйтесь: дана вам опора,
Есть правда лишних в списке два слова.
Их ты не трогай, а из остальных
Составь описание лучше других,
В одно предложение все умести,
За каждое слово получишь очки!
- По-ов Таймыр
- Срединный хребет
- Кайнозойская складчатость
- Землятресение
- г. Эльбрус
- Лава
- Туф
- Ключевская Сопка
Ученики составляют описание местности
Лишние слова: По-ов Таймыр, г. Эльбрус
5. Привал «Черный ящик»
Учитель:
Перед вами черный ящик.
В нем лежит предмет искрящий,
Вместе с ним предмет тяжелый,
Рядом- мягкий и знакомый.
Я подробнее о них
Вам прочту сейчас же стих.
Кто узнает минерал-
Тут же руку поднимай.
Учитель: раздает черные ящики с заданиями.
Есть в нем блеск, есть в нем металл,
Был железом- станет сталь!
Цвет имеет серо-черный,
В КМА запас его огромный.
(Гематит)
С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.
Для нашей планеты он служит основой.
Воздвигнуть с него монумент вековой,
В строительстве дома и мостовой.
Цветов он бывает разных в природе.
Богата Карелия этой породой.
(Гранит)
Белый и мягкий, кладезь кальцита,
Сделан из раковин древних улиток.
Дом побелить или сделать бетон,
Повсюду полезным окажется он,
С древности люди его применяют.
В центральной России сейчас добывают.
(Известняк)
Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.
Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции или отряда остается последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.
- «Последний перевал»!
Учитель:
Очень трудно, очень сложно
Помнить все определенья,
Капитанам нужно быстро
Закончить верно предложенья!
- Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
- Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
- К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
- Самые длинные горы России …..( Уральские)
- Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
- Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
- Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня – это… ( морена)
- В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
- Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
- Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
- Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
- Самые высокие горы России…….(Кавказ)
- Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
- Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
- Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
- Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
- Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
- К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.
Иск.)
- Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)
- Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение
Ученики: начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.
ЭТАП 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.
Ученики называют ответ: крокоит
Демонстрация ролика о крокоите.
Учитель: Описание минерала и его характеристики
Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.
Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.
Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.
Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.
ЭТАП 6. Рефлексия.
Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.
Вопросы учителя:
С какими трудностями вы встретились в пути?
Что помогло вам в нашем приключении?
Ответы учеников…
Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.
Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно | |
Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно. | |
Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно. |
ЭТАП 7. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю вам, использовать свои знания по данные теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Волгоградской области»
А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.
Литература:
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
- География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
- География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
- География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
- Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009
Информационные ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library
https://festival.1september.ru
https://www.mirgeografii.ru
https://pedsovet.su
Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.
Задачи:
- Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
- Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
- Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
- Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
- Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Мотивация. Постановка задач.
Показ Презентации № 1
Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.
Поражает их красота и суровость.
Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.
Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.
Устрашающее дыхание вулканов.
Все это – нашаРооссия
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)
– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?
Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.
2. Формирование учебных действий.
1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.
- Что такое рельеф?
- Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
- Как различают горы по высоте?
- Как различают равнины по высоте?
- Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
- Где расположены горы?
- Самая высокая гора России
- Самые длинные горы России
- Платформа – это
- Щит – это
- Месторождение –
- Выветривание – это
Продолжаем нашу работу.
2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».
Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)
3)
У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина
Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)
4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.
– Зачем люди исследуют глубины?
– Какие бывают полезные ископаемые?
– Каким тектоническим структурам они соответствуют?
Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)
Давайте проверим. (Слайд № 3)
5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?
Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)
А мы отвечаем на вопросы.
– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?
– Какова их причина?
(Слайд № 4)
– Кто еще изменяет рельеф?
– Что остается в результате хозяйственной деятельности?
(Слайды № 5 – 8)
6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека
– Какие вы знаете опасные природные явления?
Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.
Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).
– Каковы последствия землетрясений?
– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).
– Каковы последствия оползней?
– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)
А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».
3. Рефлексия
– Какую цель мы поставили в начале урока?
А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:
– Где вам было трудно, на каком этапе?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
Обсуждение результатов.
4. Домашнее задание
Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)
Информационные ресурсы:
- География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
- Географический атлас. 8 класс
- Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
- Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
- Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
- Ресурсы Интернет
Приложения