Урок географии в 7 классе рельеф и полезные ископаемые южной америки
Урок географии 7 класс
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся с природой Южной Америки.
2. Сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка – их составе, происхождении.
3. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
4. Формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.
Планируемые результаты.
Предметные
1. Называют и показывают материк Южная Америка;
2. Рассказывают о рельефе и полезных ископаемых Южной Америки. Личностные 1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; 2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами.
Метапредметные
1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи.
2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют друг с другом и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником, атласом, контурной картой.
Универсальные учебные действия.
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Актуализация знаний
Учащиеся показывают географические объекты материка.
1. Крайняя южная точка материка Южная Америка.
2. Группа островов на севере материка.
3. Залив на востоке Южной Америки.
4. Архипелаг на юге материка Южная Америка.
5. Перешеек, соединяющий два материка.
6. Самый широкий пролив на юге материка.
7. Тёплое течение в Атлантическом океане, проходящее у берегов Южной Америки.
1. Холодное течение в Тихом океане у берегов материка.
2. Пролив разделяющий материк и архипелаг Огненная Земля.
3. Группа островов на северо-западе материка.
4. Острова на юго-востоке материка.
5. Море на севере Южной Америки .
6. Крайняя западная точка материка.
7. Тёплое течение на северо-востоке материка.
Учащиеся выполняют задания учителя
Развитие картографических умений учащихся, развитие умения слушать товарищей.
II. Создание проблемной ситуации
Охарактеризовать очертания береговой линии материка и сравнить с береговой
линией Африки.
Различия – сходство— чем обусловлено сходство? – общее происхождение – общее геологическое строение – можем ли мы уверенно сказать, что и в рельефе будет сходство?
– В тетрадь записать тему урока «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»
Перед нами стоят три задачи:
1. Дать общую характеристику рельефа
2. Рассмотреть особенности равнин и гор
3. Познакомиться с полезными ископаемыми Южной Америки
Выполняют сравнение карт делают вывод
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
III. Открытие новых знаний
Откройте атлас, физическую карту Южной Америки
Какие формы рельефа характерны для материка?
Вывод: на материке большую часть занимают равнины, меньшую – горы.
По карте охарактеризуйте высоты материка (назовите преобладающие высоты, максимальные, минимальные).
Преобладающие до 1000 м., макс.- 6194 м.- гора Аконкагуа мин.- – 45м.- на полуострове Вальдес
Вывод: преобладающие высоты до 1000 метров, колебание высот значительное.
Откройте карту – «Строение земной коры
Расскажите, как шло формирование рельефа?
Пользуясь условными знаками назовите самый древний участок земной коры (Южно-Американская платформа), области древнейшей складчатости характерны для востока материка. Области новой складчатости характерны для самой западной части.
Вывод: рельеф на территории материка формировался на протяжении многих миллионов лет и продолжает формироваться и сейчас, о чем свидетельствуют землетрясения и извержения вулканов.
Вывод: таким образом, мы решили первую задачу, дали общую характеристику рельефа Южной Америки, заметили, что преобладают равнины, так как в основании лежит Южно-Американская платформа – устойчивый, выровненный участок земной коры.
2. Переходим к характеристике равнин и гор.
Откройте контурную карту Южной Америки.
Рельеф Южной Америки разнообразен и контрастен. По характеру рельефа Южную Америку можно разделить на Горный Запад и Равнинный Восток. Средняя высота материка – 580 м.
Рельеф западной части материка – результат взаимодействия нескольких литосферных плит, на границе которых происходят горообразовательные движения. Формирование Анд началось еще в палеозое и не закончилось до сих пор. Анды продолжают подниматься, извергаются вулканы, происходят сильные землетрясения
Горная система Анд считается самой протяженной горной системой на Земле. Самая высокая вершина материка – гора Аконкагуа Подписать на контурной карте.
Здесь находится и наиболее высокий действующий вулкан под названием Льюльяйльяко. Можно также выделить такие вулканы, как Сан-Педро Руис и Котопахи
Рельеф восточной части складывался на древней Южно-Американской платформе. Поднятие её фундамента в рельефе соответствует плоскогорьям – Гвианскому, высотой до 3014 м. и Бразильскому, высотой до 2890 м., его рельеф очень неоднороден – от почти столообразных плато в центре до высоких плосковершинных гор на востоке Подписать на контурной карте.
В прогибах платформы образовались низменные равнины – Оринокская, Амазонская и Ла-Платская. Почти плоская поверхность этих равнин благоприятна для образования крупных речных систем Амазонки, Ориноко, Параны (на языке индейцев «большая вода») с широкими и глубокими речными долинами
Амазонская низменность – величайшая в мире (площадь около 5 млн. км2) низменность, пересекающая с запада на восток почти весь материк Южной Америки, от предгорий Анд до Атлантического океана, и лежащая между поднятиями Гвианского плоскогорья на севере и Бразильского на юге Подписать на контурной карте.
К югу от Бразильского плоскогорья тянется широкая Ла-Платская низменность, по которой течет река Парана Подписать на контурной карте.
К северу от Амазонской низменности находится Оринокская низменность, лежит почти везде не выше 100 м. Подписать на контурной карте.
Вывод: на западе материка находятся подвижные складчатые области на стыке двух литосферных плит, восточную часть материка занимает древняя платформа
3. Познакомимся с полезными ископаемыми материка
Южная Америка богата различными полезными ископаемыми.
Вопрос: На какие две группы делятся полезные ископаемые по происхождению? (рудные и нерудные)
К чему приурочены месторождения нерудных полезных ископаемых?
(они приурочены к толщам осадочных пород).
Из нерудных ископаемых на побережье Тихого океана и в предгорьях Анд добывают серу, йод, селитру. Во впадинах и прогибах платформы обнаружены нефть, природный газ, уголь. Венесуэла считается лидером по добыче нефти и газа.
Нанесите на контурную карту месторождения нерудных полезных ископаемых.
К чему приурочены месторождения рудных полезных ископаемых?
К древним щитам платформы приурочены богатейшие месторождения железных, марганцевых, никелевых руд, урана, залежи бокситов, содержащих алюминий.
В Андах найдены месторождение цветных и редких металлов. Например, известный “оловянный пояс” Боливии тянется с севера на юг на 940 км. В Андах расположены крупнейшие в мире месторождения медных руд, а также руд молибдена, серебра, вольфрама, свинца и цинка.
Нанесите месторождения рудных полезных ископаемых на контурную карту.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание по предложенному плану с помощью учебника
Получение знаний из источников информации
III. Подведение итога.
1. Какие формы рельефа характерны для Южной Америки?
2. Почему на материке преобладают равнины?
3. Самая большая равнина на материке?
4. Почему горы Анды расположены на западе материка?
5. Перечислить низменные равнины Южной Америки.
Дети отвечают на вопросы и делают вывод.
Умение выполнять практические задания и применять полученные знания, доказывать свою точку зрения
IV. рефлексия
построения денотатного графа
р
е
л
ь
е
ф
На 1 определение составляется совместно, на 2 определение: самостоятельно
Проявлять учебно-познавательный интерес к географической науке.
V. Д/З
Уч п, вып зад в конт картах
Записывают домашнее задание
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые материка Южная Америка.
Цели урока: Продолжить формирование у учащихся представлений о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Южной Америки – их составе, происхождении, строении; познакомить учащихся с объектами рельефа Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, сопоставляя различные географические карты.
Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки, настенная контурная карта.
Ход урока.
Проверка знаний, полученных на прошлом уроке. Не пользуясь картами, определить и обосновать правильность утверждения. В графе ответы поставьте знак (+) – если утверждение верно, (-) – если неверно. Ответьте на вопрос.
утверждения | ответы |
1. этот материк пересекает экватор в северной его части | |
2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км. | |
3. материк омывается водами Индийского океана. | |
4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом. | |
5. самый холодный материк на земле. | |
6. крайняя южная точка материка – мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.) | |
7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом. | |
8. этот материк похож на гроздь винограда. | |
9. на юге материка расположен остров Тасмания. | |
10. на севере материк омывается водами Карибского моря. | |
11. этот материк омывается водами двух океанов. | |
12. относится к одной части света. | |
13. полностью лежит в западном полушарии. | |
14. находится как в западном так и в восточном полушарии. |
Обоснование неправильных ответов______________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлексия
– А для чего необходимо знать географическое положение материка?
I – постановка познавательной задачи урока.
На каждом столе у учащихся лежат заготовки, которые потребуются при изучении этой темы.
1. Термины и понятия. Выбрать те, которые вам уже известны и вписать их в первую колонку.
Платформа, молодые горы, щит, фундамент, низменность, плоскогорье, плато, Амазонская, Бразильское, Оринокская, Ла – Платская, Анды, грабен, Аконкагуа, Котопахи.
Предлагаю учащимся заполнить трехзначный дневник.
2. Рефлексия. Проверяем, что написано в колонке «хочу узнать». Ищем эти понятия на карте Южной Америки. Постановка познавательной задачи урока.
Изучить особенности рельефа Южной Америки.
3. Составить кластер по теме «Рельеф Южной Америки». Расставить стрелочки, которые показывают взаимосвязь рельефа и его разнообразия.
Особенности рельефа Ю.А.
Черты сходства и различия рельефа Африки и Ю.Америки
Закономерности размещения полезных ископаемых
Различия в рельефе
Запад
Восток материка
История его формирования
4. Работа в группах по характеристике одной из форм рельефа по плану, который учащиеся составляют самостоятельно. Сообщения делает каждая группа. Характеризуются такие формы рельефа как: Анды, Амазонская низменность,
Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, и.т.д.
5. Проверка знаний, полученных при изучении темы рельеф Южной Америки.
- Для чего нужно изучать рельеф территории?
- Какими картами необходимо пользоваться?
- Почему горы находятся в западной части материка?
- Найдите самую высокую гору?
- Какие вулканы есть в Андах?
- В чем проявляется зависимость рельефа от строения земной коры?
6. Работа в группах по определению полезных ископаемых.
Одна группа дает оценку полезным ископаемым, находящихся в горах Анды, другая на Бразильском плоскогорье, а третья на низменностях.
Выявляются зависимость видов полезных ископаемых от строения земной коры.
Выявление причинно – следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)
– Используя карты атласа, заполните систематизирующую таблицу и на основании сравнения рельефа, строения и полезных ископаемых в горах Анды, Бразильском плоскогорье и на Амазонской низменности, выявите причинно – следственные связи
Части материка | Части материка | Тектоническая структура | Полезные ископаемые |
Осадочные | магматические | ||
Анды | |||
Бразильское плоскогорье | |||
Амазонская низменность. |
Проверка знаний. Цифровой диктант «Формы поверхности Южной Америки».
- Оринокская низменность
- Амазонская низменность
- Бразильское плоскорогье
- Гвианское нагорье
- Горы Анды
Как называются:
А) наибольшая равнина земного шара?
Б) район Южной Америки, где бывают катастрофические землетрясения?
В) равнина богатая нефтью?
Г) нагорье богатое золотом и алмазами?
Д) нагорье, которое постепенно понижается на северо – запад?
Е) нагорье, для которого характерны наибольшие высоты в центральной части?
Ж) горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Проверяют правильность написания сами учащиеся.
Задание на дом: составить маршрут геолога по материку Южная Америка. Оценить условия добычи полезных ископаемых.
.
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о
рельефе Южной Америки, познакомить с
расположением и основными чертами крупных
формам рельефа материка. - Установить взаимосвязь между рельефом,
тектоническим строением и размещением полезных
ископаемых. - Продолжить формирование у учащихся умения
устанавливать причинно-следственные связи,
работая с различными географическими картами. - Воспитывать у школьников любознательность,
бережное отношение к природе, самостоятельность;
развивать интерес к географии.
Учебно-наглядный комплекс: физическая
карта мира, тектоническая карта мира, физическая
карта Южной Америки, видеофильм, презентация
«Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».
Методы и формы: наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый, репродуктивный,
самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный.
Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа,
вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность,
Оринокская низменность, Ла-Платская низменность,
Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний
– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы
отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?
Демонстрация фильма о природе Южной Америки.
– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши
впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на
уроке? (Презентация, слайд
1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные
ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.
- Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб,
1492 год) - А почему же она получила такое название, в честь
кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль
об открытии новых земель) - Покажите на карте крайние точки материка.
Какими океанами и морями он омывается?
III. Изучение нового материала
– А каковы особенности рельефа Южной Америки?
(Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в
атласе. Каков общий характер поверхности
материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка?
Почему выделяются горный Запад и равнинный
Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней
Южноамериканской платформе, а горный Запад –
результат столкновения двух литосферных плит
Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании
этой части материка лежит молодая кайнозойская
складчатость.
Столкновения океанической и континентальной
литосферных плит приводят к частым
землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее
мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет.
Последние разрушительные землетрясения
случились в 1960, 1970 и 1985 годах.
– Какие формы рельефа расположены на материке?
Покажите их на карте.
– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему
«Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат
у вас на столах. Работа будет осуществляться в
парах. (Cлайд 3)
Вывод: размещение основных форм
рельефа зависит от внутреннего строения земной
коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну
особенность.
– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)
– Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Cлайд
5)
Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
– Что нового вы узнали об Андах из
стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие
по разным районам Южной Америки. И сначала
побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь,
протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на
языке инков — медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый
высокий в мире потухший вулкан – высшая точка
Южной Америки, западного и южного полушарий.
(Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно,
существующие мнения выводят его из арауканского
(«с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке
кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических
плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из
действующих вулканов планеты, пятый по высоте
вулкан в мире и седьмая по высоте вершина
западного полушария. Располагается в одном из
самых сухих мест в мире (пустыня Атакама),
снеговая линия на западном склоне превышает 6,5
тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии
на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877
годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть
тихоокеанского «Огненного кольца”: здесь
много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле
низменность – Амазонская. Её площадь
более 5 млн км?. По территории низменности
протекает самая полноводная река мира –
Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми
покровами находится Бразильское плоскогорье.
(Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское
плоскогорье. (Cлайд 12)
– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд
13)
Южная Америка богата месторождениями полезных
ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть
месторождения железных, марганцевых,
серебренных, медных руд, залежи бокситов,
содержащих алюминий. На территории Чили
разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с
особенностями рельефа и тектонического строения
материка. Южную Америку можно разделить на три
части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы
низменностей на платформе и области новой
складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую
нужно закончить. Поработайте в парах.
Поработайте четвёрками, помогите друг другу.
Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)
IV. Обобщение
Сравните рельеф Южной Америки с рельефами
ранее изученных материков, определите черты
сходства и различия и объясните причины. (Cлайд
16)
V. Домашнее задание (Cлайд 17)
§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы
рельефа материка.
Cлайд 18