Урок географии в 7 классе рельеф и полезные ископаемые евразии

Урок географии по теме «Рельеф Евразии»

Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,

г. Благовещенск, Амурская область.

Цели:

  1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
  3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

Уметь:

  • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
  • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
  • составлять  листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

Ход урока (40 мин.)

1. Орг. момент (1 мин.)

2. Проверка знаний и умений (5 мин.)

А) индивидуальные карточки -3 чел.

Б) Игра “Крестики – нолики”
Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется “крестики – нолики”, и условия ее известны каждому.

На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.

Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.

Вопросы:

  1. Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
  2. Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
  3. Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская)
  4. Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений)
  5. Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах)
  6. Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
  7. Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
  8.  Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
  9.  Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).         

3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)

СЛАЙД 1 – эпиграф

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.

Сегодня необычный урок: урок-путешествие.

СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки

Класс разделен на 3 группы

Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

(Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).

Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.  

Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км. 

Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?

На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.

Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.

СЛАЙД 3 – тема

4. Изучение нового материала

На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.

СЛАЙД 4 – маршрутный лист

Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)            

СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое

Музыка №1  – А. Пугачевой «Старинные часы»

СЛАЙД 6 – Дрейф континентов

Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея,

135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

Работа с атласом стр. 4–5.

Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?  

В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).

СЛАЙД 7 – таблица

Задание №1

Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры

Строение земной коры

Соответствующие формы рельефа (заполнить)

Древние платформы
1 группа

Восточно-Европейская

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Индийская

Декан плоскогорье

Китайско-Корейская

Великая китайская равнина

Области складчатости

Древняя  
2 группа

Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина
Гоби, Скандинавские

Средняя 
3 группа

Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.

Новая  
вместе

Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
Апеннины, Карпаты
Иранское нагорье Пиренеи, Альпы

Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.

Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины

Музыка №2 – классика

Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.

СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина

До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды. 

СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы

Музыка №3 – В. Высоцкий «Песня альпинистов»

СЛАЙД 11 – Стихотворение

Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора. 
И, может быть, не раз придется отступать – 
Я должен там когда-то побывать.

Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.

Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие  горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.

СЛАЙД 12 – геологические часы

Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.

Задание №2.  Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

Форма рельефа

Высота,  м

Западно-Сибирская равнина

0-200 м

6

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м  
г. Камень-1664 м

4

Восточно-Европейская равнина

200-1000 м
Хибины 1191 м

5

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря)

7

Уральские горы

г. Народная1895 м

3

Нагорье Тибет

Свыше 5000 м

1

Иранское нагорье

 4547 м

2

СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи

Гималаи – это климатический рубеж между Центральной и Южной Азией

Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).

СЛАЙД 14 – Привал

Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»

Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).

Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть

«Мы команда!»

СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв

Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4

СЛАЙД 16

Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:

1. Везувий

А. Пол – в Камчатка

2. Этна

Б. Зондские о-ва

3. Кракатау

В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка

Г. Японские о-ва

5. Фудзияма

Д. Аппенинский  пол-в

Ответ: 1.Д,  2.В,  3.Б, 4.А,  5.Г.

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.

СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)

Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»

СЛАЙД 18 – ПИ

Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.

Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.

(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

5. Закрепление (5 мин.)

СЛАЙД 19

Тестовый контроль

  1. Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
    1. одна крупная древняя платформа,
    2. несколько относительно мелких древних платформ.
  2. К древним платформам на территории Евразии относятся:
    1. Южно-Американская и Сибирская
    2. Сибирская и Восточно-Европейская
    3. Восточно-Европейская и Австралийская
  3. Установите соответствие:

Платформа

Равнина

1.Сибирская

А) Западно-Сибирская

2. Индийская

Б) Великая Китайская

3.Китайско-Корейская

В) Декан (плоског.) 
Г) Среднесибирское плоског.)

  1. Установите соответствие:

Горы

Возраст складчатости

1. Карпаты

А) Древний (Pz)

2.Скандинавские

Б) Средний (Mz) 

3. Верхоянский хребет

В) Новый (Kz)

Нормы оценок:

  • Без ошибок  – оценка –«5»
  • 1 ошибка  – оценка –«4»
  • 2 ошибки – оценка –«3»
  • Более 2 ошибок  – оценка –«2»

СЛАЙД 20–22

Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина:  история развития материка, разнообразие форм рельефа). Оценивание.

СЛАЙД 23

6. Домашнее задание

§60, §61

Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.

«3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.

«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?

С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?

«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?

СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!

Источник

МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»

Автор разработки :  учительница географии-

Магомедова Джамиля Мухтаровна.

Чиркей,2013г.

Урок комбинированный. Урок – путешествие -исследование

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Цели:

 образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

 воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

 развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,

Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник ,таблицы и схемы.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка знаний и умений.

 – Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

– Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

А) рассказать о физико – географическом положении материка по плану( Юнусова Заира)

б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек –  (Гамзатов Алим)

В) показать и назвать географические объекты береговой линии Евразии – (Нуцалова З.)

3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа.

Если мы уже изучили географическое положение материка,

какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? – Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.

– Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?

Ответ – (Материковый тип земной коры.)

– Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?

Ответ –( Устойчивые платформы и складчатые области. )

־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение?

 ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам?

 ־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?  

4.  Изучение новой темы:

а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־

б) Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская,

Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.

 1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской).

2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),

 3. Великая Китайская равнина (200 м.),

 4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־ 

Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? – Складчатые области. ־ Какого они возраста? – Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте?

 Запишите в таблицу – складчатые горы. –

 Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско – Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? – В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־ В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־ 

Об этом расскажет  Абдурахманова Биканат.

Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־ 

По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?

 12. Уральские горы (1895 м)

,13. Саяны (3491 м.),

14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот?

в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).

 г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? – Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? –

 Рассказ Юнусовой Заиры с помощью презентации мультимедиа на интерактивной доски

Движение литосферных плит.

 Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? – На Евразийской. С какими плитами она граничит? – На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

 д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.

 Задание : Евразия богата полезными ископаемыми.

Установите соответствие:

 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни

2. П-ов МалаккаБ. Железная руда

3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ

4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

5. Закрепление.

Тестовый контроль (на карточках)

Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:

1. одна крупная древняя платформа,

2. несколько относительно мелких древних платформ.

К древним платформам на территории Евразии относятся:

1. Южно-Американская и Сибирская

2. Сибирская и Восточно-Европейская

3. Восточно-Европейская и Австралийская

Установите соответствие: Платформа-Равнина

1.Сибирская                           А) Западно-Сибирская

2. Индийская                        Б) Великая Китайская

3.Китайско-Корейская       В) Декан (плоског.)    Г) Среднесибирское плоског.)

4. Установите соответствие: Горы–Возраст складчатости

1. Карпаты                              А) Древний (Pz)

2.Скандинавские                 Б) Средний (Mz)

3. Верхоянский хребет        В) Новый (Kz)

Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам?

(Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм.

Используя карты атласа, установите соответствие:

 1. Везувий                               А. Пол – в Камчатка

2. Этна                                       Б. Зондские о-ва

3. Кракатау                               В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка              Г. Японские о-ва

5. Фудзияма                             Д. Аппенинский пол-в

Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Работа с атласом стр. 6.

Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемые.

Установите соответствие:

 1. Район Персидского залива                    А. Драгоценные камни

2. Пол-в  Малакка                                          Б. Железная руда

3. О-в   Шри-Ланка                                         В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские                                 Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины     Е. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» ·

6. Домашнее задание ·

 §60, §61 · Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. · «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. · «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? · С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? · «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?

Источник