Урок географии рудные и нерудные полезные ископаемые

Урок географии рудные и нерудные полезные ископаемые thumbnail

Дата: Класс: 10 урок 29

Тема:Природные ресурсы мира, топливно-энергетические, рудные и нерудные

Цель урока:

раскрытие понятия «природные ресурсы»;

развитие умений отбирать, систематизировать и обобщать материал,

по заданной теме;

развитие познавательного интереса, логического мышления и речи

школьников;

создание на уроке ситуации успеха.

создание условий для усвоения материала;

обеспечение установления учащимися межпредметных связей;

формирование эмоционально-эстетической компетенции.

.

Этапы урока

Поэтапные цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение рабочей обстановки на уроке, определение готовности учащихся к работе в группах

Эмоциональный настрой учащихся, организация учебного процесса.

1. Командир распределяет обязанности.

2. Слушаете друг друга внимательно, не перебивая.

3.Ответы даёте чёткие конкретные, по существу.

4. Соблюдаете время.

5.Объективно оценивайте ответы товарищей.

– взаимное приветствие;

– проверка отсутствующих;

– внешний вид, чистота кабинета, самопроверка своего рабочего места;

-организация внимания

2. Выход на тему

Актуализация опорных знаний

– постановка проблемы

-Определение темы и цели урока

Ребята, мы изучили с вами тему «Взаимодействие общества и природы». Давайте вспомним определения:

– Что такое общество, а природа? – Что такое географическая среда?

-Каково понятие «Окружающая среда?»

Подумайте и ответьте на вопрос: В чём сходство и различие в данных понятиях?

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Давайте

сформулируем цель урока.

Эпиграфом нашего урока служит цитата: «Богатство не в самом обладании богатством, а в умении

целесообразно пользоваться им». Сервантес.

В рабочих тетрадях запишите число и тему урока «ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА»

-вспоминают определения, раскрывают их роль и отвечают на вопрос.

В ходе беседы учащиеся самостоятельно определяют цель урока

– учащиеся объясняют смысл данной цитаты.

Учащиеся записывают

тему урока.

3. Изучение нового материала

Анализ работы, закрепление изученного материала

– усвоение метода исследования изучаемого материала

анализ умений проводить практическую работу с атласом,

-прочное усвоение знаний.

Работа по группам:

1 группа (карточка № 1):

«Энергетические ресурсы»

Задание № 1

1.Перечислите виды энергетических ресурсов. Дайте им общую характеристику.

2.Какую роль играет Мировой Энергетический Совет (МЭС) на Мировом рынке?

3.Почему большинство развивающихся стран зависят от импорта энергетических ресурсов?

4.Как вы понимаете выражение: переход от эпохи «ресурсной щедрости» к эпохе эффективного использования энергии?

(карточка № 3):

«Минеральные ресурсы»

Задание № 1

1. Перечислите, что относится к минеральным ресурсам.

2. Проанализируйте схему

№10 и ответьте на вопрос, какие виды минеральных ресурсов выделяют на Земле? Какое значение они имеют в хозяйстве?

3. Почему среди стран СНГ по видам и запасам полезных ископаемых особо выделяется Казахстан?

4.Какие принципы эффективного использования природных богатств вы можете выделить? Как вы их понимаете?

Задание № 2

Работа с атласом

1.Проанализируйте карту атласа: «Земельные ресурсы» и определите пути их эффективного использования.

1.Проанализируйте карту атласа: «Водные ресурсы» иответьте на вопрос:каково его значение в органическом мире?

1.Проанализируйте карту атласа: «Минеральные ресурсы». С чем связана закономерность их размещения?

1.Проанализируйте карту атласа: «Ресурсы Мирового океана»

иответьте на вопрос: каково его значение в хозяйственной деятельности человека?

Класс делится на четыре равные группы.

В своих ответах учащиеся опираются на учебник «География» 10 класс, «Послание Президента страны народу Казахстана», географический атлас

10класс.

Рефлексия

Осмысление изученной новой темы;

вывод по уроку:

Задание № 3

1.Напишите мини-сочинение с использованием данных ключевых слов: человек, природные ресурсы, охрана природы, жизнь, Земля, 50 стран мира, Закон, Республика Казахстан.

Задание №3

1. Прочитайте Послание Президента страны народу Казахстана – Долгосрочный приоритет 5-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ иответьте на вопросы: 1.Как вы думаете, какова стратегия использования энергетических ресурсов РК?

2.Почему глава государства Н.Назарбаев призывает народ Казахстана вести строгий контроль за своими стратегическими ресурсами?

Задание № 3

1.Составить петицию по кругу: «Природные ресурсы мира».

аргументируя свой ответ: Кем я был сегодня на уроке?Почему?

– мыслителем…

– слушателем…

– творцом…

– скучающим…

Учащиеся групп:

1.самостоятельно составляют рассказ,

используя данные ключевые слова.

2.знакомятся

Посланием Президента страны народу Казахстана –

Долгосрочный приоритет 5-энергетические ресурсы иотвечают на вопросы

3. на плакатах составляет петицию по кругу.

4.самостоятельно сочиняет пятистишия.

7. Д/з

Развитие самостоятельного и творческого мышления

1.Прочитайте §22,23

Стр. 95-104.

2.Устно ответьте на вопросы

в конце параграфа.

3.Письменно ответьте на вопрос №3 (стр. 104)

4.Подготовьте сообщение на тему: «Природные ресурсы нашей области».

-разъяснение д/з (беседа);

– запись домашнего задания в дневник-

8. Конт-роль и оценка

– критерии оценки знаний;

– воспитание объективной самооценки.

Комментарии оценок за урок.

– командир и учащиеся группы оценивают работу друг друга и выставляют оценки в оценочный лист.

Завершить свой урок, я хочу словами поэта Евгения Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…»

Источник

Вспомните: 1. Где применяются металлы? 2. Рудами каких металлов особенно богаты недра России?

1. Рудные полезные ископаемые. Другой вид минеральных ресурсов — рудные. Из них получают все необходимые металлы. Более 85 химических элементов относятся к металлам. Большинство из них используются в разнообразных хозяйственных целях. Металлы принято делить на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные. Наибольшую роль в хозяйственной жизни играют металлы двух первых групп: черные и цветные.

К черным металлам относятся железо, марганец, хром. Основной из черных металлов — железо. Марганец и хром используются в тысячи раз меньших количествах по сравнению с железом. В чистом виде железо применяется редко. Оно является основой для производства стали, которая, несомненно, является главным видом конструкционных материалов.

Железо — один из наиболее распространенных элементов в составе земной коры. Поэтому месторождений железной руды очень много. Они есть практически на всех материках. Однако больше половины всех мировых запасов железа сосредоточено в семи странах: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.

Группа цветных металлов, пожалуй, самая большая по количеству металлов. К числу наиболее востребованных относятся алюминий, медь, олово.

Алюминий — самый распространенный металл в земной коре. Тем не менее он довольно поздно начал использоваться в хозяйственной деятельности. Только в конце XIX века научились извлекать алюминий из руды. Легкий, прочный, не подверженный коррозии металл нашел применение в авиации — фюзеляжи самолетов сделаны из сплава на основе алюминия. Он обладает высокой электропроводностью, поэтому широко применяется для изготовления кабелей высокого напряжения.

Алюминиевыми рудами являются несколько горных пород: бокситы, алуниты и нефелины. Наиболее ценными считаются бокситы. Основные месторождения алюминиевого сырья расположены в тропических странах. В Латинской Америке даже говорят об «алюминиевом поясе», проходящем через территорию Бразилии, Суринама, Гайаны и Ямайки. Кроме того, исключительно велики запасы алюминиевых руд в Австралии и Китае.

Медь используется человеком с глубокой древности, когда она была основой для производства главного металла Античности — бронзы. Сейчас находят применение главным образом электрические свойства меди. Фактически медь — основа электротехники.

Месторождения меди образуют два «медных пояса». Первый, «медный пояс» Африки (рис. 43), находится на территории Демократической Республики Конго и Замбии. Медь активно добывается здесь уже много десятков лет. По некоторым данным, запасы медных руд в этом поясе практически исчерпаны. Второй «медный пояс» находится на тихоокеанском побережье Америки, в Кордильерах и Андах. Протяженность «пояса» достигает многих тысяч километров. Наиболее богаты медью Канада, США, Мексика, Перу и особенно Чили. Вне этих поясов заметные запасы медных руд имеют еще около 80 стран. Среди них Россия, Китай, Казахстан, Финляндия, Франция, Индия и др.

Урок географии рудные и нерудные полезные ископаемые

Рис. 43. «Медный пояс» Африки

Олово — металл, гораздо менее распространенный в земной коре. Наибольшими запасами этого металла располагают тропические страны. Хотя оловоносные районы могут находиться и в более высоких широтах. Цепь крупных месторождений олова, протянувшаяся на тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья Азии, позволяет говорить о существовании «оловянного пояса». Он проходит через территорию Индонезии, Малайзии, Таиланда, Мьянмы и Вьетнама. Иногда говорят о том, что «оловянный пояс» простирается далеко на север, поскольку на тихоокеанском побережье еще двух стран есть значительные месторождения этого металла. Речь идет о Китае и России. За пределами Восточной Азии крупными запасами олова располагают Бразилия, Боливия, Нигерия и ЮАР.

В число цветных металлов также входят цинк, никель, свинец и др.

Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют металлогенетическими, или рудными, поясами. Возникновение их связано со специфическими для данного участка планеты процессами движения и остывания вещества при формировании земной коры.

2. Нерудные полезные ископаемые. Это большая группа горных пород и минералов, которую делят на строительные материалы, химическое сырье и техническое сырье.

Строительные материалы (камень, глина, песок) настолько распространены, что являются единственным видом неисчерпаемых минеральных ресурсов. Они есть практически везде. Поэтому особенности их географии не требуют пояснений.

К химическому сырью относятся полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений. Это калийные и натриевые соли (среди них и поваренная соль), фосфориты, апатиты, сера и др. Химическое сырье широко распространено по всему миру. К числу стран, богатых различными его видами, относятся Россия, США, Китай и Канада. Калийных солей много в Беларуси, Германии, Бразилии, фосфоритов — в Казахстане, Марокко, ЮАР, Алжире, Австралии. Самородная сера имеет вулканическое происхождение, потому се месторождения связаны с современными и древними вулканическими районами. К таким районам относятся Украина, Италия, Туркмения, Ирак и др.

Что касается технического сырья, то список его достаточно велик. Наиболее ценным сырьем являются графит, алмаз, асбест. Крупнейшие производители алмазов — ЮАР, Намибия, Ботсвана — доминируют в алмазной промышленности, хотя список стран, располагающих месторождениями алмазов, более широк. В этот перечень входит и Россия.

3. Истощение минеральных ресурсов и возможное решение проблемы. Минеральные ресурсы обеспечивают потребности человечества в самых разных областях хозяйственной деятельности: строительстве, металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Полезные ископаемые имеют ряд общих черт: они не возобновляются. Вернее, они все-таки возобновляются, ведь геологические процессы, влияющие на их формирование, не прекратились. Но скорость этого процесса так мала, что современное поколение не может рассчитывать на пополнение запасов полезных ископаемых. По мере освоения месторождений запасы полезных ископаемых исчерпываются. Минеральные ресурсы распределены в земной коре неравномерно, подчиняясь определенным законам. Добытые минеральные ресурсы можно транспортировать на любые расстояния. Это позволяет решить проблему недостатка или отсутствия сырья в каком-либо регионе путем закупки его в других регионах. Увеличение запасов минерального сырья происходит за счет открытия и освоения новых месторождений. Правда, бесконечно это продолжаться не может.

Эти черты определяют и характер проблем, связанных с использованием минеральных ресурсов, В самом деле, независимо от ресурсообеспеченности все минеральные ресурсы рано или поздно закончатся в силу своей исчерпаемости и невозобновимости. И с этим ничего поделать нельзя. Однако можно снять остроту проблемы, отодвинув момент полного исчерпания какого-либо полезного ископаемого на столетия, а то и тысячелетия. Для этого существует целый комплекс мер, о которых мы поговорим чуть позже.

Главное, что человечество осознало проблему исчерпания ресурсов, признало ее серьезной и теперь активно ее решает.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. В своей хозяйственной деятельности человек использует более 80 металлов. Они делятся на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные.
  • 2. В наибольших количествах добывается и используется железо.
  • 3. Некоторые цветные металлы образуют металлогенетические, или рудные, пояса.
  • 4. Существует проблема неизбежного исчерпания запасов минерального сырья. Рациональное природопользование — один из способов снижения ее остроты.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

  • 1. Какие существуют виды рудных ископаемых?
  • 2. Что такое металлогенетические пояса?
  • 3. Какие бывают виды нерудных ресурсов?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре?
  • 2. Почему железо называют «черным металлом»?
  • 3. Электропроводность меди лучше, чем у алюминия. Почему же провода высокого напряжения делают из алюминия?
  • 4. Почему нельзя считать нерудные полезные ископаемые ресурсами «второго сорта»?
  • 5. Какие особенности характерны для всех видов полезных ископаемых?
  • 6. Как бороться с исчерпаемостью минеральных ресурсов?

ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ

Найдите на карте наиболее значительные металлогенетические пояса мира.



Источник

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы.  Ресурсообеспеченность» – 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.

Оборудование урока:

  • карта «Полезные ископаемые мира»
  • компьютер, проектор, экран
  • УМК для учащихся:  учебник В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
  • Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
  • раздаточный материал для выполнения практической работы
  • настенная контурная карта

Программное обеспечение: Microsoft Power Point – презентация «Природные ресурсы мира».

Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.

 Задачи урока:

  1. Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
  2. Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
  3. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  4. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
  2. Изучение нового материала  и повторение изученного – 10 мин.
  3. Работа в группах – выполнение практической работы – 15 мин.
  4. Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 10 мин.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
  6. Домашнее задание – 3мин.

Ход урока.

I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами. Слайд №1-2.

Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.

II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств   природы. Это и тепло,  и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах  природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном  этапе развития общества – слайд №3.

С делением природных ресурсов можно  на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения  – слайд №4.

способа использования – слайд №5.

и наиболее распространенную  классификацию природных ресурсов по исчерпаемости – слайд №6.

2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Другой проблемой, связанной с  использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования – слад №7.

Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:

  • определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
  • определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.

3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства – слайд №8.

Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов.  В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.

Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX  с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.

Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.

В настоящее время  используется более 200 видов полезных ископаемых.

4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:

  • невозобновимость;
  • неравномерность размещения
  • возможность транспортировки на дальние расстояния;
  • возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом – слайд №9.

5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.

  • Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?

(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).

  • Назовите происхождение и места образования рудных  полезных ископаемых?

(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).

  • Назовите происхождение и места образования нерудных  полезных ископаемых?

(осадочного,  магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).

III. Работа в группах.
 Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам  минеральных природных ресурсов – слад№7.

Учащиеся  делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для  выполнения работы.

Карточка №1

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

США

445

1020

303

Китай

296

1240

1360

Россия

202

250

142

ЮАР

116

220

48

Австралия

116

280

21

ФРГ

106

250

82

Индия

78

330

1148

Украина

47

75

45

Великобритания

45

50

61

Казахстан

34

70

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Саудовская Аравия

43,1

450

28

Ирак

16,7

55

28

ОАЭ

16,2

120

5

Кувейт

15,7

105

2,5

Иран

14,9

185

66

Венесуэла

10,3

175

26

Мексика

8,5

170

110

Россия

6,7

300

142

Китай

4,0

160

1360

США

3,8

380

303

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(трлн.м³)

Добыча

млрд.м³

Ресурсообес-печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

48,1

550

142

Иран

22,9

45

66

Нидерланды

1,9

70

16

ОАЭ

5,8

40

5

Саудовская Аравия

5,4

45

28

США

4,7

540

303

Венесуэла

84,1

30

26

Алжир

3,7

65

34

Канада

42,2

170

33

Норвегия

2,0

45

4,6

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.  

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-печенность в количестве лет

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

57,8

87

142

Украина

20,0

77

45

Бразилия

17,6

195

196

Австралия

16,0

168

21

США

15,9

63

303

Канада

11,7

35

33

Индия

11,5

75

1148

Китай

9,0

224

1360

Казахстан

8,0

16

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5

1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте – задания №6  (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).

2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.

3.Назовите  регионы размещения.

Бокситы

(тыс.т)

Медная руда

(тыс.т)

Алмазы

Золото

Австралия

Чили

Ботсвана

Китай

КНР

США

Австралия

Австралия

Бразилия

Россия

Россия

США

Индия

Перу

Конго

Россия

Гвинея

Индонезия

ЮАР

ЮАР

Ямайка

КНР

Ангола

Перу

Казахстан

Казахстан

Канада

Индонезия

Венесуэла

Мексика

Китай

Канада

Суринам

Замбия

Бразилия

Гана

Россия

Канада

Гана

Мексика

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.

  • Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
  • Какие  страны обладают разнообразным минеральным сырьем?

 (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)

  • Какие страны обеспечены преимущественно одним видом минерального сырья?

(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)

  • Какие страны бедны минеральным сырьем?

(Япония, Швейцария, Республика Корея).

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия учащихся.

Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается  более 100 млрд. тонн различного минерального сырья  и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.

  • Каковы проблемы использования минерального сырья?

(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).

  • Каковы возможные пути решения данной проблемы?

(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).

  • Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?

(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития  полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).  

  • Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
  • Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?

Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Для его выполнения необходимо сфор?