Урок географии полезные ископаемые беларуси 10 класс
Полезные ископаемые Беларуси
Цель :знать классификацию полезных ископаемых Беларуси, дать характеристику различным группам полезных ископаемых, объяснять связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением территории, определять обеспеченность территории минеральными ресурсами, называть и показывать на карте расположение крупнейших месторождений.
Задачи:
образовательные
– сформировать у учащихся понятие о полезных ископаемых Беларуси и их размещении;
– сформировать у учащихся умение показывать связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением;
– научить учащихся давать оценку обеспеченности страны полезными ископаемыми;
– научить учащихся различать группы полезных ископаемых и давать им характеристику;
– обеспечить системность и прочность знаний учащихся по теме;
развивающие
– продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и картографическим материалом, совершенствовать навыки самоконтроля;
– учиться строить ответ, используя правильную географическую речь.
воспитательные
– создать условия для воспитания патриотических чувств и формирования экологического мышления;
Методы: объяснительно- иллюстрированный, частично-поисковый
Оборудование урока: раздаточный материал , учебеник по географии 10 класс.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о полезных ископаемых нашей страны, постараемся дать им объективную оценку.
Этап актуализации знаний и целеполагания
У каждой группы на столах есть листы бумаги и маркеры. В течение 30 секунд вы должны записать ассоциации с темой урока.
Листы вывешиваются на доступном для всех месте.
К вашим ассоциациям мы вернемся в конце урока и увидим, насколько они были верны. А сейчас я хочу спросить у вас – что мы с вами сегодня на уроке должны сделать, что узнать, чему научиться.
Операционно-познавательный этап
Классификация полезных ископаемых
В недрах Беларуси на настоящее время с различной степенью изученности выявлено более 10 тыс. месторождений полезных ископаемых, включающих около 30 видов полезных ископаемых. Часть полезных ископаемых сегодня добывается, часть разведана и может разрабатываться в будущем.
Но, прежде чем заняться изучением полезных ископаемых Беларуси, нам необходимо вспомнить, какая же связь существует между геологическим и тектоническим строением и полезными ископаемыми:
– что лежит в основе территории Беларуси с геологической точки зрения (платформа);
– какое строение имеет платформа (двухъярусное: кристаллический фундамент и осадочный (платформенный) чехол);
– различаются ли полезные ископаемые, образующиеся в различных слоях платформы, перечислите п/и осадочного чехла и кристаллического фундамента (Для платформенного чехла наиболее характерны осадочные полезные ископаемые. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. К кристаллическому фундаменту платформы приурочены магматические полезные ископаемые, а именно руды черных и цветных металлов, строительный камень);
– какая связь наблюдается между мощностью осадочного чехла и залежами полезных ископаемых осадочного происхождения (чем мощнее осадочный чехол, тем больше запасы п/и);
– как Вы думаете, в пределах какой тектонической структуры может быть сосредоточено большее количество осадочных п/и и почему (в пределах Припятского прогиба, так как там самая большая мощность осадочного чехла).
На доске параллельно опросу выстраивается схема (с помощью магнитов и листов с напечатанным текстом)
Полезные ископаемые
платформенных областей
(по условиям залегания)
кристаллического платформенного
фундамента чехла
магматические осадочные
рудные нерудные
горючие
Это схема остается в доступном для обзора месте.
Кроме этой классификации существует и классификация по условиям потребления. Давайте обратимся к учебному пособию на стр. 50, рис. 23.
Закрепление материала.
Упражнение «Закончи предложение»
3.2. Группы полезных ископаемых
Итак, мы приступаем к изучению различных групп полезных ископаемых. Для этого вы и поделены на 5 групп (группы формируются разноуровневые, самые слабые 5 и 2, самая сильная – 1). Каждая группа имеет лист с учебными заданиями и ссылками на источники информации. Вам необходимо в порядке очередности выполнить задания и подготовить отчет о работе своей группы.
От каждой группы 1 ученик выходит к доске, отвечает на вопросы учебного листа, пользуясь созданной схемой, показывает на карте месторождения. Этот ответ оценивается.
Закрепление знаний.
1. Анализ таблицы «Запасы основных полезных ископаемых Беларуси»
Вид ископаемого
Запасы
Количество месторождений
Нефть
65 млн. т
60
Газ
8,1 млрд. м 3
Попутный
Калийная соль
6,7 млрд. т
2
Каменная соль
Более 22 млрд. т
3
Глины кирпичные
248 млн. м 3
227
Песчано-гравийный материал
688 млн. м 3
147
Пески силикатные и строительные
477 млн. м 3
100
Цементное сырье
853 млн. т
15
Мел
207 млн. т
32
Доломит
758 млн. т
1
Пески стекольные
15 млн. т
2
Пески формовочные
52 млн. т
3
Глины тугоплавкие
53 млн. т
6
Строительный камень
577 млн. м 3
3
Пресные подземные воды
6 млн. м 3/сут
246
Минеральные воды
4,3 тыс. м 3/сут
58
Учащиеся должны сделать вывод: наша страна не богата горючими полезными ископаемыми, достаточно значимы запасы химического сырья и строительных материалов.
2. Анализ таблицы «Обеспеченность Беларуси полезными ископаемыми» (при темпах добычи 2000 года) с точки зрения экологов и экономистов.
Нефть
Более 30 лет
Калийная соль
От 17 лет до 101 года на разных комбинатах
Каменная соль
Неисчерпаемы
Доломит
Более 50 лет
Сапропели
Более 60 лет
Пески стекольные
Более 50 лет
Цементное сырье
Длительная перспектива
Мел для извести
От 8 до 50 лет
Глины тугоплавкие
Более 30 лет
Пески строительные
Более 30 лет
Песчано-гравийный материал
Более 25 лет
Вывод: запасов большинства видов полезных ископаемых хватит не более, чем на 50 лет, и это говорит о том, что белорусам нужно соблюдать строгий режим экономии. Особенно это касается горючих полезных ископаемых, качество которых оставляет желать лучшего.
Контрольно-оценочный этап
Выходной контроль
Наш урок подходит к концу, мы выполнили весь план.
Итоговая тестовая работа по теме «Полезные ископаемые Беларуси»
1
Сколько на территории Беларуси выявлено видов полезных ископаемых?
1) около 10
2) около 100
3) около 30
A2
По условиям залегания п/и делятся на:
1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту
2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические
A3
По условиям потребления п/и делятся на :
1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту
2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические
A4
Из перечисленных полезных ископаемых выберите те, которые имеют осадочное происхождение
1) нефть
2) строительный камень
3) железная руда
4) каменная соль
A5
Наибольшее количество горючих полезных ископаемых сосредоточено в пределах:
1) Оршанской впадины
2) Брестской впадины
3) Припятского прогиба
4) Белорусской антеклизы
A6
Крупнейшими месторождениями нефти являются:
1) Бриневское и Житковичское
2) Туровское и Любанское
3) Речицкое и Осташковичское
A7
Какие металлические полезные ископаемые добываются на территории Беларуси?
1) железная руда
2) руды цветных и редких металлов
3) все перечисленные добываются
4) не добывается ни один из перечисленных п/и
A8
Из предложенного списка полезных ископаемых выберите те, которые являются химическим сырьем:
1) нефть
2) строительный камень
3) фосфориты
4) каменная соль
A9
Качество какого полезного ископаемого является одним из лучших в Европе?
1) нефть
2) питьевые подземные воды
3) калийная соль
A10
Какое полезное ископаемое Беларуси по оценкам экспертов имеет неограниченные запасы?
1) нефть
2) калийная соль
3) каменная соль
4.2. Подведение итогов урока. Самооценка и оценивание учащихся
Цель: предоставить возможность изучить земельные ресурсы и проблемы их использования
Задачи:
Образовательные: изучить структуру земельных ресурсов, знать земельный фонд РБ и уметь давать оценку земельных ресурсов в РБ, рассмотреть мелиорацию почв и экологические проблемы использования земельных ресурсов (ветровую и водную эрозии;.
Развивающие: умение работать с атласом «Почвенной картой РБ» и давать анализ земельных ресурсов (почвенно географических районов), уметь предлагать пути решения проблем по восстановлению земель, формировать мыслительные операции при анализе, сравнение, умозаключении.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к земельным ресурсам РБ
Термины: земельные ресурсы, земельный фонд, сельскохозяйственные земли, лесные земли, земли под открытыми болотами и водоёмами, мелиорация почв, водная и ветровая эрозия почв.
Оборудование: Почвенная карта РБ, физическая карта РБ, строение почвы – схема, тетради, атласы, учебники. Презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Опрос домашнего задания. (Тематический контроль по теме «Почвы РБ») с взаимопроверкой
1) Вопросы стр.105 учебника № 1-4
4. Актуализация знаний.
– Что такое земельные ресурсы? К какой группе, согласно классификации природных ресурсов, относятся земельные ресурсы? Какие современные экологические проблемы связаны с использованием земельных ресурсов в разных регионах мира?
5. Мотивация
– Для чего необходимо изучать земельные ресурсы РБ? Специалистам каких профессий пригодятся эти знания?
6. Новая тема. Учащиеся ставят самостоятельно цель изучения материала, а затем учитель корректирует ими поставленные цели.
План (работа в парах по изучению новой темы с последующим рассказом и с сопровождением слайдов презентации).- индивид. задания для одарённых учащихся.
1. Структура земельных ресурсов ( стр.106-108, анализ диаграммы р. 58 стр. 108)
– Физкультминутка
– А теперь мы продолжим работу в парах с текстом параграфа
2. Оценка земельных ресурсов. (стр. 108-102)
3. Мелиорация почв. ( стр.109-110, атлас стр.16)
4. Экологические проблемы использования земельных ресурсов
А) Водная эрозия
Б) Ветровая эрозия
Рассказ учащимися изученного материала с сопровождением слайдов презентации).
– проверка индивидуальных заданий
7. Первичное закрепление стр. 111 вывод. Задание тетради №16,17 стр. 16
8. Закрепление. Тест «Да» или «Нет». вопрос 1-3 стр. 105,анализ « Почвенной карты РБ» стр. 16.Вопросы
9.Домашнее задание § 18, вопр.1-4 стр. 111
10. Рефлексия. Справились ли мы с целью урока? Составьте синквейн
1 существительное – Почва
2 прилагательных –
3 глагола –
Предложение (вывод)
Приложение
Задачи для индивидуальной работы по теме «Почвы»
Задача 1
Одной из серьёзных социальных проблем является перепрофилирование продуктивных сельскохозяйственных земель под другие человеческие нужды. Определите, изменилась ли и на сколько процентов площадь прямоугольного приусадебного земельного участка длиной 200 м и шириной 150 м, если для государственных нужд (строительства дороги) была изъята полоса 30 м по ширине (то есть ширина уменьшилась на 30 %), а для компенсации добавлена полоса в 30 м по длине.
Задача 2. Крупнейшей геоэкологической проблемой Беларуси остаётся загрязнение территории в результате катастрофы на ЧАЭС. Если по состоянию на 1991 г. площадь загрязнения радиоцезием, основным загрязнителем, была 4650 тыс. га, то по состоянию на 2008 г. —4011 тыс. га. Как изменилась площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет?
Задача 3. В первые годы после аварии на ЧАЭС уровень загрязнения земель оценивали в Ки/км2. В последние годы перешли на единицы системы СИ — Бк (беккерели), в 1 Ки насчитывается 3,7-1010 Бк. Определите уровень загрязнения радиоцезием Гомеля в кБк/м2, если он составляет 1,5 Ки/км2.
Задача 4. Одной из геоэкологических проблем Беларуси является локальное загрязнение территории в результате складирования отходов соледобычи. Солеотвалы Солигорского горнопромышленного узла занимают значительные территории несмотря на существенную высоту. Любознательные школьники решили определить высоту солеотвалов, измерив длину тени от искусственной горы по аэрофотоснимку масштаба 1:50 000. Она составила 4,6 мм. Зная, что Солнце в момент съёмки освещало искусственную гору под углом 30° к горизонту, рассчитайте высоту солеотвала.
Тематический контроль по теме «Почвы РБ» 10 кл.
1 вариант
Тонкий поверхностный слой земной коры, который развивался в результате взаимодействия разных сфер земного шара -________________. (1б)
Элементы природной среды и процессы, под влиянием которых образуются почвы_______________________. (1 б)
Какие почвы относятся к нормально увлажнённым? а) бурые лесные;
б) торфяно-болотные (1 б)
К супесчаным почвам относят почвы с содержанием песка: а) до 20 %; б) от 20 до 50 %; в) от 50 до 80 %. (1б)
По долинам рек формируются типы почв: а) бурые; б) подзолистые;
в) аллювиальные. (1 б)
Самыми распространёнными почвообразующими породами в РБ являются: А) супесчаные, б) глинистые; в) суглинистые; г) песчаные; д) торфяные.(1б)
Самыми плодородными почвами в РБ являются: А) чернозёмы, б) дерново-подзолистые; в) дерново-карбонатные; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)
Отличие дерново-подзолистых заболоченных почв от дерново-подзолистых автоморфных: а) более высока кислотность; б) наличие оглеения; в) близкая к нейтральной реакции среды; г) более высокое содержание гумуса. (1б)
Укажите по характеру увлажнения преобладающие почвы в Северной (1), Центральной (2), Южной (3) почвенной провинции.
а) нормального увлажнения; б) периодического переувлажнения;
в) постоянного переувлажнения. (1 б)
Установите соответствие между процессами почвообразования и характерными для них особенностями. (1б)
1. Дерновый процесс
почвообразования
а) почвы образуются под хвойными и смешанными лесами с моховым покровом, почва развивается в условиях промывного водного режима и кислой реакции среды, а так же избыточного увлажнения, питательные вещества вымываются из верхних горизонтов в нижние.
2.Подзолистый процесс
почвообразования
б) почвообразование происходит в условиях длительного застоя влаги и недостатка кислорода, образованию закисных соединений железа, с избыточным увлажнением, с уменьшением количества бактерий и медленного разложения растительных остатков, глеевый горизонт серо-голубого цвета.
3. Болотный процесс почвообразования
в) почвообразование происходит под воздействием травянистой и лесной растительности, почвообразование приводит к формированию хорошо выраженного гумусового горизонта и образованию водопрочной структуры в верхнем горизонте, тут не происходит вымывания органических веществ.
Тематический контроль по теме «Почвы РБ» 10 кл.
2 вариант
Главное свойство почвы, которое определяет способность почв обеспечивать растения питательными веществами и тем самым получение необходимых человеку продуктов питания- ___________________.(1б)
Зарождение и формирование почвы под влиянием природных факторов и хозяйственной деятельности человека это-__________________________.(1б)
Главные почвообразовательные процессы, характерные для Беларуси: подзолистый, дерновый, ___________________. (1 б)
К суглинистым почвам относят почвы с содержанием глины: а) до 20 %;
б) от 20 до 50 %; в) от 50 до 80 %.(1б)
В результате нерациональной хозяйственной деятельности человека образуются почвы: а) подзолистые: б) торфяные; в) антропогенные. (1 б)
Самым распространённым типом почв в РБ являются: А) чернозёмы, б) дерново-карбонатные; в) дерново-подзолистые; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)
Самыми плодородными почвами в мире являются: А) чернозёмы, б) дерново-карбонатные; в) дерново-подзолистые; г) бурые лесные; д) антропогенные. (1б)
Укажите преобладающие почвы по механическому (гранулометрическому) составу в Северной (1), Центральной (2), Южной (3) почвенной провинции.
А) супесчаные и песчаные; б) суглинистые и супесчаные; в) глинистые. (1 б)
Отличительные признаки дерново-карбонатных почв: а) бедны перегноем;
б) содержат значительное количество гумуса; в) большая кислотность;
г) нейтральная реакция среды; д) образуются на известковых породах. (1 б)
Установите соответствие между указанными факторами и воздействием на почвы. (1б)
1)литологический фактор -почвообразующие (материнские) породы)
а) влияет на перераспределение – Тепла и влаги увлажнение почв, поступление органических остатков, протекания эрозионных процессов, значительно изменяющих почвенный покров.
2) климат
б) определяет минералогический и механический состав почв, от состава зависит свойство почв.
3) рельеф
в) обусловливает тепловой и водный режим почвы, развитие процессов выветривания, поступление органических остатков, условия увлажнения и интенсивность почвенных процессов.
4) биологический фактор
(растительность и жизнедеятельность макро- и микро-организмов)
г) определяет поступление органических веществ в почву и степень их разложения, количество гумуса, преобразование органических веществ в минеральные.
Тест «да»- согласны, или «нет»- не согласны,
по теме «Земельные ресурсы и проблемы их использования».
По классификации, земельные ресурсы относят к исчерпаемым, возобновимым ресурсам;
Болотные почвы, при проведении мелиорации могут быть превращены в сельскохозяйственные угодья;
Осушение почв (земель) приводит к понижению грунтовых вод.
В Республике Беларусь средний показатель обеспеченности на 1 чел. земельными ресурсами ниже среднемирового.
Внесение удобрений, не приводит к увеличению плодородия почв.
Создание почвозащитных лесополос вдоль полей, уменьшает эрозию почв.
Орошение почв, это борьба с засолением земель.
Деградация земель происходит в результате добычи полезных ископаемых, строительства транспортных магистралей и перевыпаса скота.
РБ превосходит по обеспеченности сельскохозяйственными угодьями страны: Францию, Италию, Германию, Великобританию, Китай, США, Украину.
РБ не входит в Конвенцию ООН по решению проблем по опустыниванию земель.
Ответы: «ДА» – 1, 2,3, 6, 8, 9;
«НЕТ» – 4, 5, 7, 10
Задачи по теме « Земельные ресурсы РБ»
Задача 1
Одной из серьёзных социальных проблем является перепрофилирование продуктивных сельскохозяйственных земель под другие человеческие нужды. Определите, изменилась ли и на сколько процентов площадь прямоугольного приусадебного земельного участка длиной 200 м и шириной 150 м, если для государственных нужд (строительства дороги) была изъята полоса 30 м по ширине (то есть ширина уменьшилась на 30 %), а для компенсации добавлена полоса в 30 м по длине.
Ответ на задачу 1. Площадь земельного участка до процесса изъятия предоставления земель составляла 150 • 200 = 30 000 м2, или 3,0 га.
После проведения землеустройства площадь участка составила
(150 – 30 •150/100) •(200 + 30 • 200/100)= 105 • 260 = 27 300 м2, или 2,73 га.
В целом площадь земельного участка уменьшилась на 3,0 – 2,73 = 0,27 га, что составляет 0,27 • 100/3,0 = 9 %.
Задача 2
Задача 2. Крупнейшей геоэкологической проблемой Беларуси остаётся загрязнение территории в результате катастрофы на ЧАЭС. Если по состоянию на 1991 г. площадь загрязнения радиоцезием, основным загрязнителем, была 4650 тыс. га, то по состоянию на 2008 г. —4011 тыс. га. Как изменилась площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет?
Ответ на задачу 2. Площадь загрязнённых радиоцезием земель за 16 лет уменьшилась в 4011/4650=1,16 раза, или лишь на 16 %. Другими словами, несмотря на то, что уже прошёл один период полураспада радиоцезия, площадь загрязнённых земель уменьшилась не вдвое, как предполагают некоторые, а лишь на 16 %, так как большая часть загрязнённых земель имела начальный уровень существенно выше 2 Ки/км2, то есть снижение вдвое уровня загрязнения всё ещё оставляет эти земли в числе загрязнённых.
Задача 3. В первые годы после аварии на ЧАЭС уровень загрязнения земель оценивали в Ки/км2. В последние годы перешли на единицы системы СИ — Бк (беккерели), в 1 Ки насчитывается 3,7-1010 Бк. Определите уровень загрязнения радиоцезием Гомеля в кБк/м2, если он составляет 1,5 Ки/км2.
Ответ на задачу 3. Уровень загрязнения города Гомеля составит 1,5 Ки/км2= 1,5 • 10-6 Ки/м2= 1,5 • 10-6 •3,7-1010 Бк/м2= 5,5•104 Бк/м2= = 55 кБк/м2.
Задача 4. Одной из геоэкологических проблем Беларуси является локальное загрязнение территории в результате складирования отходов соледобычи. Солеотвалы Солигорского горнопромышленного узла занимают значительные территории несмотря на существенную высоту. Любознательные школьники решили определить высоту солеотвалов, измерив длину тени от искусственной горы по аэрофотоснимку масштаба 1:50 000. Она составила 4,6 мм. Зная, что Солнце в момент съёмки освещало искусственную гору под углом 30° к горизонту, рассчитайте высоту солеотвала.
Ответ на задачу 4. В чертеже высота горы и длина тени являются катетами
прямоугольного треугольника, в котором отношение высоты к длине тени является тангенсом угла падения солнечных лучей, поэтому высота горы равна: длина тени
• tg 30° = 4,6 мм-50 м/мм- •tg 30° = 230 м•0,52= 120 м.
Урок в 10 классе, по теме Земельные ресурсы и проблемы их использования с использованием ИКТ.
Автор: Трофимова Елена Викторовна, учитель географии высшей категории, государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Орши. Домашний адрес индекс 211030, г. Орша, 1-ый пер. Крылова, дом 172, д. тел. 8-0216-543709, мобильный МТС +37529 8909361, рабочий адрес: индекс 211030 г. Орша, ул. Ленина, дом 140, тел. 54-09-42. Паспортные данные: ВМ2141809, выдан Оршанским РОВД Витебской области 30.08.2013 года, личный номер 4030170Е014РВ4
Информация об уроке:
Е.В. Трофимова,
учитель географии ГУО «Средняя школа №4 г. Орши»
10 класс