Урок географии казахстана 8 класс рудные полезные ископаемые
– расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.
Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;
1. Организационный момент
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”
2. Актуализация знаний. Повторение.
Маслянист и бур.
Всем нужна зимой и летом.
И мазут, и керосин. (Нефть)
Очень нам зимой помог.
Словно кочегары.
Этот порошок, друг мой.
Добывают под землей. (Уголь)
3. Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
И для космолета.
Темною бываю.
Часто залегаю. (Руда)
4. Покрывают им дороги,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
5. Этот мастер белый – белый.
Оставляет белый след.
6. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)
7. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)
8. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.
– На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?
– Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?
3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.
Металлы (запись в тетрадь)
Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)
А сегодня на уроке мы с вами узнаем:
– На какие 2 группы делятся металлы?
– Из чего получают металлы?
– Какими свойствами они обладают?
– Где используются?
4. Изучение нового материала.
1) Организация практической работы
– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.
Как это можно сделать? (Мнения детей)
Рассказ учителя.
Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.
Ответим на первый вопрос:
– На какие 2 группы делятся металлы?
Составление опорного конспекта (Слайд 4)
– Из чего человек получает металлы? (Из руды)
2) Работа с учебником: с.29
Чтение определения, что такое руда.
Рассказ учителя.
Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)
Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,
открытого типа – карьеры или разрезы.
Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).
3) Полезные ископаемые Казахстана
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.
Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.
Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.
Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.
Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.
Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.
Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана – бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.
Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.
Крупные месторождения руды медно-порфирового типа – Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.
Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).
Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.
Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.
На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их месторождения
4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)
Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.
5) Завершение опорного конспекта
5. Закрепление
1) Ответим на второй вопрос:
– Из чего получают металлы?
– Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?
– Какими свойствами обладают металлы?
– Где используются металлы?
2)Это интересно!
Рассказ учителя.
В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.
3) Обобщение и контроль усвоения.
Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).
Железо относится к группе черных металлов. (Да)
Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)
Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)
Для получения алюминия добывают боксит. (Да)
У металлов плохая теплопроводность. (Нет)
Все металлы обладают блеском. (Да)
Все металлы твердые тела. (Нет)
8. Д/з стр. ____читать, работа с контурной картой.
9. Итог урока.
В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения
Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _____________________
Тест «Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами
Кроссворд
1
4
2
3
5
4
5
По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
2. Без него не может обойтись учитель на уроке.
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Краткосрочное планирование урока географии в 8 классе
Рудные полезные ископаемые Казахстана
Общая цель:
Формирование у учащихся представления о рудных полезных ископаемых о их разновидностях и размещении по территории Казахстана.
Ожидаемый результат:
Ученики имеют представление о рудных полезных ископаемых и о их использовании в хозяйстве, выполняют описательную работу, работают с картой.
Тип урока:
Частично-поисковый.
Задания:
Индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Слайдовая презентация, Физическая карта Казахстана, атласы, контурные карты, коллекция горных пород
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент
1. Деление учащихся на группы по принципу ( название видов металлов)
2 .Проверка по журналу.
3.Создание коллаборативной среды. Мне бы хотелось начать наш урок с рассказа притчи:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав ответил: «Всё в твоих руках». Так же и вы, ребята, сами ответственны за получение новых знаний. В добрый путь!
Организация рабочего места.
Вводная часть
Основная часть
Практическая часть.
Закрепление материала
Оценивание.
Рефлексия «Лесенка успеха»
Домашнее задание:
Подведение итогов
Проверка домашнего задания.
1-этап «Вызов». Прием «Мозговой штурм».
Задание 1.Учащимся предлагается в течение 1-2 мин. Записывать на листе ключевые термины темы «Полезные ископаемые».
Задание 2. Географический диктант. Определите географические понятия.
1) Древние, относительно устойчивые участки земной коры. (платформа)
2) История развития планеты Земля делится на 2 этапа
(планетарный и геологический)
3)В результате работы ученых по определению геологического возраста горных пород и времени развития организмов была составлена таблица. (геохронологическая).
4) Эра появления человека. (кайназой)
5)Подвижные участки земной коры. (геосинклинали)
6) Сейсмические пояса в Казахстане. (восток, юго-восток, Алтай, Тянь-Шань)
7) Молодые платформы (плиты). (Западно-Сибирская и Туранская)
8) Эрой выравнивания рельефа Казахстана называют. (мезозойская)
На доске выписаны правильные ответы. Взаимопроверка.
Определение темы и целей нового материала. 1. Учащиеся оставляют место в тетради, для того чтобы по окончанию урока выдвинуть самостоятельно тему урока. «Необъявленная тема» (ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать её в конце урока, когда весь материал будет изучен).
Мозговой штурм. Какие виды полезных ископаемых относятся к рудным ископаемым? Назовите причины образования рудных полезных ископаемых. А какие виды рудных ископаемых мы используем в хозяйстве?
Цель урока: Знать особенности размещения по территории Казахстана рудных месторождений; способы добычи и применения; примеры рационального и нерационального использования в хозяйстве.
Групповая работа по раскрытию основных закономерностей размещения рудных полезных ископаемых Казахстана.
1) Учащиеся получают и изучают проблемный вопрос «Доказать, что Казахстан знаменит недрами рудных ископаемых». Одновременно распределяют роли: Спикер, организатор, тайммекер.
2) Учащиеся самостоятельно выбирают конверт с вопросом. Используя текст учебника, учащиеся самостоятельно изучают текст материала, выделяя для себя ключевые идеи.( менее слабых учеников консультируют, помогая определить ключевую мысль текста)
3)После прочтения материала, набрасывают в тетради план-изложение. А через активный метод «Слушающая тройка», учащиеся обсуждают изученный материал. (диалог-кумулятивная беседа).
Для вовлечения в обсуждение через метод «Слушающая тройка»: раздаю речевые карточки для учащихся, у которых проблема с выражением своих мыслей. ( Я думаю…; Я считаю…;После прочтения текста, мне стало понятным, что..).
4)Продукт группы: составление постера-карты « Виды рудных полезных ископаемых». Одновременно составляют по 2 толстых и 2 тонких вопроса по теме урока, для других групп при защите постера.
5) Результаты работы выносят на доску (защита). Обобщение всех постеров. Оценивание. Взаимооценивание.
Учитель консультирует учащихся при составлении постера-карты. Контролируя процесс работы, консультирую менее слабых учеников, после защиты постера-карты, учитель предлагает ученикам оценить работы одноклассников с помощью листа оценивания.
Практическая работа учащихся.( индивидуальная работа)
Стратегия «Маршрутный лист» обозначить на контурной карте месторождения рудных полезных ископаемых: медь, железные руды, марганец, хром, никель, золото, серебро, бокситы, титан, магний, свинец, редкие металлы.
2. Устный опрос.
В каких регионах Казахстана имеются месторождения цветных металлов? Где применят цветные металлы? На какие группы подразделяются цветные металлы? Перечислите и назовите месторождения черных металлов. Дайте объяснения способам добычи и применения в хозяйстве черных металлов.
Спикеры подсчитывают баллы и выставляют в оценочные листы.
Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим. Зеленый круг – ещё испытываю затруднения; Желтый круг – усвоил хорошо; Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше.
Параграф 15, работа по контурной карте, номенклатура.
Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку.
Пишут ключевые термины на листочке.
Отвечают на вопрсы. (индив)
Ученики проверяют свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Выполняют задания. Высказывают свои мнения.
Защита постеров.
Учащимся следует вспомнить условные обозначения данных п/и и обозначить их на к/карте.
Ученики отвечают на вопросы. За каждый верный ответ получают по 1 баллу.
Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета.
Записывают задания в дневник.
Тема урока : Полезные ископаемые Казахстана.
Цели урока.
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению, проконтролировать степень усвоения основных ЗУН, изученных на предыдущих уроках, обеспечить усвоение следующих задач, входящих в содержание темы урока, сформировать зания по теме полезные ископаемые Казахстана.
Развивающие: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания, развитие у учащихся познавательного интереса, переноса знаний и умений в новой ситуации, развитие самостоятельности, обеспечение развитие речи учащихся, формирование умений преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний, развитие у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем , плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
Воспитательные: содействовать формированию мировоззренческих понятий (например, причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы), осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, для решения задач эстетического воспитания.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: Физическая карта Казахстана, учебник географии 8 класса, атлас 8 класса, контурные карты, презентация, тесты
Ход урока:
1. Опрос домашнего задания- тест.
2. географический диктант:
1. Какая форма рельефа на территории Казахстана соответствует древней платформе? Восточно-Европейская равнина.
2. К какой складчатой области относятся Мугоджары? Герцинской.
3. Форма рельефа, расположенная на севере и северо-востоке республики: Западно-Сибирская равнина.
4. Низменность, в южной части которой встречаются «бэровские бугры», высота которых достигает 10-15 м, а длина 20 км: Прикаспийская.
5. Форма рельефа, расположенная между полуостровом Мангыстау и Аральским морем: Плато Устюрт.
6. Форма рельефа, расположенная между Прикаспийской низменностью и Мугоджарами: Предуральское плато.
7. Форма рельефа, расположенная между Волгой и Уральскими горами. К Казахстану относится лишь его небольшая южная часть: Возвышенность Общий Сырт.
8. Очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана: Сарыарка.
9. Высшая точка Мугоджар: Большой Боктыбай (657 м).
10. Эти горы сложены песчаниками, кристаллическими сланцами, черными (Каратау) и белыми (Актау) известняками: Мангыстау.
11. В южной части этих гор расположена впадина Карагие, или Батыр (-132 м) : Мангыстау.
12. Низменная равнина, в пределах которой расположены пески Приаральские Каракумы и Кызылкум: Туранская.
13. Высшая точка Сарыарки: Аксоран.
14. «Золотые горы» Казахстана: Алтай
15. Высшая точка Жунгарского Алатау гора Бесбакан
16. Самый Северный высокогорный хребет Тянь-Шаня Заилийский Алутау
2. Новая тема.
Полезные ископаемые
Вы уже знаете, что человек использует многие виды горных пород. Например, из гранита кладут фундаменты строительных сооружений, строят памятники, из известняка получают известь, изготавливают кирпичи, многие виды качественного песка используются в строительстве, в производстве стекла, фарфора, из нефти получают бензин, керосин, смазочные масла. Казахстан располагает крупными запасами полезных ископаемых. Из 109 химических элементов периодической системы Менделеева в недрах Казахстана найдено 99, из которых уже разведаны запасы 70 элементов и используются в производстве более 60 элементов.
Открытия полезных ископаемых.- учитель сообщает, что
Уголь на территории Казахстана (в урочище Караганды) был открыт ещё 1833 году (1831) пастухом Апаком Байжановым.
Пионерами, начавшие изучение рудных и нерудных полезных ископаемых Казахстана в 18-19 веках, были русские путешественники. Первые геологические экспедиции в Казахстан были организованы по указанию Петра 1 .
1755-1771- Н. Рычков- Западные и Центральные- ценные описания , указывая на территорию Джезказгана- медной руды.
1800- Поспелов и Бурнашев- Каратауские горы- первой обнаружила залежи богатой свинцовой руды в Каратауских горах Южного Казахстана.
1866 – Северцев- богатые свинцовые месторождения в горах Каратау.
1857- Северцев и Борщёв впервые открыла выходы нефти в Доссоре
29.04.1911Доссор, 1915- Макат.
Мушкетов и Романовский..
По запасам некоторых видов полезных ископаемых Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире. (Таблица)
По запасам минеральных ресурсов Казахстан стоит на 6 месте в мире.
Так, например, в Казахстане открыто более 6 тысяч месторождений различных полезных ископаемых.
исследование полезных ископаемых на территории Казахстана началось в XVII веке.
Место в Казахстана в мире по запасам отдельных полезных ископаемых
Полезное ископаемое | Место в мире |
Вольфрам Хромит Фосфорит Марганец Свинец Молибден Железо золото Уголь | 1 2 2 3 4 4 8 6 (3 в СНГ) 10 |
Запасы отдельных видов Полезных ископаемых
Полезное ископаемое | Запасы |
Каменный уголь Нефть Газ Железная руда Марганец Хромит Фосфориты | 176,6млрд.т 2,8млрд.т 1,7трлн.м3 17млрд.т 600 млрд.т 460 млрд.т 4 млрд.т |
ТСЗ:
Полезные ископаемые- это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.
Скопление полезных ископаемых образуют месторождения.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.
Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопления полезных ископаемых обнаружить легче, т. к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.
Полезные ископаемые от обычных горных пород отличают
по одному признаку — использованию в хозяйственной деятельности человека. Например, обыкновенный песок, по которому мы часто ходим, не является полезным ископаемым, его практически нигде не используют. А песок, необходимый для производства стекла и изготовления кирпичей,— полезное ископаемое.
В настоящее время открыто очень много разновидностей полезных ископаемых. B зависимости от сферы своего применения полезные ископаемые делятся на три основные группы: рудные, горючие и нерудные.
Рудные полезные ископаемые
Горные породы и минералы, из которых в процессе обработки получают металлы и их сплавы, называют рудой. Например, железные, медные, свинцовые, золотоносные, алюминиевые, никелевые и многие другие руды.
В рудах металлы перемешиваются с пустыми горными породами. Чтобы получить металл, руду сначала отделяют от пустых горных пород. Затем обогащенную руду плавят в печах металлургических заводов. Иногда встречаются металлы в чистом виде. Их называют самородными металлами. Из таких металлов чаще встречаются самородное золото, самородное серебро и самородная медь.
Когда произносят слово металл, то сразу представляется какой-то твердый предмет или вещество. И чаще всего это так. Но существует и жидкий металл — ртуть. Вспомните термометр для измерения температуры. В его трубочке находится ртуть, по столбику которой и определяется температура.
Металлы делятся на черные и цветные. Эти виды легко отличаются друг от друга.
Руды черных металлов. Черные металлы — это железо и его сплавы. Руды черных металлов, из которых чаще всего выплавляют железо,— магнитный, красный и бурый железняки.
Руды цветных металлов
Цветные металлы обладают ценными свойствами. Олово, свинец, никель являются коррозиестойкими, титан- жароустойчивым; алюминий, медь, серебро- хорошие электропроводники.
Группы цветных металлов
тяжелые | легкие | драгоценные | тугоплавкие | редкие |
Медь, олово, свинец, никель, цинк | Алюминий, магний, титан | Золото, серебро, платина | Вольфрам, молибден | Уран, германий |
Основную медную руду называют медным колчеданом. Его можно легко узнать по ярко-желтому цвету. Среднее количество металла в составе руды составляет от 2 до 8 процентов. В основном алюминий получают из боксита. По внешнему виду боксит очень похож на глину, но отличается от нее тем, что при взаимодействии с водой не становится вязким. Чистый боксит обычно белого цвета. Добывается он в рудниках. В чистом виде алюминиевая руда встречается редко, более распространены ее соединения с другими минералами. Она часто окрашена примесями железа в красноватый или красно-бурый цвет.
Рудные полезные ископаемые
Название полезного ископаемого | Бассейны и месторождения |
Железная руда | Качарский, Аятский, Лисаковское, Соколово-Сарбайское (Костанайская обл.), Кентобе, Каратас (Карагандинская обл., Атансор (Северо-Казахстанская обл.) |
Марганец | Атасуское, Жездинское (Карагандинская обл.) |
Хром | Кемпирсайский, Донской (Актюбинская обл.) |
Никель | Кемпирсайский (Актюбинская обл.), Аккарча, Актау (Костанайская обл.) |
Алюминий (бокситы) | Амангельдинское, Наурзумское, Козыревское, Белинское, Кушмурунское, Краснооктябрьское (Костанайская обл.) |
Медь | Каныратское, Саякское, Карсакпайское, Жыланды, Улытау (Карагандинская обл.), Глубоковское (Восточно-Казахстанская обл.) |
Полиметаллические руды (свинец, цинк) | Риддерское, Зыряновское, Малеевское, Шокпар, Белоусовское, Иртышское, Тишинское (Восточно-Казахстанская обл.), Текелийское, Яблоновое, Жалжота, Туюк, Коксуское (Алматинская обл.), Ачисайское, Миргалимсайское, Байжансай, Аксуран, Шалкия, Карасай (Южно-Казахстанская обл.) |
Золото | Акбакайское, Аксуское, Жолымбетское, Бестобе, Майкаинское, Бакыршык, Васильковское и др. |
Асбест | Жетыгаринское (Костанайская обл.), Богетсай (Актюбинская обл.), Кумола, Ушбулак (Карагандинская обл.) |
Фосфориты | Жанатасское, Чулактауское, Аксайское, Кокжан, Акжар, Ушбас, Шолактау, Туйесай (Жамбылская обл.), Алгинское, Богдановское, Кандагашское, Коптобинское, Шиелисайское (Актюбинская обл.) |
Барит | Жалаирское (Карагандинская обл.) |
Открытая добыча- карьеры, отвалы пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.
Горючие полезные ископаемые относятся торф, уголь, нефть, газ, то есть полезные ископаемые, которые способны гореть, давать тепло. Иногда все виды этих ископаемых называют каустобиолитами (древнегреческое слово), что значит «горючие камни органического происхождения».Все они произошли благодаря скоплению останков вымерших растительных и животных организмов. В природе наиболее распространены так называемые энергетические угли, которые пригодны для сжигания в топках паровых котлов. Наиболее ценными считаются коксовые угли, которые после сильного нагревания без доступа воздуха способны спекаться в прочный, чистый от вредных примесей, высоко- теплотворный металлургический кокс. Вместе с нефтью из земных недр выходит на поверхность и горючий газ, иногда в очень большом объеме. Такие места называют нефтегазовыми месторождениями, а отдельно сосредоточенный горючий газ образует газовое месторождения. Характерно, что нефтяные месторождения приурочены к так называемым соляным куполовидным поднятиям. Мангыстауская нефть высокое содержание парафина.
Горючие полезные ископаемые
Название полезного ископаемого | Бассейны и месторождения |
Нефть | Доссор (1911 г.), Макат (1915 г.), Тенгиз, Кульсары, Косшагыл, Каратон, Прорва (Атырауская обл.) Жетыбай, Узень, Каламкас, Каражанбас (Мангистауская обл.) Кенкияк, Жанажол (Актюбинская обл.) Кумколь, Кызылкия, Арыскум, Майбулак, Нуралы, Акшабулак (Кызылординская обл.) |
Газ | Карашыганак (Карашыганакское), (Западно-Казахстанская обл.) Амангельдинское (Жамбылская обл.) |
Уголь | Карагандинский, Шубаркульский (Карагандинская обл.) Экибастузский, Майкубенский (Павлодарская обл.), Убаганский (Костанайская обл.) Ленгерский (Южно-Казахстанская обл.), Кендерлы, Каражырау (Восточно-Казахстанская обл.) |
Нерудные полезные ископаемые.
Многие полезные ископаемые используют для получения кислот, удобрений и в строительстве. Полезные ископаемые, из которых не выплавляют металлы, называют нерудными.
3. Домашнее задание:
А) Выучить классификацию
Б) Принести атлас, контурную карту.