Урок географии 7 класс размещение полезных ископаемых
Учитель географии МАОУ СОШ № 7
ст.Полтавской Краснодарского края
Шахлович Анна Николаевна
Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ
ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.
Ожидаемые результаты:
предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;
Коммуникативные: формирование умений работать в группах
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.
Оборудование:
Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»
Атласы, учебник.
Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»
Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник
ХОД УРОКА
Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:
-что такое литосфера?
– Назовите типы земной коры
Чем отличаются материковая и океаническая земная кора
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Приведите примеры столкновения литосферных плит.
«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»
«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.
Изучение нового материала. Познавательная задача:
Заполнить схему: Рельеф Выступы материков
? впадины океанов— ?.. ( слайд3)
Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.
А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.
ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.
ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.
Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.
Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.
СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ – активный, подвижный участок земной коры.
Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.
Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.
Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет
Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.
Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)
Проблемный вопрос: Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?
Познавательная задача: Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)
-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?
-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)
Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.
Оценивание первичных успехов: Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)
Назвать основные формы рельефа материка.
На какой тектонической структуре находится материк?
Возраст и свойства этой структуры.
С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?
Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?
Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.
Тесты – работа устно.(слайд)
Рефлексия.
Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.
Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?
Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.
Урок география 7 класс.
Тема: « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Цель:
- Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их свойствами , способами добычи.
- Развивать умение выделять главное, развивать речевые и мыслительные способности.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и экономно их использовать.
Оборудование.
Учебник Т. М, Лифанова. «География 7 класс», физическая карта России, наглядные пособия.
Ход урока.
- Организационная часть
-приветствие, готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
-рассказать и показать на карте какие равнины находятся на территории России?
– рассказать и показать на карте горы России.
-перечислить самые высокие горы России.
3. Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему урока « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Учитель – Все полезные ископаемые относятся к природным ресурсам. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Полезные ископаемые бывают трех видов :
-твердом или сыпучем виде (каменный уголь, песок и т.д.)
-жидком виде ( нефть, питьевая, минеральные воды и т. д. )
-газообразном состоянии (природный газ)
Полезные ископаемые лежащие близко к поверхности земли , добывают открытым способом . Это самый дешевый способ добычи полезных ископаемых.
Этот способ применяется при добыче угля , железных руд и цветных металлов.
Если эти полезные ископаемые находятся глубоко под землей ,то применяется подземный способ – роют шахты.
Для добычи нефти и газа применяют способ бурения.
Задание учащимся.
Составить таблицу, каким способом добывают полезные ископаемые, перечисленные на доске.
Открытый способ – (известняк, песок, торф )
Подземный способ – ( каменный уголь, железные руды )
Способ бурения – (нефть, природный газ)
Учитель. Если посмотреть на эту таблицу , то можно сделать вывод , Нефть и газ, например, добывают подземным способом, используя скважины. Глубоко расположенные твердые ископаемые добывают в шахтах. Большую часть сырья для производства строительных материалов, добывают открытым способом в карьерах. В нашей стране имеются почти все виды полезных ископаемых . Наша страна занимает первое место в мире по запасам природного газа и входит в число ведущих продавцов нефти.
Нефть добывают на Северном Кавказе, в республиках Чечня и Адыгея. Поволжье, республики Татарстан и Башкортостан, Западная Сибирь крупнейшие регионы добычи нефти и газа. Отсюда нефть и природный газ по трубопроводам подаются в другие регионы России и зарубежные страны.
Уголь добывают на северо-востоке европейской части страны, юго-западе России, Урале, юге западной Сибири и на Дальнем Востоке. Большие запасы угля находятся на Среднесибирском плоскогорье и в Якутии.
Россия богата месторождениями железных руд и руд цветных металлов, которые добывают к югу и востоку от города Курска, а также на Урале, Кольском полуострове, Сибири, и Дальнем Востоке.
В Восточной Сибири и Якутии добывают алмазы и золото.
На Среднерусской и Приволжской возвышенности и на Урале добывают сырье производства строительных материалов; строительные пески , известняк, мел, гипс, торф.
Полезные ископаемые – это природное богатство России. Запасы полезных ископаемых небесконечны. Поэтому необходимо бережное отношение к этим природным ресурсам.
4.Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
– Что такое полезные ископаемые?
-Какие виды полезных ископаемых вам известны?
– Что называется природными ресурсами?
-Показать на карте крупные месторождения природного газа и нефти.
– Какие полезные ископаемые добывают на территории России?
6. Домашнее задание
1 уровень – прочитать текст стр. 14-16, пересказать содержание текста , где говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча природного газа и нефти.
2 уровень – прочитать текст стр. 14-16. пересказать содержание текста ,говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча железной руды и цветных металлов.
3 уровень – прочитать текст стр. 14-16,показать как обозначаются полезные ископаемые на карте пользуясь приложением стр 2-3.
География 7 класс _____________________
Тема: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
Цель: формирование знаний об полезных ископаемых.
Задачи:
1. Изучить классификацию полезных ископаемых.
2. Определить причины формирования полезных ископаемых.
3. Рассмотреть коллекцию полезных ископаемых.
4. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, атласами, электронным учебником, аналитического мышления.
5. Развить интерес к изучению материков и океанов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарий, коллекция полезных ископаемых, электронный учебник, интерактивная доска.
Методы и методические приемы: фронтальный опрос, рассказ и объяснение, работа с картой, атласом, электронным учебником, коллекцией полезных ископаемых.
Экспресс-план урока:
Организационный момент (2 – 3 мин).
Проверка домашнего задания (10 мин).
Изучение нового материала (27 мин).
Подведение итогов (5 мин).
Ход урока
Организационный момент
(Внимание на организацию принадлежностей к уроку)
2.Проверка домашнего задания
Слайд № 1-2 Покажите на карте:
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Кавказские горы
Армянское и Иранское нагорья
Тибет
Памир
Альпы
Гималаи
Алтай
Саяны
Тянь-Шань
влк. Ключевская Сопка
влк. Кракатау
Скандинавские горы
Уральские горы
Кавказские горы
Горы Альпы
Горы Карпаты
Саяны
Прибайкалье
Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай.
Ученики сдают на проверку контурную карту.
3.Изучение нового материала
Слайд № 3,4
Полезные ископаемые
магматические осадочные метаморфические
Слайд № 5-7 Иллюстрации
Полезные ископаемые магматического происхождения образуются при подъеме магмы из недр земли. Это, в основном, кристаллические породы и сосредоточены они на поверхности или близких к поверхности земли участках. Месторождения железных руд магматического происхождения.
Устойчивость вольфрама к высоким температурам позволяет изготавливать из него нити накала для электроламп. В составе магматических горных пород иногда встречаются золото и некоторые драгоценные камни. Драгоценные камни – сапфиры, рубины и др.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 8-11 Иллюстрации
Полезными ископаемыми осадочного происхождения. Они распространены в районах, где много накоплений морских и континентальных отложений. В составе осадочных пород встречаются железные, фосфоритные, бокситовые руды и различные соли. Горючих полезных ископаемых: запасы нефти и газа. Эти запасы образованы в результате длительного залегания органических веществ в составе донных отложений океана. В настоящее время месторождения нефти обнаружены не только на суше, но и на шельфе. Месторождения каменного угля образованы из остатков когда-то буйной растительности на побережьях древних теплых водоемов.
Слайд № 12-18 Иллюстрации
Фосфориты применяют для производства удобрений. Месторождения бокситов, используемых для получения алюминия. В мелководных озерах и морях добывают пищевую и калийную соли.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 19-23 Иллюстрации
Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Гнейс, мрамор, сланцы.
Слайд № 24-27 При добыче полезных ископаемых наносится определенный вред окружающей среде: образуются пустые пространства в недрах земли, изменяется характер рельефа, загрязняются воздух, вода и почва, наносится ущерб растениям и животным. Поэтому большое значение имеют эффективное использование минеральных богатств и мероприятия по охране природы в процессе их добычи.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 28 Задание.Прослушайте аудиоматериал.Пользуясь электронным учебником, посмотрите, как обозначаются на карте полезные ископаемые.
4. Подведение итогов
Слайд № 29 Вопросы:
1. Назовите полезные ископаемые магматического происхождения.
2. Как образуются и где размещены полезные ископаемые осадочного происхождения?
Рефлексия
Выставление оценок
Домашнее задание: § 17, составить свою коллекцию горных пород.
08.10.2018 год
География
7 класс
Урок № 11
Тема. Природные ресурсы земной коры
Цель:
Сформировать знания о природных ресурсах земной коры;
Продолжить формирование знаний о горных породах, их видах и особенностях происхождения;
Сформировать представление о закономерностях размещения полезных ископаемых.
Планируемый результат:
Личностные УУД:развитие познавательного интереса к природным богатствам Земли на основе изучения материала §; формирование научного мировоззрения на основе установления закономерностей размещения полезных ископаемых.
Метапредметные УУД: формирование умений: 1) определять понятия; 2) применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений; 3) создавать схемы для решения учебных и познавательных задач; 4) владеть устной и письменной речью.
Предметные УУД: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природных ресурсах земной коры, о видах горных пород и их образования; о закономерностях размещения полезных ископаемых; овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование умений и навыков использования географических знаний для объяснения процесса образования горных пород.
Оборудование: учебник, атлас, коллекция горных пород, физическая карта мира, карта строения земной коры.
Основное содержание: природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Практикум.Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.Орг.момент
2. Актуализация и мотивация
Проверка домашнего задания:
1. Какие типы земной коры вы знаете? Каково их строение?
2. Что такое платформа и как она образовалась?
3. Какие движения происходят на подвижных участках земной коры?
4. Покажите на карте крупнейшие платформы и горные системы.
5. Расскажите о закономерностях размещения основных форм рельефа.
3. Изучение нового материала:
Урок следует начать с актуализации знаний о горных породах. Используя текст § 10 и рисунок 26 учебника, учащиеся отвечают на вопросы:
1. На какие группы делятся породы, слагающие земную кору, по способу образования?
2. Как образуются магматические породы?
3. Какие магматические породы вы знаете? Назовите их основные свойства.
4. На какие группы делятся осадочные породы?
5. Как образуются метаморфические горные породы?
6. Назовите горные породы, которые образовались в результате метаморфизации.
Земная кора обладает огромными природными ресурсами, включающими в себя земельные и минеральные ресурсы. Земельные ресурсы относятся к категории восполнимых ресурсов. К земельным ресурсам относятся территории, пригодные для расселения людей и размещения их хозяйственной деятельности. Учащимся предлагается, используя необходимые карты, назвать территории, обладающие большими запасами земельных ресурсов (комфортный климат, равнинный рельеф, плодородные почвы).
ФИЗМИНУТКА
Минеральные ресурсы, или полезные ископаемые, относятся к категории невосполнимых ресурсов (рудные, топливные).
Богатство ресурсов земной коры не свидетельствует о том, что все страны мира обладают одинаковыми их запасами: каждый отдельный район, страна, регион, материк имеют различную обеспеченность ресурсами. Помимо природных особенностей той или иной территории, связанных с климатическими и тектоническими процессами на Земле, на показатель обеспеченности ресурсами в меньшей степени влияют экономические характеристики страны или региона.
В размещении полезных ископаемых по территории земного шара прослеживаются определенные закономерности. Учащимся предлагается рассмотреть карту, на которой показаны самые крупные месторождения мира, и сопоставить их распространение со строением земной коры. В результате анализа карт школьники должны прийти к следующим выводам:
1) в горах складчатых областей обычно находятся месторождения рудных ископаемых;
2) на платформах рудные месторождения приурочены к нижнему ярусу — складчатому фундаменту, поэтому они сосредоточены на щитах либо в тех частях плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности;
3) наиболее характерные для платформ ископаемые осадочного происхождения сосредоточены в осадочном чехле. Ведущую роль среди них играют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ.
В заключение урока школьники по карте определяют районы мира, наиболее богатые запасами газа, нефти, угля, рудами черных и цветных металлов.
Рефлексия
Итог урока
Домашнее задание: 1) изучить § 10; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»
Автор разработки : учительница географии-
Магомедова Джамиля Мухтаровна.
Чиркей,2013г.
Урок комбинированный. Урок – путешествие -исследование
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
Цели:
образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник ,таблицы и схемы.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний и умений.
– Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?
– Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.
А) рассказать о физико – географическом положении материка по плану( Юнусова Заира)
б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек – (Гамзатов Алим)
В) показать и назвать географические объекты береговой линии Евразии – (Нуцалова З.)
3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа.
Если мы уже изучили географическое положение материка,
какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? – Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.
– Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?
Ответ – (Материковый тип земной коры.)
– Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?
Ответ –( Устойчивые платформы и складчатые области. )
־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение?
־ Какие формы рельефа соответствуют платформам?
־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
4. Изучение новой темы:
а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־
б) Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская,
Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.
1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской).
2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),
3. Великая Китайская равнина (200 м.),
4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־
Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? – Складчатые области. ־ Какого они возраста? – Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте?
Запишите в таблицу – складчатые горы. –
Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско – Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? – В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־ В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־
Об этом расскажет Абдурахманова Биканат.
Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־
По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?
12. Уральские горы (1895 м)
,13. Саяны (3491 м.),
14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот?
в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).
г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? – Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? –
Рассказ Юнусовой Заиры с помощью презентации мультимедиа на интерактивной доски
Движение литосферных плит.
Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? – На Евразийской. С какими плитами она граничит? – На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.
д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
Задание : Евразия богата полезными ископаемыми.
Установите соответствие:
1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни
2. П-ов МалаккаБ. Железная руда
3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ
4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
5. Закрепление.
Тестовый контроль (на карточках)
Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ.
К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская
Установите соответствие: Платформа-Равнина
1.Сибирская А) Западно-Сибирская
2. Индийская Б) Великая Китайская
3.Китайско-Корейская В) Декан (плоског.) Г) Среднесибирское плоског.)
4. Установите соответствие: Горы–Возраст складчатости
1. Карпаты А) Древний (Pz)
2.Скандинавские Б) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребет В) Новый (Kz)
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам?
(Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм.
Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий А. Пол – в Камчатка
2. Этна Б. Зондские о-ва
3. Кракатау В. Остров Сицилия
4. Ключевская Сопка Г. Японские о-ва
5. Фудзияма Д. Аппенинский пол-в
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемые.
Установите соответствие:
1. Район Персидского залива А. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка Б. Железная руда
3. О-в Шри-Ланка В. Нефть, газ
4. Горы Скандинавские Г. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» ·
6. Домашнее задание ·
§60, §61 · Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. · «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. · «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? · С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? · «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?