Урок биологии полезные ископаемые в коррекционной школе

Урок биологии полезные ископаемые в коррекционной школе thumbnail

Русско-Акташская специальная коррекционная школа-интернат 8 вида.

Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе.

Учитель  1 квалификационной категории Атаманова О.М. 2010 год.

Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.

Цели коррекционно-образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о месторождениях полезных ископаемых России.

2.Закрепить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), о их использовании и способах добычи.

3.Выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Цели коррекционно-развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, заполнять таблицу.

2.Развивать умение классифицировать полезные ископаемые по использованию.

3. Развивать пространственные представления учащихся, умение работать с картой, систематизировать информацию и делать выводы.

Цели коррекционно-воспитательные:

1.Обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

2.Содействовать экологическому воспитанию учащихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.

Опорные знания:

Полезные ископаемые и их свойства, классификации полезных ископаемых по использованию, по физическому состоянию, по способу добычи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Средства обучения:

1.Учебник «География: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.-М.: Просвещение, 2008.-184с.

2.Коллекции полезных ископаемых.

3. Физическая карта России.

Ход урока.

Организационный момент.

(2-3 мин.)

Приветствие, подготовленность класса к уроку, организация рабочего настроения, создание интереса к уроку (мотивация учебной деятельности).

– Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного о природе Земли, узнаем, какие полезные ископаемые встречаются на территории России и их основные места распространения.

Актуализация знаний.  (7-10 мин.)

Фронтальная беседа.

Загадки о полезных ископаемых.

Заполнение таблицы.

( по очереди, на доске, фронтально, из демонстрационных карточек)

Показ диапозитивов.

Тест (решается на доске, фронтально).

Повторение изученного материала по биологии ( 6 класс, 3 четверть) по теме «Полезные ископаемые»

А) Вопросы:

1.Мы с вами на протяжении всей 3 четверти изучали полезные ископаемые. Объясните, пожалуйста, что это такое- полезные ископаемые? Почему их так назвали? (вопрос для 1 группы учащихся)

2.Приведите примеры полезных ископаемых, которые мы изучали на уроках биологии в 3 четверти. (вопрос для 2 группы учащихся)

3.На какие группы делят полезные ископаемые по их использованию? (вопрос для 1 группы учащихся)

4. Вспомним  свойства некоторых полезных ископаемых. (Загадки отгадать и найти образец в коллекции)

5.Какие полезные ископаемые относят к группе горючих полезных ископаемых? Почему их так назвали?

6.Какие полезные ископаемые относят к группе, используемой в качестве строительных материалов?

7.Какие полезные ископаемые используются для получения минеральных удобрений?

8.Какие полезные ископаемые используются для получения из них металлов? Почему их назвали рудными?

Б) Заполните таблицу «Виды полезных ископаемых»

Горючие полезные ископаемые

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу из демонстрационных карточек на доске.

В) А сейчас мы вспомним, какими способами ведут добычу полезных ископаемых? ( открытым, шахтным, с помощью скважин).

Пояснения учителя:

-Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Его применяют, если ископаемые залегают неглубоко от поверхности почвы. Какие полезные ископаемые можно добывать открытым способом?

-Это добыча глубоко залегающих полезных ископаемых при помощи шахты. Его применяют, если полезные ископаемые залегают глубоко под поверхностью почвы. Что добывают таким способом?

– Это добыча полезных ископаемых с помощью скважин. Какие полезные ископаемые добывают таким способом? Почему? (вопрос для 1 группы учащихся)

Установить соответствие.

  Открытым способом                                      Нефть

  С помощью скважин

  В шахтах

                                                                          Природный газ

                                                                          Песок

                                                                          Глину

                                                                          Каменный уголь

                                                                          Торф

                                                                          Гранит

.

Изучение нового материала (20 мин.)

А) Запись новой темы.

Б) Вступительная беседа.

В) Тест на соответствие (фронтально, на доске)

Г) Рассказ учителя об основных месторождениях полезных ископаемых.

Д) Частично-поисковая деятельность учащихся.

( ученики получают индивидуальные таблицы, заполняют свою строчку в этой таблице, затем записывают на доске).

Тема: «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых».

Вопросы:

  1. Как изображают места распространения полезных ископаемых на карте?
  2. С некоторыми условными знаками, обозначающими полезные ископаемые, мы уже познакомились. Давайте вспомним, какой знак соответствует следующим полезным ископаемым: нефть, природный газ, каменный уголь, железная руда, никелевая руда, медная руда, алюминиевая руда, поваренная соль, золото, алмазы.

      3.   Что такое месторождение? (объяснение учителя, определение понятия вывешиваю на доске).

Вывод : при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых

Ребята, перед нами стоит непростая задача:

При помощи условных знаков и физической карты мы должны определить основные месторождения полезных ископаемых в России и занести их в таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

нефть

природный газ

каменный уголь

железная руда

никелевая руда

медная руда

алюминиевая руда

поваренная соль

золото

алмазы

Вывод: на равнинах залегают в основном горючие, используемые в строительстве и для получения минеральных удобрений полезные ископаемые, а рудные (металлические) залегают в горных участках.

Закрепление: групповая работа. ( 3-5 мин.)

На контурной карте разместить условные знаки полезных ископаемых.

Элементы НРК: ( 3 мин.)

Вопросы:

1.Назовите полезные ископаемые, которые добывают на территории Татарстана.

2.Какими видами транспорта осуществляются перевозки нефти и газа?

3.Какое название носит главный нефтепровод, по которому нефть из Татарстана поступает в другие регионы?

4.С какими экологическими проблемами связана добыча нефти и газа?

5.Ребята, как называется наше село? Что это название обозначает в переводе на русский язык? Почему селу дали такое название?

6.Зная, что на территории Татарстана добывают известняк, что вы можете сказать о геологическом прошлом нашей республики?

Домашнее задание.(2 мин.)

Задание:

1.Стр. 159-160 прочитать.

2.отметить месторождения полезных ископаемых на контурной карте..

Итог урока (3 мин.)

Подведение итогов урока, конец урока. Оценки за урок.

Загадки о полезных ископаемых.

1.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. ( каменный уголь)

2.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.(песок)

3.Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.(торф)

4.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.(мел, известняк)

5.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (нефть)

6.Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.(гранит)

Ф.И.________________________________________

1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

-географы

-геологи

-строители

2.Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

-бурый уголь, песок

-известняк, нефть, природный газ

-золото, железные руды.

3.Зачем мы собираем металлолом?

-мы сохраняем запасы руды

-мы очищаем территорию от мусора

-мы соревнуемся между классами.                                                                                                                                                                                                                              

Открытым способом                                      

С помощью скважин

В шахтах

Природный газ                                              

Песок

Глину

Каменный уголь

Торф

Гранит

Нефть

железная руда

никелевая руда

медная руда

алюминиевая руда

поваренная соль

золото

алмазы

гранит

известняк

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

нефть

природный газ

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

каменный уголь

железная руда

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

никелевая руда

медная руда

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

золото

алмазы

Ф.И.____________________________________________

Заполнить таблицу:

Полезные ископаемые.

Условный знак.

Основные месторождения.

алюминиевая руда

поваренная соль

Горючие полезные ископаемые:

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов:

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений:

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов:

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

Цель урока: познакомить учащихся с металлическими рудами

Задачи урока:

Образовательные:формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.

Коррекционные:развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, богатую полезными ископаемыми.

Оборудование и наглядность: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, карточки для проверки д/з.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Технология дифференцированного и индивидуального обучения.

3. Информационно – коммуникационные технологии.

4. Игровые технологии.

5. Элементы проблемного обучения.

Ход урока.

1. Организационный момент

А) Психологическая настройка класса.

Итак, прошу внимания,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по – удобнее,

Начнём сейчас урок.

– А с каким настроение вы пришли на урок биологии? Перед вами карточки с солнышком и тучкой. Выберите карточку в соответствии со своим настроением и прикрепите к доске.

Б) Подготовка учащихся к работе на уроке (по карточке ТРУД, расшифровать каждую букву, учащиеся проверяют наличие этих предметов на своем столе)

Т етрадь

Р учка

У чебник

Д невник

2. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.

А) фронтальный опрос: (для учащихся 3, 4 группы)

– Какие минеральные удобрения необходимы для роста и развития растений? (Фосфорные, азотные, калийные)

– Из чего получают калийные удобрения? (Из калийной руды)

– Из чего получают фосфорные удобрения? (Из фосфоритов)

– По какому признаку можно отличить фосфориты? (По неприятному запаху)

– Как называют фосфориты в народе? (Камнями плодородия)

– Какого цвета могут быть фосфориты? (Коричневого, бурого, светло-серого, черного)

Б) Индивидуальная работа по карточкам: (для учащихся 1, 2 группы)

1. При трении фосфориты издают

А) приятный аромат

Б) неприятный запах

В) скрип

2. Фосфориты образовались

А) из древних растений
Б) из болотных мхов

В) из трупов морских животных

3. Как добывают фосфориты

А) открытым способом

Б) в шахтах

В) с помощью скважин

4. На заводах фосфориты превращают в

А) пшеничную муку

Б) косную муку

В) фосфоритовую муку

5. Для растений суперфосфат лучше, чем фосфоритовая мука

А) он лучше по цвету

Б) он лучше растворяется в воде и усваивается растениями

В) он хуже растворяется в воде и плохо усваивается растениями

6. Для чего растению нужен суперфосфат

А) для роста корней

Б) для роста стеблей и листьев

В) для цветения и созревания плодов

Учащиеся сдают работы.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Игра на коррекцию внимания.

Перед вами картинки предметов – самолет, вертолет, ведро, гвоздь, чайник, ложка, резиновый мяч. Закройте глаза. Откройте, посмотрите внимательно и скажите, какой предмет я убрала?

4. Этап усвоения новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

– Почему я убрала именно картинку с изображением мяча? Из чего сделан мяч? Из чего сделаны остальные предметы? Как вы думаете, что мы с сегодняшнего урока начнем изучать?

– Мы начинаем изучать полезные ископаемые, из которых получают металлы.

Б) Рассказ учителя с опорой на слайды презентации, беседа с учащимися.

– Для строительства и изготовления многих прочных предметов используют металлы.

– Какие названия металлов вам известны? А знаете, что из них изготавливают?

– Из меди делают провода, из легкого алюминия – самолеты и вертолеты, из прочного железа – ведра, гвозди, а из золота и серебра – украшения.

(Слайд 1, 2, 3)

– Для изготовления могут использовать один металл, а могут использовать несколько смешанных металлов. Это сплавы.

– Из сплавов делают рельсы, станки, детали автомобилей. (Слайд 4)

– В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. (Слайд 5)

– Такие металлы имеют особое название. Это название зашифровано с помощью цифр. Возьмите карточки с алфавитом и расшифруйте название

(Слайд 6)https://ic.pics.livejournal.com/genrixll/38404508/37800/37800_original.jpg

19.1.14.16.18.16.5.12.10

С А М О Р О Д К И

– Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо – из железной руды, медь – из медной руды. (Слайд 7-9)

Физминутка для глаз (проводится стоя) (Слайд 10)

краски-глазки

В) Работа в тетради:

1. Записать число, тему урока.

2. Записать новые термины и определения.

МЕТАЛЛЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РУДЫ

СПЛАВ – это смесь нескольких расплавленных металлов.

САМОРОДОК – это металл, который в природе встречается в чистом виде.

(для учащихся 4 группы списать с карточки)

Г) Работа с текстом учебника:

Прочитать дополнительный материал учебника на стр.151 и найти ответы на вопросы:

– Какой металл входит в состав организма человека?

– Какой металл использовали для изготовления украшений в древности?

Физминутка.

Игра “Умный светофорик”.

Красный цвет – дети стоят, желтый – садятся за парты, зеленый – шагают на месте.

5. Закрепление.

1) Беседа по вопросам.

– Из чего получают большинство металлов?

– Что такое сплавы?

– Что такое самородки?

– Какие металлы в природе встречаются в чистом виде?

2) Игра «Из чего я сделан».

На доске картинки разных предметов. Класс делится на две команды. Учащиеся по одному человеку из каждой команды выбирают изображение предмета из металла. Чья команда больше и быстрее выберет картинок.

6. Домашнее задание.

Стр.150-151 читать, отвечать на вопросы, пересказывать (для учащихся 1, 2 группы)

Стр. 150-151 выборочное чтение, рисунок предметов из металлов (для учащихся 3, 4 группы)

7. Итог урока. Объявление оценок. Рефлексия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– С каким настроением мы закончили урок? Прикрепите соответствующую карточку к доске.

Используемая литература:

1. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 г. – Сб.1.

2. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.

3. Биология. Неживая природа. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащ. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.

Источник

Конспект урока

по биологии в 6 классе коррекционной школы VIII вида

«Разнообразие полезных ископаемых».

Цель: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых.

Задачи:

дать понятие о полезных ископаемых;

– познакомить с некоторыми видами полезных ископаемых;

– научить распознавать и распределять по группам;

– способствовать развитию наблюдательности, внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, связной речи;

– воспитывать бережное отношение к богатствам родного края.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, проектор, презентация, карточки с названиями групп полезных ископаемых и названиями полезных ископаемых, карточки для заполнения на уроке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Настрой учащихся на урок.

Поднимите красные кружки, кто пришел на урок с хорошим настроением. Синие кружки у кого не очень хорошее настроение. Начинаем урок биологии.

Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел « Полезные ископаемые». А тема сегодняшнего урока «Разнообразие полезных ископаемых», вы узнаете как много на нашей планете различных полезных ископаемых, на какие группы они делятся, где и кто их добывает. (слайд 1)

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

II. Изучение нового материала.

Юрий Алексеевич Гагарин, когда впервые увидел землю из иллюминатора космического корабля, был поражён её красотой. Я предлагаю вам на неё посмотреть. (слайд 2)

Наша земля очень богата. На ней можно увидеть – степи, поля, горы, леса.

(слайд 3)

Но богатства есть не только на поверхности, но и в недрах нашей земли. Это полезные ископаемые. (слайд 4)

Что же такое полезные ископаемые? Как можно по – другому сказать, что значит, полезные? Что значит ископаемые? ( слайд 5) Привожу примеры.

Полезные ископаемые это все тела и вещества, которые люди добывают из земли, выкачивая или выкапывая их. (слайд 6) А полезными их называют за то, что они нужны, полезны для человека. Читают определение в учебнике. С 93

Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп по их использованию, в течение урока мы заполним их в таблицу.

– строительные полезные ископаемые. (слайд 7)

На доску вывешиваю карточку с названием группы и полезными ископаемыми, которые к этой группе относятся.

Из этих материалов делают цемент, кирпичи, плиты для стен и тротуаров. Показываю коллекцию. Прочитываем еще раз название полезных ископаемых по карточкам с доски. И заполняют таблицу в тетради.

– горючие полезные ископаемые. (слайд 8) На доску вывешиваю карточку с названием группы и полезными ископаемыми, которые к этой группе относятся.

Торф и каменный уголь хорошо горят и выделяют тепло, их используют в качестве топлива. Показываю коллекцию.

А из нефти получают много различных горючих жидкостей: бензин, керосин, мазут, техническое масло, на этой жидкости работает много техники (самолёты, вертолёты, автомобили) не зря нефть называют «чёрным золотом.

Природным газом мы пользуемся каждый день в быту, чтобы приготовить пищу. Прочитываем еще раз название полезных ископаемых по карточкам с доски. И заполняют таблицу в тетради.

Ещё одна группа полезных ископаемых – руды. Что же такое руда?

Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют рудой.

Встречаются различные виды руд: железная, медная, алюминиевая. (слайд 9) На доску вывешиваю карточку с названием группы и полезными ископаемыми, которые к этой группе относятся.

Показываю коллекцию. Прочитываем еще раз название полезных ископаемых по карточкам с доски. И заполняют таблицу в тетради.

III. Физкультминутка.

В настоящее время люди с помощью машин добывают в большом количестве разнообразные полезные ископаемые. Людей, которые ведут разведку новых месторождений полезных ископаемых, называют геологами. (слайд 10)

Что же такое месторождения полезных ископаемых? Ответы детей. Читают по слайду.

Месторождения полезных ископаемых – это места, где они залегают.

(слайд 11)

В нашей стране постоянно ведутся поиски новых мест с залежами полезных ископаемых. Найденные месторождения полезных ископаемых отмечают на картах в виде условных знаков. Рассматривают большую карту на доске и карту в учебнике на стр.96. На уроке географии вы будете с этой картой учиться работать.

Полезных ископаемых с каждым годом становится все меньше и меньше, старые месторождения постепенно истощаются. Необходимо находить новые месторождения полезных ископаемых бережно и рационально к ним относится, чтобы оставить будущим потомкам.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполним задание. У вас на партах лежат карточки с названиями полезных ископаемых.

а). Найдите и покажите карточку с названиями полезными ископаемыми, которые используются в строительстве.

б). Найдите и покажите карточку с названиями горючих полезных ископаемых.

в). Найдите и покажите карточки с названиями руд.

V. Подведение итогов урока.

Посмотрите еще раз на схему, которую мы заполнили и ответьте на вопрос, который мы ставили в начале урока:

Богата ли наша земля разнообразными полезными ископаемыми?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые по их использованию?

Как называются места, где залегают, полезные ископаемы?

Как называют людей, которые ведут разведку месторождений полезных ископаемых?

VI. Домашнее задание. ( слайд 12) Узнать какие полезные ископаемые добывают в Костромской области.

VII. Выставление оценок

Поднимите красный кружок, кто все понял на уроке, выполнял все задания правильно и у него хорошее настроение, синий кружок – кто не все понял на уроке, остались вопросы и он уходит с не очень хорошим настроением.

Карточка для сильных учащихся

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, используемые, в строительстве

Горючие полезные ископаемые

Полезные ископаемые, из которых получают металлы

Карточки для слабых учащихся

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые, используемые, в строительстве

Горючие полезные ископаемые

Полезные ископаемые, из которых получают металлы

алюминиевая руда

гранит

природный газ

медная руда

известняк

каменный уголь

мрамор

Источник