Урок 4 класс полезные ископаемые руда

Урок 4 класс полезные ископаемые руда thumbnail
  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. У нас будет не совсем обычный урок.  На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

  1. Сообщение темы урока.

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.

-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).

 Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране. (появляется слайд с названием темы)

-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство? (…) Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. ( Стр. 50 Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

– Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Давайте узнаем о первом полезном ископаемом.

3.Введение нового.

  1. ГРАНИТ.  Кто хочет прочитать загадку?

Слайд   Загадка: Он очень прочен и упруг,

                            Строителям надежный друг:

                             Дома, ступени, постаменты

                             Красивы станут и заметны.

– Кто догадался, что это? (..)

– По каким словам ты узнал?

Давайте посмотрим, что это. Это гранит. О каких свойствах гранита мы можем сказать исходя из загадки? (он прочный).  Рассмотрите гранит и передайте соседям на задней парте. Не забудьте, что нашим гостям тоже хочется его посмотреть. Пускаем гранит по рядам. Я к вам на урок принесла атлас-определитель. Его автор А.А.Плешаков, он же составил и учебник, по которому вы изучаете окружающий мир. Воспользуемся атласом –определителем, чтобы больше узнать о граните. (с.11, Гранит бывает серого, розового и красного цвета. Это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов.

– Как Вы думаете, где используется гранит?

  Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников..) 

– Какими же свойствами обладает гранит? (прочный, твердый, непрозрачный). Правильно. Давайте посмотрим, какими еще свойствами обладает гранит. Для этого проведем опыт. (опускаем гранит в воду)

-Какой мы можем сделать вывод? Что тяжелее вода или гранит? 

Слайд Оказывается гранит еще и не горит, полируется.

– Благодаря каким свойствам гранит часто используется в строительстве?

  Крупнейшим месторождением гранита в России является Челябинская область. Это на севере России. (прикрепляем табличку).

          – А кто знает, что такое месторождение? (скопление). На доске 2 понятия: место рождение и месторождение. Кто мне сможет объяснить разницу. (в первом случае это 2 слова, они обозначают место, где человек родился. Учитель открывает определение. Во втором, это сложное слово, образованное от двух корней. Оно обозначает залежи полезных ископаемых. Открываю второе определение).

Давайте познакомимся с еще одним полезным ископаемым.

2) ИЗВЕСТНЯК.

               Слайд    Загадка: Этот мастер белый-белый

                                             В школе не лежит без дела.

                                             Пробегает по доске,

                                             Оставляет белый след.

Поднимите руки, кто догадался, что это

– А кто знает, что такое мел? Сейчас мы все выясним.

Мы все держали мел в руках. Давайте попробуем сформулировать его свойства (непрозрачный, белого цвета, твердый, плотный). Учитель берет мел.

-А как вы думаете, что будет, если я опущу мел в воду? (…) Давайте попробуем. (Учитель опускает мел в стакан с водой. Мел тонет.)

– Какое свойство мы увидели? (…) Слайд (Мел тяжелее воды). Хотите узнать, что же такое мел? (атлас-определитель с.15. Мел – это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов).

-Итак, что же такое мел?

– Где применяется известняк? (…) Применение известняка в строительстве мы можем наблюдать даже у нас в классе. Рассматриваем класс.

-Кто догадается где? (потолок).

 Самое крупное месторождение известняка находится в Московской области.

               Прикрепляем табличку.

Давайте посмотрим, о каком следующем полезном ископаемом пойдет речь.

  1. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.

              Слайд     Загадка: По трубе течет

                                             Пироги печет.

                                                                        На кухне у мамы

                                                                  Помощник отличный.

                                                                  Он синим цветком

                                                                  Расцветает от спички.

-Что это? (…). Вам трудно отгадать эти загадки, так как в основном у всех сейчас электрические плиты. Итак, это природный газ. Слайд 

-На каком из кадров изображен природный газ? (в 3-ем).

-О каких свойствах природного газа мы можем сказать по его виду? (Прозрачный).

– Какие еще свойства вы можете назвать исходя из названия и загадки? (Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу – помощь). Возвращаемся к слайду загадки. Газообразный, следовательно он легче воздуха.

Слайд Рассмотрим остальные свойства природного газа. Он не имеет запаха, газообразное, горючее, легче воздуха.  Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу. Также это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда…, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.

    Прикрепляем на карту.

Давайте познакомимся со следующим полезным ископаемым.

  1. ТОРФ.

                  Слайд   Загадка:         Росли на болоте растения

                                                       Стали топливом и удобрением.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь?

Это торф.

-Что вы можете сказать о торфе?

Слайд (атлас-определитель, с. 13. Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, из которого образуется торф это торфяной мох – сфагнум. Кроме него в торфяные залежи попадают и другие растения.)

– На каком изображении показан торф? (на 3-ем).

Я покажу, что можно сделать с торфом, а вы подумайте, и сделайте вывод о его свойстве.

Учитель опускает торф в воду. Торф не тонет)

-О каком свойстве говорит нам этот опыт? (торф легче воды)

-Какими еще свойствами обладает торф? (…)Он твердый, легкий, впитывает влагу. Летом в России были очень крупные торфяные пожары. Вы все о них, наверное, слышали.   -Какое свойство способствовало этому? (горючесть). Надо быть очень осторожным с огнем.  Торфяные залежи тлеют до сих пор и до конца с этим справиться пока не получается. Слайд

– Для чего он служит? (для удобрения, подстилка для скота).

 Самые крупные торфяники находятся в Томской области. Но большое число торфяных залежей есть и в Подмосковье.

Прикрепляем табличку на карту.

 Переходим к следующему полезному ископаемому.

  1. НЕФТЬ.

                      Слайд     Загадка: Без нее не побежит

                                                     Ни такси, ни мотоцикл,

                                                     Не поднимется ракета

                                                     Отгадайте, что же это?

(бензин)

-А из чего делают бензин?

Нефть. Слайд  Где изображена нефть? (на 3-ей).

Учитель показывает колбу с нефтью.

-О каких свойствах нефти мы можем сказать? (непрозрачная, жидкая).

Слайд

–  Еще нефть обладает следующими свойствами: имеет резкий запах, маслянистая.

 Где применяется нефть? (получают жидкое топливо, волокна для изготовления синтетических тканей и многое другое).

Давайте проведем опыт. Посмотрите, что я сейчас сделаю.Учитель берет форму с водой, выливает туда нефть.

– Как вы думаете, как мы можем собрать эту нефть из воды? (..) Учитель собирает нефть опилками. Так мы можем очистить от нефти воду.

  Начинается мигание SOS.

Attention! Attention! There is a great ecological problem in America. The oil has got to the Mexican gulf. Fish, birds and animals are dying. They cannot breath! They cannot swim! They  cannot eat! Please, help! America is in danger!

– Ребята, что случилось? (…)

-Где это все произошло?

-Почему в этом тексте употребляется слово oil?(Слово на доске) Как оно переводится? (масло) Да. И также по-английски звучит нефть. Из-за какого свойства нефти, по-английски оно звучит как и масло?

  Слайды

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб. -Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

– Кто знает, почему?

– К чему это привело? (образовалась нефтяная пленка)

-Чем опасна нефтяная пленка? (нет света, нет воздуха). А значит нет жизни, гибнут живые организмы. Поэтому мы должны помнить, что за безопасность окружающей среды, за жизни живых существ отвечает прежде всего человек.

Самые крупные месторождения нефти в России находятся в Ханты-мансийском автономном округе, что на Севере.

Прикрепляем к карте.

4)Физминутка.

      Снимаем таблички.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

  Посмотрите на нашу карту.

-Кто запомнил, в какой части России находится самое большое месторождение нефти? (..) природного газа? Гранита? Торфа? Известняка? Дети прикрепляют таблички.

– Кто помнит, какие из них используются в строительстве? (гранит, известняк) Почему?

– Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (природный газ)

-Какое свойство способствует этому?

– Какое из них относится к жидким? (нефть)

– Какие подземные богатства обладают горючестью? (нефть, природный газ, торф).

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Возьмите в руки таблицу №1. Самостоятельная работа.

2.Рассмотрите ее.  Что находится в 1, 2,3 колонке?

3. Возьмите в руки зеленые карандаши и линейки.

4. Вам необходимо соединить название, группу свойств и применение.

           5. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Рассмотрите таблицы.

           6. Возьмите в руки синие ручки.

На доске появляется заполненная таблица.

            5.Проверьте и исправьте ошибки в работах.

      6. Если вы не сделали ни одного исправления, поставьте 5, если 1 или 2 исправления – 4. У кого более двух исправлений, поставьте +.

             7. Верните работы.

Поднимите руки у кого 5,4.

  1. ИТОГ.

– О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? ( о подземных богатствах).

– Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)

– Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)

– Почему их называют полезными? (служат человеку)

Откройте учебники на странице 20. Посмотрите, о каких полезных ископаемых мы сегодня не говорили? (песок и глина, уголь, железная руда). Дома вы прочитаете про эти полезные ископаемые и заполните Таблицы №2«домашнее задание». А ваш учитель на следующем уроке их проверит.

Поднимите руки, кто сегодня для себя открыл что-то новое.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник

Тип урока: урок введения нового
знания)

Цель: знакомство с железными рудами

Предметные задачи:

1. Расширить знания о полезных ископаемых,
формировать новые понятия: руда, рудные полезные
ископаемые, металлы.
2. Раскрыть значения металла в жизни человека.

Метапредметные задачи:

1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать
информацию, представленную в разных формах,
делать выводы на основе обобщения знания.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться
действовать совместно при решении учебной
задачи.
3. Развивать организационные, оценочные умения.
4. Развивать наблюдательность, любознательность,
умение сравнивать, делать выводы.
5. Воспитывать самостоятельность, творческий
подход к делу.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска,
учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, (.Я.
Дмитриева,.Н. Казаков), рабочая тетрадь к учебнику
«Окружающий мир», образцы разных тел, образцы
руд, образцы металлов и изделий из металлов,
магниты; физическая карта России; схема
получения металлов; иллюстрации изделий из
металла; Презентация.

Методы и приемы:

  • наблюдения;
  • исследовательская работа;
  • эвристическая беседа;
  • работа с учебником;
  • сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в
деятельность на личностно-значимом уровне

– Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего
мира будет для вас очередным открытием,
удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного
ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где
бы хранилось столько богатств, где бы так могучи
были силы недр…” (Слайд 2)
– О какой земле идет речь? (О России)
– Как вы понимаете слово недра? (То, что
внутри земли)
– О каком богатстве недр говорится?
полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного
материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в
индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Что такое полезные ископаемые (все горные
породы и минералы, которые использует человек)

Проверка усвоения предыдущей темы (Приложение
1
. Слайд 3)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Известняк – результат метаморфоза. (Мрамор)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)

Хорошо знаком ты с ним.
Раньше был он дном морским,
А похож на известняк,
И устроен точно так.
Им рисуют на заборах,
На асфальте или в школах. (Мел)

Полезное ископаемое, которое состоит из трёх
веществ. (Гранит)

Все перечисленные полезные ископаемые –
строительные материалы.

3. Постановка проблемы и актуализация
знаний

Цель: обсуждение затруднений;
проговаривание цели урока в виде вопроса, на
который предстоит ответить, или в виде темы
урока. Постановка проблемной ситуации, сообщение
темы урока.

– Прочитайте слова. (Слайд 4) Какое “лишнее”?
Почему?

Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
металлах)

– Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают
все, что знают о металлах)

– Из чего человек получает металлы? (Из руды)
(с.115)

– Сформулируйте тему урока (руды металлов) (Слайд
4)
– А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

  • Из чего получают металлы?
  • На какие группы делятся металлы и руды металлов?
  • Где используются?

4. «Открытие нового знания». Объяснение
нового материала. Совместное открытие знаний

Реализация построенного проекта.

Цель: познакомить с разнообразием металлов,
показать образцы металлов

1. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

Работа с учебником: с.115 – Чтение определения,
что такое руда.

(Руды – это полезные ископаемые, в состав
которых входят металлы).

– Скопление руды в земле называют
месторождением. (Слайды 5-7)

– В некоторых местах железная руда залега­ет
неглубоко, в таких месторождениях ее добывают
открытым способом. Сначала пласт взрывают, а
потом в образовавшемся карьере огромные
экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или
желез­нодорожные вагоны. Месторождения
открытого типа – карьеры или разрезы.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для
ее добычи роют глубокие шахты. Это –
месторождения закрытого типа.

2.Рассказ Шацкой В. о получении черных
металлов по схеме:(Слайд 8-13)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В
чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд 14)

– Покажите чугун и сталь (раздаточный
материал).

Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно
разделить их на две группы. Как это можно сделать?
(Мнения детей)

Учебник с.115 Практическая работа. Тетрадь с.22 №42

(Металлы, которые притягиваются магнитом и
металлы, которые не притягиваются магнитом)

– На какие 2 группы делятся металлы?

Вывод: Металлы, которые притягиваются
магнитом, образуют группу черных металлов,
другая группа – цветные металлы. К черным
металлам относятся железо и его сплавы: чугун и
сталь. К цветным металлам – алюминий, медь,
свинец, цинк. (Слайды 15, 16)

– Для получения цветных металлов добывают руды
цветных металлов. (Слайд 17)

3. Работа в группах. (Слайд 18)

  • 1 группа – Железная руда (Приложение
    2
    ).
  • 2 группа – Алюминиевая руда (Приложение
    3
    ).
  • 3 группа – Оловянная руда (Приложение
    4
    ).
  • 4 группа – Цинк (Приложение 5).
  • 5 группа – Работа с картой (интерактивная доска)
    – Найдите и обозначьте условным знаком крупные
    месторождения руд. (Слайд 22)

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Работа в парах.

Вставь пропущенные слова в предложениях,
используя текст учебника (Слайд 23)

Такие разные железная руда и мел, мрамор и соль,
на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же, как и многие другие
вещества, __________________ _________________. Места, где
находятся их большие скопления, называются
_______________________ полезных ископаемых.
Горные породы, из которых при специальной
обработке можно получить металлы, называются
_______________. Различают руды _____________________ и ____________________
металлов. Из руды чёрных металлов в основном
выплавляют __________________. Оно входит в состав
__________________ и ___________________. На карте месторождения
этой руды обозначают __________________ треугольником.
Если руда залегает близко к поверхности, её
добывают _____________________ способом. Для добычи
глубоко залегающих руд приходится строить
____________________. (Слайд 24)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать
вывод о том, что он уже умеет.

Проверочный тест. (Слайды 25-32)

7. Включение нового знания в систему знаний
и повторение

– Какой самый большой недостаток есть у железа,
чугуна и стали? (Слайд 33)

(Ржавчина. Черные металлы легко
ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет
из чугуна или стали на открытом воздухе быстро
покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета.
Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет
всю поверхность предмета. Ржавление — это
окисление железа под влиянием кислорода, воздуха
и воды. За продолжительное время ржавчина может
полностью разрушить металлические предметы. В
промышленности ржавчина постоянно разрушает
огромное количество металла. Человек придумал
много способов борьбы с ржавчиной)
. (Слайд 34)

– Прочитайте эти слова: (Слайд 35)

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА
МИРА.

– И в заключение, я хочу вам поведать одну
историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один
человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую
заржавевшую крышку, а там… В сундуке было
несметное богатство. В красных рубинах бушевало
неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно
заманивали в свои прекрасные сети. Быстро
промчался не один десяток лет. Каждый день
Человек брал из сундука по одной монетке или
камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот
самый старинный сундук. Где-то на дне огромного
сундука лежало несколько монет да десяток
камней. Вот все, что осталось от несметного
богатства. Может ли это быть в реальной жизни?
Может…
Наша планета – главная сокровищница мира. Если
каждое поколение людей будет «уносить с собой»
по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.
Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно
было жить, мы должны сохранить нашу планету.
(Слайд 36)

– Металлы – основа многих видов производства
деятельности человека. Все свойства металлов
играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому
мы должны бережно и экономно использовать данные
ресурсы.

8. Домашнее задание: (Слайд 37)

1. Все ли металлы твёрдые?
2. Узнайте и расскажите о благородных металлах.
3. с.114-116

9. Рефлексия учебной деятельности

– Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

В завершение урока, поделитесь своими
впечатлениями. Для этого закончите начатые
предложения. (Слайд 38)

Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _______________

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за
работу! (Слайд 39)

Источник