Урок 4 класс добыча полезных ископаемых
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Вхожде-ние в тему
3 мин
– Что это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Что за страшный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зерен состоит,
Называется… (Гранит)
Без него не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда)
– О каких предметах были все загадки?
– Какая же тема и цель нашего урока?
Беседа, работа с загадками
Фронтальная
Выдвигает проблему
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока
Формулируют тему и цель урока
Формирование умения регулировать свою деятельность;
– применять полученную информацию на практике;
-осуществлять сравнение, анализ.
Формирование регулятивных УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
– работать по плану, предложенному учителем.
Проверка домашне-
го задания
5 мин
Тест «Чем различаются минералы»
1 вариант
1. Горные породы состоят:
а) из минералов;
б) зерен.
2. Грифель карандаша сделан:
а) из слюды;
б) графита;
в) кварца;
гипса.
3) Форма слюды:
а) овальная;
б) зерна;
в) пластинка;
г) песчинка.
4) Самый твердый минерал:
а) топаз;
б) алмаз;
в) золото;
г) корунд.
5) Поваренная соль:
а) графит;
б) слюда;
в) галит;
г) рубин.
6) Каменные сосульки с потолка-это:
а) сталактиты;
б) сталагмиты.
2 вариант
1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:
а) алмаз;
б) гранит;
в) мрамор;
г) песок.
2. Песок-это разновидность минерала:
а) кварца;
б) слюды;
в) гипса;
г) апатита.
3. Самый мягкий минерал-это:
а) гипс;
б) флюорит;
в) тальк;
г) топаз.
4. Минерал, который называют камнем плодородия:
а) апатит;
б) алмаз;
в) кальцит;
г) гипс.
5) Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:
а) глина;
б) алмаз;
в) гипс;
г) тальк.
6) Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:
а) сталактиты;
б) сталагмиты.
Тестиро-вание
Индивидуальная
Предлагает индивидуальные задания
Организует взаимопроверку
Выполняют задания по карточкам
Осуществляют взаимопро-верку
Оценивают результат
Познавательные-
общенаучные (структурирова
ние знаний, рефлексия)
регулятивные-
контроль
Стадия вызова
Стадия осмысления
Домаш-нее задание
Стадия осмысле-ния
5 мин
5 мин
2 мин
13 мин
– Итак, что же сегодня на уроке нас ожидает?
– Верно, вы узнаете много интересного о полезных ископаемых.
– Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть.
– Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.
(Способы добычи. Свойства.
Полезные ископаемые
Использование
Как находят)
– А теперь откройте учебник на стр 88, читая текст делайте на полях пометки:
«V» – я уже знал эти сведения;
«+» – новая информация;
«?» – я это не понял, у меня возник вопрос;
«-» – я думал иначе.
– Что нового вы узнали о полезных ископаемых?
– О чем вы думали по-другому?
– С какими сведениями вы не согласны?
– Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (вопросы записываются на доске)
– На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.
– Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы? (дети выбирают себе вопросы)
– Узнаем, как находят полезные ископаемые (рассказ учителя)
Сделаем вывод.
– Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.
– Обратите внимание на экран (показ изображения шахты, скважины, карьера)
– Докажите, о чем будем говорить дальше.
– Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств? (рассказ учителя о способах добычи полезных ископаемых)
– Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки?
– Сегодня прозвучало сообщение, при перевозки нефти по Каспийскому морю, произошла поломка танкера и утечка нефти.
– К каким последствиям это может привести?
( Экономические проблемы, которые возникают при разработке месторождений:
-нарушаются места обитания растений и животных;
-при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;
-при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.)
Беседа
Рассказ
Приём ТРКМЧП
кластер
Приём ТРКМЧП
«инсерт»
Беседа,
опрос
Приём ТРКМЧП
«Тонкие и толстые вопросы»
Работа с картой
Видеометод-
работа со слайдами,
рассказ.
Экономическая проблема
Фронтальная
Групповая
Групповая
Индивидуальна
Фронтальная
Фронтальная
Групповая,
фронтальная
Уточняет понимание учащихся поставленной цели урока
Проводит параллель с ранее изученным материалом
Контролирует выполнение работы
Организует коллективную проверку
Организует поисковую работу обучающихся, самостоятель-ную работу с учебником
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
Формулирует задание
Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе
контролирует выполнение работы
организует коллективную проверку
Анализируют, отвечают на вопрос учителя
Слушают рассказ, делятся своими впечатлениями
Заполняют кластер, высказывают свои предположения в группе
Читают текст, анализируют, подчеркивают характеристи-ки.
Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя
Объективное оценивание уровня своих знаний.
Выбор посильного домашнего задания и запись в дневник.
Формулируют выводы наблюдений
Отвечают на вопросы учителя
высказывают свое мнение
Работают в группе, высказывают свои предположения
Регулятивные
УУД:
-целеполагание.
Формирова
ние умения слушать.
Познавательные-развитие памяти, мышления.
Коммуникативные:
– умение работать в группе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
– высказывать свое мнение;
-умение работать в паре по решению поставленных проблем;
– вырабатывать совместные решения при работе в паре
познавательные-
логические-
постановка цели и плана действий;
общенаучные-поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные-оценивание.
Регулятивные-коррекция.
Формирование личностных УУД:
-мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– высказывать свое мнение;
-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;
– вырабатывать совместные решения при работе в четвертках;
– выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД: анализировать сравнивать, группировать различные факты.
Стадия рефлек-сии
Итог урока
8 мин
4 мин
1. Исправление кластера, его дополнение
– Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется на доске и в группах)
– Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.
-Что же нового вы узнали?
-Чему удивились?
– О чем хотели бы узнать?
2. Определение причинно-следственных связей.
– От чего, торф добывают там, где болота?
– От чего зависит добыча полезных ископаемых?
– Почему некоторые горные породы называют бесполезными?
3.
– Напишите синквейн на тему «Ископаемые»
1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);
2-я строка-описание темы (2 прилагательных);
3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
( Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Недра.)
4. Оценивание работы группы
– Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему?
5.Самооценка
– У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
-Кто сделал для себя открытие? (синий)
– Кто может сказать, я активно работал на уроке! (красный)
– Кому на уроке было интересно? (зелёный)
-Кому урок подарил хорошее настроение? (желтый)
Прием ТРКМЧП
Работа с кластером
Беседа
Прием ТРКМЧП
синквейн
Беседа
Работа с моделями
Фронтальная
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи изученного материала
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Осуществляют самооценку
Регулятивные
УУД: формирование умения оценки и саморегуляции; коррекция.
Познавательные УУД: общеучебные-структурирова-ние знаний.
Формирование
коммуникативных УУД:
– слушать и понимать речь других;
– высказывать свое мнение;
-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;
– вырабатывать совместные решения при работе в паре;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Формирование регулятивных УУД:
– учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
Урок по теме: Полезные ископаемые, их разведка и добыча.
Цель: реализация деятельностного подхода в организации учебного процесса.
Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Коммуникативные УУД:
Проявлять интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний, готовности сотрудничать с одноклассниками.
Регулятивные УУД:
Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.
Личностные УУД:
Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ХОД УРОКА
1.Организация урока.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин
Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.
-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»
-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»
– Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.
2. Операционно-содержательный этап.
Коллективная работа.
-Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “недра”?
Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»
Скажите, что означает выражение “разработка недр”? (Добыча полезных ископаемых. )
-Ребята, как добывают полезные ископаемые?
-Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту).
– Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал. )
-Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»
Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами – бригадами
Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.
-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
3.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная Руда)
5.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
6.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
7.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
3.Работа в группах
-А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых
Геологи Слайд 5 «Геологи»
– А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.
– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая
2) отваливая землю, делать углубления
– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?
-Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?
-Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).
Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.
Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)
2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.( Глина)
3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)
Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ). (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)
4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)
5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)
6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.
Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)
7.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )
Металлы: железная руда, золото.
8.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )
9. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений (Золото).
Картинный диктант
-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд 6 Исследователи
–А можем ли мы назвать себя исследователями?
-Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)
–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в печатной тетради стр. 36-37
– Давайте проверим, как вы выполнили работу.
-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.
– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными.
ФИЗМИНУТКА
Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
5. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Тест
– А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.
– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку. Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»
На доске правильные ответы.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Стр 88-91, т.№14
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. _______________________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.
Я геолог
4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________
Я геолог
На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило
6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.
Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.
Я геолог
На карточке вста