Урок 3 класс свойства полезных ископаемых

Урок 3 класс свойства полезных ископаемых thumbnail

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

– Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

– А сейчас тихо сядут девочки

– а мальчики сядут ещё тише.

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 -Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

– На выполнение работы 3 минуты

– За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

– А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки -«3»

3-5 ошибок –«2»

– Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение № 1

Выполняют работу на карточках.

Взаимопроверка, оценивание.

(О полезных ископаемых)

-Узнать свойства полезных ископаемых.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,

осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Откройте учебник на стр. 22

-Прочитайте тему урока.

– О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе для себя откроете что-то новое.

Читают

О свойствах полезных ископаемых

(Узнать свойства полезных ископаемых)

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

целеполагание.

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

– Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

 Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Приложение № 2

Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)

 (Слайд № 3)

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся

Цель: организация построения  нового знания

Физминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Предоставление результатов.

 Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы

Закрепление знаний

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Предлагаю приступить к реализации плана.

Подробный план проведения опытов находится в учебнике.

 Исследования в группах:

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели .

– Ребята, достигли цели нашего урока?

Оцените свою работу на уроке

-Заполните оценочные листы.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Учащиеся заполняют оценочные листы

Читайте также:  Самый полезный вид спорта для организма

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия.

 Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Анализируют

Слайд № 4

Регулятивные:

оценивание результатов

Домашнее задание.

Цель:  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

в) вода.

В) нефть, глина, торф.

в) строители.

4. Установи соответствие.

в) глина, известняк.

6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений

В) гранит.

В) известняк.

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Источник

Урок  окружающего мира

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.

2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

– Урок окружающего мира. Я  уверена, что у вас хорошее настроение, а  чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…”.

– Я предлагаю  эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

2. Повторение. Актуализация знаний.

– Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

– Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

– Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)

– Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)

– Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)

– Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).

– Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).

– Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

– Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).

– Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).

– В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры  (……)

– На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)

– Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)

3. Тема и цель урока.

– Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)

– Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).

– Дополнение  (Известняка, мрамора, пека и глины).

– Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).

– Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)

План работы

  1. Рассмотреть полезное ископаемое
  2. Провести исследование
  3. Сделать выводы.
  4. Выступить с сообщением.

4. Работа по теме урока.

– Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.

– Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).

– Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)

(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)

(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.

– Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )

Правила безопасности

при работе со стеклянной посудой

Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.

Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.

  1. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.
Читайте также:  Полезный отпуск тепловой энергии в схеме теплоснабжения

       Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.

  1. Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.

       Запрещается собирать их руками.

 (РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ  ИСКОПАЕМОГО)

1 группа: знакомится со свойствами известняка и  мрамора.

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами песка и глины.

4 группа: со свойствами песка и глины.

(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).

– Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.

  1. Проведение опытов

– Работаете 10 минут.

– Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)

– Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)

(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

(По окончанию работы показывают готовность).

  1. Физкультминутка.
  2. Выступления.

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)

– Дополнительные вопросы группам.

Известняк: Расскажите об образовании известняка.

Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)

Что ещё является разновидностью  известняка. (Мел).

Песок: Как образовались песок и глина?

Глина: Для чего используют глину?

  1. Итог работы.

– Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)

– Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

– Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)

– Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

– Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)

– Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)

– Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).

– На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  (СЛАЙД 6)

– Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)

– Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

  1. Оценка работы групп.

– Оцените работу своей группы по оценочному листу.

Оцените работу своей группы.

Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

Решили учебную задачу.

а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось.

б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Дополнили выступление других групп.

а) Дополнили выступление нескольким группам.

б) Дополнили выступление одной группы.

в) Не дополняли выступления.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) Работали дружно, ссор не было.

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Оценка работы группы (поставьте отметку).

(Заслушиваются оценки работы групп)

Заключение

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

– Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!

Источник

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Интеллектуальная
разминка

3. Мотивация

4. Исследование в малых группах

Физминутка

Предоставление
результатов.

5. Включение нового в
активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

6. Домашнее задание

7. Итог урока. Рефлексия

Создание эмоционального
настроя на урок

Осознанный переход
учащегося из жизнедеятельности

в пространство учебной деятельности

Организуется
подготовка и мотивация учащихся
к учебной
деятельности, происходит совместное
открытие темы урока.
Учитель подводит
учащихся к осознанию
учебной задачи урока

Организуется исследование:

– учащиеся распределяются по
группам;

– выбирают капитана; –
получают задание;

– в коммуникативной форме определяются,
какие действия, в какой последовательности

и с помощью
чего надо осуществить;

– распределяют
обязанности;

– выполняют исследо-вания;

– заполняют карту исследования

Цель: снять утомляемость детей.

Умение пред­ста­вить и
оценить результаты групповой работы

Закреплений знаний

Сообщить
учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Оценивать свой вклад в общий
результат деятельности

-Ребята,
а давайте мы с вами начнем урок с игры «Добрый день».

-Мне очень хочется
пожелать доброго дня  всем и каждому из вас.

-Добрый день всем, кто
присутствует на нашем уроке!

-А теперь, когда я скажу
слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, то тех, кого я назову
должны помахать мне рукой.

Читайте также:  Черная редька и ее полезные качества

-Попробуем?

-Добрый день всем 
девчонкам!

-Добрый день всем
мальчишкам!

-Добрый день тем, кто
сегодня чистил зубы!

-Добрый день тем, кому
нравится сегодня погода за окном!

-Добрый день тем, кто
любит конфеты!

– Добрый день всем, кто
будет хорошо работать на уроке и мне помогать!

-Я желаю всем, чтобы
доброе и солнечное настроение

сопровождало вас в
течение всего нашего урока.

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Решите кроссворд «Полезные ископаемые»

 1. Места,
где глубина земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые
(месторождения)

 2. Горные
породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве (ископаемые)

 3. открытый
котлован (карьер)

 4. Жидкое
полезное ископаемое (нефть)

Выдвигает
проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку
учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей
урока
.

-Отгадайте
загадку:

 Он
и желтый, и сыпучий,

 Во
дворе насыпан кучей.

 Если
хочешь, можешь брать

 И
играть.

-Откройте
учебник на стр. 22

-Прочитайте
тему урока. Назовите страницу учебника.

-Определите
цели урока, используя опорные слова.


О чем мы сегодня будем говорить?

-Зачем
нам необходимы знания по этой теме?

 -Где
они нам могут пригодиться?

-Сегодня
на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе, для
себя откроете что-то новое.


Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию
принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав
и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они
будут исследовать.

(Карточки
с загадками каждой группе)


результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе (слайды).

-Давайте мы эти правила вспомним.

-Каждая команда имеет своего капитана. Капитан
отвечает
за дисциплину в
группе и
распределяет обязанности.
Итак, поприветствуем наших капитанов!

-Давайте составим план действий вашей группы при проведении
исследования (план появляется на слайде):

1. Прочитать инструкцию.

2. Распределить обязанности.

 3. Выполнить
задание.

4. Рассказать
об исследовании.

-У каждой
группы будет
свое
задание.

 Подробный
план проведения опытов находится в учебнике.

-Прежде чем мы
начнем исследование, обратите внимание на
критерии, по которым я буду оценивать вашу работу:

– слаженность
работы группы (бесконфликтность и
быстрота);

– аккуратность
выполнения исследования.

-А теперь приступаем
к исследованиям! Успехов! Когда
вы вы-полните задание, поднимаете руку, а
я фиксирую
вашу готов-ность, и именно в таком порядке
группы будут выступать.

-Капитаны, получите материал для
исследования и распределите
обязанности в группе.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает,
следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники
безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над
головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над
головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают
руками),

Бурная река (показывают
руками)

Ее мы обойдем (топают
ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над
головой).

-Обобщим результаты
исследования.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет
знания учащихся.

-Найдите на
физической карте России обозначения данных полезных ископаемых.

-Почему при
строительстве дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

-Почему на
уроках технологии в качестве учебного материала применяется глина, а не
песок?

-Найдите на
карте России месторождения полезных ископаемых, которые добывают в вашем
родном крае (или в соседних областях)

-Прочитать
статью учебника (ч.2, с.22-25), выполнить задание№7 в тетради для
самостоятельной работы №2.

Оценка
результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока
учащимися. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

-Что нового
узнали на уроке?

-Какими
знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

-Какое
задание понравилось больше всего?

-Что вызвало
затруднение?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Настраиваются на работу, играют в игру, предложенную
учителем

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной работе дома. Решают кроссворд

Работают с оглавлением
учебника.  Обсуждают тему урока. Анализируют,    формулируют выводы
наблюдений.   Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят
учебную задачу.

 -Песок

Отвечают на вопросы
учителя

-Сегодня на уроке мы
установим по плану в учебнике (с.22-25) свойства известняка, мрамора, песка и
глины.

Разбиваются по группам
Смотрят слайды презентации.

-Работаем тихо, дружно.

-Говорим по очереди, не перебивая
друг
друга.

-Четко высказываем свое
мнение, уважаем
мнение собеседника

Группы представляют
капитанов.

Проговаривают вслух за учителем
действия.

Распределяют обязанности.

Капитаны получают задания и материал для исследований, самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник,
оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает
результаты своих исследований.

Отвечают на вопросы учителя,
высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по
теме.

Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы

Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием «Оценочная лесенка»

Источник