Укажите цифрами полезные ископаемые 4 класс
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
3.Выполни тест.
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
_______________________________-
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
3. Выполни тест.
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.
1.Твердые тела. 2.Имеют блеск. 3.Ржавеют.
4.При нагревании расширяются. 5.Проводят электрический ток.
6.Притягиваются магнитом. 7.Хорошо проводят тепло.
8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).
7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
8. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
нефть _______ природный газ _________ магнитная руда ______
9. Назови месторождения железной руды в России: _________________
____________________________________________________________________
10. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
11. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?_____________________
4. К горючим полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) глина В) гранит Г) мрамор
5.Почему из меди не делают ножи и магниты?_________________________
____________________________________________________________________
6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита
А) апатит Б) медная руда
Б) фосфорит В) магнитный железняк
7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах
А) гранит Б) калийную соль В) каменный уголь Г) нефть
8.Какое полезное ископаемое является «прадедушкой» каменного угля?
А) нефть Б) природный газ В) торф Г)глина
9. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
каменный уголь _______ железная руда _______ золото _______
10.Назови месторождения нефти в России: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
12. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?____________________
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
ГОТОВИМСЯ К ВПР -4класс- окружающий мир
Тема : «Полезные ископаемые»
Прочитай и запомни:
1)Все природные богатства, которые люди добывают из
глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве,- это полезные
ископаемые(ПИ).
2) Места, где полезные ископаемые находятся в
количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями ПИ.
3) Горные породы, содержащие металлы и их соединения,
называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, золото, алюминий,
никель и другие металлы. В руде металлы находятся вместе с пустой горной
породой.
Чтобы получить металл, руду
сначала отделяют от пустой породы.
Это называется обогащением
руды.
4) ПИ добывают различными способами
Для добычи ПИ, находящихся глубоко в земле, строят шахты,
а ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых
карьеров. Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.
5)По способу применения ПИ делятся на три основные
группы:
1. горючие
ПИ
2. рудные
ПИ
3. нерудные
ПИ
Горючие полезные
ископаемые
К горючим ПИ относятся: каменный уголь, нефть, газ. ИХ
основное свойство ГОРЮЧЕСТЬ.
Каменный уголь – твердое вещество
черного цвета. Встречается три разновидности каменного угля. Они отличаются
друг от друга по твердости, цвету и по количеству выделяемого при
сгорании тепла.
А) Наиболее качественным является антрацит.
Антрацит черного цвета, самый твердый, обладает металлическим блеском.
При сгорании выделяет много тепла. Его используют для выплавки металлов.
Б)Обыкновенный каменный уголь– черного
цвета, не блестит и выделяет меньше тепла.
В)Бурый уголь- не обладает блеском,
выделяет мало тепла, легко крошится, горит коптящим пламенем. После его
сгорания остается много золы. Используют его, как местное топливо.
ИЗ ИСТОРИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ УГЛЯ
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ-это
затвердевшая масса окаменелого растительного материала. Он образовался сотни
миллионов лет назад. Почва была сильно заболоченная, земля была покрыта
непроходимыми лесами. Постепенно опавшие листья и отмершие стволы падали в
болотистую почву, спрессовывались под тяжестью все новых наслоений. В конце
концов возникали мощные залежи каменного угля и торфа.
Каменный уголь используют не только,
как топливо, но и как сырье для получения
красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей и
лекарства.
Нефть – это
горючая маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета (иногда может быть
красноватого, желтоватого или даже белого цвета). По запаху нефть напоминает
керосин. Сгорает полностью, не образуя золы.
ИЗ ИСТОРИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ НЕФТИ
Полагают, что нефть
образовалась из остатков растений и животных, обитавших в морях и океанах. Эти
остатки под давлением и высокой температурой превратились в жидкость и газ.
Затем в виде нефтяных капель проникли в поры подземных горных пород. Нефть сосредоточена
только в поровых пространствах твердых горных пород.
Чтобы добывать нефть,
устанавливают буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Как только скважина достигает
нефтяного пласта, нефть под давлением верхних пластов стекает в нее и фонтаном
устремляется вверх.
На заводах путем перегонки из нефти получают:
смазочные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, машинные масла,
искусственный каучук, пластмассу, капрон, лекарства, духи, фотопленку. Из
остатков нефти путем переработки производят парафин, глицерин, гудрон. Из
парафина делают свечи, его добавляют в смесь, которую наносят на головки
спичек. Глицерин защищает кожу рук и лица от сухости. Гудроном пропитывают
шпалы железных дорог.
Природный газ – горючее вещество,
которое выходит из-под земли попутно с нефтью. Место, где газ встречается в
большом количестве, называют газовым месторождением.
Природный газ используется в качестве топлива и
химического сырья. Он также применяется в быту. Очень много его расходуется на
тепловых электростанциях, где вырабатывают электроэнергию. Из газа получают каучук,
искусственные волокна.
Рудные полезные
ископаемые
Горные породы, в составе которых встречается металл,
относятся к рудным ПИ. Рудные ПИ делятся на две группы: руды
цветных металлов и руды черных металлов.
1 группа – РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Из руд цветных металлов получают медь, свинец, цинк,
алюминий, серебро, золото и др. металлы.
А) МЕДЬ – мягкий металл красного цвета ( в
изломе – розового цвета). Она легко обрабатывается. Очень ценное свойство
меди – она хорошо проводит электрический ток. Медь используют в телеграфной и
телефонной связи.
Б) Сплав меди с цинком – ЛАТУНЬ.
Латунь не ржавеет. Из нее изготавливают корпуса часов, нагрудные знаки отличия,
радиаторные трубы и другие предметы.
В)Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –БРОНЗА.
Бронзой пользовались еще в глубокой древности для изготовления оружия. Из
бронзы изготавливают детали машин, самолетов, ракет.
Г) АЛЮМИНИЙ – легкий металл серебристо-белого
цвета. Свободно гнется, не ржавеет, хорошо проводит электрический ток. Алюминий
получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы напоминающие
глину не размокают в воде.
Д)СВИНЕЦ – серовато-белый тяжелый и ковкий
металл. В старину в странах Востока из свинца делали различные статуи, дробь,
пули. В настоящее время свинец идет на изготовление пластин аккумуляторов.
Особым свойством свинца является его способность задерживать очень вредные для
человека радиоактивные и рентгеновские лучи.
Е)ЦИНК- голубовато-серый металл. Устойчив к
воздействию воздуха и влаги. Железо, покрытое цинком, не ржавеет. Ведра, тазы,
ванны, сделанные из оцинкованного железа, находят широкое применение в
быту.
Свинец и цинк получают из полиметаллической
руды. Эти руды еще содержат медь, золото, серебро и другие цветные
металлы.
Запомни:
ПОЛИ(от греческого)-много.
2 группа – РУДЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Из руды черных металлов выплавляют железо.
Основные руды черных металлов: магнитный железняк (магнетит), бурый и
красный железняк.-Их называют железной рудой. На карте
месторождения этой руды обозначает черным треугольником.
Магнитный железняк обладает магнитными свойствами. Бурый
и красный железняк не обладают магнитными свойствами. Если руда залегает
близко на поверхности, ее взрывают, а затем вывозят. Если руда залегает
глубоко, строят шахты. Добытую руду отправляют на металлургические заводы.
Там, в доменных печах из нее выплавляют чугун. Из большей части
чугуна выплавляют сталь. Чугун и сталь – сплавы железа.
Железо в чистом виде практически не используют, так как оно быстро покрывается
ржавчиной.
Нерудные полезные
ископаемые
Полезные ископаемые, которые применяют в
естественном виде, называют нерудными ПИ.
К нерудным ПИ относятся все строительные материалы
(песок, глина, гранит, известняк), каменная соль, фосфориты, асбест,
известняк.
1)ПЕСОК – состоит из твердых, не
растворяющихся в воде крупинок. Сухой песок сыпучий песок используют в
водохранилищах в качестве фильтра для очистки питьевой воды. Чистый песок –
сырье для производства стекла. Используют в строительстве.
2)ГЛИНА – это пластичная осадочная горная
порода. Она образуется из тончайших частиц горных пород, осевших на дне воды.
Из глины делают посуду, черепицу, керамическую плитку, свечи зажигания для
машин и многое другое.
Песок пропускает воду, а сырая глина не пропускает.
Запомни: Песок и глина относятся к рыхлым
горным породам.
К плотным горным породам
относится гранит, песчаник, поваренная соль.
3)ГРАНИТ – твердая плотная порода. Свое
название получил от слова «гранула» – «зерно». Гранит очень твердый камень,
поэтому его используют для фундамента зданий, для изготовления памятников.
4)ПЕСЧАНИК – очень широко распространенная
горная порода. Он образовался из слипшихся крупинок песка, которые под
действием сильного давления уплотнились. Из него изготавливают точильные камни,
жернова.
5)ИЗВЕСТНЯК – плотный камень, тяжелее воды,
чаще всего белого, сероватого или желтоватого цвета. Под воздействием уксусной
кислоты вскипает, на его поверхности слышится шипение и появляются пузырьки.
Этим он отличается от других горных пород.
Существуют горы, состоящие
полностью из известняка. Издалека они кажутся особенно белыми.
Путем обжига известняка получают известь.
Перемешивая глину с известняком, получают некоторые виды цемента.
Сам известняк можно использовать как кирпич. Главная функция известняка
– быть строительным материалом.
В Древней Руси известняк
называли белым камнем. Отсюда и выражение белокаменная Москва.
Мел –самый мягкий из всех видов известняка.
Мрамор- самая твердая и плотная горная порода,
образованная из известняка. В Казахстане обнаружены залежи мрамора в
центральных и южных областях.
Ракушечник –это пористый известняк, состоящий
из спрессованных временем целых и раздробленных раковин морских организмов.
Используют ракушечник как строительный материал.
6)ФОСФОРИТЫ- осадочные горные породы, из
которых получают фосфорные удобрения. Их измельчают в муку и вносят в почву.
7)АСБЕСТ- это волокнистая горная порода,
которую в народе называют горным льном, потому что этот камень легко
разделяется на очень тонкие волокна. Нить, полученная из асбеста, прочная,
легко гнется, не рвется. По прочности она не уступает стальной нити такой же
толщины. Асбест не горит, устойчив к действию кислот, не пропускает
электрический ток. Благодаря таким свойствам из асбеста изготавливают ткань для
спецодежды пожарников, фильтры для воды.
8)ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ – залегает обычно большими
слоями, образуя горную породу. Иногда поваренная соль осаждается из насыщенного
раствора соляных озер. Поваренную соль употребляют не только в пищу. Она
служит сырьем для получения соды, соляной кислоты, хлора.
Подумай и ответь на
вопросы по теме «Полезные ископаемые»
- Какие природные богатства
называют полезными ископаемыми? - Что такое месторождения ПИ?
- Какие горные породы называют
рудой? - Что делают для того, чтобы
получить чистый металл? Как это называется? - Сколько способов существует для
добычи ПИ? И какие это способы? - На какие основные группы по
способу применения делятся ПИ? - Какие ПИ относятся к горючим?
- Чем отличается антрацит от
бурого угля? - В каких местах Росии добывают
обыкновенный каменный уголь? - Как залегали залежи каменного
угля? - Кроме топлива, где еще
используют каменный уголь? - Что такое нефть?
- Какими свойствами обладает
нефть? - Что получают на заводах путем
перегонки нефти? - Назови месторождения нефти и
газа в России. - Какое полезное ископаемое
попутно выходит с нефтью? - Где очень много расходуется
газа? - Какие горные породы относятся к
рудным полезным ископаемым? - На какие группу делятся рудные
ПИ? - Основное свойство меди-…..
- Сплав меди с цинком называют ….
- Сплав меди с оловом, алюминием
и никелем, называют…. - Назови основные свойства
алюминия. - Из чего получают алюминий?
- Назови особые свойства свинца.
- Почему изделия, покрытые
цинком, не ржавеют? - Из какой руды получают цинк?
- Что выплавляют из руды черных
металлов? - Какие руды называют железной
рудой? - Что выплавляют в доменных печах
из железной руды? - Чугун и сталь это сплав -…..
- Почему железо в чистом виде не
используют? - Что такое нерудные полезные
ископаемые? - Из чего состоит песок?
- Что такое глина?
- Из чего образовалась глина?
- К каким горным породам
относится гранит? - Назовите основные свойства
гранита. - как образовался песчаник?
- Как называются осадочные горные
породы? - Месторождение фосфоритов ….
- Какую горную породу в народе
называют черным льном? И почему? - Основные свойства асбеста….
- Почему одежду пожарников делают
из асбеста? - Из чего делают фильтры для воды
и спецодежду для пожарников? - Как называется пористый
известняк? - Какое ПИ человек употребляет в
пищу? - Где используют поваренную соль?
- Что объединяет мел и мрамор?
- Назови плотные горные породы.
- Самое большое месторождение
железной руды находится…. - Железо выплавляют из…..