Учимся совместно всей группой делать полезные дела 6 класс

Учимся совместно всей группой делать полезные дела 6 класс thumbnail

ПРАКТИКУМ №8 «Учимся делать добро»

1) Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Какими качествами обладаешь ты?

2) В мультфильме «Чертенок №13» был девиз: «Люби себя, начхай на всех, и в жизни ждет тебя успех!». Напиши и обоснуй свое мнение об этом девизе.

3) «Золотое правило нравственности» возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

4) Напиши название фильмов, книг в которых добро побеждает зло.

5) Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? Оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.

6) Рассмотри репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (с. 90 учебника). Ответь на вопросы.

А) Какие чувства у тебя вызывает эта картина?

Б) Кто является героем этой картины?

В) Какие эмоции испытывают герои этой картины?

7) Прочитай высказывание римского философа Марка Аврелия.

«Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».

Как ты понимаешь это высказывание?

8) Найдите термин, которому наиболее соответствует определение: «всё, что способно удовлетворять потребности людей, приносить людям пользу».

1) благо 2) гуманизм 3) любовь 4) милосердие

9) Закончите предложение правильно. Добрым называют человека, который

1) хорошо учится и ведёт себя 2) выполняет требования учителя

3) помогает тому, кто слабее его 4) ответственно относится к любому делу

10) В какой ситуации человек сделал доброе дело?

1) Стараясь помочь маме, Катя собрала бумажки и выбросила их за дверь.

2) Костя подарил другу на день рождения игрушечный автомобиль, который взял из коллекции дедушки без разрешения.

3) Молодой человек преподнёс девушке ветку сирени, которую сломал в соседском саду.

4) Сережа забыл дома тетрадь с домашней работой, но старший брат прибежал: в школу и принес её

11) Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1) Легко ответить на вопрос: «С чего начинается доброта?» (2) Доброта начинается с заботы о близких людях. (3) Помогая близким, мы накапливаем опыт добрых дел

12) Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных. Мораль — это правила (доброго, интеллектуального, ответственного) поведения. (Ритуалы, нормы, обычаи) __________ морали выполняют важную роль в обществе. Они __________ (подчиняют, регулируют, украшают) жизнь людей на основах взаимной поддержки и добра.

13) Какое из названных чувств мы в первую очередь назовем добрым?

1) милосердие 2) чувство ответственности 3) чувство удовлетворения 4) чувство долга

14) Золотое правило нравственности гласит

1) «Худой мир лучше доброй ссоры» 2) «Слово — серебро, молчание — золото» 3) «Поспешишь — людей насмешишь» 4) «Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе»

ПРАКТИКУМ №8 «Учимся делать добро»

1) Какие человеческие качества можно назвать добрыми? Какими качествами обладаешь ты?

2) В мультфильме «Чертенок №13» был девиз: «Люби себя, начхай на всех, и в жизни ждет тебя успех!». Напиши и обоснуй свое мнение об этом девизе.

3) «Золотое правило нравственности» возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

4) Напиши название фильмов, книг в которых добро побеждает зло.

5) Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? Оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.

6) Рассмотри репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (с. 90 учебника). Ответь на вопросы.

А) Какие чувства у тебя вызывает эта картина?

Б) Кто является героем этой картины?

В) Какие эмоции испытывают герои этой картины?

7) Прочитай высказывание римского философа Марка Аврелия.

«Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».

Как ты понимаешь это высказывание?

8) Найдите термин, которому наиболее соответствует определение: «всё, что способно удовлетворять потребности людей, приносить людям пользу».

1) благо 2) гуманизм 3) любовь 4) милосердие

9) Закончите предложение правильно. Добрым называют человека, который

1) хорошо учится и ведёт себя 2) выполняет требования учителя

3) помогает тому, кто слабее его 4) ответственно относится к любому делу

10) В какой ситуации человек сделал доброе дело?

1) Стараясь помочь маме, Катя собрала бумажки и выбросила их за дверь.

2) Костя подарил другу на день рождения игрушечный автомобиль, который взял из коллекции дедушки без разрешения.

3) Молодой человек преподнёс девушке ветку сирени, которую сломал в соседском саду.

4) Сережа забыл дома тетрадь с домашней работой, но старший брат прибежал: в школу и принес её

11) Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1) Легко ответить на вопрос: «С чего начинается доброта?» (2) Доброта начинается с заботы о близких людях. (3) Помогая близким, мы накапливаем опыт добрых дел

12) Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных. Мораль — это правила (доброго, интеллектуального, ответственного) поведения. (Ритуалы, нормы, обычаи) __________ морали выполняют важную роль в обществе. Они __________ (подчиняют, регулируют, украшают) жизнь людей на основах взаимной поддержки и добра.

13) Какое из названных чувств мы в первую очередь назовем добрым?

1) милосердие 2) чувство ответственности 3) чувство удовлетворения 4) чувство долга

14) Золотое правило нравственности гласит

1) «Худой мир лучше доброй ссоры» 2) «Слово — серебро, молчание — золото» 3) «Поспешишь — людей насмешишь» 4) «Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе

Читайте также:  Полезные игрушки для дома своими руками

Источник

Классный час

Учитесь делать добрые дела!

Цели:

  1. Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
  2. формировать знания о бережном отношении к окружающим людям

Оборудование: «солнце человечности и доброты», «островок доброты», «свод законов доброты»

Ход классного часа

Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом кл. часа

Вступительное слово учителя:

«В    дела    ты    добрые   вложи,

ВСЕ ЛУЧШЕЕ СВОЕЙ ДУШИ»

Говорят, что если есть в человеке доброта, зна чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо циональную школу — школу воспитания добрых чувств.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе реживать за других людей создает основу человеческого счас тья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и челове ческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу ций сказал:

«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».

Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям…».

А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.

Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять…»

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».

(Одна ученица читает стихотворение Р. Гамзатова.)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че ловека определяется прежде всего отношением к детям, ста рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все гда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитан никам детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проходят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.

А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим.

Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: |)тдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, преумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по нашим деяниям».

«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь – вернется снова», – писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-
нашему могли бы в жизни оставить вы?
(Выступление учащихся.)
«След»

А ты? Входя в дома любые

– И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавишь,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь? С

лед, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

 Или незримый прочный след?

 В чужой душе на много лет?

Леонид Мартынов

Учитель. Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Авст рии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все уб ранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, гру бый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, нако нец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с по варом его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и мо нахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голов вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши! последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

Читайте также:  Полезные вещи своими руками для машины

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужо го стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши ли, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,— а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-ни будь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встре тил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацве тет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавеси ну и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)

«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не дви гаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав…имя. Имя!»

Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

Учитель: Давайте и мы, ребята, вспомним много ли мы делали добрых дел? Много ли нам помогали и делали добрые дела, помогали? Кто помогал?

Творческое задание

«Солнце человечности»

Ребята, я вам раздам сейчас листы. Каждый из вас должен нарисовать свой луч солнца человечности и доброты, далее подписать на луче имя человека, который помог вам помог в трудную минуту.

Потом мы прикрепим эти лучи к нашему солнцу очень доброму и человечному. (Каждый ученик объясняет, почему его луч имеют такую форму)

Творческое задание

«Островок милосердия»

Представьте, что каждый сделанный вами добрый, милосердный поступок превращается в островок доброты. Расскажите, что должно быть в этом островке доброты.

Творческое задание

«Свод законов доброты»

Ребята, пускай каждый из вас теперь придумает и запишет законы доброты, которых должен соблюдать каждый человек на планете.

Итог классного часа

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!

Источник

Обществознание. 6 класс. 17.02.2017.

Тема: Человек славен добрыми делами.


Цель урока:

Учебная – создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная – формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая – формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Метопредметные:

Развивать умение работать в парах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотые правила морали»

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 6 кл. (Л.Н. Боголюбов), компьютер, мультимедиа проектор, иллюстрации, славари.

Структура и ход урока

Доброе утро. Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Сегодняшняя тема нашего урока «Человек славен добрыми делами» (Слайд 1)

Давайте немного побеседуем:

– Как вы думаете, что такое «добро»?

– Какие поступки вы бы назвали добрыми?

– А что такое «зло»?

– Назовите поступки, которые вы характеризуете как «зло»?

А что все-таки такое «добро» и что такое «зло», давайте вместе поищем в словарях, и запишем то понятия, которые вам больше понравиться. (Слайд 3, 4)

А теперь давайте подберем ассоциации к слову добро или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас добро?)

Запишите так же слова ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. (Что для вас зло?)

А вы знаете о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ еще наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. (Слайд 5)

«Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать – добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства».и т.д.

Давайте раскроем их смысл.

Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела.

Читайте также:  Чем полезно виноградное масло для женщин

Народная мудрость заключена и в сказках.  Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки с такими концами вы знаете?  (Морозко, Гуси – лебеди, Золушка и др.) (Слайд 6)

Как мы видим на примере сказок доброте сопутствуюттакие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение)

Хорошо, вы знаете много сказок, но я хотела бы познакомить вас с притчей о цветке и бабочке. А после мы с вами ее обсудим. (Слайд 7)

Притча.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL :https://www.rusedu.ru/detail_20267.html)

Теперь давайте обсудим притчу.

– Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)

– А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни)

– Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе).

– Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. (Слайд 8)

– Чему учат нас золотые правила?

– Почему главные правила морали называют золотыми?

– Почему эти правила живут много тысяч лет?

А что такое мораль? Давайте запишем определение. (Слайд 9)

Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все  у него получится, что все будет хорошо.

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. (Слайд 10)

Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное – посадил дерево; приятное – сделал подарок; истинное – помог человеку в беде)

Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми (Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется»)

 И сейчас нам необходимо подытожить, и кратко записать в тетрадь все то о чем мы сегодня с вами говорили. Наш конспект будет состоять из 5 строк, как же мы его составим, обратите внимание на слайд, работаем вместе, вы записываете со мной: (Слайд 11)

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия), раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотые правила морали (Не желай никому того, чего не желаешь себе ” и т.д.)

Пятая строчка – это слово-резюме, личное отношение учащегося к теме. (Доброта)

Примерный ответ:

1. Человек

2. Добрый, отзывчивый

3. Помогает, защищает, сострадает

4. «Не желай никому того, чего не желаешь себе»

5. Доброта

Вот то, что сейчас мы с вами сделали, называется СИНКВЕЙН.

Ребята, благодарю Вас за работу, вы все замечательно справились, мне очень приятно было с вами работать. Ну, а как же вы себя чувствуете в конце занятия?  (Слайд 12)

Перед вами лежат 2 смайлика. Прошу поднять улыбающийся смайлик, кому урок показался интересным и занимательным. А грустный, кому урок был неинтересен.

Всем большое спасибо за урок, до свидания!

Д.з. на выбор.

 Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

– составить правила «Как быть добрым»

– начать работу над проектом «Мои добрые поступки»

4

Источник