Учет и списание запасов полезных ископаемых

Учет и списание запасов полезных ископаемых thumbnail

Списание с учета и государственного баланса запасов месторождений твердых полезных ископаемых при: учёте добычи и отработке, не подтверждении запасов, утраты промышленного значения, застройки площадей залегания полезного ископаемого.

При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.

Но существуют и обратные задачи.

Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:

  • заключений гос. экспертизы;
  • данных ежегодной отчетности добывающих организаций.

В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:

  • при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
  • выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
  • не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
  • нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
  • оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
    Списание запасов полезных ископаемых при их добычи извлечения из недрПроизведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых
  • исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
  • изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.

Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:

1. Добыча полезного ископаемого

То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.

2. Проведение государством ревизии

Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.

Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.

В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.

Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.

Списание месторождений полезных ископаемыхСписание запасов при проведении государством ревизии

Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.

Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.

3. Не подтверждение запасов полезных ископаемых, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания

Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.

В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:

  • выбрана неправильная методика разведки,
  • осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
  • неверно проведено опробование керна скважин,
  • работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.

Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.

Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.

При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.

4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых

Застройка площадей залеганияСписание при застройке площадей залегания полезных ископаемых

Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.

В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:

  • участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
  • изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
  • выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
  • утраты промышленного значения.

Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.

Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.

Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.

Запасы полезных ископаемыхСписание запасов полезных ископаемых с государственного баланса

Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.

Стоимость услуги:  консультация – бесплатно, остальное  – по обоюдной договоренности.

Ориентировочные сроки: составление документации  – от одного месяца

Источник

7. В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого – экономической оценке месторождений полезных ископаемых, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, включающих Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ), территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ), в соответствии с их компетенцией.

По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы “а” и “б”.

По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только балансовые извлекаемые запасы.

По подземным водам раздельно учитываются: балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

8. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно – техническим советом МПР России.

10. Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого – разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.

Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения.

Учет состояния и изменений запасов полезных ископаемых по месторождениям полезных ископаемых осуществляется в Государственном балансе запасов полезных ископаемых после завершения соответствующей стадии работ и сдачи организациями в федеральный и территориальный фонды геологической информации окончательного отчета с подсчетом запасов и технико – экономического обоснования кондиций (по нефти и конденсату – величины коэффициента извлечения) и протокола ГКЗ или ТКЗ об экспертизе запасов полезных ископаемых.

(абзац введен Приказом МПР РФ от 28.04.2001 N 378)

Оперативная постановка на учет запасов на впервые выявленных месторождениях (площадях, участках, залежах, горизонтах и др.), а также оперативный учет изменений запасов полезных ископаемых за отчетный период до завершения соответствующей стадии работ и подготовки окончательного отчета производится федеральным и территориальными фондами геологической информации в государственном балансе полезных ископаемых после представления форм государственной отчетности N 5-гр и N 6-гр с приложением геолого – геофизических материалов, обосновывающих такие изменения, протокола экспертизы ЦКЗ и последующей сдачи их в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

(абзац введен Приказом МПР РФ от 28.04.2001 N 378)

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.

Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации по добыче полезных ископаемых определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной МПР России (18.07.97 N 121-1) и Госгортехнадзором России (17.09.97 N 28); в соответствии с заключением Минюста России (письмо от 17.04.98 N 2742-ПК) данная Инструкция не подлежит государственной регистрации.

11. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются ежегодно в формах N 5-гр и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых – по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А + В, А + В + С1.

Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А + В + С1 + С2.

В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы запасов, в том числе ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геолого – разведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.

12. В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате:

– добычи из недр;

– потерь при добыче в недрах;

– добычи из недр и складирования в спецотвалы;

– прироста или уменьшения в результате геолого – разведочных работ;

– переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам – коэффициента извлечения);

– утраты промышленного значения по технико – экономическим и горно – геологическим причинам;

– неподтверждения запасов при разработке или последующих геолого – разведочных работах;

– передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

13. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются:

– непосредственно за пользователем недр – по участкам недр, на которые им выданы в установленном порядке лицензии на пользование недрами;

– за территориальным органом управления государственным фондом недр – по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии на пользование недрами.

14. Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых должны сопровождаться пояснительными записками.

В пояснительных записках:

– характеризуется состояние минерально – сырьевой базы Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации и пользователей недр, а также технико – экономические показатели организаций по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья в соответствии с приложением 2;

– указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и основные результаты геолого – разведочных работ;

– даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу запасов; приводится распределение запасов по степени их промышленного освоения, по геолого – промышленным типам месторождений и технологическим сортам руд и других полезных ископаемых;

– приводятся сведения о распределении запасов нефти и газа в соответствии с их качественными характеристиками (удельным весом нефти, сернистостью, вязкостью и др.), условиями залегания (по стратиграфическим комплексам, глубинам, типам коллекторов и др.), а также степенью разведанности начальных и текущих ресурсов и выработанности разведанных запасов нефти и газа.

По углю и горючим сланцам приводятся сведения:

– о состоянии запасов по маркам угля;

– производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт и разрезов и его изменении;

– о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы “а”), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы “б”);

– о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей.

При необходимости могут выделяться главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях. В записках характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами и в том числе в контурах отработки.

В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково – оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико – экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории С3 и прогнозных ресурсов категорий D1 и D2 по нефти и газу.

Сроки оценки и апробации запасов месторождений, их учета, а также периодичность представления данных об этих запасах и ресурсах определяются по видам полезных ископаемых МПР России.

В пояснительной записке к государственному балансу могут приводиться также иные сведения о минерально – сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

15. Предложения о списании балансовых и забалансовых запасов и перевод балансовых запасов в забалансовые вносятся в органы государственной экспертизы запасов в пределах их полномочий по учтенным месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и др. объектам учета):

– переданным по лицензиям для геологического изучения и добычи полезных ископаемых – непосредственно пользователем недр;

– включенным в резервный нераспределенный фонд – соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.

Передача запасов от одного пользователя недр другому, в случае перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации “О недрах”, учитывается в государственном и территориальных балансах на основании решений органов, осуществляющих лицензирование пользования недрами.

16. Данные форм государственного федерального статистического наблюдения и государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых не подлежат разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они отнесены к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, для служебного пользования или к конфиденциальным.

Пользование данными государственного и территориальных балансов, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в установленном порядке.

17. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Источник