Учебный труд общественно полезный труд производительный труд

Учебный труд общественно полезный труд производительный труд thumbnail

она Направлена на создание материальных ценностей. ее организационные формы на разных возрастных этапах неодинаковы. Для младших школьников производительный труд сочетается с игрой, предусматривает использование специально изготовленных для детей инструментов и оборудования. Подростки и старшие школьники работают в одинаковых условиях со взрослыми, пользуются теми орудиями труда, что и они, получают трудовые задания, планируют порядок работы, контролируют ее выполнение и оценивают результаты. Производительный труд учащихся может быть организована в учебных мастерских, в процессе изготовления продукции на заказ, на пришкольных участках, во время трудовой практики на производстве и в сфере обслуживания.

Воспитательные возможности участия школьников в производительном труде проявляются в том, что, работая рядом со взрослыми, они приобщаются к жизни общества, приобретают жизненного опыта, вырабатывают в себе умение общаться в производственной сфере, осваивают эффективные приемы производственной деятельности. Производя продукцию собственными руками, они осознают свои возможности, начинают чувствовать уверенность в себе, в собственных силах, а сам вид хорошо сделанной вещи приносит эстетическое удовольствие, а плата за работу убеждает их в значимости этого труда. Кроме того, самостоятельно заработанные деньги учат бережливости, рациональной организации собственной жизни, умение соотносить удовлетворения потребностей с реальными возможностями. Производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, приучает к трудовых усилий, развивает общественную активность, волю, дисциплинированность, ответственность, инициативу, точность и тщательность.

Таким трудом может быть сбор макулатуры, лекарственных растений, даров леса, оказание помощи ветеранам войны и труда, больным и людям преклонного возраста. Нередко она имеет состязательный характер, что побуждает детей на добрые дела не ради вознаграждения, а из осознания необходимости делать людям добро. К общественно полезному труду относятся и изготовление игрушек для дошкольников, создание и ремонт наглядных пособий, составление книг в школьной библиотеке и др.

Воспитательная ценность общественно-полезного труда в том, что школьники учатся бескорыстно делать добрые дела, осознают необходимость сочетания общественных и личных интересов, развивают чувство долга перед людьми.

Ремонтируя учебное оборудование, поддерживая порядок и чистоту в классах, школьных мастерских, рекреациях, школьном дворе, ученики учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлена мебель и учебное оборудование, развивают в себе бережное отношение к созданному.

Работу по самообслуживанию учащиеся должны выполнять и дома (уборка постели, чистка одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, приготовлении пищи, заготовке дров и др.). Нередко родители оберегают детей от домашней работы, берут на себя то, что они способны сделать сами. Дети, которые выросли в таких семьях, стараются избегать физического труда, не умеют трудиться и не ценят труд других. Педагоги должны помочь родителям правильно организовать самообслуживания детей в семье. Одна из форм работы по самообслуживанию – дежурства учащихся в классе и школе, выполнению различных организаторских функций в классном и в загальношкільному коллективе.

Каждый вид труда призван способствовать физическому, умственному и нравственному воспитанию школьников. Однако для того, чтобы труд воспитывала, она должна быть должным образом организована.

Прежде всего она должна быть целенаправленной, то есть учащиеся должны понимать цель предлагаемой работы, знать, для чего они ее выполняют, какими будут ее результаты. Каждый ученик должен осознать, что требуют от него. Неосознанная труд не способствует формированию потребности в ней, любви к ней.

Работу учащихся необходимо связывать с их учебной работой, поэтому, подбирая объекты труда для учащихся, следует сочетать их с учебной работой. Важно добиваться, чтобы трудовая деятельность школьников способствовала практическому применению и углублению знаний, подготовке к производительному труду в различных отраслях производства, помогала формированию у них высоких моральных качеств, повышала общественную активность. Как утверждал А. Макаренко, труд без образования, без политического и нравственного воспитания является нейтральным процессом.

Воспитательная эффективность труда возрастает при условии, что ученики являются ее организаторами, а не исполнителями. Поэтому педагоги должны привлекать школьников к поискам объектов труда, ее планирования и организации коллектива на ее выполнение. В таком случае они будут заинтересованы в своевременности и качества выполнения трудовых задач, у них будет формироваться инициативность, самостоятельность и ответственность. Воспитание любви к труду, формирование трудовых умений и навыков требует систематической работы учащихся, а не случайной участия в ней. Для этого классные руководители и администрация школы, планируя участие учащихся в различных видах труда, должны детально продумать ее последовательность, осознать, какого воспитательного эффекта они хотят добиться, предлагая детям определенный вид труда.

Работа должна быть доступной. Непосильный труд порождает неуверенность ученика в собственных силах, нежелание выполнять ее. Если работа слишком легкая, не требует усилий, она вызывает пренебрежительное отношение. Труд должен усложняться по методам ее выполнения и увеличиваться по объему по мере приобретения школьниками трудового опыта, учащихся следует приучать завершать дело, начиная с младших классов.

Воспитание любви к труду предполагает подбор интересных по содержанию и методике организации видов труда. Нецелесообразно предлагать учащимся однообразную, нетворческой работе. В то же время их следует психологически готовить к тому, что в жизни нередко приходится выполнять и неинтересную работу.

Организация труда учащихся должна основываться на научных принципах. Это будет способствовать формированию у них культуры труда – продуманного порядка на рабочем месте (рациональное размещение инструмента, материалов, готовой продукции), эффективного использования рабочего времени, рациональных приемов труда, экономного расходования материалов, электроэнергии, соблюдение личной гигиены и техники безопасности и тому подобное.

Учащиеся должны научиться работать в коллективе. Коллективный труд способствует формированию гармоничных взаимоотношений между учениками, духа сотрудничества, взаимопомощи, общительности, вырабатывает способность к общего трудового усилия. В этом убеждал А. Макаренко: “Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение людей друг к другу… любовь и дружбу в отношении каждого труженика, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, который уклоняется от труда… В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка “.

Трудовое воспитание должно направляться на формирование творческого отношения учащихся к труду. Для этого человек должен любить труд, чувствовать радость от нее, понимать ее полезность и необходимость, труд становится для него основной формой проявления таланта.

На эффективность трудового воспитания влияет и оценка результатов труда школьников. Педагог должен не только сравнивать и оценивать результаты трудовой деятельности отдельных учащихся, но и указывать на индивидуальные качества личности, которые способствовали их достижению. При таких условиях ученики стараются работать лучше, стремятся достичь высоких результатов.

Критерием трудовой воспитанности школьников является высокая личная заинтересованность и производительность труда, отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, раціоналізаторське отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, трудолюбие.

Источник

«ПРИНЯТО»:

Управляющим советом

МОБУ Новобурейской школы № 3

Протокол № _____ от  ___________ года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МОБУ Новобурейской школы № 3

№ _________   от _____________  года

«ПРИНЯТО»:

Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

 Протокол №____ от _______________года

Положение

о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

– ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

– постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

– постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

–  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

1.3. Общественно-полезный труд обучающихся – составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет – с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

2. Основные задачи

Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

– учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

– единство учебной и воспитательной работы;

– общественно полезная направленность;

– творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

– общественная работа – активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

– генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

– в 1классе – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

– во 2-4 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

– в 5 – 7 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

– в 8, 9, 10, 11 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

– для обучающихся 1- 4 классов – не более 30 мин.;

– для обучающихся 5 -9 классов – не более 40 мин.;

– для обучающихся 10-11 классов – не более 60 мин.

3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно – полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

– профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

– профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

– проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

– организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

4. Общие требования безопасности

4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я,________________________________________________________________

                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

Приложение № 2

Заявление

обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я, __________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

Источник