Учебник окружающий мир 3 класс плешаков полезные ископаемые
Разработка урока по окружающему миру в 3классе
(по учебнику А.А. Плешакова)
Авторы: Телегина С.Ю.-
учитель МОУ Плоскинской ООШ
2014год
Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: географическая карта, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
На доске пословица: « БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
Что вы видите? Прочитайте.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Как вы думаете, почему я взяла её на наш урок?
Какую большую тему мы начали изучать? (Чему учит экономика.)
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Повторение пройденного.
Без чего не может существовать экономика?
– Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.
Практическая работа.
Учитель выдает детям образцы полезного ископаемого (известняк).
-Внимательно рассмотрите, то что вы получили. Заполните таблицу.
Самостоятельная работа.
Проверка выполнения работы.
Есть ли одинаковые ответы?
У кого нет ответа? Кто не смог сделать? Почему?
С чем вы встретились?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение?
(Нужно понять причину затруднения)
4.Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание вы выполняли?
Какими знаниями вы пытались воспользоваться?
В чем причина вашего затруднения? ( Нет четкого правила, инструкции, по которой можно определить тип данного образца)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
-Кто догадался, что это за камни перед вами? ( полезные ископаемые)
Что вы пытались сделать? Какова же тема урока?
(Полезные ископаемые и их значение в жизни человека)
– Кто попытается сформулировать цель урока?
(научиться определять свойства и применение полезных ископаемых)
-Давайте подумаем, что нам поможет определить свойства и применение полезных ископаемых? (нужно составить план действий)
ПЛАН
1.Определить название полезного ископаемого.
-С помощью чего мы можем это сделать? ( с помощью учебника, атласа-определителя)
2. Определить свойства.
-Как? (с помощью учебника, атласа-определителя, на ощупь, по запаху)
3. Применение полезного ископаемого. ( с помощью учебника, атласа-определителя)
4. Вывод о значении полезного ископаемого в жизни человека.
6. Реализация построенного проекта.
-Опираясь на план, используя дополнительный материал заполните данную таблицу снова.
(Работа в парах)
– Какие результаты получили? ( Заслушиваем ответы)
-Почему похожие результаты?
-Кому было трудно?
7. Первичное закрепление.
-Для закрепления данного умения выполним задание четко по плану, всё проговаривая в слух.
– Заполните таблицу в рабочей тетради, пользуясь учебником. (с. 48 Железная руда)
Вывод: Что такое полезное ископаемое? Проверим по учебнику, по словарю.
8. Самостоятельная работа. (Работа в группах, парах)
Каждая группа, (пара) получает свой образец полезного ископаемого и записывает результаты своего исследования в таблицу.
Проверка. Заполнение общей таблицы на слайде.
9. Включение в систему знаний, повторение.
– Где мы можем использовать эти знания?
-Зачем нужно знать свойства полезных ископаемых?
-К какому киту экономики относятся полезные ископаемые?
-Что значит «полезные?» «ископаемые»?
-Что вы знаете о добыче полезных ископаемых?
10. Просмотр видео фрагмента о полезных ископаемых.
– Что нового узнали о добыче полезных ископаемых?
– Где добывают песок и глину?
-Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?
– Как называется место где залегают полезные ископаемые?
– Как добывают нефть и природный газ?
-Как добывают гранит и железную руду?
-Зачем добывают полезные ископаемые?
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Удалось ли достичь цели?
-Каким образом?
_Вспомните пословицу, с которой начали урок?
-Нам пришлось потрудиться, чтобы открыть новые знания?
Оцените свою работу на уроке.
12.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о полезном ископаемом, котрое добывают в нашем крае.
Зад. В рабочей тетради № 8с.29
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА
3 слайд
Описание слайда:
1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь Б) полезные ископаемые В) игрушки Г) книги 2. К природным богатствам не относятся: А ) воздух Б) почва В) вода Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.
4 слайд
Описание слайда:
КОРЗИНА ИДЕЙ
5 слайд
Описание слайда:
значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ
6 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
7 слайд
Описание слайда:
Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) – отгадай загадку; – определи № полезного ископаемого; – выбери его свойства; – способы добычи; – применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».
9 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо
10 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо
11 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла
12 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство
13 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство
14 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство
15 слайд
Описание слайда:
Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»
16 слайд
Описание слайда:
Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.
17 слайд
Описание слайда:
Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А
18 слайд
Описание слайда:
«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.
19 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …
20 слайд
Описание слайда:
Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-509304
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
МАОУ Селятинская сош № 2
Наро-Фоминский район Московская область
Учитель начальных классов
Афанасьева Наталья Георгиевна
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Полезные ископаемые.
УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.
Цели:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.
2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка проблемы на уроке:
– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) Фронтальная беседа:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
2) Работа по учебнику и тетради.
– Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.
3) Беседа.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо?
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).
Физкультминутка.
4) Практическая работа. Работа в группах.
(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)
– А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Масса.
6. Состав, однородный или нет.
7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.
– А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу, тетрадь стр. 26, № 3.
Проверка.
4. Добыча полезных ископаемых.
1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.
2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;
в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.
3) Словарная работа: месторождение, геолог.
4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5).
5. Работа с картой.
Посмотрите на карту Московской области. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).
6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).
7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).
Можно дать вопросы по группам.
1) – С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Проверка ответов.
3) Можно дать группам задания повышенной сложности.
Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.
* Можно дать одинаковое количество времени на работу. Это хороший соревновательный игровой момент на уроке. За каждый правильный ответ команда получает балл. Максимально можно получить 5 баллов.
Задание на отдельных листах для каждой группы:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
- Большинство полезных ископаемых жидкие.
- Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
- Нефть добывают в карьерах.
- Как удобрение для растений используется каменный уголь.
- Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.
Ответы:
- Жидкие твёрдые
- Хранят залегают
- В карьерах в недрах земли
- Каменный уголь торф
- Биологи геологи
8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:
– Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
– А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?
9. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.