Участок недр предоставляется пользователю для добычи полезных ископаемых в виде
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
КонсультантПлюс: примечание.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до 01.07.2014, не требуют переоформления (ФЗ от 28.12.2013 N 408-ФЗ).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
(часть шестая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 222-ФЗ)
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 222-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях обеспечения эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, предоставленном в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и содержащем трудноизвлекаемые полезные ископаемые, по решению комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, по заявке пользователя недр в границах предоставленного ему в соответствии с настоящим Законом участка недр допускается выделение участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
(часть девятая введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
При выделении участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, участок недр, из которого осуществляется выделение, сохраняется в измененных границах, а выделенный участок недр, содержащий трудноизвлекаемые полезные ископаемые, предоставляется в пользование пользователю участка недр, из которого выделен указанный участок недр.
(часть десятая введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
Порядок выделения участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
Открыть полный текст документа
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
(см. текст в предыдущей редакции)
Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
(часть третья введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
Открыть полный текст документа
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Участки недр: категории и сроки использования
В данном материале подробно раскрыты такие вопросы как: виды участков недр, в том числе (участки недр федерального значения, резервные участки недр, участки недр местного значения и участки недр с общеправовым режимом); сроки пользования недрами
Недра в общеправовом смысле представляют собой часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя (или земной поверхности и водного дна), и простирается до глубин, доступных для геологического освоения и изучения (Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», далее по тексту – Закон РФ «О недрах»).
Недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и в своей совокупности составляют государственный фонд недр, включающий в себя:
– используемые участки, то есть геометризованные (ограниченные пространственными координатами) блоки недр. Их использование предполагает предоставление в работу в виде горного или геологического отвода;
– неиспользуемые участки, у который геометрические пропорции не определены.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, не могут дариться, наследоваться и быть предметом отчуждения в любом другой форме (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»).
Именно виды (или категории) участков недр определяют основания возникновения права пользования участками недр, а также правовой режим и порядок их использования.
Виды участков недр
В юридической литературе встречаются классификации участков недр по различным основаниям. Предлагается разделять виды участков недр по их значимости, по целевому назначению, по используемости и др.
Наиболее четко категории участков недр определены Законом РФ «О недрах», который выделяет их следующие виды:
– участки недр федерального значения;
– резервные участки недр;
– участки недр местного значения;
– участки недр с общеправовым режимом.
Участки недр федерального значения (ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»)
Из смысла закона следует, что к этой категории относятся участки недр, обладающие повышенной значимостью для государства, его целей и задач.
К участкам недр федерального значения относятся участки:
– содержащие месторождения алмазов, металлов платиновой группы, никеля, кобальта и других ценных элементов; а также запасы нефти, газа, золота и меди (п.п.1, 2 ч.3 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»).
Все полезные ископаемые, перечисленные в указанных нормах закона, входят либо в Список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну (утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 №210), либо в Перечень основных видов стратегического минерального сырья (утв. Распоряжением Правительства РФ 16.01.1996 №50-р);
– внутренних морских вод (т.е. расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ – п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»);
– территориального моря (т.е. примыкающего к сухопутной территории или к внутренним морским водам морского пояса шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий – п. 1 ст. 2 ФЗ от 31.07.1998 №155-ФЗ);
– континентального шельфа, включающего в себя морское дно и недра подводных районов (ст. 1 Федерального закона от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»);
– участки, для использования которых необходимы земли обороны и безопасности, т.е. земли, используемые либо предназначенные для обеспечения оборонной деятельности государства и его безопасности (п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ).
Правовой статус и режим участков недр федерального значения обеспечивается путем публикации их перечня Роснедрами (как уполномоченным государственным органом) в официальном порядке, т.е. в «Российской газете».
Участок недр федерального значения сохраняет свой статус независимо от изменения условий, послуживших основанием для признания его таковым (ч. 4 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»).
Резервные участки недр (ст. 2.2 Закона РФ «О недрах»)
Федеральный фонд резервных участков недр предназначен для обеспечения возможных (в будущем) потребностей государства в важнейших видах полезных ископаемых. Такой фонд формируется из участков недр, не предоставленных в пользование.
Порядок формирования федерального фонда резервных участков недр регламентируется постановлением Правительства РФ от 01.07.2013 №552 «О формировании федерального фонда резервных участков недр».
К фонду резервных участков могут быть отнесены:
– участки недр, содержащие полезные ископаемые стратегической важности, и расположенные на территориях с неразвитой инфраструктурой;
– участки недр, содержащие полезные месторождения, освоение которых в данных экономических условиях не эффективно.
С учётом значимости федерального фонда резервных участков для государственных целей, решение о включении в него тех или иных участков недр принимается Правительством РФ на основании представления Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Участки недр, включенные в фонд резервных участков, не могут быть предметом предоставления для осуществления недропользования до принятия уполномоченным органов решения об их исключении.
Участки недр местного значения (ст. 2.3 Закона РФ «О недрах») включают в себя:
– участки с общераспространенными полезными ископаемыми;
– участки, которые используются для строительства и эксплуатации подземных сооружений (местного, а также регионального значения) и не связаны с извлечением полезных ресурсов;
– участки, которые содержат подземные воды, используемые для питьевых и иных бытовых целей.
Перечни участков местного значения формируются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории который расположены указанные участки, и согласовываются соответствующим территориальным органом Роснедр.
Участки недр с общеправовым режимом
Участки недр такой категории включают в себя все иные участки, за исключением вышеобозначенных. Такой вывод следует из положений п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О недрах», согласно которым федеральный орган управления государственным фондом недр готовит перечень участков недр, предоставляемых в пользование (за исключением участков недр федерального и местного значения, а также участков федерального фонда резервных участков недр), и утверждает его.
На основании таких перечней, открытых для недропользователей и публикуемых в установленном порядке, впоследствии проводится лицензирование.
Сроки пользования недрами
Участки недр могут быть предметом предоставления в пользование на определенный срок либо бессрочно, то есть без ограничения срока (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).
Без ограничения срока возможно представление участков недр для деятельности, не связанной с активными действиями по извлечению полезных ископаемых. Такие участки предоставляются для строительства, эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ и других подобных целей.
Сроки пользования участками недр зависят от их целевого назначения:
– участки для геологического изучения предоставляются на срок до 5 и до 7 лет (в зависимости от субъекта РФ, на территории которого производятся работы);
– участки для проведения геологического изучения внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ – на срок до 10 лет;
– при добыче полезных ископаемых участки недр предоставляются на срок отработки соответствующего месторождения;
– для добычи подземных вод – до 25 лет;
– на основе предоставления краткосрочного права пользования участком недр для добычи полезных ископаемых – до 1 года.
Сроки пользования участками недр могут быть продлены по инициативе недропользователя (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»). Основание такого продления – необходимость завершения поисков и оценки, а также разработки месторождения либо выполнения мероприятий по ликвидации. Продление срока возможно при отсутствии нарушений недропользователем условий лицензии в течение предыдущего пользования участком.
Срок пользования участком недр исчисляется с момента государственной регистрации соответствующей лицензии. Под таким моментом понимается день подписания лицензии и присвоения ей государственного номера.
На определённый срок предоставляются участки недр для геологического изучения, для добычи полезных ископаемых, добычи подземных вод.
Срок, в течение которого лицо пользуется участком недр, может быть продлен по его инициативе в установленном законом порядке.
Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?
– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.
Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.
– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?
– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.
– Что понимается под использованием для собственных нужд?
– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;
– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.
Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.
– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?
– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.
Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.
Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.
Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.
– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?
– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.
Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.
Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.
Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.
Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.
Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.
– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?
– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.
Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.
Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.
– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?
– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.
Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.
Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?
– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.
К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.
За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.
Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.
В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.
– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?
– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.
Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.
Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».
Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.
Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.
Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.