У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования

У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования thumbnail

Тема: Почва и её состав.

Цели:

  • Расширить знания детей о составе почвы, её
    плодородии.
  • Формировать у учащихся представлениео
    почвообразующих факторах, об образовании почвы в
    природе, о её значимости для живой природы и
    человека.
  • Развивать познавательную активность детей,
    наблюдательность, умение сравнивать,
    анализировать, делать выводы. Расширить кругозор
    учащихся, пополнить словарный состав.
  • Воспитывать ощущение причастности детей к
    природе.
  • Мотивационный этап.

    – Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на
    уроке.

    Повторение. Актуализация знаний.

    – Какую тему мы закончили изучать на прошлом
    уроке?

    – Что такое полезные ископаемые?

    – Почему они называются ископаемыми?

    – Всякая ли горная порода является полезным
    ископаемым?

    – Перед проверкой д/з проведём небольшую
    разминку.

    – Решим несколько географических задач.

    1. У полезных ископаемых сложная и загадочная
    история образования. У одних она началась в воде
    у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    (На дне водоёмов образовались песчаники,
    известняк, глина. Они осадочного происхождения.
    Другие образовались из расплавленной магмы)

    2. Почему после дождя на песке лужи не
    образуются, а на глинистых дорожках лужи
    остаются долго?

    (У песка крупные частицы, вода легко проходит
    между ними, а у глины – маленькие плоские
    крупинки, и вода просачивается очень медленно)

    3. Является ли минеральная вода полезным
    ископаемым?

    (Да, т.к. её добывают из-под земли, и она
    используется человеком)

    4. Почему глину и песок можно образно назвать
    “детьми гранита”?

    (Они образованы в результате разрушения
    гранита)

    – Какие виды полезных ископаемых знаете?

    (Горючие, рудные, нерудные)

    – Отгадайте загадки:

    Он чёрный, блестящий,
    Помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло.

    (Каменный уголь)

    Покрывают им дороги,
    улицы в селении.
    А ещё он есть в цементе,
    Сам он – удобрение.

    (Известняк)

    – К какому виду относятся эти полезные
    ископаемые?

    – Назовите их основные свойства.

    Проверка домашнего задания

    – Чтобы быстро проверить ваши знания полезных
    ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в
    течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее
    задание получит каждый из вас.

    1 вариант

    Название

    Свойства

    Использование

    Место добычи
    в Казахстане

    Условные
    обозначения

    Каменный уголь Топливо
    Лекарство
      
     Серовато-белого цвета,
    очень твёрдый
     Каратау
    Газ Топливо
    Каучук-резина
    Краски, лекарства
      

    2 вариант

    Название

    Свойства

    Использование

    Место добычи
    В Казахстане

    Условные
    обозначения

    Железная руда  Центральный Казахстан
    Рудный Алтай
     
     Маслянистая жидкость
    тёмного цвета
       
    Гранит  Аркалык
    Жельтау
     

    Обобщение: Где вам пригодятся знания о
    полезных ископаемых?

    Более подробно полезные ископаемые мы будем
    изучать в 4-м классе.

    Ориентационный этап

    – А теперь попробуйте отгадать загадку и
    определить тему нашего урока.

    Чёрная, сыпучая,
    В поле насыпана кучами.
    Если хочешь, можешь брать и сажать.

    (Почва)

    – О чём на уроке пойдёт речь?

    – А нам необходимы знания о почве? Если да, то для
    чего?

    – Вы слышали такое выражение “Земля –
    кормилица”?

    – Как вы его понимаете?

    – Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли
    земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)

    – Сегодня мы будем работать как учёные.
    Представьте себе, что вы работаете в научной
    лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать
    знания, проводить опыты, анализировать, делать
    выводы. И каждая группа будет стремиться добыть
    больше знаний и быстрее, чем другие.

    – У вас на партах лежат оценочные листы.
    Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы
    будете оценивать свои знания, свою работу на
    уроке.

    У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования

    Оценочный лист

    1. Вспомнил ли я состав почвы?

    2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?

    3. Умею ли я делать выводы?

    4. Справился ли я с кроссвордом?

    5. Активно ли я работал на уроке?

    6. Подведи итог своей работы.

    Желаю удачи на уроке!

    Операционный этап

    1. Повторение знаний о почве.

    – Работу начнём с того, что нам уже известно о
    почве из 2-го класса, из собственного опыта.

    – Что вы уже знаете о почве? (…)

    – Составьте кластер о почве.

    На партах заготовки:

    У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования

    Дети работают в группах, вписывают в кружки
    слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие,
    перегной. Группа, закончившая составлять
    кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.

    – Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.

    – Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ
    выделено другим цветом? (Это основное свойство
    почвы, остальное – её состав.)

    – Откуда в почве песок и глина? (От разрушения
    гранита и других горных пород.)

    – От чего зависит плодородие почвы? (От
    перегноя.)

    – Что такое перегной?

    Читайте также:  Молочная сыворотка чем полезна для кожи

    – Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней?
    (Остатки корней, волокна растений.)

    – Как можно проверить наличие в почве воздуха,
    воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе,
    демонстрирую рисунками.)

    Обобщение:

    1. Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?
    2. Давайте проверим себя по учебной литературе.
    3. Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.

    2. Работа по учебнику.

    Самостоятельное чтение.

    – Прочитайте, отметьте, что нового узнали из
    статьи.

    3. Беседа после чтения.

    – Смогли ли вы найти новую информацию в статье?
    Поделитесь своими находками в группе.
    (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки
    пищи, дождевые черви, насекомые и личинки,
    бактерии удобряют её.)

    – Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.

    – Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую
    информацию…

    Физминутка.

    – Как вы думаете, теперь вам всё известно о
    почве?

    – Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о
    составе почвы.

    4. Опыт.

    Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него
    немного дистиллированной или чистой дождевой
    воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет
    мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный
    фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и
    прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек
    стекла и осторожно нагреем его над пламенем
    спиртовки. Когда вода испарится, на стекле
    останется осадок в виде белого пятна. Это соли,
    которые были в почве.

    – Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.

    Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то
    вещество.

    – Какое вещество оставляет белые пятна?
    (Предположения учащихся.)

    – Об этом веществе вы узнаете из
    информационного листа, который находится у вас
    на столе.

    5. Работа по информационному листу.

    – Прочитайте самостоятельно текст, выделите
    устно новую информацию.

    6. Вопросы после чтения:

    – Какое вещество ещё входит в состав почвы?

    – Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.

    Обобщение:

    – Как образуются минеральные соли?

    – В какой почве больше минеральных солей?

    – Для чего нужны минеральные соли?

    7. Создание новой проблемной ситуации.
    Практическая работа.

    – Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

    – Давайте выполним практическую работу.

    – Что нам для этого понадобится?

    – Работать будем по плану в группе.

    План.

    1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

    2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей.
    Перемешайте.

    3. Добавьте воды. Перемешайте.

    – Можно ли считать полученную смесь настоящей
    почвой.

    – Сравните полученную смесь с настоящей почвой.
    Сделайте вывод.

    Вывод: Искусственно почву получить нельзя,
    потому что…

    – Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать
    выводы…

    8. Работа по информационному листу 2.

    – Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему
    нельзя получить почву в лаборатории,
    искусственно.

    – Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)

    – О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя
    допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву
    нужно беречь.)

    9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский
    учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку
    о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва
    для нас дороже нефти, угля, золота.

    – Объясните, почему?

    – Можете определить следующую тему урока.

    Обобщение:

    – Что теперь знаете о почве?

    Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:

    1. Как называется вещество, повышающее
    плодородие почвы, состоящее из перегнивших
    растений, животных, насекомых. (Перегной)

    2. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу.

    (Глина)

    3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная
    порода входит в состав почвы? (Песок)

    4. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.

    (Вода)

    5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество
    помогало корням дышать. (Воздух)

    6. Какие почвенные организмы можно назвать
    невидимыми? (Микробы)

    7. Эти вещества получаются в почве из перегноя
    под действием воды и микробов. (Соли)

    – Если у вас получилось на выделенной полоске
    слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили
    состав почвы.

    – Оцените себя.

    Итог: – Подведите итоги своей работы: Если у
    вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5,
    если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди
    звёздочек и квадратов треугольник – 4, если
    треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам
    нужно эту тему проработать хорошо по учебнику.
    Оцените работу в группе. Какая группа работала
    лучше, активнее всех?

    Домашнее задание:

    1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать
    определения в тетрадь.

    2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.

    3. Написать мини-сочинение “Подземное
    путешествие червячка”.

    Читайте также:  Инжир сушеный полезные свойства при беременности

    Источник

    Полезные ископаемые

    Загадки.

    Он чёрный, блестящий,

    Людям помощник настоящий.

    Он несёт в дома тепло,

    От него в домах светло,

    Помогает плавить сталь,

    Делать краски и эмаль.

    (Каменный уголь).

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен
    даже.

    (Песок).

    Он и жёлтый, и сыпучий,

    Во дворе насыпан кучей.

    Если хочешь, можешь брать

    И играть.

    (Песок).

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу.

    (Глина).

    На кухне у мамы помощник
    отличный,

    Он синим цветком расцветает
    от спички.

    (Природный газ).

    Росли на болоте растения…

    А теперь это топливо и
    удобрение.

    (Торф).

    Этот мастер белый-белый,

    В школе не лежит без дела,

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след.

    (Мел).

    Без неё не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это?

    (Нефть).

    Он очень прочен и упруг,

    Строителям надёжный друг:

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны.

    (Гранит).

    Что за странный камень это?

    Непонятного он цвета…

    Он из зёрен состоит,

    Называется…(гранит).

    Она варилась долго

    В доменной печи,

    Чтобы потом нам сделали

    Ножницы, ключи.

    (Железная руда).

    Без неё, ребята, повар просто
    как без рук,

    И становится вся каша
    несъедобной вдруг!

    А если в ранку попадает –
    испытываешь боль.

    Вы, конечно, догадались –
    это… (каменная соль).

    Из глубоких скважин воду
    извлекаем.

    Что вода полезная, мы,
    конечно, знаем.

    И прозрачная она, словно бы
    хрустальная

    Называем вода – …
    (минеральная).

    Спрятан в глубокой земле
    ценный самоцвет.

    Муравьишка в нём застыл,
    посмотри на свет.

    Если знаешь ты о крае много,
    о своём,

    То поможешь рассказать, о чём
    речь ведём.

    (Янтарь).

    1.    
    Вопрос.

    Шёл урок природоведения в третьем классе по теме
    «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши,
    хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с
    недоумением смотрели на учителя. «Что общего между всеми этими предметами?» –
    спросил учитель. Ребята были в затруднении.

    Как
    бы вы ответили на этот вопрос?

    Ответ.

      Минералы добывают
    из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

    Головки спичек покрывают серой, которая легко
    загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зелёным пламенем.
    Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная
    бумага покрыта крупинками твёрдого минерала карунда. Порошок талька
    представляет собой измельчённый минерал тальк. Поваренная соль – это минерал
    галит (хлористый натрий).

    2.  Вопрос.

    Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    Ответ.

    Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества,
    которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном
    хозяйстве.

    3.  Вопрос.

    У
    полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она
    начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    Ответ.

    На дне водоёмов образовались известняки, песчаники,
    глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и др. полезные ископаемые.
    Все они осадочного происхождения.

    Иначе образуется большинство полезных ископаемых. Их
    прародительница – раскалённая магма, которая находится в глубинах нашей
    планеты.

    4.    
    Вопрос.

    Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но
    не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки
    стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения,
    закричал: « Откуда вы взяли эти 
    удивительные, эти замечательные цветы?»

    Человек, который принёс цветы, рассказал, где он их
    нашёл. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

    Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал
    важной находкой?

    Ответ.

    Растения своими корнями поглощают из почвы воду с
    минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных
    пород, которые залегают глубоко под землёй, и эти частички остаются в растении.
    Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный
    точный прибор.

    5.     Вопрос. 

    Многие ценные природные богатства сегодня недоступны
    человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые
    находятся на глубине 15
    километров, ведь мы не умеем бурить скважины такой
    глубины. Как же извлечь оттуда нефть?

    То же самое можно сказать и об угольных пластах,
    залегающих на глубине 3-4
    километра. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно:
    он будет слишком дорогим.

    Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми
    недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

    Ответ.

    Многие ученые считают, что без полезных ископаемых
    вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы
    не служат нам как полезные ископаемые.

    Читайте также:  Геологическое строение южной америки полезные ископаемые

    6.    
    Вопрос.

       Почему такие полезные ископаемые, как торф,
    уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми солнца»?

      Ответ.

    Энергия солнца «законсервирована», спрятана в недрах
    земли – остатках растений.

    7.    
    Вопрос.

    В связи, с чем академик Д. Н. Прянишников назвал торф
    «азотной рудой»?

     Ответ.

    Общеизвестно знание торфа для повышения плодородия
    почвы благодаря большому содержанию в нём минеральных солей, содержащих азот.

    8.    
    Вопрос.

      По преданию, в 1696 году во время Азовского
    похода несколько кусков донецкого каменного угля показали

    Петру
    1. Один их них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнёс
    историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим «полезен
    будет».

    Объясните смысл этих слов.

     Ответ.

    Петр 1 предвидел необходимость широкого использования
    этого полезного ископаемого.

    9.    
    Вопрос.

    Почему нефть называется черным золотом?

    Ответ.

    Нефть
    является ценным сырьем для химической промышленности.  Из неё получают топливо, смазочные масла,
    керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает
    нефть, её называют черным золотом.

    10. Вопрос.

    Почему минеральная вода относится к полезным
    ископаемым?

     Ответ.

    Так как добывается из-под земли.

    11.                       
    Вопрос.

    Почему глина может иметь разный цвет? От чего это
    зависит?

     Ответ.

    От
    минералов, входящих в её состав.

    12. Вопрос.

    Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает
    после дождя?

     Ответ.

    Так как песок хорошо пропускает воду.

    13. Вопрос.

    Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо? Ответ.

    Вода
    быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от
    друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между
    маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно:  у глины слабая водопроницаемость.

    14. Вопрос.

    Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из неё
    можно лепить фигурки?

     Ответ.

    Песок
    состоит из мелких крупинок не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый;
    глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым
    свойством – липучестью).

    15. Вопрос.

    На
    песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается
    много воды. Почему?

    Почему глинистые почвы долго не просыхают?

     Ответ.

    Песок
    водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж,
    а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

    16. Вопрос.

    Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана
    в другой, а глину нельзя пересыпать?

     Ответ.

    Так как глина состоит из мелких частичек, сильно
    скрепленных между собой.

    17. Вопрос.

    Песок – это горная порода. Цвет у него бывает
    различным: чёрным, зеленоватым, красноватым, жёлтым, белым. Почему?

     Ответ.

    Это зависит от того, из какой породы он образовался,
    потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды,
    ветра.

    18.                       
    Вопрос.

    Почему песок незаменим в стекольном производстве? Ответ.

    Благодаря присутствию кварца.

    19.  Вопрос.

      Почему гранит
    используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий,
    сооружения памятников?

     Ответ.

    Гранит – красивый камень, он прочный, твердый,
    тяжёлый.  Именно эти его свойства так
    ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

    20.                       
     Вопрос.

    Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета? Ответ.

    Цвет и пестрота гранита зависят от его составных
    частей – слюды, кварца, полевого шпата.

    21.                       
     Вопрос.

    Почему гранит оставляет на стекле царапину?

     Ответ.

    Так как он тверже стекла.

    22.                       
     Вопрос.

    Почему гранит трудно расколоть или разъединить на
    части?

     Ответ.

    Так
    как он прочный.

    23.                       
    Вопрос.

    Почему песок и глину можно образно назвать «детьми
    гранита»?

     Ответ.

    В
    результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды)
    образуются песок и глина.

    24.                       
    Вопрос.

     Почему писатель
    М. Пришвин назвал болота «кладовыми солнца»?

     Ответ.

    Растения,
    используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже
    после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части
    болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое –
    торф.

    25.                       
    Вопрос.

     Почему пожар на
    торфяном болоте очень трудно погасить?

     Ответ.

    Пламя
    может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через
    некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с
    новой силой.

    26.                       
    Вопрос.

     Разреши спор
    двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть
    тяжелее воды. Кто прав и почему?

     Ответ.

    Намокший
    торф тяжелее.

    27.                       
    Вопрос.

     Известно, что
    полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что
    необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

    Ответ.

    Так
    как многие из них не возобновляются.

    Источник