Трудовое воспитание и общественно полезный труд школьников
Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов – цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно начинается с базовых представлений об обязанностях и заканчивается осознанным выбором профессии.
Школа с помощью средств, приемов и методов вооружает детей общими трудовыми знаниями, элементарными навыками для их развития как полноценных граждан, тружеников современного общества.
Задачи, функции школьного воспитания
Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.
Задачи, решаемые школой:
- формирование отношения к труду;
- повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
- формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
- развитие трудовых навыков.
Выделяются функции воспитания:
- обучающая функция – овладение умениями, навыками поведения;
- развивающая – обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
- воспитательная (воспитывающая) – формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.
Критериями воспитанности, формирования трудолюбия школьников являются:
- личностная заинтересованность;
- трудовая активность, творчество;
- рационализаторский подход;
- стремление к производительности;
- дисциплина.
Содержание трудового воспитания
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
- Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
- Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
- Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.
Педагогические условия успеха воспитания
Эффективность школьного воспитания зависит во многом от соблюдения условий:
- соответствие учебно-воспитательным задачам;
- соответствие знаний, умений их практической значимости;
- комплексное решение разных трудовых задач;
- сочетание собственных интересов и общественной значимости;
- доступность, посильность;
- наличие разумной требовательности от школьников;
- сочетание индивидуальных, коллективных форм;
- обязательное наличие ответственности;
- адекватное применение поощрений, наказаний.
Формы, методы осуществления воспитания
Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:
- при общеобразовательной подготовке;
- при трудовом обучении;
- во внеурочной, внешкольной деятельности;
- в процессе любой групповой работы, общения.
Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.
?
Наиболее ощутимый эффект в школе приносят мероприятия, предусматривающие распределение обязанностей и выделение ответственных, содержащие стимулирование учащихся, имеющие общественное признание.
Читайте дополнительно: «Темы мероприятий по трудовому воспитанию».
Используются следующие формы работы:
- совместный труд;
- знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
- организация занятий по интересам;
- упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
- творческие игры и конкурсы, соревнования;
- временные, долгосрочные поручения;
- общественно-полезный труд;
- подготовка по профессии;
- трудовое обучение;
- домашний труд;
- трудовые десанты;
- лекции, конференции, вечера, экскурсии;
- собственно, трудовая деятельность.
Воспитание младших школьников
Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.
Задачи воспитания на этом этапе:
- формирование психологической готовности;
- осознание целей деятельности;
- формирование мотивов, первоначальных умений, навыков.
В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.
Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда. Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело .
Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.
Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.
?
Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения. Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.
В начальной школе используются методы:
- рассказ;
- инструктажи;
- пример;
- упражнение;
- требование;
- поручение;
- наказание;
- поощрение.
Все методы применяются системно и комплексно.
Важным методом является практический показ, обучение приемам работы, соблюдение основ техники безопасности. Большое значение уделяется руководству процессом труда, помощи в освоении способов его выполнения.
Трудовое воспитание в коррекционной школе
Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.
Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда. Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.
?
Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.
Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.
Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.
В работе коррекционной школы широко используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки.
Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.
Старшая школа: профессиональное определение
В старшем возрасте с основными задачами воспитания актуальность приобретают профессиональная ориентация и жизненное определение подростков. Школа призвана помочь сделать выбор профессии, с которой ребенок свяжет свою жизнь.
Профориентационной работе уделялось большое внимание во все периоды становления образования. Это меры, которые предназначены для оказания помощи новому поколению для выбора профессии, с учетом интересов, склонностей маленького человека, только такая профессия может принести радость, удовлетворение результатами.
В старшем возрасте школьники нуждаются в информации о профессиях, помощи в профессиональном становлении.
Профориентация включает:
- просвещение (профинформация) – сообщение знаний о профессиях, требованиям к ним, потребностями профессий в конкретных регионах, формирование мотивации;
- профессиональная диагностика проводится по отношению отдельному ученику. Проводится она с применением методик, выявляющими интересы, склонности, особенности темперамента и характера, состояния здоровья, мотивационной и волевой сферы. На основе диагностики даются рекомендации ученикам, педагогам, родителям;
- профессиональная консультация – помощь при выборе. Выделяют справочно-информационные, диагностические, медицинские консультации;
- профессиональный отбор, адаптация.
Все компоненты работы по профориентации взаимосвязаны, подчинены между собой. В этой системе используются следующие формы и методы работы: беседы, рассказы, лекции, экскурсии, встречи, работа при производственной практике. Отдельное место уделяется игровым занятиям (деловые и экономические игры), творческой, инновационной, рационализаторской активности.
Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Трудовое воспитание школьников»
Высказывание о труде:
«Труд всегда был основанием человеческой жизни»;
«Трудовое воспитание – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно»
Труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде происходит нравственное и идейное развитие человека.
Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.
Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.
Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.
Творческой разработке путей развития трудового воспитания в школе, методике организации детского труда серьёзное внимание уделяли Надежда Константиновна Крупская, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труд может стать рычагом развития детей. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим; непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему труду.
В российских школах сложилась определённая система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственный учебный, производственный и общественно полезный труд.
По мнению Константина Дмитриевича Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.
Другой вид детского труда – производительный. Принцип соединения обучения с производительным трудом реализуется через работу школьника в лагерях труда и отдыха, учебно – производственных бригадах. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.
И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.
Наиболее простым и доступным видом общественного полезного труда является самообслуживание, домашнее и школьное. Если ребята приучены дома обслуживать себя, помогать членам семьи, то в школе учителю значительно легче организовать труд по самообслуживанию.
Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе, в школе. В процессе самообслуживания у учащегося воспитывается чувства коллективизма, формируются прочные санитарно – гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.
С первых дней поступления ребёнка в школу учитель вовлекает его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. В педагогической литературе оно рассматривается как составная общественно полезного труда по самообслуживанию, школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе. Дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоопределения.
В общественно полезный труд включаются так же шефские работы (внутри школы и вне её) и общественная работа, связанная с выполнением разнообразных общественных поручений, закрепляющих у школьников такие нравственные понятия, как интерес, привычка и потребность общественной деятельности, целеустремлённость.
Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:
Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;
Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;
Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;
В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.
Специфика образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которой является труд на земле, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях и умениях. Наша школа имеет учебно –опытный участок площадью 12 соток, обучение и практические работы проводятся в 2 этапа : осенний и весенний период, а летом ребята проходят летнюю трудовую практику.
В программу обучения включено выращивание сельскохозяйственных культур, распространённых в нашей местности: картофель, свёкла, морковь, капуста. кабачки, томаты, огурцы и т.д. Выращенная продукция идет в школьную столовую, благодаря чему обеды для учащихся обходятся значительно дешевле.
К сожалению, в нашей работе немало трудностей и проблем. Совершенно ослабло влияние семьи на обучение школьников, все больше подростков не желает заниматься ручным трудом при изготовлении каких либо изделий, их аргумент – зачем делать, если всё можно купить. Летнюю трудовую практику из 91 – го учащегося 29 – не отработали (2-8классы).
Заглядывая в будущее, хочется видеть в нём заинтересованность государства в трудовом становлении подрастающего поколения, без которого немыслимо развитие страны. Задачи взрослых приобщить детей к труду, и уделять больше внимание к трудовому воспитанию.
Трудовое воспитание школьников.
Задачи и содержание трудового воспитания
Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.
Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.
Трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Формы трудового воспитания
Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.
1 Поэтому наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.
2 Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.
3 Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.
4 Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
1 Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу.
2 Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.
3 Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
4 Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.
5 В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.
6 Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.
7 При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.
8 Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.
9 Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели:
1 как высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции,
2 трудовая активность и творческое,
3 рационализаторское отношение к процессу труда,
4 трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина,
5 нравственное свойство личности – трудолюбие.
Особенности трудового воспитания в начальной школе
Цель и задачи трудового воспитания
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду.
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.
Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.
Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.
Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и д.
Методы трудового воспитания в начальных классах
В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии
Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.