Требованиями к мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
природных ресурсов
Российской Федерации
В.А.Пак
4 августа 2000 года
В
документе изложены принципы организации и ведения мониторинга
месторождений твердых полезных ископаемых, определены его цели и
задачи, сформулированы требования к составу информации.
Требования предназначены
для органов управления государственным фондом недр и должны
использоваться при выдаче лицензий на пользование участками недр
для добычи твердых полезных ископаемых и обеспечении ведения
объектного уровня мониторинга на указанных месторождениях.
Требования к мониторингу
месторождений твердых полезных ископаемых разработаны
Гидрогеоэкологической научно-производственной и проектной фирмой
“ГИДЭК”.
“Требования к мониторингу
месторождений твердых полезных ископаемых” согласованы
Госгортехнадзором России.
1.
Основные понятия
В
настоящих Требованиях используются следующие основные понятия:
Геологическая среда –
часть недр, в пределах которой протекают процессы, оказывающие
влияние на жизнедеятельность человека и другие биологические
сообщества. Геологическая среда включает горные породы ниже
почвенного слоя, циркулирующие в них подземные воды и связанные с
горными породами и подземными водами физические поля и
геологические процессы;
Мониторинг состояния недр
(геологической среды) – система регулярных наблюдений, сбора,
накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния
геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием
естественных природных факторов, пользования недрами и иной
антропогенной деятельности;
Месторождение твердых
полезных ископаемых – природное скопление твердого минерального
вещества, которое в количественном и качественном отношениях может
быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники
и технологии его добычи и переработки и в данных экономических
условиях;
Мониторинг месторождений
твердых полезных ископаемых – мониторинг состояния недр
(геологической среды) и связанных с ним других компонентов
окружающей природной среды в границах техногенного воздействия в
процессе геологического изучения и разработки этих месторождений, а
также ликвидации и консервации горнодобывающих предприятий;
Лицензия на пользование
недрами – государственное разрешение, удостоверяющее право
пользования участком недр в определенных границах в соответствии с
указанной целью в течение установленного срока при соблюдении
заранее оговоренных условий;
Компоненты окружающей
природной среды – составные части экосистем. К ним относятся:
воздух, поверхностные и подземные воды, недра, почвы, растительный
и животный мир.
2.
Общие положения
2.1. Настоящие требования
разработаны с учетом требований Закона
Российской Федерации “О недрах” (в ред. федеральных законов от 03.03.95 N 27-ФЗ,
от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ), Закона Российской Федерации “Об охране
окружающей природной среды” от 19.12.91 N 2061-1, Постановления Совета Министров – Правительства
Российской Федерации от 24.11.93 N 1229 “О создании единой
государственной системы экологического мониторинга”, Концепции
и Положения о Государственном мониторинге геологической среды
России, утвержденных приказом Роскомнедра N 117 от 11.07.94, и
других правовых и нормативных документов.
2.2. Мониторинг
месторождений твердых полезных ископаемых (ММТПИ) является
подсистемой мониторинга состояния недр (геологической среды) и
представляет собой объектный уровень мониторинга.
2.3. Разработка
месторождений твердых полезных ископаемых может осуществляться
только на основании лицензии на пользование недрами. В условиях
лицензии, по согласованию с органами Госгортехнадзора России,
должны быть установлены основные требования к мониторингу
месторождения, выполнение которых является обязательным для
владельцев лицензии.
Проведение ММТПИ, как
объектного уровня мониторинга геологической среды, в соответствии с
условиями лицензии на пользование недрами является обязанностью
субъектов предпринимательской деятельности – владельцев лицензии на
пользование недрами для геологического изучения недр и добычи
полезных ископаемых.
2.4. Целью ведения ММТПИ
является информационное обеспечение органов управления
государственным фондом недр и недропользователей при геологическом
изучении и разработке месторождений полезных ископаемых.
2.5. Для реализации
указанной цели в системе ММТПИ осуществляется решение следующих
основных задач:
–
оценка текущего состояния геологической среды на месторождении,
включая зону существенного влияния его эксплуатации, а также
связанных с ним других компонентов окружающей природной среды, и
соответствия этого состояния требованиям нормативов, стандартов и
условий лицензии на пользование недрами для геологического изучения
недр и добычи полезного ископаемого;
–
составление текущих, оперативных и долгосрочных прогнозов изменения
состояния геологической среды на месторождении и в зоне
существенного влияния его отработки;
–
экономическая оценка ущерба с определением затрат на предупреждение
отрицательного воздействия разработки месторождения на окружающую
природную среду (осуществление природоохранных мероприятий и
компенсационных выплат);
–
разработка мероприятий по рационализации способов добычи полезного
ископаемого, предотвращению аварийных ситуаций и ослаблению
негативных последствий эксплуатационных работ на массивы горных
пород, подземные воды, связанные с ними физические поля,
геологические процессы и другие компоненты окружающей природной
среды;
–
предоставление органам Госгортехнадзора России и другим
государственным органам власти информации о состоянии геологической
среды на месторождении полезного ископаемого и в зоне существенного
влияния его отработки, а также взаимосвязанных с ней компонентов
окружающей природной среды;
–
предоставление территориальным органам управления государственным
фондом недр данных ММТПИ для включения в систему государственного
мониторинга состояния недр;
–
контроль и оценка эффективности мероприятий по рациональному
способу добычи полезного ископаемого, обеспечивающему, при прочих
равных условиях, полноту его выемки и сокращение нерациональных
потерь.
Конкретные задачи
мониторинга могут уточняться условиями лицензий на пользование
недрами и геологическими заданиями на выполнение работ.
2.6. Разрабатываемое
месторождение полезного ископаемого и другие, связанные с его
разработкой объекты хозяйственной деятельности, представляют собой
сложную природно-техногенную систему, содержащую, как правило, ряд
источников антропогенного воздействия на окружающую (в т.ч.
геологическую) среду. Это воздействие является объектом нескольких
видов мониторинга. Поэтому ММТПИ, помимо мониторинга геологической
среды, может включать в себя мониторинг поверхностных водных
объектов, атмосферы, почв, растительности.
2.7. При постановке и
ведении ММТПИ, как подсистемы мониторинга состояния недр, нужно
различать виды и источники антропогенного воздействия, связанные
непосредственно со вскрытием и разработкой месторождения (добычей
полезного ископаемого), и источники антропогенного воздействия,
связанные с сопутствующей добыче инфраструктурой горнодобывающего
предприятия, в т.ч. с хранением, транспортировкой и переработкой
добытого полезного ископаемого и рудовмещающих горных пород, а
также сбросом и утилизацией подземных вод, извлекаемых при осушении
месторождения.
2.7.1. К источникам
антропогенного воздействия, связанным с добычей полезного
ископаемого, т.е. непосредственно с недропользованием,
относятся:
а) открытые (карьеры,
разрезы, разрезные траншеи) и подземные горные выработки (шахты,
штольни и др.), выработанные полости, а также технологические
скважины при разработке месторождений твердых полезных ископаемых
методом подземного выщелачивания;
б) сооружения шахтного
или карьерного водоотлива (системы водопонизительных и дренажных
скважин, подземных горных выработок);
в) сооружения по закачке
в недра извлеченных при добыче полезных ископаемых подземных под;
системы захоронения шахтных вод;
г) фильтрационные завесы,
связанные с закачкой в недра специальных растворов;
д) газо-аэрозольные и
пылевые выбросы;
е) сооружения по
инженерной защите горных выработок от негативного воздействия
опасных геологических процессов;
ж) автономные водозаборы
подземных вод, расположенные на площади месторождения и
используемые для добычи подземных вод с целью
хозяйственно-питьевого или технического водоснабжения.
________________
В зависимости от условий лицензий на
пользование недрами такие водозаборы могут быть как объектом ММТПИ,
так и объектом мониторинга подземных вод.
Указанные виды источников
антропогенного воздействия оказывают влияние в первую очередь на
состояние недр (геологическую среду), но могут приводить также к
изменению других компонентов окружающей природной среды
(поверхностных вод, атмосферы, состояния растительности, состояния
поверхности земли).
2.7.2. К источникам
антропогенного воздействия на окружающую (в том числе
геологическую) среду, не связанным непосредственно с процессом
добычи твердых полезных ископаемых, относятся:
а) отвалы горных пород,
гидроотвалы, склады полезных ископаемых, шламо- и хвостохранилища
горнообогатительных комбинатов и фабрик, пруды-отстойники,
накопители сточных вод;
б) каналы и трубопроводы
отвода рек и ручьев, технических вод и стоков;
в) сбросы дренажных и
сточных вод в поверхностные водотоки и водоемы;
г) технологические и
бытовые коммуникации;
д) участки рекультивации
земель;
е) опасные
инженерно-геологические процессы, сформировавшиеся под воздействием
антропогенной деятельности;
ж) сооружения по
инженерной защите объектов инфраструктуры от негативного
воздействия опасных геологических процессов.
Эти источники
антропогенного воздействия оказывают влияние как на геологическую
среду, благодаря, главным образом, утечкам из водонесущих
коммуникаций, а также из гидроотвалов, шламо- и хвостохранилищ, с
площадок промышленных предприятий, так и на другие компоненты
окружающей природной среды.
2.8. С учетом
вышеизложенного, ММТПИ включает в себя:
–
регулярные наблюдения за элементами геологической среды, горными
выработками и другими сооружениями, а также за отдельными
компонентами окружающей природной среды в границах зоны воздействия
на экосистемы как собственно отработки запасов полезного
ископаемого, так и другой хозяйственной деятельности
горнодобывающего предприятия (п.п.2.7.1 и 2.7.2); регистрацию
наблюдаемых показателей и обработку полученной информации;
–
создание и ведение информационных фактографических и
картографических баз данных, включающих в себя весь набор
ретроспективной и текущей геологической и технологической
информации (а при необходимости и постоянно действующую модель
месторождения), позволяющей осуществлять:
–
оценку пространственно-временных изменений состояния геологической
среды и связанных с ней компонентов окружающей природной среды на
основе полученных в процессе мониторинга данных;
–
учет движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и
переработке;
–
учет извлеченных (перемещенных) горных пород;
–
прогнозирование изменения состояния объектов горных работ и
связанных с ними компонентов окружающей среды под влиянием добычи
полезного ископаемого, дренажных мероприятий и других антропогенных
факторов (п.п.2.7.1 и 2.7.2);
–
предупреждения о вероятных негативных изменениях состояния
геологической среды и необходимой корректировке технологии добычи
запасов полезных ископаемых;
–
разработку рекомендаций по ликвидации последствий аварийных
ситуаций, связанных с изменениями состояния геологической
среды.
Таким образом, ММТПИ
проводится на площади как собственно месторождения полезного
ископаемого и техногенных объектов горного производства, так и в
зоне существенного влияния недропользования на состояние недр и
другие компоненты окружающей природной среды, изменения которых
связаны с изменением геологической среды под влиянием вскрытия и
разработки месторождения полезного ископаемого и иной хозяйственной
деятельности горнодобывающего предприятия.
2.9. На основе получаемой
в процессе ММТПИ информации принимаются решения по обеспечению
процессов управления добычей минерального сырья, оценке натуральных
показателей для назначения величины компенсационных выплат,
обеспечению условий полноты выемки запасов полезного ископаемого,
предотвращению аварийных ситуаций, снижению негативных последствий
эксплуатационных работ на окружающую природную среду, а также
контроль за соблюдением требований, установленных при
предоставлении недр в пользование (требований условий лицензий на
пользование недрами).
3.
Общая характеристика основных факторов, определяющих состояние недр
и связанных с ними других компонентов природной среды при вскрытии
и разработке месторождений твердых полезных ископаемых, структуру и
содержание мониторинга
3.1. В соответствии с
положениями раздела 2 ММТПИ должен охватывать как непосредственно
площадь ведения горных работ, так и зону существенного влияния
разработки месторождения и сопутствующих ей процессов на состояние
недр и других компонентов окружающей природной среды.
Поэтому в общем случае на
площади проведения ММТПИ может быть выделено 3 зоны:
Зона I – зона
непосредственного ведения горных работ и размещения других
технологических объектов, влияющих на изменение состояния недр в
пределах границ горного отвода;
Зона II – зона
существенного влияния разработки месторождения на различные
компоненты геологической среды;
Зона III – периферийная
зона, примыкающая к зоне существенного влияния разработки
месторождения (зона фонового мониторинга).
3.1.1. Границы площади
ведения горных работ (зона I) определяются природными
геологическими и технико-экономическими факторами. Во всех случаях
верхней границей месторождения принимается поверхность земли, а
нижней – подошва балансовых запасов полезного ископаемого. Обычно
границы зоны I – это границы зоны горного отвода.
3.1.2. Размеры зоны
существенного влияния разработки месторождения твердых полезных
ископаемых (зона II) устанавливаются по распространению участков
(площадей) активизации опасных геологических процессов под влиянием
добычи полезного ископаемого и существенного нарушения
гидродинамического режима и структуры потоков подземных вод в
пределах депрессионной воронки.
По имеющимся
представлениям за зону существенного техногенного влияния
инженерно-геологического характера следует принимать площадь на
порядок больше площади, на которой осуществляется производственная
деятельность при разработке месторождения. Наибольшие размеры
территорий, подверженных влиянию разработки месторождения, связаны
с развитием депрессионных воронок подземных вод при проведении
водопонизительных и дренажных мероприятий. Они определяются
гидрогеологическими условиями и особенностями системы отбора
подземных вод, а также наличием или отсутствием системы обратной
закачки дренажных вод. Депрессионная воронка расширяется во времени
и может достичь весьма существенных размеров, особенно в напорных
пластах, имеющих широкое площадное распространение. В то же время
радиусы зоны существенного влияния, где понижение уровня составляет
около 10-20% от понижения в центре депрессии, обычно не превышают
10-20 км в напорных пластах и первых километров в безнапорных.
Этими цифрами следует руководствоваться при определении размеров
зоны существенного влияния разработки.
При разработке небольших
месторождений с неглубоко залегающими полезными ископаемыми, в
замкнутых гидрогеологических структурах, а также при отработке
месторождений выше уровня подземных вод зона существенного
воздействия может быть ограничена горным и земельным отводом.
3.1.3. Границы III зоны и
ее площадь принимаются таким образом, чтобы в процессе мониторинга
можно было проследить фоновые изменения состояния геологической
среды, сравнить их с ее изменениями в зоне II и выделить те из них,
которые связаны с разработкой месторождения, и те, которые
определяются другими факторами. Поэтому площадь зоны III должна
охватывать участки с геолого-гидрогеологическими условиями и
ландшафтами, развитыми в зоне II.
Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации
В соответствии с подпунктом 11 пункта 6 и пунктом 14 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 года N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст.3971),
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.
Министр
Б.А.Яцкевич
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 июля 2001 года,
регистрационный N 2818
Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации
Утверждено
приказом МПР России
от 21.05.2001 N 433
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.
1. Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту – ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
2. Целью ГМСН является информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования в части, вытекающей из задач и функций ГМСН.
3. Основными задачами ГМСН являются:
– получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
– оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
– своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
– учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;
– разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
– регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
– межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.
4. Система государственного мониторинга состояния недр включает следующие подсистемы:
– мониторинг подземных вод;
– мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
– мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
– мониторинг месторождений углеводородов;
– мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
– мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
– мониторинг геологической среды континентального шельфа.
а) Подсистема мониторинга подземных вод (подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведение государственного водного кадастра по разделу “подземные воды”. Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
б) Подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов предназначена для выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов и функционально связана с Российской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям.
в) Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля за изменением напряженно-деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений. Подсистема одновременно является составной частью федеральной системы сейсмических наблюдений и прогноза землетрясений.
г) Подсистема мониторинга месторождений углеводородов предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
д) Подсистема мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений и прогнозирования изменений этого состояния, включая наблюдения за состоянием массива горных пород и деформациями земной поверхности в соответствии с требованиями Госгортехнадзора России; учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей твердых полезных ископаемых.
е) Подсистема мониторинга участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении радиоактивных и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
ж) Подсистема мониторинга участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием, предназначена для оценки состояния недр и прогноза изменения этого состояния, включая загрязнение недр, активизацию экзогенных и эндогенных процессов, под воздействием различных объектов хозяйственной деятельности.
з) Подсистема мониторинга геологической среды континентального шельфа предназначена для оценки изменения состава и свойств донных отложений; состояния подземных вод и развития экзогенных геологических процессов в пределах шельфа, влияния разработки месторождений полезных ископаемых на шельфе на другие компоненты окружающей природной среды (морские воды, биоту и др.).
5. Организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
По вопросам ведения ГМСН Министерство природных ресурсов Российской Федерации взаимодействует в пределах компетенции:
– с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – координация действий при возникновении чрезвычайных ситуаций (в случаях катастроф природного характера, проявления опасных геологических процессов);
– с Министерством здравоохранения Российской Федерации – при ведении социально-гигиенического мониторинга в части оценки качества воды подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также состояния подземных вод, относящихся к природным лечебным ресурсам;
– с Федеральной службой земельного кадастра России – по вопросам ведения государственного мониторинга земель, государственного земельного кадастра, землеустройства в части сведений о границах и площадях земельных участков, их правовом положении, состоянии и использовании;
– с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – при ведении мониторинга поверхностных вод суши, морской среды, атмосферы и почв в части оценки влияния изменения состояния указанных компонентов окружающей природной среды на состояние недр;
– с Федеральным горным и промышленным надзором России – при ведении мониторинга месторождений углеводородов, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, твердых полезных ископаемых, а также участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– с Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности – при ведении мониторинга участков недр, предоставленных в пользование для захоронения радиоактивных отходов.
6. Нормативное, методическое и организационное обеспечение ведения ГМСН осуществляет МПР России.
7. Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, региональном, территориальном (административно-территориальном) и объектном (локальном) уровнях.
а) Порядок организационного и финансового обеспечения работ по ведению ГМСН на федеральном и региональном уровнях определяет МПР России.
б) На территориальном (административно-территориальном) уровне ведение ГМСН обеспечивают территориальные органы МПР России во взаимодействии со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования субъектов Российской Федерации.
в) Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
8. Информационной основой осуществления ГМСН являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, муниципальные и локальные (объектные) наблюдательные сети.
а) Пункты наблюдений, участки и полигоны государственной опорной сети, созданные за счет государственных средств, являются государственной собственностью и размещаются на площадях как с естественным, так и с нарушенным состоянием недр.
б) Наблюдательные пункты ведомственных и муниципальных сетей находятся в ведении соответствующих ведомств Российской Федерации и муниципальных органов субъектов Российской Федерации.
в) Организации вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.
9. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, относится к государственным информационным ресурсам ГМСН, являющимся составной частью государственного фонда геологической информации. Отнесение информационных ресурсов ГМСН к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о недрах и государственных информационных ресурсах. Информация системы ГМСН должна соответствовать государственным стандартам, а также требованиям, утвержденным МПР России, в том числе для Государственного банка цифровой геологической информации и фондов геологической информации.
10. Порядок и условия поступления в информационный фонд ГМСН конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются действующим законодательством.
11. Информация о состоянии недр, получаемая при ведении ГМСН, ежегодно представляется МПР России в обобщенном виде органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации для использования при принятии решений в области природопользования.
12. Информационные ресурсы ГМСН используются при подготовке Государственных докладов о состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации, о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, о состоянии и использовании земель Российской Федерации, при осуществлении государственного геологического и водного контроля.
13. Финансирование работ по функционированию и развитию системы государственного мониторинга состояния недр осуществляется за счет:
– расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
– средств федеральных программ, в которых предусмотрены мероприятия по ведению ГМСН;
– собственных средств недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности;
– прочих источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Текст документа сверен по:
“Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти”,
N 33, от 13 августа 2001 года