Требования при ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых

При принятии решения о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Ликвидация допускается после полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых при отсутствии перспектив их прироста, невозможности и нецелесообразности повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу имеющихся забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами государственного управления фондом недр после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

Консервация объекта недропользования или его части допускается в случаях временной невозможности или нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения или отдельных его участков по технико-экономическим, экологическим, горногеологическим и иным причинам. Консервации подлежат горные выработки и буровые скважины на ликвидируемых предприятиях, перспективные и пригодные для использования в иных целях. Так же проводится консервация объекта недропользования, строительство которого завершено, до передачи его заказчику.

Консервация объекта недропользования производится на срок от 6 месяцев до 15 лет. Если срок консервации объекта превысил 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью населения, то, по требованию органа государственного управления фондом недр, недропользователь обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать объект. Допускается временная приостановка деятельности объекта по экономическим причинам (отсутствие спроса на сырьё, иные причины) на срок до 6 месяцев без проведения его консервации.

Ликвидация или консервация объекта недропользования производится в соответствии с разработанным и утверждённым в установленном порядке проектом. Проекты ликвидации или консервации объектов недропользования разрабатываются специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Проект разрабатывается с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды. Ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что «при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.» Требования к содержанию проекта ликвидации или консервации объекта недропользования установлены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 2 июня 1999 г. № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами»19. В проекте определяются сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, разрабатываются технические мероприятия по:

  • обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
  • сохранности месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;
  • предотвращению загрязнения недр и водных объектов;
  • предотвращению проникновения вредных газов в поверхностные сооружения и атмосферу;
  • ликвидации провалов, трещин, ограждению опасных участков;
  • рекультивации нарушенных земель;
  • предотвращению затопления, заболачивания земной поверхности, нарушения гидрогеологического режима подземных вод;
  • предотвращению попадания в горные выработки, провалы людей и животных;
  • предотвращению повреждений зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ликвидированного и законсервированного объекта;
  • сохранности геодезической и маркшейдерской опорной сети;
  • ликвидации имеющихся очагов подземных пожаров;
  • предотвращению активизации опасных геомеханических процессов (оползней, обвалов и др.);
  • обеспечению безопасности работ при ликвидации или консервации объекта.

При ликвидации или консервации объекта недропользования с неотработанными в пределах горного отвода запасами полезных ископаемых в проект включается технико-экономический анализ целесообразности их отработки, списания или дальнейшего учета в государственном балансе полезных ископаемых. Обязательной частью проекта является проект рекультивации отработанных территорий. Мероприятия по рекультивации нарушенных земель должны предусматривать последовательно два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку территории, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Биологический этап рекультивации проводится только в случае дальнейшего использования территории в целях ведения сельского или лесного хозяйства и других целях, требующих восстановления плодородия почв.

Проект ликвидации или консервации объекта недропользования утверждается организацией, принявшей решение о его ликвидации или консервации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с компетентными государственными органами. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.

Для проведения технических работ по ликвидации или консервации объекта создаётся специальная комиссия. Состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами государственного управления фондом недр, горного контроля, экологического контроля или их территориальными органами. Выполненные ликвидационные работы или работы по консервации объекта принимаются комиссией на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, а также изучения представленных документов. В актах приемки выполненных работ указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта ликвидации или консервации объекта, нарушениями установленных нормативных требований, не допускается. Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем организации, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта. К актам прилагаются необходимые горнографические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ. Приёмка рекультивированных территорий производится специальной Постоянной комиссией в составе органа местного самоуправления в месячный срок после завершения рекультивационных работ. Результаты работы комиссии оформляются актом установленной формы.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации установленной формы. Материалы на ликвидацию или консервацию объектов недропользования для их утверждения представляются в орган государственного управления фондом недр или его территориальный орган. В состав данных материалов входят:

  • заявление;
  • проект акта о ликвидации или консервации объекта недропользования;
  • акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта;
  • акты по приемке-передаче рекультивированных земель;
  • основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом, и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражается состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых, или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности;
  • экспертные заключения организаций, имеющих соответствующую лицензию;
  • технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта.

Акт о ликвидации или консервации объекта недропользования должен быть принят не позднее одного месяца после получения указанных выше материалов. Акт подписывается недропользователем, органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Учёт актов о ликвидации или консервации объектов недропользования ведётся компетентным государственным органом20.

Финансирование работ, связанных с консервацией и ликвидацией горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств недропользователей. Данные расходы могут быть возложены на государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины недропользователя), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие). Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств специально создаваемого ликвидационного фонда.

Требуется возродить ЛИКВИДАЦИОННЫЙ ФОНД.

До настоящего времени в России не разработана нормативно-правовая база, гарантирующая выполнения обязательств по необходимому объему ликвидационных работ. Отсутствие конкретного механизма, гарантирующего выполнение недропользователями своих обязательств по финансированию ликвидационных работ, приводит к тому, что во многих случаях ликвидация последствий проведения горных работ практически полностью возлагается на государство. В связи с этим Минприроды России дано соответствующее поручение Правительства Российской Федерации (от 14.12.2011 № СИ-П9-8912).

Законопроект направлен на финансовое обеспечение проведения ликвидационных работ, рекультивации нарушенных земель, ликвидации экологических последствий ведения горных работ.

Источник

Об
утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и
консервации опасных производственных объектов, связанных с
пользованием недрами

____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления
Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192
____________________________________________________________________

Федеральный горный и
промышленный надзор России

постановляет:

Утвердить Инструкцию о
порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных
производственных объектов, связанных с пользованием недрами.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.Лозовой


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 июня 1999 года,
регистрационный N 1816

Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации
опасных производственных объектов, связанных с пользованием
недрами

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Госгортехнадзора России
от
02.06.99 N 33

1. Настоящая Инструкция
разработана с учетом требований Закона
Российской Федерации “О недрах” в редакции Федерального
закона от 03.03.95 N 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации “О недрах” (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823, далее –
Закон
Российской Федерации “О недрах”), Федерального
закона от 30.11.95 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской
Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 49, ст.4694), Федерального
закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных
производственных объектов” (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588), Положения
о Федеральном горном и промышленном надзоре России,
утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8,
ст.657).

2. Инструкция
устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и
консервации опасного производственного объекта, связанного с
пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной
безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации –
также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных
выработок на время консервации.

3. Требования Инструкции
являются обязательными для всех организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование,
эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных
объектов, связанных с пользованием недрами, на территории
Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и
морской исключительной экономической зоны Российской
Федерации.

4. В соответствии с
приложением
1 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных
производственных объектов” объекты, на которых ведутся горные
работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в
подземных условиях, относятся к категории опасных производственных
объектов, в число которых могут быть включены подземные сооружения,
не связанные с добычей полезных ископаемых, шахты, рудники,
карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные полигоны, торфяные и
сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной
газификации, разведочные горные выработки и скважины, скважины по
добыче нефти, газа, подземных вод, комплексы геотехнологической
добычи полезных ископаемых, включая хвосто-шламохранилища и другие
накопители отходов добычи и переработки минерального сырья,
производства по подготовке и переработке минерального сырья (далее
– объекты).

5. В соответствии со
статьей
26 Закона Российской Федерации “О недрах” ликвидация и
консервация горных выработок и иных сооружений, связанных с
пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий –
пользователей недр. В соответствии со статьей
21 Закона Российской Федерации “О недрах” расходы на ликвидацию
и консервацию несет государство, если пользование недрами
прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и
здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния
работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины
предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные
бедствия, военные действия и другие).

6. В соответствии со
статьей
26 Закона Российской Федерации “О недрах” при полной или
частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного
сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть
приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья
населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений,
а при консервации – также сохранность месторождения, горных
выработок и буровых скважин на все время консервации.

7. В соответствии со
статьей
20 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской
Федерации” не используемые искусственные острова, установки и
сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации должны
быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их
создание.

8. В соответствии со
статьями
20 и 26
Закона Российской Федерации “О недрах” предприятия по добыче
полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей,
подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия
лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении
пользования недрами, а также по инициативе пользователя
недр.

9. При принятии решения о
ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых,
организацией учитывается полнота отработки балансовых запасов
полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе
извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от
утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых,
перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной
разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых
запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей
полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных
ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзора России.
Ликвидация горных выработок объекта, связанного с добычей полезных
ископаемых, производится после полного списания в установленном
порядке запасов полезных ископаемых.

10. В случаях истечения
срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном
прекращении права пользования недрами на горных отводах с
неотработанными запасами следует рассматривать возможность
консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.

Предусмотренное
техническим проектом сезонное прекращение горных работ консервацией
не считается.

11. Ликвидация или
консервация объекта производится по проектам с соблюдением
требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей
природной среды.

12. Консервация объекта
может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях
временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей
эксплуатации по технико-экономическим, экологическим,
горнотехническим и другим причинам. Временная приостановка
деятельности объекта в связи с отсутствием спроса на добываемое
сырье или иными экономическими причинами может осуществляться без
консервации горных выработок на срок до 6 месяцев при условии
выполнения согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора
России мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны
недр и окружающей среды на весь срок приостановки.

13. При сухой консервации
объекта имеющиеся водоотливные средства остаются в действии и
обеспечивается водоотлив из горных выработок и их поддержание
совместно с оборудованием в состоянии, пригодном для эксплуатации и
возобновления приостановленных работ. При мокрой консервации
объекта работа водоотлива прекращается и горные выработки
затапливаются. Продолжительность периода консервации определяется в
проекте консервации в соответствии с условиями лицензии на
пользование недрами и должна обеспечивать сохранность месторождения
и горных выработок. При консервации списание запасов полезных
ископаемых не допускается.

14. Ликвидация и
консервация вентиляционных, дегазационных, дренажных, нефтяных,
газовых и других скважин производится в соответствии с
установленными требованиями по ликвидации и консервации
соответствующих скважин и оборудования их устьев стволов.

15. В соответствии со
статьей
26 Закона Российской Федерации “О недрах” ликвидация и
консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или
подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых,
считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или
консервации органами, предоставившими лицензию на пользование
недрами, и органом государственного горного надзора.

16. После консервации
объекта горные выработки (скважины) различного назначения в каких
бы то ни было целях могут быть использованы после согласования с
органами Госгортехнадзора России технических мероприятий по
промышленной безопасности, охране недр и окружающей среды.

17. Возобновление работ
по эксплуатации объекта, находящегося на консервации, производится
в соответствии с техническим проектом, согласованным с органами
Госгортехнадзора России и утвержденным в установленном
порядке.

18. Учет ликвидированных
и находящихся на консервации объектов ведется органами
Госгортехнадзора России в соответствии с установленными
Госкомстатом России формами государственного федерального
статистического наблюдения, а также в соответствии с установленным
порядком ведения государственного учета участков недр,
предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных
ископаемых.

19. Финансирование работ,
связанных с ликвидацией или консервацией объекта, а также
деятельностью комиссии по технической ликвидации или консервации
объекта, осуществляется в порядке, установленном организацией –
владельцем объекта либо органом, принявшим в соответствии с
действующим законодательством решение о ликвидации или консервации
объекта.

20. За дату начала
технических работ по ликвидации или консервации объекта принимается
дата утверждения комиссии по технической ликвидации или консервации
объекта (далее комиссии).

21. Состав комиссии и
положение о ее деятельности утверждаются организацией, принявшей в
установленном порядке решение о ликвидации или консервации объекта
по согласованию с органами исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской
Федерации (далее – МПР России) или его территориальным органом,
Госгортехнадзором России или его территориальным органом и
Госкомэкологией России или его территориальным органом.

К
основным функциям комиссии могут относиться:

разработка предложений по
обеспечению промышленной безопасности, безопасности населения,
охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений;

подготовка замечаний и
предложений по проектным решениям по ликвидации или консервации
объекта;

приемка работ по
ликвидации или консервации объекта;

осуществление контроля за
качеством проводимых работ по ликвидации или консервации объекта,
соблюдением проектных решений, реализацией рекомендаций экспертизы
промышленной безопасности и государственной экологической
экспертизы;

подготовка актов приемки
выполненных работ по ликвидации или консервации объекта и проекта
акта о ликвидации (консервации);

подготовка предложений по
использованию горных выработок (скважин), зданий, сооружений
ликвидируемого или консервируемого объекта по добыче.

22. Задание на
проектирование ликвидации или консервации составляется в
соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Задание
на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о
ликвидации или консервации объекта по согласованию с органами
Госгортехнадзора России.

23. Проектирование
ликвидации или консервации объекта осуществляется организацией,
имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных
производств.

24. Проект ликвидации или
консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о
ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного
заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы
промышленной безопасности и согласования с органами
Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации
горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием
недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке
проекта.

25. При ликвидации или
консервации объекта подлинники геологической, маркшейдерской
документации постоянного хранения пополняются на момент завершения
работ по эксплуатации объекта и его ликвидации или консервации и
передаются на хранение в соответствующие государственные или
муниципальные архивы по акту, за исключением геологической
информации, подлежащей в установленном порядке представлению в
федеральный или соответствующий территориальный фонд геологической
информации. Перечень передаваемой на хранение документации
согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора
России. Копия акта о передаче документов на хранение представляется
в территориальные органы Госгортехнадзора России.

26. Приемка работ
комиссией осуществляется на основании непосредственного осмотра и
оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных
проектом ликвидации или консервации объекта, а также изучения
представленных документов. Приемка работ, выполненных с
отступлениями от проекта ликвидации или консервации объекта,
нарушениями установленных нормативных требований, не
допускается.

27. В актах приемки
выполненных работ по ликвидации или консервации объекта указываются
произведенные работы и дается оценка качества их выполнения.
Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем
организации, принявшей решение о ликвидации или консервации
объекта. К актам прилагаются необходимые горнографические
материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество
выполненных работ.

28. Для подписания
предусмотренного статьей
26 Закона Российской Федерации “О недрах” акта о ликвидации или
консервации пользователь недр представляет в органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР
России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта
акта о ликвидации или консервации объекта по форме, предусмотренной
в приложении
1, и прилагаемых к проекту акта копий заверенных в
установленном порядке документов:

а) акты по приемке
выполненных работ по ликвидации или консервации объекта:

б) акты по
приемке-передаче рекультивированных земель;

Источник