Тюменский налог на добычу полезных ископаемых

Тюменский налог на добычу полезных ископаемых thumbnail

В общественном сознании Тюменская область обычно ассоциируется с нефтью. Между тем скоро регион лишится одного из основных источников пополнения казны – НДПИ, нефтяной ренты.

Чтобы минимизировать бюджетный “провал”, власти региона своевременно сделали ставку на открытие новых конкурентоспособных производств и модернизацию существующих, максимально благоприятствуя инвесторам. За последние семь лет запущено свыше двух десятков предприятий и около полусотни прошли через капитальную реконструкцию, из них большинство значительно, иногда даже кратно, увеличили выпуск продукции.

Как регион наращивает индустриальный и агропромышленный потенциал, с какими проблемами при этом сталкивается – сквозная тема интервью, которое дал “РГ” губернатор области Владимир Якушев.

Российская газета: Депутаты утвердили плановые расходы областного бюджета на 2012-й и два последующих года в размере 289 миллиардов рублей. Для сравнения: в текущем году, как ожидается, будет потрачено без малого 180 миллиардов. Не слишком ли пессимистические ожидания?

Владимир Якушев: Мы исходим из консервативного сценария развития региональной экономики, не исключаем сравнительно низких мировых цен на углеводородное сырье. Это своего рода страховка. Мы приняли на себя весомые социальные обязательства, и, чтобы их безукоризненно выполнять в ближайшие годы, следует иметь необходимые финансовые резервы. Естественно, сделаем все от нас зависящее, чтобы планку фискальных сборов поднять намного выше.

Область, как вы знаете, постепенно лишается своей доли НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых. Это десятки миллиардов рублей. В грядущем году мы получим 50 процентов сырьевой ренты, а уже в 2014-м – ни копейки. Компенсировать потери можно только за счет развития других отраслей экономики, открытия инновационных производств, на чем и концентрируем усилия. Необходимо еще раз расставить акценты в бюджетной политике, исключив нерациональные, неэффективные траты. Но правительство не собирается экономить на вложениях в человеческий капитал – на здравоохранении, образовании, социальных жилищных программах. На дальнейшую реализацию приоритетных национальных проектов будет израсходовано не менее 45 миллиардов рублей. Из них приблизительно 19 инвестируем в жилищное строительство. Предусматриваем также построить одиннадцать новых школ и семь детсадов. В структуре прогнозируемых расходов две трети приходится на социальные направления. Солидные средства направим на улучшение транспортной инфраструктуры, прежде всего в областном центре. Тюмень вошла в тройку самых комфортных для проживания городов России, и нам не к лицу сдавать позиции.

РГ: Идея создания в Тобольске особой экономической зоны – один из вариантов возмещения выпадающих налоговых поступлений? И каковы здесь шансы на успех?

Якушев: В 2013 году холдинг “СИБУР” запустит в Тобольске крупный завод по выпуску полипропилена. Проблем со сбытом не будет. Но в идеале следовало бы часть продукции использовать на месте – для масштабного производства различных пластиковых изделий. К этому располагает развитая промышленная и транспортная логистика. Имеется вся необходимая инфраструктура. Глубокая переработка позволит получать в бюджет дополнительные доходы, и немалые. Создание особой экономической зоны – процесс, безусловно, сложный, долгий, требующий множества согласований на федеральном уровне, выполнения ряда условий. К примеру, в такой зоне должны базироваться минимум пять солидных инвесторов.

Я уже не раз говорил и еще раз повторю: мы имеем шанс сформировать в Тобольске сильный кластер разнопрофильных нефтегазохимических производств. К моменту их выхода на полную мощность и завершения срока налоговых преференций (к 2017-2020 годам) генерируемые кластером доходы будут сопоставимы с доходами юга области от добычи нефти. Нельзя упускать такой шанс.

РГ: Областные власти привлекают инвесторов налоговыми льготами. Совокупный объем скидок компаниям, которые реализуют новые проекты, ведут масштабную реконструкцию действующих производств, закупают продукцию машиностроительных заводов, измеряется в миллиардах рублей. Что в итоге приобретет область на каждый “упущенный” в период предоставления льгот рубль?

Якушев: Разумеется, при расчете объемов господдержки нас заботит эффективность вложений и, не в последнюю очередь, скорость их возврата. Возьмем Уральскую горно-металлургическую компанию, которая возводит на окраине Тюмени современный электрометаллургический завод. По предварительным оценкам, после его запуска УГМК будет ежегодно перечислять в городской и областной бюджеты до миллиарда рублей. Приблизительно столько же казенных средств направлено в помощь инвестору для создания инфраструктуры промышленного предприятия, на котором, кстати, будет занято свыше тысячи человек. Вложения, следовательно, окупим за год. Уместно напомнить, что на строительство первенца металлургической промышленности Тюменской области Инвестфонд РФ недавно выделил почти миллиард рублей.

Что касается проектов, поддержка которых осуществляется исключительно за счет предоставления налоговых льгот, предусмотренных региональным законодательством, – здесь один бюджетный рубль “подтягивает” минимум десять внебюджетных. Смотрите, какой совокупный эффект мы получаем, компенсируя в рамках целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства первый взнос по договорам лизинга оборудования. За последние 12 месяцев удовлетворено свыше 180 заявок предприятий, в итоге ими приобретено по лизингу более 600 единиц техники и оборудования, создано приблизительно 300 новых рабочих мест, привлечено в экономику области два миллиарда рыночных рублей. Приведу еще цифру: в 2010 году нефтепереработчики на каждый рубль налоговых льгот, полученных ими ранее, дополнительно перечислили в бюджет шесть рублей налогов.

Читайте также:  Чем полезны пробежки на свежем воздухе

Такого рода преференции – один из мощных рычагов, позволяющих ускорить процесс диверсификации индустриального сектора. Льготы даем строящимся и модернизируемым предприятиям, которые после выхода на проектную мощность сторицей возместят выпадающие ныне доходы, создадут высокооплачиваемые рабочие места. Таким образом, точнее будет говорить не об “упущенных” в определенный период времени деньгах, а об инвестициях в будущее региона.

РГ: Статистика свидетельствует: большинство крупных и средних предприятий успешны. Однако есть и обратные примеры. Так, в течение ряда лет не может справиться с упадком комбинат “Кросно”, некогда флагман отечественной текстильной промышленности. На нем придется ставить крест?

Якушев: Крест ставить рано. Сейчас идут переговоры с потенциальным инвестором. Основное наше условие – не только сохранить текстильное производство, но и обязательно его модернизовать. На изношенных станках конкурентоспособный товар не изготовишь.

То есть мы не намерены пассивно наблюдать за стагнацией отдельных предприятий. Другой вопрос, что если фабрика, завод полностью в частном владении, то мы не способны переломить ситуацию без инициативы и смекалки самого хозяина, подкрепленной как предпринимательским чутьем, так и знанием рыночных механизмов.

Есть примеры того, как тюменские предприятия, прежде работавшие на устаревшем оборудовании, совершали настоящий прорыв. Воспользовавшись господдержкой, фанерный завод переехал на новую площадку, где смонтировал современное технологическое оборудование. Последовательно наращивая мощности, готовит к запуску вторую поточную линию. Продукция пользуется спросом, часть ее отправляется на экспорт. А ведь завод, что называется, мог испустить дух.

Внушает оптимизм программа технического перевооружения “Заречья” – не нуждающейся в представлении мебельной фабрики. Менеджмент осознает, что без модернизации компания рискует утратить завоеванные за много лет позиции. Вообще, мы настраиваем тюменских мебельщиков на выпуск конкурентоспособной продукции. Аутсайдеры сойдут с дистанции. В процессе преобразования завод пластмасс, другие испытывающие трудности предприятия. Словом, кто ищет, тот обретет. И – при трезвом расчете – вправе рассчитывать на нашу помощь.

РГ: Между тем объемы заготовки древесины в крае можно увеличить многократно. Некоторые эксперты для этого рекомендуют привлечь капиталы заинтересованных компаний из Средней Азии, Китая. Предложение, на ваш взгляд, рационально?

Якушев: Верно, сегодня используется лишь четверть лесных ресурсов региона, главным образом “в простое” труднодоступные таежные районы. А в сфере деревообработки меня не удовлетворяет объем выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверхзадача – привлечь в отрасль инвесторов, создать им соответствующие условия, в том числе, наверное, и через корректировку законодательства. Лесные проекты включили в список приоритетов, презентуем их профильным отечественным и зарубежным компаниям, представителям финансово-промышленных корпораций, дипломатам. Переговоры идут. Мы ищем не дровосеков, которые возьмутся рубить деловой лес с целью его последующего вывоза за пределы области и страны. Неразумно предлагать использовать регион в качестве дешевого сырьевого придатка. Мы ищем партнеров для создания на нашей территории на взаимовыгодных условиях инновационных деревообрабатывающих предприятий с замкнутым циклом производства, включающим в себя и лесозаготовку. Поступят такие предложения от бизнесменов азиатского региона – с удовольствием рассмотрим.

РГ: О переработке другой продукции – сельскохозяйственной. К теме невольно заставляет обратиться рекордный урожай при низких закупочных ценах. Как помочь аграриям в этих условиях иметь верную прибыль?

Якушев: Без ложной скромности скажу: достигнуты небывалые результаты за всю историю Тюменской области как по валовому сбору зерновых, овощей, картофеля, так и по урожайности на единицу площади. Некоторые хозяйства даже по российским меркам рекордсмены. Агрофирма “КРиММ” накопала с каждого гектара чуть ли не 700 центнеров картошки. Кстати, наш семенной картофель закупают на юге страны, в Белоруссии.

Сложившиеся закупочные цены, увы, не позволяют земледельцам даже покрыть свои затраты. Да и проблемы с железнодорожными перевозками дают о себе знать. Правительство области приняло решение субсидировать аграриев, чтобы они придержали часть продукции на складах. Зимой, весной она подорожает.

Это выход, и то не лучший, при условии, что бюджет располагает маневренным резервом, если получает дополнительные доходы. А если их нет? Надо выходить из прямой зависимости от конъюнктуры отечественного рынка полевой сельхозпродукции. Что прежде всего подразумевает первичную и глубокую переработку. Какой смысл гнаться за высоким урожаем картофеля, если его реализуют грязным, неотсортированным, нерасфасованным? Потребитель от такого отворачивается. Пока два предприятия имеют линии по первичной обработке картофеля. Этого, разумеется, мало. Пора изучить рынок, определиться с технологиями, ассортиментом и налаживать переработку, в том числе на кооперативных началах.

РГ: Область прославилась высокопроизводительным молочным животноводством. Заявит ли она себя как поставщик мяса и породистого скота? Ныне до 40 процентов говядины импортируется.

Читайте также:  Блюда из брюквы вкусные и полезные

Якушев: Думаю, в ближайшее время мы вытесним завозную говядину. Воплощается в жизнь крупный инвестиционный проект по производству и переработке говядины, мегафермы вместят десять тысяч животных. Но главная задача несколько иного характера – уже в 2012-м область должна стать репродукционным центром общефедерального значения. В предыдущие годы мы вложили значительные средства в создание генетического потенциала, сегодня в шести племенных репродукторах разводят чистопородный скот пяти мясных пород. В ближайшей перспективе специализированные хозяйства планируют реализовать в Западной Сибири, европейской части страны до двух тысяч голов молодняка. В дальнейшем – еще больше.

Параллельно на основе государственно-частного партнерства энергично развиваем рыбоводческую отрасль, рыбопереработку. Идет модернизация и расширение имеющихся предприятий, через 2-3 года к существующим прибавятся еще пять. Уверен в том, что далеко за пределами региона станет известен возрождаемый нами бренд “Тюменская рыба”.

РГ: В рейтинге лучших лоббистов России у тюменского губернатора – пятое место. Как вы, Владимир Владимирович, воспринимаете этот факт?

Якушев: Ко всем рейтингам отношусь достаточно ровно. Главное, чтобы работа приносила отдачу. Негативная эмоциональная окраска, некогда присущая понятию “лоббизм”, выцвела. Я воспринимаю его как отстаивание, продвижение чьих-либо законных интересов через законные процедуры. Как губернатор лоббирую интересы жителей области – в государственных структурах, в отношениях с бизнесом. Иногда и перед первыми лицами страны. При необходимости отстаиваю интересы компаний, работающих на территории региона, что в конечном счете на пользу землякам: чем комфортнее у нас предпринимателям, тем прочнее экономика.

РГ: Недавно вы заявили, что вам симпатична идея превращения Тюмени в город бесплатного Интернета. Но на такой проект никакого бюджета не хватит!

Якушев: Не надо воспринимать идею буквально. Беспроводной доступ в сеть можно обеспечить в популярных общественных местах – на главных площадях, в парках, скверах, а также в библиотеках и вузах Тюмени. Аналогично – в центрах других муниципальных образований. Затраты относительно невелики. Для чего это? Мы стремимся к тому, чтобы регион оставался привлекательным для молодых, чтобы они к нам приезжали учиться, работать, отдыхать. Молодежь все больше времени проводит в Глобальной сети, и общедоступный WI-FI – один из способов притяжения. Вообще, без Интернета уже не обойтись. Количество его пользователей на территории юга области, по прогнозам, через год вырастет на 20 процентов. Не в последнюю очередь за счет прокладки высокоскоростных линий связи в отдаленные районы, повсеместного открытия курсов по овладению компьютерной грамотностью.

Источник

Предприятия, занимающиеся производством щебня на Южном Урале, оказались в сложной ситуации. Налоговая служба при проверке расчетов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) пришла к выводу, что они добывают не строительный камень, а щебень, налог на который существенно выше. Ситуация усугубляется тем, что УФНС пытается доначислить его за последние три года.

Добыча мелкой фракции

По оценке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова, организации отрасли, которых в регионе около двадцати, ежегодно платят 148 миллионов рублей НДПИ, а теперь речь может пойти примерно о двух миллиардах рублей дополнительной нагрузки, что поставит компании на грань выживания. Цепочка потянется дальше: пострадают дорожники и строители, ведь в производстве асфальта и бетона важным компонентом является щебень.

Правовую коллизию, рассказывает представитель бизнес-омбудсмена Алевтина Белешова, породило разное толкование 337-й статьи Налогового кодекса РФ: налоговики дробление бутового камня в щебень приравнивают к добыче, предприниматели же убеждены, что это переработка, то есть иной объект налогообложения.

– Я уже около 20 лет в этом бизнесе, и всегда налог на добычу брали с камня. Поэтому сейчас люди в шоке, – рассказывает руководитель завода сухих строительных смесей из города Бакал Евгений Кузнецов. – Камень мы продавали по 70 рублей за тонну, щебень – по 350. Соответственно НДПИ теперь вырастет в пять раз. Что остается? Не будем продавать камень, хотя дорожники просят. Говорим им: покупайте тогда по цене щебня, чтобы мы налоги смогли заплатить.

Компания на рынке сравнительно недавно. Пока набирали темп, объемы были небольшими. Сейчас это сыграло на руку: доначислено всего 1,5 миллиона рублей. Кто производил щебень в больших масштабах, те перемены чувствуют сильнее. Не все выдержат – некоторые, вероятно, обанкротятся, уйдут с рынка, предполагает Кузнецов.

Получив в 2018-м требование от налоговой службы, владельцы компании из Бакала решили судиться. На их стороне выступили представители уполномоченного по защите прав предпринимателей, однако в первой инстанции арбитражного суда процесс они проиграли.

Как рассказала Алевтина Белешова, раньше решения по подобным делам выносились в пользу налогоплательщиков. Но судебная практика изменилась после того, как в 2018-м Верховный суд указал: полезным ископаемым признается щебень различных фракций. Подразумевается, что технологическая операция по дроблению камня относится к горнодобыче, а не к переработке, поэтому НДПИ теперь начисляют не на фактически добытое из недр минеральное сырье, а на получаемую из него продукцию.

Читайте также:  Чем полезен имбирный чай с лимоном для женщин

Дробление камня относят к горнодобыче, а не к переработке, поэтому НДПИ теперь начисляют не на добытое из недр сырье, а на получаемую из него продукцию

В УФНС России по Челябинской области отмечают, что опираются на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа, оставленное в силе Верховным судом, а также на определение Конституционного суда РФ, которые меняют правоприменительную практику исчисления налоговой базы по НДПИ. В 2018-2019 годах сотрудники фискального органа провели масштабную разъяснительную работу с налогоплательщиками, которые в итоге предоставили 35 уточненных налоговых деклараций. Дополнительно им было начислено четыре миллиона рублей налога.

Дробить камень или бизнес?

Спор, однако, мирно не разрешился, конфликт лишь набирает обороты. Заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей Ольга Казакова говорит, что ее коллеги до конца пойдут с проигравшим первый процесс заводом, будут представлять его интересы в апелляционной инстанции.

Правозащитники и сами бизнесмены, ознакомившись с полученными из суда документами, сделали вывод: если бы производство было разделено на две части – добычу сырья и дробление, полезным ископаемым считался бы камень, а в ситуации, когда обе операции производит одно юрлицо, – щебень. Выходит, проблема в самом определении понятия полезного ископаемого, которое сегодня можно толковать по-разному.

– Норма налогового кодекса, которая приводит к недопониманию, по нашему мнению, не является ясной, а налоговое законодательство должно быть понятным и не допускать двоякого толкования, – говорит Алевтина Белешова.

– Если развивать логику признания щебня полезным ископаемым, то так же следует поступить в отношении кирпича, мазута, бензина, обложить и их НДПИ, – рассуждает Евгений Кузнецов. – Но, даже если мы теперь поделим предприятие на добычу и переработку, опять возникнут вопросы: создание двух юридических лиц посчитают дроблением бизнеса, начнутся проверки… Замкнутый круг.

В подобных прогнозах он не одинок. Зампредседателя Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров тоже предполагает, что решить проблему разделением юрлица не получится – компанию могут заподозрить в уходе от налогов, использовании серых схем.

Не с места, но в карьер

Какой выход из ситуации наименее болезненный, похоже, не представляет никто. И, пока стороны готовятся к продолжению тяжбы, власти пытаются помочь производителям минимизировать ущерб. Министр промышленности региона Павел Рыжий встретился с руководителем налоговой инспекции Михаилом Бирюком. Говорили о мягком подходе к взиманию недоимок. Министр оценил диалог как конструктивный, однако хозяйствующим субъектам напомнил: все меры господдержки, которые есть в арсенале его ведомства и фонда развития промышленности, распространяются только на предприятия, не имеющие налоговой задолженности.

По словам замминистра промышленности Марины Шаповаленко, во время встречи с налоговиками ставился вопрос о снижении налоговой нагрузки, уменьшении штрафных санкций, отсрочке и рассрочке для владельцев карьеров, которым пришли “письма счастья”. Отсрочка, к примеру, может длиться несколько лет. Кроме того, возможно введение налоговых льгот для недропользователей, если будет принят специальный областной закон. Очевидно, власть тревожит, что налогоплательщики могут уйти в другие юрисдикции. Чтобы разрядить обстановку и сформировать общую позицию по проблеме, создана рабочая группа под руководством вице-губернатора Егора Ковальчука.

Тюменский налог на добычу полезных ископаемых

Производство щебня в Челябинской области, миллионы кубометров. Проект “Щебень России” (brokenstone.ru)

В то же время ряд экспертов видит за сложившейся в щебеночном производстве ситуацией более масштабную проблему. Так, представитель омбудсмена Юрий Симанков отмечает, что, несмотря на заявленное сокращение налоговых проверок, на Южном Урале доначислили налогов на 100 миллионов рублей больше, чем в соседней Свердловской области. Константин Захаров приводит такие данные: за 10 месяцев прошлого года ФНС доначислила 9,7 миллиарда рублей, шесть из которых пришлись на столицу. В Уральском федеральном округе сумма близка к 2,5 миллиарда, из них в Свердловской области – 551 миллион, а в Челябинской – почти 657 миллионов рублей, что говорит о чрезмерной фискальной активности в регионе. Если тенденция сохранится, итожит вице-спикер, можно констатировать отрицательную инвестиционную привлекательность территории для малого и среднего бизнеса.

Впрочем, несмотря на широкий разброс мнений, практически все эксперты и наблюдатели сходятся в том, что корень, а значит, и решение проблемы находится на федеральном уровне. О сложившейся в области ситуации региональный бизнес-омбудсмен Александр Гончаров проинформировал уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, а губернатор Алексей Текслер, со своей стороны, обратился в правительство России с просьбой разобраться с доначислением налога на добычу полезных ископаемых и урегулировать проблему.

Источник