Тема полезные ископаемые казахстана 4 класс

Познание мира 4 класс урок Дата «__________»
Тақырып. Что такое полезные ископаемые?
Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.
Күтілетін нәтиже:
Знать классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Создание коллаборативной среды.
Деление на группы
В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.
Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.
–Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?
– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.
– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).
Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.
Актуализация знаний.
– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)
– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?
3. Постановка темы урока и цели
– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?
– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».
– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)
– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)
(Знать, классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)
– Когда мы начали изучать полезные ископаемые?
– В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.
Прием “Корзина идей”
На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
– Для чего мы выполняли это задание?
Работа по теме урока
«Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт
При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие
– уже знал
+ – новое
? – не понял, есть вопросы
Что такое полезные ископаемые?
Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.
Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.
Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.
Заполните таблицу
+
?
Проверка заполнения таблицы
Что вам было известно?
Отметили ли вы для себя новую информацию?
Что вас заинтересовало?
Где возникли вопросы?
Проверим свои предположения по «Корзине идей»
Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)
Полезные ископаемые
рудные нерудные горючие
минералы
Включение нового в систему знаний и повторение
Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.
Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.
– чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.
Карточка для первой группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим полезным ископаемым?
Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?
Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.
Применение горючих полезных ископаемых.
Карточка для второй группы учащихся:
– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
учебник
географическая карта Казахстана,
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным полезным ископаемым?
3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?
4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
4. Применение рудных полезных. ископаемых.
Карточка для третьей группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?
3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?
4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
5. Применение нерудных полезных . ископаемых.
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.
В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.
К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.
Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.
Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.
-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?
– что нам дало выполнение этого вида заданий?
Итог –
о чём вы можете рассказать своим родителям?
– Что вам этот урок дал для жизни?
– Чему вы научились?
7. Составление синквейна или
Полезные ископаемые
Рудные, нерудные
Выплавляют, строят, горят.
Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.
Кладовая земли
Рефлексия Продолжи предложения
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана
Источник
Деление
на группы с помощью карточек с названиями
полезных ископаемых:
рудные ископаемые – алюминий, золото, медь,
серебро, железо, свинец.
горючие ископаемые – каменный уголь, нефть,
бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.
нерудные ископаемые – соль, фосфор, гранит,
песок, глина, мрамор.
– Ребята, что обозначают слова на ваших
карточках? (Полезные ископаемые).
Выбираю по одному представителю каждой группы,
например: медь, соль, уголь.
– На какие группы можно разбить полезные
ископаемые?
(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).
Психологический настрой.
– Распределитесь по группам и скажите пожелания
командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
– Ребята, каждая из команд представляет группу
полезных ископаемых. Составьте кластер о группе
ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее
подробно, команды дарят друг другу смайлики.
3. Определение темы урока.
– Выполнив эту работу, как вы думаете, как
называется тема нашего урока? (Полезные
ископаемые. Закрепление.)
4. Физкультминутка.
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
5. Работа по теме урока.
– Посмотрите на физическую карту нашей страны.
Какие полезные ископаемые есть в нашей стране?
(Перечисление полезных ископаемых).
– Как называются районы, где находятся полезные
ископаемые? (Места, где полезные ископаемые
находятся в количествах, достаточных для
разработки, называются месторождениями).
6. Работа с новым материалом.
– Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти
вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей
земли. Таблица Менделеева – это периодическая
таблица химических элементов, с которой вы
познакомитесь в старших классах на уроках химии.
А сейчас отгадайте загадки.
Загадки
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный
газ)
– К какой группе полезных ископаемых относятся
слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
– Горючие полезные ископаемые являются –
НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”?
(Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
– Горючие полезные ископаемые накапливались в
недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы
имеем возможность пользоваться ими. Если они
невозобновляемые, то, как мы должны их
расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
– Так как они относятся к горючим полезным
ископаемым, то как их надо использовать?
(Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче
горючих полезных ископаемых).
– Какими полезными ископаемыми богата наша
область? (Нефтью, газом, солью).
– Ребята, в нашей области есть район Доссор. В
этом районе в 1911 году было открыто первое
нефтяное месторождение. В том году нефтяники
Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году
было открыто второе нефтяное месторождение в
Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в
Хиву, так как не было транспортных дорог.
7. Работа с текстом. Инсерт.
Каждая группа получает тексты “Нефть”,
“Уголь”, “Природный газ”.
– Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для
вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели
узнать. (Дети читают.Обсуждают).
– Перескажите для соседних команд только самую
интересную и новую информацию. (За лучший
пересказ ребята дарят командам смайлики).
8. Работа с тестами. Обобщение.
1. Люди какой профессии отыскивают
месторождения полезных ископаемых в природе?
А) Врачи Б) Строители В) Геологи
2. Какие из полезных ископаемых используются в
строительстве?
А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь,
поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь,
природный газ В) Графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при
помощи буровых установок?
А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В)
Золото
5. Зачем люди собирают металлолом?
А) Очищается территория от мусора Б) Так
сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в
соревнованиях
6. С какими полезными ископаемыми надо
обращаться осторожно?
А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В)
Горючие ископаемые
Ребята работают по тестам, звучит приятная
мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют
себе баллы. (Слайды).
9. Творческая работа. Синквейн.
– Каждая команда составляет синквейн о
природном ископаемом, о котором был текст.
Залучший синквей команды награждают друг друга
смайликами.
10. Комментирование оценок.
Выставление оценок за урок.
11. Рефлексия.
– О чём сегодня мы говорили на уроке?
– Чем занимались?
– Что нового вы узнали?
Каждой группе раздаю значки полезных
ископаемых.
– Прикрепите эти значки на физическую карту
Казахстана на те места, где располагаются
месторождения данных полезных ископаемых.
Источник
Тема: Полезные ископаемые Казахстана.
Цели:
1) сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании; познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения; раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
2) развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; внимание, речь и логическое мышление;
3) воспитывать потребность в знаниях; бережное отношение к природным богатствам; взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, план описания полезного ископаемого, слайдовая презентация, учебник, листы оценивания, наглядность для групповой работы.
Ход урока.
В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на группы.
1.Организационный момент. Тренинг «Пожелание другу».
– Ребята, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса.-
– Ребята, о ком в этом стихотворении идет речь?
Это люди не простые
Руки-ноги золотые,
Ходят целый год подряд,
Золото найти хотят.
В экспедицию пошли,
И руду в тайге нашли.
Образцы все собирают,
В лагерь срочно доставляют.
У костра готовят кушать,
Любят радио послушать,
Под гитару песни петь
И вокруг огня сидеть. (ответ детей)
– Кто же такие геологи?
– Правильно! ( Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и их изучают).
-И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.
– Но прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.
-Давайте выясним значение понятия «полезное ископаемое» (горные породы и минералы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока: Виды полезных ископаемых.
-По опорным словам определите цели урока:
Познакомиться с…
Различать…
Сравнивать…
4.Изучение нового материала.
Каждая группа отправляется в геолого-разведовательную экспедицию, т.е. изучает одно из данных полезных ископаемых (каменный уголь, железная руда, глина, известняк, нефть, гранит)
а)каждый изучает текст самостоятельно;
б)обсуждение в группе.
5. Усвоение новых знаний
Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции.
-Ребята, вам необходимо создать модель (флипчарт) своего полезного ископаемого по плану.
План.
Название полезного ископаемого.
Вид полезного ископаемого.
Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие).
Использование и значение полезного ископаемого.
Условное обозначение на карте.
Основные места добычи.
а)исследование:
каменный уголь (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей).
железная руда (твердая как камень, бурого или красноватого цвета, не растворяется в воде, из железной руды получают сталь: стальные вилки, ножи, ложки, транспорт- автомобили, самолеты, корабли)
известняк (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел)
нефть (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений)
гранит (является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн).
глина ( твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета, используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды; встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством).
б)презентация флипчарта.
6.Физминутка.
7.Закрепление изученного материала.
а) Просмотр слайдовой презентации.
б) Отгадывание кроссворда.
– Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
8. Осмысление.
Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить».
9. Итог урока. Взаимооценивание (стикеры).
-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.
-Что вам понравилось на уроке?
-Что не понравилось?
-Легко ли вы справились со всеми заданиями?
-В чем вы испытали затруднения?
– Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы:
– Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых?
– Какими качествами должны обладать геологи?
– Почему Казахстан называют «кладовой» подземных богатств?
10. Домашнее задание.(с.100-103учебника)
Источник