Телевизор чем полезен или вреден для детей

Телевизор чем полезен или вреден для детей thumbnail

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник

Дети очень любят смотреть телевизор. Визуальная информация – самый лёгкий способ познать мир. Родители, в свою очередь, зачастую обеспокоены, что цветная коробка может негативно влиять на их чад. Давайте взвесим все «за» и «против».

Телевизор чем полезен или вреден для детей

Польза от просмотра

Факт №1. Расширение кругозора

Дети – мечтатели. К сожалению, не все родители готовы воплотить их мечты в реальность. В современном мире взрослые озадачены зарабатыванием денег, построением карьеры, своими личными проблемами. Хорошие телеканалы – это открытые двери в мир других стран, традиций, новых знаний. Книги тоже важны в формировании гармоничной личности, но не все малыши могут читать часами и далеко не каждый ребёнок обладает фантазией, которая может нарисовать картинку того, что рисует автор на страницах книг. Телевидение может стать источником вдохновения и стремления познавать мир во всех его проявлениях. Родителям стоит отслеживать, что смотрит ребёнок, и обязательно обсуждать с ним увиденное. Лучший вариант – смотреть передачи и фильмы вместе. Это сближает и одновременно даёт возможность мамам и папам отдохнуть.

Факт №2. Развитие интеллекта

В современном мире существует множество познавательных телеканалов, которые дают детям информацию, написанную в толстых энциклопедиях. Мотивации узнавать новые факты из передач с красивыми и умными телеведущими у ребёнка больше, чем самостоятельно штудировать запылённые книги. В идеале необходимо соблюдать тонкий баланс между самостоятельной работой и лёгким восприятием того, что говорят с экрана.

Телевизор чем полезен или вреден для детей

Факт №3. Обогащение словарного запаса

Читая книгу, не всегда можно оставаться предельно внимательным и, тем более, запоминать новые слова. Слушая то, что говорит взрослый человек в телевизоре, ребёнок неволей начинает запоминать «умные» слова и повторять их. Порой он не понимает их значения, но ваш малыш обязательно спросит его у вас. Будьте готовы отвечать на его вопросы. Будьте благодарны тем, кто на широком экране делится с вашими детьми полезными фактами. Вам остаётся помочь их правильно усвоить.

Факт №4. Приобщение к мировой культуре

Многие школьники давно не читают классические произведения полностью. Они смотрят фильмы и постановки в видео формате. Разве это плохо, что дети погружаются в мир культуры с помощью телевизора? Безусловно, нет. Ребенку сложно запомнить исторические даты и, тем более, представить их в своей голове. Отличные документальные фильмы делают это за них. Обучение через визуальную информацию является одним из самых эффективных.

Телевизор чем полезен или вреден для детей

Факт №5. Погружение в мир человеческих отношений

Часто ли родители обсуждают с детьми их чувства, отношения людей и объясняют, как правильно относиться к людям? Во всех семьях это происходит по-разному. Ребёнку просто необходимо знать, что такое любовь, страсть, боль, предательство, прощение, гнев, проявление творческого начала, реализация желаний. Хорошие фильмы или мультфильмы могут вызвать весь спектр эмоций. Они учат принимать свои эмоции, анализировать их и искать выход. Каждый сюжет – это маленькая жизнь, которую проживает зритель вместе с главными героями. Ребенок обязательно начнет искать выход из сложившейся ситуации в жизни героев и найдёт его. Это будет его небольшой опыт, который может пригодится в реальной жизни.

Факт №6. Желание подражать

Дети любят создавать себе кумиров. В этом нет ничего плохого. На телевидение попадают, в первую очередь, успешные люди. Если ваше чадо будет стремиться копировать чей-то стиль, то путём проб и ошибок он обретёт свой. На многих телеканалах мелькают лица тех, кто всегда идёт в ногу со временем. Это означает, что и ребёнок будет в курсе новых тенденций.

Факт №7. Выбор профессии

Вполне возможно, что ребёнок захочет стать актёром, моделью или телеведущим. Как он узнает, что необходимо для этого сделать, если ему запретить смотреть телевизор? Передачи с интервью звёзд – это кладезь полезной информации по становлению личности. Родители просто обязаны и сами смотреть подобные выпуски, чтобы лучше понимать, что необходимо его ребёнку.

Телевизор чем полезен или вреден для детей

Вред от просмотра телевизора

Факт №1. Неограниченное время просмотра

Умеренность – ключевой компонент в просмотре телепередач. Как и в пищи, нужно принять порции информации дозированно. Доказано, что дети, которых невозможно оторвать от экрана, становятся раздражительными, замкнутыми и с трудом могут найти общий язык с людьми. Ни в коем случае не позволяйте, чтобы телевизор стал единственным источником познания мира для ребёнка. Разнообразьте его книгами, прогулками, посещениями культурных мест и общением со сверстниками.

Факт №2. Негативное воздействие

К сожалению, даже в дневное время на телевидении можно увидеть сцены насилия, криминальные новости и другую неприемлемую информацию для детей. Стоит отслеживать, что именно смотрит ребёнок. Необходимо объяснять, что жизнь полна хорошего, но и плохого тоже. Если ваш малыш увидел то, что его испугало, обязательно поговорите с ним об этом, не оставляйте на потом и не врите, что это неправда. Рано или поздно он узнает об этом больше, но, к сожалению, не от вас. Уровень доверия между вами будет снижен.

Факт №3. Погружение в мир иллюзий

Телевидение рисует картинку идеальной жизни и лёгкого заработка. Нужно учить ребёнка фильтровать информацию и отличать правду от лжи. Даже в этом случае телевизор играет вспомогательную роль детектора. Дети должны понимать, что взрослые не всегда говорят правду, но его родители максимально искренни с ним, и он всегда может задать вопрос, на который получит ответ. Привейте ребёнку понимание, что за красивой картинкой стоит огромный труд. Тогда он сможет смотреть телевизор, делая собственные выводы, а не те, которые навязывают с экрана. Это разовьет в нем критическое мышление.

Телевизор чем полезен или вреден для детей

Рекомендации по просмотру телевизора:

  1. Ограничьте время просмотра до 15 минут для детей от 3 месяцев по 2 лет; 30-40 минут для детей старше 3 лет; 1-1,5 часа для детей 6-7 лет; 2-3 часа для детей подросткового возраста.
  2. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребёнок, и давайте советы. Отдавайте предпочтение познавательным программам, викторинам, конкурсам, историческим фильмам и научно-познавательным передачам.
  3. Если вашему ребёнку нет ещё 4-х лет, то находитесь вместе с ним во время просмотра телевизора. Дети этого возраста еще не умеют делать самостоятельные выводы и легко верят во всё, что слышат.
  4. Детям нужно смотреть телевизор в хорошо освещенном помещении, иначе это может негативно сказаться на их зрении. Картинка на экране кажется более контрастной в тёмной комнате.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они  не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя  в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее  влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием  речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило,  в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор  в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни.  Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения  РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§  У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. 

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил:  «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§  Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§  Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§  Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2)  упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§  Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§  Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§  Играйте с ребенком в подвижные игры.

Выводы

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта  наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

–  Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

Читайте также: какой мультяшный TV-канал лучше

Источник