Тектоническая карта россии с полезными ископаемыми 4 класс
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Полезные ископаемые” ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Карта полушарий
Карта полушарий.jpg
JPG Image
2.0 MB
(с) https://www.raster-maps.com/ –
Карты всех стран мира
Политическая карта
Политическая карта.jpg
JPG Image
1.7 MB
(с) https://www.raster-maps.com/ –
Карты всех стран мира
Минеральные ресурсы мира
Минеральные ресурсы мира.jpg
JPG Image
423.5 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Климатические пояса и области Земли
Климатические пояса и области Земли.jpg
JPG Image
417.6 KB
(с) https://webmandry.com/ –
Чудеса света и самые красивые места мира
Агроклиматические ресурсы мира
Агроклиматические ресурсы мира.png
Portable Network Image Format
4.2 MB
(с) https://school-collection.edu.ru/-
Единая коллекция ЦОР
Зоогеографическая карта
Зоогеографическая карта.jpg
JPG Image
978.9 KB
(с) https://geography_atlas.academic.ru/ – Географический атлас – словари и энциклопедии на
Академике
Топливные и геотермальные ресурсы мира
Топливные и геотермальные ресурсы мира.j
JPG Image
251.2 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Крупнейшие языковые семьи и народы
Крупнейшие языковые семьи и народы.jpg
JPG Image
138.9 KB
(с) https://geo.zm0v.ru/
–
10 класс – Социальная и экономическая география мира
Плотность населения
Плотность населения мира.png
Portable Network Image Format
892.4 KB
(с) https://school-collection.edu.ru/-
Единая коллекция ЦОР
Энергетика
Энергетика.jpg
JPG Image
1.1 MB
(с) https://geography.su/ –
Географо-этнографический справочник
Машиностроение и металлообработка
Машиностроение и металлообработка.jpg
JPG Image
262.1 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Текстильная промышленность
Текстильная промышленность.jpg
JPG Image
919.7 KB
(с) https://geography.su/ –
Географо-этнографический справочник
Транспорт
Транспорт.jpg
JPG Image
155.3 KB
(с) https://vseprostrany.ru/
Физическая карта
Физическая карта.jpg
JPG Image
2.2 MB
(с) https://nakartemira.com/ –
На карте мира
Тектоническая карта
Тектоническая карта .jpg
JPG Image
861.8 KB
(с) https://geography_atlas.academic.ru/ – Географический атлас – словари и энциклопедии на Академике
Климатическая карта
Климатическая карта.jpg
JPG Image
511.1 KB
(с) https://schoolgeo.ru/ –
schoolGEO
Земельные ресурсы мира
Земельные ресурсы мира.jpg
JPG Image
692.5 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Почвенная карта
Почвенная карта .jpg
JPG Image
854.9 KB
(с) https://geography_atlas.academic.ru/ – Географический атлас – словари и энциклопедии на Академике
Ресурсы Мирового океана
Ресурсы Мирового океана.jpg
JPG Image
329.0 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Продолжительность жизни.
Половой состав населения
Продолжительность жизни. Половой состав
JPG Image
221.5 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Народы
Народы.jpg
JPG Image
498.4 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Уровень мировой урбанизации
Уровень мировой урбанизации.jpg
JPG Image
3.6 MB
(с) https://geographyofrussia.com/ –
География
Черная металлургия
Черная металлургия.jpg
JPG Image
678.2 KB
(с) https://ukrmap.su/ –
Украинские учебники
Химическая промышленность
Химическая промышленность.jpg
JPG Image
1.0 MB
(с) https://geography.su/ –
Географо-этнографический справочник
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство.jpg
JPG Image
876.1 KB
(с) https://geography.su/ –
Географо-этнографический справочник
Экологические проблемы мира
Экологические проблемы мира.jpg
JPG Image
1.7 MB
(с) https://900igr.net/ –
900 детских презентаций и 20000 презентаций для школьников
Технологическая карта урока географии с использованием ЭОР
Учитель: Русакова Е. А.
Курган 2019
Раздел (тема) программы: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ
Задачи:
1. Помочь учащимся целостно представить основные черты рельефа России
2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих особенности рельефа
3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом
4. Воспитывать рефлексивную культуру учащихся.
Основное содержание темы:
Геологическое строение территории России.
Тектоническое строение территории России.
Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.
Термины и понятия: Землетрясение, Платформа, Рельеф.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
1. Развивать мышление, внимание у обучающихся
Познавательные:
Уметь работать с текстом учебника, сравнивают географические объекты, делают выводы и обобщения об особенностях рельефа России, решают проблему направленности водостока северных рек;
1.Умение работать с разными источниками географической информации
2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала
Регулятивные: составлять план характеристики крупнейших форм рельефа страны; оценивать свою деятельность.
2. Умение выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин
3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека
Личностные: определять возможные роли в совместной деятельности,
организовывать учебное взаимодействие в группе,
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения
3. Умение выделять главные черты рельефа и находить связи с тектоническим строением территории
4. Осознание размеров нашей страны, её большую протяженность с запада на восток, убедиться в разнообразии её рельефа.
4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды
5. Умение контролировать результат своей деятельности
5. Знать термины: Геохронология, Тектоника, Платформа, Трапп, Щит, Рельеф. Уметь находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России.
Организация образовательного пространства
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ресурсы: физическая карта России, учебник, атласы 8 класс, контурные карты, программа «Наглядная география» для интерактивной доски.
Межпредметные связи:
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технология изучения темы
I этап: Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Учитель задает проблемный вопрос: «О чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Ситуативное задание:
Учитель:«27 мая 1995 г. на севере о. Сахалин произошло сильнейшее за всю историю наблюдений в данном районе землетрясение. Главный толчок сопровождался многочисленными толчками. Эпицентр находился вблизи посёлка Нефтегорск. Землетрясение унесло 1841 жизнь. По своим масштабам, разрушениям и жертвам – это одно из крупнейших землетрясений двадцатого столетия. Вопрос: Почему происходят землетрясения?
Учащиеся: дают объяснение происхождения землетрясений и вспоминают из курса 6 класса термин – Землетрясение – это подземные толчки, возникающие в результате внезапного смещения верхней части земной коры, под действием внутренних сил Земли. Земная кора разделена на отдельные части – литосферные плиты, на границах которых чаще всего происходят землетрясения.
Учитель: В пределах литосферных плит есть платформы – устойчивые участки земной коры и подвижные складчатые области, отличающиеся друг от друга по возрасту.
Учащиеся: записывают определения в тетрадь
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: Изучить крупные формы рельефа России и найти связь между тектоническими структурами
Учитель: Используя текст учебника и физическую и тектоническую карты атласа ответить на вопросы:
Вопрос
Примерный ответ
Где в России расположены равнины?
На западе и севере
Где расположены горы?
На юге и востоке
Какие тектонические структуры лежат в основании крупных форм рельефа?
Платформы и области складчатости
Каков их возраст?
Платформы – древние области.
Области складчатости – байкальские, каледонские, герцинские, мезозойские, альпийские и современные.
Скажите, почему рельеф России так разнообразен?
Рельеф России состоит из обширных равнин, плоскогорий, вулканов, высоких и средних гор.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Выполнение практической работы см. документ Практическая работа № 3.
IV этап. Диагностика качества освоения темы.
Учитель: А сейчас для систематизации знаний отгадайте географические объекты, найдите их на физической карте и отметьте на контурной карте (Рис. 1), двое желающих отметят эти объекты на интерактивной карте:
Ученики: двое выходят к доске, остальные работают с контурной картой (Рис. 1).
Вопрос
Примерный ответ
Самая высокая точка России?
Гора Эльбрус
Самое низкое место в нашей стране?
Прикаспийская низменность
Самые длинные горы?
Урал
Самые высокие горы?
Кавказ
Самая высокая равнина?
Среднесибирское плоскогорье
Большая по площади, плоская, заболоченная равнина?
Западно-Сибирская
Самая большая по площади равнина?
Русская
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель: Осознавать пройденный на уроке материал, для последующего применения полученных знаний.
Синквейн:
Существительное: Рельеф
Прилагательное: Обширный, разнообразный, бескрайний
Глагол: Образуется, изменяется
Смысловая фраза: Рельеф – неровности на поверхности Земли
Ассоциация: Ландшафт
Самоанализ и самооценка ученика
Заполняется в листе с практической работой:
Для меня было сложным…
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня я научился…
Практическая работа № 3: «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»
Содержание: Выявление взаимосвязей между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми России
Цель работы: Формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми.
Оборудование: Тектоническая карта России, физическая карта России, карта минеральных ресурсов России.
По месту выполнения: Классная работа. 20-25 минут.
Форма проведения: Индивидуальная
Инструкция к выполнению работы:
• Сравните содержание карты тектонической и физической.
• Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
• Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
• Аналогичную работу провести с определением областей складчатости.
• Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
• Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре?
• Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
• Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Работу выполнил____________________________________
Работу выполнил____________________________________
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
Территория
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Кавказ
Урал
Русская равнина
Западная Сибирь
Северо-Восточная Сибирь
Камчатка
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка:
Для меня было сложным_______________________________________
Сегодня на уроке я понял_______________________________________
Сегодня я научился__________________________________________
Эталон ответа учащихся:
Территория
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Кавказ
Область кайнозойской ск-ти
Кавказские горы
Вольфрамовые, полиметаллические руды, нефть
Урал
Область герцинской ск-ти
Уральские горы
Железные, медные, алюминиевые, хромитовые руды, поваренные и калийные соли, каменный уголь, нефть.
Русская равнина
Русская платформа
Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит
Железные, никелевые руды, фосфариты, апатиты, нефть.
Западная Сибирь
Западно-Сибирская плита
Западно-Сибирская равнина
Нефть и природный газ, каменный уголь
Северо-Восточная Сибирь
Область мезазойской ск-ти
Верхоянский хр., хр. Черского, Колымское нагорье, Чукотское нагорье
Золото, оловянные руды, каменный уголь
Камчатка
Области кайнозойской ск-ти
Срединный хребет
Никелевые руды
Варианты вывода:
Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья?
Равнины соответствуют фундаментам древних платформ
Горы и нагорья соответствуют областям складчатости
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых?
К фундаментам древних платформ приурочены залежи осадочных полезных ископаемых.
К областям складчатости, а так же в районах древних платформ, где близко к поверхности подходит фундамент, приурочены залежи рудных полезных ископаемых
Критерии оценивания:
«5» – Правильно даны ответы по содержанию работы, выполнены все предлагаемые задания, нет погрешностей в оформлении
«4» – Несущественные недочеты и неточности в раскрытии вопросов по содержанию работы, погрешности в оформлении
«3» – Существенные погрешности, фактические ошибки по содержанию работы; выполнено 50% всех предлагаемых заданий, небрежность в оформлении
«2» – Серьезные фактические ошибки по содержанию работы, грубые неточности, непонимание сути задания; выполнено 20% предлагаемых заданий