Технология добычи полезных ископаемых со дна моря
Клаус Экер, ведущий специалист отдела конструирования насосов для горнодобывающей промышленности и морской добычи полезных ископаемых, завод KSB, Хомбург (ФРГ)
Технология добычи полезных ископаемых со дна океана открыла принципиально новую область использования погружных электронасосных агрегатов. Совершенствование этого вида насосного оборудования остается в течение 70-ти лет одним из важнейших направлений в программе развития фирмы KSB.
Наша фирма имеет большой опыт эксплуатации погружных насосов на нефтегазодобывающих платформах в открытом море (работающие на морской воде балластные насосы, насосы системы охлаждения компрессоров, пожарные насосы и т.д.). Однако применение погружных насосов KSB (с заполненным водой электродвигателем) для транспортировки марганцевых конкреций со дна Тихого океана стало серьезной проверкой их надежности при работе в экстремальных условиях. Следует заметить, что эти руды залегают вдали от берегов на глубине 5000–10000?м. О существовании океанических залежей марганцевых конкреций человечество знало уже с прошлого века, когда англо-голландская экспедиция на борту британского исследовательского судна «Челленджер» в 1873 г. подняла в неводе первые образцы руды на поверхность. Долгое время таинственные океанические минералы оставались предметом исследований и дискуссий ученых. Было установлено, что конкреции растут в течение миллионов лет (от 0.001 до 1 мм в тысячелетие), а структура их поперечного сечения имеет поразительное сходство с годовыми кольцами дерева. В составе марганцевых конкреций обнаружили также железо, медь, никель и другие металлы. Исследования, проведенные в течение Международного геофизического года (1957/58), показали, что эти рудные образования, имеющие картофелеобразную форму, покрывают обширные площади дна Тихого, Индийского и северной части Атлантического океанов. Высокое содержание в конкрециях марганца (до 30%) в то время не представляло особого интереса, так как мировая промышленность еще не испытывала недостатка в марганцевом сырье. Но другие, более ценные компоненты, такие как медь, никель, кобальт, молибден и титан, были приняты во внимание для будущего использования.
Сегодня большинство составляющих конкреций вызывает огромный интерес металлургов. Однако если подобные анализы конкреций ученые уже имели в своем распоряжении, то технические проблемы их добычи еще предстояло решить.
Сделать продукцию экономически выгодной возможно только при достижении высокой производительности добывающего предприятия (не менее нескольких тонн руды в час). Только в 60-х годах нашего столетия оказалось возможным сформулировать практические задачи освоения подводных месторождений.
Разработка минеральных ресурсов мирового океана стала одним из важнейших и, в то же время, очень спорным вопросом на Международных конференциях по Морскому Праву, которые проводились под эгидой ООН с 1958 по 1982 год. Основная проблема будущей морской добычи была связана не столько с возможностями современной техники, сколько с вопросами финансирования. Стоимость предварительных вложений в добывающее предприятие оценивается, по меньшей мере, в миллиард долларов. Такие затраты доступны только индустриально развитым странам, при условии объединения в них нескольких крупных компаний. Например, немецкий «Союз добычи минеральных ресурсов моря» (АМР) был представлен следующими фирмами: Deutsche Schachtbau und Tiefbohrgesellschaft, Metallgesellschaft AG, Preussag AG.
Первым практическим достижением в промышленной добыче марганцевых конкреций с глубины 5250 метров в центральном районе Тихого океана (около Гавайских островов) стала успешная работа экспериментального судна «Sedco 445». Эта работа началась в апреле 1978 года и выполнялась совместными целенаправленными усилиями компаний SEDKO (США), INCO (Канада), DOMCO (Япония) и AMR (Германия). Только согласованная работа всех заинтересованных сторон позволила нашей фирме добиться успеха в проведении промышленного эксперимента с применением насосного оборудования для разработки океанических рудных месторождений. Фирма KSB AG получила заказ на весь объем поставки оборудования для линии транспортирования марганцевых конкреций со дна океана (трубопровод с основными транспортными насосами, струйная промывка узлов коллектора, управление коллекторным устройством с помощью погружного электродвигателя). На корабле размещалась буровая вышка, через которую проходил транспортный трубопровод диаметром 200 мм, соединяющий корабль с месторождением конкреций. Под кораблем была предусмотрена конвейерная (многоступенчатая) система гидравлического транспортирования руды. Непосредственно под буровой вышкой был расположен жесткий вертикальный трубопровод. Последняя секция транспортного трубопровода представляла собой гибкий гофрированный шланг, соединенный с коллектором. Этот шланг являлся своеобразным компенсатором при буксовании коллектора по неровному дну океана. Размещенная на корабле буровая вышка была сконструирована таким образом, чтобы движение судна не изменяло ее вертикального положения. Подвешенный к монтажной башне трубопровод (его вес составлял около 1000 т) должен был при перемещении корабля оставаться в строго зафиксированной позиции, чтобы коллектор системы находился точно над зоной добычи полезных ископаемых. Устройство, собирающее марганцевые конкреции внутри корпуса коллектора, приводилось в движение погружным электродвигателем KSB типа 10А 153/4s. Далее в транспортной линии был установлен погружной насос KSB типа UQN 294/1+8А 53/2s, который имел на выходе специальные насадки для образования сильных напорных струй. Эти струи использовались для разрыхления грунта и отделения марганцевых конкреций от донного осадочного слоя. В то время как коллектор собирал на дне конкреции, донный осадок был вовлечен в интенсивное вихревое движение. Правильность монтажа участков транспортного трубопровода на большой глубине и работа коллектора гидросистемы наблюдались на корабле с помощью подводной телекамеры. На глубине ~900 м в жестком участке трубопровода были последовательно установлены друг над другом три насоса KSB типа ВРЕ 506/6а с погружными электродвигателями типа ALBLQ 80-406 (мощность двигателя 800 кВт и напряжение сети 4000 В). Номинальная подача каждого насоса была равной 500 м3/час, а суммарный напор трех насосов составлял 265 м. Здесь необходимо напомнить, что в принципе напор насоса преодолевает только потери трения на длине 5250 м. Электронасосы имели конструкцию, позволяющую транспортировать в жидкости 5% твердого вещества (марганцевых конкреций). Из-за ограничений, которые определяются возможностями морского судна, было невозможно превышать допустимые габаритные размеры насоса и электродвигателя. Поэтому общая длина перекачивающего насоса составляла 11.3 м. Это определило выбор 10-ступенчатого секционного насоса с радиальными рабочими колесами. Наибольший внешний диаметр электронасоса при этом был равен 550 мм. Специальная гидравлическая система определяла работу насоса. Пространство между электродвигателем и байпасным кожухом формировалось в течение всего времени работы насоса. При этом минимальная скорость потока всегда превышала скорость опускания конкреций (критическую скорость). Контроль за скоростью потока осуществляли регуляторы, расположенные между трубой и электродвигателем. В порядке предупреждения каких-либо заторов (пробок) в движении конкреций и засоров насоса при ожидаемых концентрациях твердых включений был точно определен минимальный свободный проход в проточной части насоса, равный 75 мм. В результате была разработана специальная конструкция, согласующая геометрию рабочих колес и направляющих аппаратов с корпусом насоса. Силовой питающий электрокабель погружного двигателя (в бронированном исполнении), который использовался в этом проекте, был применен впервые. Электрокабель полностью защищен от воздействия морской воды. Спиральные выводы кабеля из электродвигателя и байпасного кожуха были снабжены специально разработанными для этих условий уплотнениями, которые остаются герметичными при давлении до 100 бар. Изоляция (из поливинилхлорида и полиэтилена) была предварительно испытана в специальном автоклаве под большим избыточным давлением воды. Эти испытания показали, что давление не оказывает какого-либо значительного влияния на механические и электрические свойства изоляции. Тот же результат был получен при проверке свойств материала при воздействии высокого напряжения (до 10000?В). Промышленные испытания электронасосов показали полную надежность погружных двигателей как на глубине 5250 м ниже поверхности океана, так и в экспериментальном батискафе на глубине 10000 м. Межремонтный ресурс электронасосов был равен 6–8 тыс. часов непрерывной работы, а полный срок службы составляет от одного до двух лет.
Работа погружных насосов в гидравлической системе транспортировки марганцевых конкреций дала возможность оценить эффективность их применения для нужд металлургической промышленности. В третьем тысячелетии человечество не сможет долго обходиться без использования огромных сырьевых ресурсов океана. Проверенное на надежность насосное оборудование фирмы KSB создало условия для промышленного освоения рудных месторождений на дне мирового океана.
Журнал “Горная Промышленность” №2 1999
Глубоководная добыча – это процесс извлечения полезных ископаемых, который происходит на дне океана . Участки добычи полезных ископаемых в океане обычно расположены вокруг больших площадей полиметаллических конкреций или активных и потухших гидротермальных жерл на глубине от 1400 до 3700 метров (от 4600 до 12100 футов) ниже поверхности океана. Жерла создают глобулярные или массивные сульфидные месторождения , содержащие ценные металлы, такие как серебро , золото , медь , марганец , кобальт и цинк . Месторождения разрабатываются с помощью гидравлических насосов или ковшовых систем, которые поднимают руду на поверхность для обработки.
Как и все операции по добыче полезных ископаемых, глубоководная добыча вызывает вопросы относительно ее потенциального воздействия на окружающую среду. Группы по защите окружающей среды, такие как Greenpeace и Deep sea Mining Campaign, утверждали, что добыча полезных ископаемых на морском дне не должна быть разрешена в большинстве океанов мира из-за возможности нанесения ущерба глубоководным экосистемам и загрязнения шлейфами, содержащими тяжелые металлы.
Краткая история
В 1960-х перспектива глубоководной добычи полезных ископаемых была поднята публикацией книги « Минеральные ресурсы моря» Дж. Л. Меро . В книге утверждалось, что почти безграничные запасы кобальта, никеля и других металлов можно найти по всему океану планеты. Меро заявил, что эти металлы встречаются в отложениях марганцевых конкреций , которые выглядят как комки сжатых цветов на морском дне на глубине около 5000 м. Некоторые страны, включая Францию , Германию и США, отправили исследовательские суда на поиски залежей конкреций. Первоначальные оценки жизнеспособности глубоководной добычи оказались сильно преувеличенными. Эта завышенная оценка вкупе со снижением цен на металлы привела к тому, что к 1982 году добыча конкреций практически прекратилась. С 1960-х по 1984 год на это предприятие было потрачено примерно 650 миллионов долларов США, но почти без прибыли.
За последнее десятилетие начался новый этап глубоководной добычи полезных ископаемых. Растущий спрос на драгоценные металлы в Японии , Китае , Корее и Индии подтолкнул эти страны к поиску новых источников. В последнее время интерес сместился в сторону гидротермальных источников как источника металлов вместо рассеянных конкреций. Тенденция перехода к основанной на электроэнергии информационной и транспортной инфраструктуре, наблюдаемая в настоящее время в западных обществах, еще больше увеличивает спрос на драгоценные металлы. Возродившийся в настоящее время интерес к добыче фосфорных конкреций на морском дне объясняется тем, что искусственные удобрения на основе фосфора имеют большое значение для мирового производства продуктов питания. Растущее население мира вызывает потребность в искусственных удобрениях или более широком внедрении органических систем в сельскохозяйственную инфраструктуру.
В настоящее время в водах Папуа-Новой Гвинеи был обнаружен лучший потенциальный глубоководный объект – проект Солвара-1 – это высокосортный медно-золотой ресурс и первый в мире ресурс массового сульфида морского дна (SMS). Проект Solwara 1 расположен на глубине 1600 метров в море Бисмарка , провинция Новая Ирландия . Используя технологию ROV ( дистанционно управляемые подводные аппараты ), разработанную британской компанией Soil Machine Dynamics, Nautilus Minerals Inc. является первой компанией в своем роде, объявившей о планах начать полномасштабные подводные разработки месторождений полезных ископаемых. Однако из-за спора с правительством Папуа-Новой Гвинеи производство было задержано, и теперь его коммерческая деятельность планируется начать в начале 2018 года.
Еще один участок, который исследуется и рассматривается как потенциальный участок глубоководной добычи, – это зона разломов Кларион-Клиппертон (CCFZ). В CCFZ есть много маленьких сферических камней, размер которых варьируется от микроскопического уровня до размера волейбольного мяча, плавающих вокруг. Эти породы состоят из множества различных минералов, включая медь, титан и марганец. Заявки на добычу полезных ископаемых, зарегистрированные в Международном органе по морскому дну (ISA), в основном находятся в зоне CCFZ, чаще всего в провинции марганцевых конкреций.
Первая в мире «крупномасштабная» разработка месторождений гидротермальных источников полезных ископаемых была проведена Японией в августе – сентябре 2017 года. Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) провела эту операцию с использованием исследовательского судна Hakurei . Эта добыча проводилась на жерловом поле «скважина / котел Изена» в гидротермально активном задуговом бассейне, известном как Окинавский прогиб, который содержит 15 подтвержденных жерловых полей согласно базе данных InterRidge Vents .
10 ноября 2020 года китайский подводный аппарат Fendouzhe достиг дна Марианской впадины 10 909 метров (35 790 футов). Он не превзошел рекорд американского подводного исследователя Виктора Весково, заявившего 10 927 метров (35 853 фута) в мае 2019 года. Главный конструктор подводного аппарата Е Конг сказал, что морское дно изобилует ресурсами, и из него можно составить «карту сокровищ». глубокое море.
Законы и правила
Нормы международного права в отношении глубоководной добычи полезных ископаемых содержатся в Конвенциях Организации Объединенных Наций по морскому праву с 1973 по 1982 год, которые вступили в силу в 1994 году. Конвенция учредила Международный орган по морскому дну (ISA), который регулирует деятельность государств. «глубоководные горнодобывающие предприятия за пределами исключительной экономической зоны каждой страны» (территория протяженностью 200 морских миль (370 км), окружающая прибрежные страны). ISA требует, чтобы страны, заинтересованные в добыче полезных ископаемых, исследовали два равных участка добычи и передали один ISA вместе с передачей технологий добычи в течение 10–20-летнего периода. В то время это казалось разумным, поскольку было широко распространено мнение, что добыча конкреций будет чрезвычайно прибыльной. Однако эти строгие требования привели к тому, что некоторые промышленно развитые страны отказались подписать первоначальный договор в 1982 году.
США соблюдают Закон о твердых полезных ископаемых глубоководных районов морского дна, который был первоначально написан в 1980 году. Этот закон в целом признан одной из основных проблем, вызывающих озабоченность США при ратификации UNCLOS.
В ИЭЗ национальных государств разработка морского дна подпадает под юрисдикцию национального законодательства. Несмотря на обширную разведку как внутри, так и за пределами ИЭЗ, только несколько стран, особенно Новая Зеландия, создали правовые и институциональные основы для будущего развития глубоководной разработки морского дна.
Папуа-Новая Гвинея была первой страной, которая одобрила разрешение на разведку полезных ископаемых на глубоком морском дне. Solwara 1 получила лицензию и экологические разрешения, несмотря на то, что три независимых обзора рудника с заявлением о воздействии на окружающую среду выявили значительные пробелы и недостатки в фундаментальных научных данных (см. https://www.deepseaminingoutofourdepth.org/report/ ).
ISA недавно организовала семинар в Австралии, на котором научные эксперты, представители промышленности, юристы и ученые работали над улучшением существующих правил и обеспечением того, чтобы разработка полезных ископаемых морского дна не наносила серьезного и необратимого ущерба морской среде.
Ресурсы добыты
Глубокое море содержит множество различных ресурсов, доступных для добычи, включая серебро, золото, медь, марганец, кобальт и цинк. Это сырье находится в различных формах на морском дне.
Минералы и связанные с ними глубины
Тип месторождения полезных ископаемых | Средняя глубина | Найдены ресурсы |
---|---|---|
Полиметаллические конкреции | 4000 – 6000 м | Никель, медь, кобальт и марганец |
Марганцевые корки | 800 – 2400 кв.м. | В основном кобальт, немного ванадия, молибдена и платины. |
Сульфидные отложения | 1400 – 3700 кв.м. | Медь, свинец и цинк, немного золота и серебра |
Алмазы также добываются с морского дна De Beers и другими компаниями. Nautilus Minerals Inc и Neptune Minerals планируют добычу в прибрежных водах Папуа-Новой Гвинеи и Новой Зеландии.
Последние технологические достижения привели к использованию дистанционно управляемых транспортных средств (ROV) для сбора проб минералов с перспективных участков добычи. Используя сверла и другие режущие инструменты, ТПА получают образцы для анализа на драгоценные материалы. После того, как участок был обнаружен, устанавливается горное судно или станция для добычи полезных ископаемых.
Для полномасштабных операций рассматриваются две преобладающие формы добычи полезных ископаемых: ковшовая система непрерывного действия (CLB) и гидравлическая система всасывания. Система CLB является предпочтительным методом сбора узелков. Он работает во многом как ленточный конвейер, идущий от морского дна к поверхности океана, где корабль или горнодобывающая платформа добывают желаемые минералы и возвращают хвосты в океан. При добыче с гидравлическим всасыванием труба опускается на морское дно, по которой конкреции переносятся на горное судно. Другая труба с корабля на морское дно возвращает хвосты в район добычи.
В последние годы наиболее многообещающими районами добычи полезных ископаемых были Центральная и Восточная котловина Манус вокруг Папуа-Новой Гвинеи и кратер Конической подводной горы на востоке. Эти места показали многообещающие количества золота в сульфидных месторождениях района (в среднем 26 частей на миллион ). Относительно небольшая глубина воды 1050 м, а также непосредственная близость золотоперерабатывающего завода делают его отличным местом добычи.
Цепочка добавленной стоимости проекта глубоководной добычи полезных ископаемых может быть дифференцирована с использованием критериев вида деятельности, в которой действительно добавляется стоимость. На этапах разведки, разведки и оценки ресурсов нематериальные активы добавляются к стоимости, а на этапах добычи, обработки и распределения стоимость увеличивается в зависимости от переработки продукта. Существует промежуточная фаза – экспериментальная отработка добычи, которую можно рассматривать как неизбежный шаг в переходе от классификации «ресурсы» к классификации «запасы», где начинается реальная стоимость.
Этап разведки включает в себя такие операции, как определение местоположения, сканирование морского дна и отбор проб с использованием таких технологий, как эхолоты, гидролокаторы бокового обзора, глубоководная фотосъемка, ROV, AUV. Оценка ресурсов включает изучение данных в контексте потенциальной осуществимости добычи.
Цепочка добавленной стоимости, основанная на переработке продукции, включает такие операции, как фактическая добыча (или добыча), вертикальная транспортировка, хранение, разгрузка, транспортировка, металлургическая обработка конечной продукции. В отличие от фазы разведки, стоимость увеличивается после каждой операции с обработанным материалом, который в конечном итоге поставляется на рынок металла. В логистике используются технологии, аналогичные тем, которые используются в шахтах. То же самое и с металлургической переработкой, хотя богатый полиметаллический минеральный состав, который отличает морские полезные ископаемые от наземных аналогов, требует особой обработки месторождения. Мониторинг окружающей среды и анализ оценки воздействия относятся к временным и пространственным выбросам горнодобывающей системы, если они происходят, шлейфам наносов, нарушению бентической среды и анализу регионов, затронутых морскими машинами. Этап включает изучение возмущений у морского дна, а также возмущений у поверхности. Наблюдения включают сравнения исходных условий для количественной оценки воздействия на обеспечение устойчивости процесса добычи.
Воздействие на окружающую среду
Исследования показывают, что поля полиметаллических конкреций являются горячими точками изобилия и разнообразия для очень уязвимой абиссальной фауны. Поскольку глубоководная добыча полезных ископаемых является относительно новой областью, полные последствия полномасштабных горных работ для этой экосистемы неизвестны. Тем не менее, некоторые исследователи заявили , что они считают , что удаление частей морского дна приведет к нарушениям в придонной слое , повышенная токсичность в водной толще и донных отложений шлейфов от хвостохранилища . Удаление частей морского дна может нарушить среду обитания бентических организмов с неизвестными долгосрочными последствиями. Помимо прямого воздействия добычи полезных ископаемых, некоторые исследователи и активисты-экологи выразили обеспокоенность по поводу утечек, разливов и коррозии, которые могут изменить химический состав района добычи.
Среди воздействий глубоководной добычи шлейфы наносов могут иметь наибольшее воздействие. Шлейфы образуются, когда хвосты горных работ (обычно мелкие частицы) сбрасываются обратно в океан, создавая облако частиц, плавающее в воде. Встречаются два типа плюмов: придонные и надводные. Придонный шлейф возникает, когда хвосты закачиваются обратно на место добычи. Плавающие частицы увеличивают мутность или непрозрачность воды, забивая фильтрующие устройства, используемые бентосными организмами. Поверхностные шлейфы вызывают более серьезную проблему. В зависимости от размера частиц и водных потоков шлейфы могут распространяться по обширным территориям. Шлейфы могут повлиять на зоопланктон и проникновение света, что, в свою очередь, повлияет на пищевую сеть в этом районе.
Редкий вид под названием « Чешуйчатая улитка », также известный как морской панголин, стал первым видом, которому угрожает опасность из-за глубоководных разработок.
Полемика
В статье, опубликованной в Harvard Environmental Law Review в апреле 2018 года, утверждалось, что «новая глобальная золотая лихорадка» глубоководной добычи полезных ископаемых имеет много общего с прошлыми нехватками ресурсов, включая общее игнорирование экологических и социальных последствий, а также маргинализацию коренных народов и их права “. Закон о береговой полосе и морском дне (2004 г.) вызвал ожесточенную оппозицию коренных народов Новой Зеландии, поскольку их притязания на морское дно для Короны, чтобы открыть его для добычи полезных ископаемых, противоречили притязаниям маори на их традиционные земли, которые протестовали против этого Закона как схватить “. Позже этот закон был отменен после того, как расследование Комиссии ООН по правам человека подтвердило обвинения в дискриминации. Впоследствии этот закон был отменен и заменен Законом о морских и прибрежных районах (2011 г.). Однако конфликты между суверенитетом коренных народов и добычей полезных ископаемых на морском дне продолжаются. Такие организации, как Deep Sea Mining Campaign и Alliance of Solwara Warriors, объединяющие 20 сообществ в Бисмарке и море Соломона, являются примерами организаций, которые стремятся запретить разработку морского дна в Папуа-Новой Гвинее, где должен быть реализован проект Solwara 1, и в Тихом океане. В первую очередь они утверждают, что при принятии решений о глубоководной добыче полезных ископаемых не учитывалось в достаточной мере свободное предварительное и осознанное согласие затронутых сообществ и не соблюдался принцип предосторожности – правило, предложенное Всемирной хартией природы ООН 1982 года, которая информирует нормативную базу ISA для разработка полезных ископаемых морских глубин.
Смотрите также
- Глубоководное бурение , процесс создания скважин для добычи нефти в глубоком море.
Ссылки
- ^ a b c d e f Ahnert, A .; Боровски, К. (2000). «Оценка экологического риска антропогенной деятельности в открытом море». Журнал стресса и восстановления водных экосистем . 7 (4): 299–315. DOI : 10,1023 / A: 1009963912171 .
- ^ a b c d Halfar, J .; Фудзита, РМ (2007). «ЭКОЛОГИЯ: опасность глубоководной добычи полезных ископаемых». Наука . 316 (5827): 987. DOI : 10.1126 / science.1138289 . PMID 17510349 .
- ^ Б с д е е Glasby, GP (2000). «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ: Уроки, извлеченные из глубоководной добычи полезных ископаемых». Наука . 289 (5479): 551–3. DOI : 10.1126 / science.289.5479.551 . PMID 17832066 .
- ↑ Розенбаум, доктор Хелен (ноябрь 2011 г.). «Из нашей глубины: разработка дна океана в Папуа-Новой Гвинее» . Кампания Deep Sea Mining . MiningWatch Canada, CELCoR, Packard Foundation . Дата обращения 2 мая 2020 .
- ^ a b c «Проект Solwara 1 – высококачественная медь и золото» . Nautilus Minerals Inc. 2010. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 года . Проверено 14 сентября 2010 года .
- ^ a b «Сокровище на дне океана» . Экономист 381, вып. 8506: 10 (30 ноября 2006 г.)
- ^ «Человеческая деятельность берет свое в глубоком океане» . www.climatecentral.org . Проверено 11 октября 2020 .
- ^ Анерт, Ахмед; Боровски *, Кристиан (2000). «Оценка экологического риска антропогенной деятельности в открытом море» . Журнал стресса и восстановления водных экосистем . 7 (4): 299–315. DOI : 10,1023 / A: 1009963912171 .
- ^ «Япония успешно осуществляет крупномасштабную глубоководную добычу полезных ископаемых» . The Japan Times Online . 2017-09-26. ISSN 0447-5763 . Проверено 11 марта 2019 .
- ^ “Deep Sea Mining Watch” . Добыча на морском дне скоро станет реальностью . Проверено 11 марта 2019 .
- ^ “Китай бьет национальный рекорд по погружению человека в Марианскую впадину на фоне гонки за глубоководными ресурсами” . CNN . 11 ноября, 2020. Архивировано из оригинального 11 ноября 2020 года.
- ^ а б в г д Шарма, BNNR (2000). «Окружающая среда и глубоководная добыча: перспектива». Морские георесурсы и геотехнология . 18 (3): 285–294. DOI : 10.1080 / 10641190051092993 .
- ^ Комиссия океана США (2002). “ЗАКОН О ТРУДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ГЛУБОКОГО ДНЯ” (PDF) . Проверено 19 июня 2019 года .
- ^ Oancea, Dan (6 ноября 2006). Глубоководная добыча и разведка . technology.infomine.com
- ^ a b Абрамовский, Т. (2016). Цепочка добавленной стоимости глубоководной разработки морского дна , статья в книге: Цепочка добавленной стоимости глубоководной добычи: организация, технология и развитие, стр. 9-18, Совместная организация Interoceanmetal
- ^ a b Бюллетень для прессы Гентского университета, 7 июня 2016 г. Архивировано 14 июня 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Шарма, Р. (2005). «Эксперименты по глубоководным ударам и их будущие потребности». Морские георесурсы и геотехнология . 23 (4): 331–338. DOI : 10.1080 / 10641190500446698 .
- ^ “Расширение общего наследия: устранение пробелов в режиме регулирования глубоководной добычи” . Обзор Гарвардского экологического права . 2018-04-16 . Проверено 19 апреля 2018 .
- ^ Доэрти, Бен (2018-04-18). «Глубоководная добыча, возможно, не менее опасна, чем наземная, – говорят юристы» . Хранитель . Проверено 19 апреля 2018 .
- ^ ДеЛофри, Элизабет. «Обычное будущее: межвидовые миры в антропоцене». Глобальная экология и экологические науки; Постколониальные подходы. Эд. ДеЛофри Элизабет, Джилл Дидур, Энтони Кэрриган. Нью-Йорк: Рутледж, 2015. 352–72. https://www.academia.edu/16334218/_Ordinary_Futures_Interspecies_Worldings_in_the_Anthropocene_From_Global_Ecologies_and_the_Environmental_Humanities_Postcolonial_Approaches_Eds_DeLoughrey_Drigur_Drigur_and
- ^ Shewry, Тереза (январь 2017). «Отправляясь на рыбалку: Активные действия против глубоководной добычи в океане, от бассейна Раукумара до моря Бисмарка». South Atlantic Quarterly . 116 (1): 207–217. DOI : 10.1215 / 00382876-3749625 . ISSN 0038-2876 .
- ^ «О кампании Deep Sea Mining | Deep Sea Mining: Out Of Our Depth» . www.deepseaminingoutofourdepth.org . Проверено 2 ноября 2018 .
внешние ссылки
- https://www.deepsea-mining-summit.com «Международный форум профессионалов глубоководной горной промышленности»
- «Кто будет претендовать на общее наследие? – Корпоративные интересы ставят под угрозу международное соглашение о глубоководных полезных ископаемых» в Multinational Monitor
- Deep Sea Mining – 8-минутное видео на австралийском научном телевидении, июнь 2011 г.
- Геофизические методы картирования глубоководных залежей полезных ископаемых – ноябрь 2014 г., журнал Ocean News & Technology
- Кампания по глубоководной добыче полезных ископаемых – https://www.deepseaminingoutofourdepth.org/
- «Почему страны претендуют на глубоководное дно?» – Статья BBC 21 июня 2017 г.
- Оценка различных технологий вертикального гидравлического транспорта при разработке глубоких пластов