Технология добычи полезных ископаемых практическая работа
Экспертный лист. Геологической разведки № 1.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).
III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.
Запишите последовательность превращений.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Нефть | |
Торф | |
Известняк |
Экспертный лист. Геологической разведки № 2.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).
III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.
Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________
IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:
Медные руды и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Железные руды | |
Полиметаллические руды | |
Медные руды. |
Экспертный лист. Геологической разведки № 3.
I. Запишите участников группы и их роль в группе
№ | Ф И | Должность | Оценка От 1 до 3баллов. |
1 | Руководитель группы | ||
2 | Картограф | ||
3 | Специалист по горным породам | ||
4 | Специалист по информации | ||
5 | Проверяющий. | ||
6 | |||
7 |
II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).
III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:
Нефть (черный карандаш)
Железные руды (красный)
Золото (Желтый)
Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.
Определите, к каким горным породам они относятся
Нефть. | |
Железные руды. | |
Золото |
IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?
V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:
Полезное ископаемое | Применение |
Горючие сланцы | |
Поваренная соль | |
Вольфрамовые и молибденовые руды. |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1
Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.
Магматические (глубинные) | Магматические (излившиеся) | Осадочные (органические) |
Осадочные (химические) | Метаморфические | Осадочные (обломочные |
ТАБЛИЦА № 1 ОТВЕТЫ
Магматические (глубинные) Габбро красный железняк гранит | Магматические (излившиеся) Базальт, вулканическое стекло, пемза | Осадочные (органические) горючие сланцы известняк нефть уголь |
Осадочные (химические) гипс, поваренная соль | Метаморфические кварцит мрамор | Осадочные (обломочные) песчаник |
Ïðåèìóùåñòâà ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèé îòêðûòûì ñïîñîáîì. Ïðîèçâîäñòâåííûå ïðîöåññû è ïðèíöèïû èõ ìåõàíèçàöèè. Ðàçìåùåíèå ïóñòûõ ïîðîä â îòâàëàõ. Ñîçäàíèå öèêëè÷íî ïîòî÷íûõ òåõíîëîãè÷åñêèõ ñõåì ïðè ðàçðàáîòêå ðóä è ñêàëüíûõ ïîðîä â ãëóáîêèõ êàðüåðàõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Ââåäåíèå
Ýêîíîìè÷åñêèå ðàçâèòèÿ íàøåé ñòðàíû íåðàçðûâíî ñâÿçàíû ñ äàëüíåéøèì ðàçâèòèåì ãîðíîäîáûâàþùåé îòðàñëè. Äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñâÿçàíà ñ áîëüøèìè ìàòåðèàëüíûìè è òðóäîâûìè çàòðàòàìè, êîòîðûå â ñåáåñòîèìîñòè ïðîèçâîäñòâà òåïëîâîé ýíåðãèè ñîñòàâëÿþò îêîëî 65%, ÷óãóíà- 90-95%, öâåòíûõ ìåòàëëîâ- 80-85%.
Íàøà ðåñïóáëèêà ðàñïîëàãàåò áîëüøèìè çàïàñàìè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê, çîëîòî, ñåðåáðî, âîëüôðàì, óðàí, ìåñòîðîæäåíèé ãîðíî-õèìè÷åñêîãî è òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêîãî ñûðüÿ, ñòðîèòåëüíûõ ìàòåðèàëîâ è ìíîãèå äðóãèå. Ïî çàïàñàì è îáúåìó äîáû÷è öâåòíûõ ìåòàëëîâ îíà çàíèìàåò ïåðåäîâîå ìåñòî â ìèðå.
 íàñòîÿùåé âðåìÿ äåéñòâóåò êðóïíåéøèå êàðüåðû ïî äîáû÷å çîëîòî (ñåðåáðî), ìåäè è óãëÿ. Ââîäÿòñÿ â ýêñïëóàòàöèè ó÷àñòîê Òàøêóðà íà Äæåðîé – Ñàðäàðèíñêîì ìåñòîðîæäåíèè ôîñôîðèòîâ, êîòîðûé îòíîñèòñÿ êðóïíåéøåìó êûçûëêóìñêîìó áàññåéíó äàííîãî âèäà ñûðüÿ.
Ïðîåêòíûìè ðåøåíèÿìè íàìå÷àåòñÿ ðàçðàáîòêó äåííîé ìåñòîðîæäåíèè îòêðûòûì ñïîñîáîì ïî ìîùíîñòüþ ãîðíîãî- êîìïëåêñà, ïî ãîðíîé ìàññå 40-45 ìëí. ì3 â ãîä. Ðàçðàáîòêà ìåñòîðîæäåíèé îòêðûòûì ñïîñîáîì îáåñïå÷èâàåò çíà÷èòåëüíî ëó÷øèå òåõíèêî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè, ÷åì ïîäçåìíûì. Âìåñòå ñ òåì îíà ñîïðÿæåíà ñ ðÿäîì íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé: íàðóøåíèåì çåìåëü, èçìåíåíèåì ìèêðîêëèìàòà è âîäíîãî áàëàíñà è. ò.ä.
Áóðíîå ðàçâèòèå îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò ñòàëî âîçìîæíûì, áëàãîäàðÿ äîñòèæåíèåì ãîðíîé íàóêè è òåõíèêè, â îñíîâó êîòîðûõ ïîëîæåíû òðóäû Í.Â. Ìåëüíèêîâà, Â.Â.Ðæåâñêîãî, À. Î. Ñïèâàêîâñêîãî, Å.Â. Øåøêî, Ì.Ã.Íîâîæèëîâà, À.È.Àðñåíòüåâà, Á.Ï. Þìàòîâà, Ã.À. Íóðêà, Ï. È. Òîìàêîâà, Â.Ñ. Õîõðÿêîâà, Þ. È. Àíèñòðàòîâà è äðóãèõ.
Òåõíîëîãèÿ è ïðèíöèïû îòêðûòîé ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ
Òåðìèí «Òåõíîëîãèÿ» â îáùåì ñëó÷àå îçíà÷àåò ñîâîêóïíîñòü çíàíèé î ñïîñîáàõ, ñðåäñòâàõ è îðãàíèçàöèè âûïîëíåíèÿ êàêèõ-ëèáî ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíè÷åñêèõ ðàáîò.
Òåõíîëîãèÿ ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèÿ – ýòî ñîâîêóïíîñòü âçàèìîñâÿçàííûõ ïðîöåññîâ, ñïîñîáîâ è ïðèåìîâ ìåõàíèçèðîâàííîãî ïðîèçâîäñòâà ãîðíûõ ðàáîò, îñíîâàííàÿ íà ôóíäàìåíòàëüíûõ çíàíèÿõ çàêîíîìåðíîñòåé ðàçðàáîòêè è âîçìîæíîñòåé òåõíè÷åñêèõ ñðåäñòâ.
Òåõíîëîãèÿ îòêðûòîãî ñïîñîáà äîáû÷è ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ âêëþ÷àåò äâà àñïåêòà: òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ (âûåìêó, ïåðåìåùåíèå è ñêëàäèðîâàíèå ãîðíûõ ïîðîä); (òåõíîëîãèþ îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò, ñòðîèòåëüñòâî è ðàçâèòèå ïî ìåðå ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèÿ âî âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâå êàðüåðà êàê êîìïëåêñà ãîðíûõ âûðàáîòîê).
Òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ âêëþ÷àåò ïðèíöèïû, ñðåäñòâà, êîìïëåêñû ìåõàíèçàöèè è ñõåìû îðãàíèçàöèè îñíîâíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ; ïîäãîòîâêó ãîðíûõ ïîðîä ê âûåìêå, âûåìî÷íî-ïîãðóçî÷íûå ðàáîòû, òðàíñïîðòèðîâàíèå, ïåðåãðóçêó, ñêëàäèðîâàíèå è ðàçãðóçêó ãîðíîé ìàññû.
Òåõíîëîãèÿ îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò ðàññìàòðèâàåò ïàðàìåòðû êàðüåðîâ â èõ äèíàìèêå, ñïîñîáîâ ïðîõîäêè ãîðíûõ âûðàáîòîê, ñõåìû ðàçâèòèÿ ãîðíûõ ðàáîò â êàðüåðå, ñïîñîáû âñêðûòèÿ è ñèñòåìû ðàçðàáîòêè, ñïîñîáû è ñðåäñòâà óïðàâëåíèåì êà÷åñòâà ïðîäóêöèè, îðãàíèçàöèþ è ïëàíèðîâàíèå ãîðíûõ ðàáîò â êàðüåðå.
Ìåõàíèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ ïðè îòêðûòîé ðàçðàáîòêå îñóùåñòâëÿåòñÿ äâóìÿ îñíîâíûìè ñïîñîáàìè: ýêñêàâàòîðíûì è ãèäðàâëè÷åñêèì. Ïðè ýêñêàâàòîðíîì ñïîñîáå ïðèìåíÿåòñÿ ðàçëè÷íûå ìåõàíè÷åñêèå ñðåäñòâà (ýêñêàâàòîðû, ñêðåïåðû, ìåõàíè÷åñêèå âèäû òðàíñïîðòà è äð.), à ïðè ãèäðàâëè÷åñêîì ñïîñîáå îñíîâíûå ïðîèçâîäñòâåííûå ïðîöåññû îñóùåñòâëÿþòñÿ ñ ïîìîùüþ âîäû è ñïåöèàëüíîãî ãèäðîìåõàíèçèðîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ.
Îòáîéêà è ðûõëåíèå ñêàëüíûõ ïîðîä îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ áóðîâçðûâíûõ ðàáîò.
Ðàçìåùåíèå ïóñòûõ ïîðîä â îòâàëàõ íàçûâàåòñÿ îòâàëîîáðàçîâàíèåì. Îíî îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè ïîìîùè îòâàëüíûõ ýêñêàâàòîðîâ, îòâàëüíûõ ïëóãîâ, áóëüäîçåðîâ.
Áîëüøèå îáúåìû èçâëåêàåìûõ è ïåðåìåùàåìûõ ãîðíûõ ïîðîä âûçûâàþò íåîáõîäèìîñòü ïîäáîðà òåõíè÷åñêèõ ñðåäñòâ ìåõàíèçàöèè îñíîâíûõ ïðîöåññîâ, ñîîòâåòñòâóþùèõ ïî ïðîèçâîäèòåëüíîñòè ðàçìåðàìè, ðàçâèâàåìûõ óñèëèÿì (ìîùíîñòè) äðóã äðóãó.
Òàêàÿ öåëü âçàèìîñâÿçàííûõ ìàøèí è ìåõàíèçìîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ íàäåæíóþ è ýôôåêòèâíóþ ðàçðàáîòêó è ïåðåìåùåíèþ ïîðîä, íàçûâàåòñÿ êîìïëåêñîì êàðüåðíîãî îáîðóäîâàíèÿ. Ïðè ôîðìèðîâàíèè êîìïëåêñîâ îáîðóäîâàíèÿ (ãðóçîïîòîêîâ) èñõîäÿò èç ïðèíöèïîâ ìåõàíèçàöèè îòêðûòûõ ðàáîò.
Ïðèíöèï ïîòî÷íîñòè. Îñíîâíûå íà ýòîì ïðèíöèïå òåõíîëîãè÷åñêèå ñõåìû è êîìïëåêñû îáîðóäîâàíèÿ ãðóçîïîòîêîâ îáåñïå÷èâàþò íåïðåðûâíîñòü ïåðåìåùåíèÿ ãîðíîé ìàññû îò çàáîÿ äî ïðèåìíîãî ïóíêòà íà ïîâåðõíîñòè.
Ïðèíöèï ñîâìåùåíèÿ îïåðàöèé.  ýòîì ñëó÷àå îïåðàöèè ïî âûåìêå, òðàíñïîðòèðîâàíèþ è óêëàäêå ïîðîäû â îòâàë îñóùåñòâëÿþòñÿ îäíîé ìàøèíîé-ýêñêàâàòîðîì, ïðè áåñòðàíñïîðòíûõ òåõíîëîãè÷åñêèõ ñõåìàõ – ïîãðóç÷èêîâ, ñêðåïåðîì èëè áóëüäîçåðîì.
Ïðèíöèï íåçàâèñèìîñòè îïåðàöèé.  òåõíîëîãè÷åñêèõ ñõåìàõ, îñíîâàííûõ íà ýòîì ïðèíöèïå, êàæäàÿ îïåðàöèÿ âûïîëíÿåòñÿ îäíîé ãðóïïîé ñàìîñòîÿòåëüíûõ ìàøèí: íàïðèìåð, ïîãðóçêà-ýêñêàâàòîðàìè, òðàíñïîðòèðîâàíèå-àâòîñàìîñâàëàìè, îòâàëîîáðàçîâàíèå – ïîñðåäñòâîì áóëüäîçåðîâ.
Òåõíîëîãè÷åñêàÿ ñõåìà ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ çâåíüåâ, êàæäîå èç êîòîðûõ ñâÿçàíî ñî ñìåæíûìè çâåíüÿìè.
Ïðèíöèï íåçàâèñèìîñòè îïåðàöèé øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí, òàê êàê íàèáîëåå óíèâåðñàëåí.
Íà ýòîì ïðèíöèïå îñíîâàíû öèêëè÷íûå òåõíîëîãè÷åñêèå ñõåìû, ïîñðåäñòâîì êîòîðûõ îòðàáàòûâàåòñÿ áîëåå 95 % âñåõ îáúåìîâ ñêàëüíûõ ïîðîä è ïðåîáëàäàþùàÿ ÷àñòü ðûõëûõ ïîðîä íà êàðüåðàõ. Ñî÷åòàíèå ýòîãî ïðèíöèïà ñ ïðèíöèïîì ïîòî÷íîñòè ïðèâåëî ê ñîçäàíèþ öèêëè÷íî ïîòî÷íûõ òåõíîëîãè÷åñêèõ ñõåì, ïðèìåíÿåìûõ ïðè ðàçðàáîòêå êðåïêèõ ðóä è ñêàëüíûõ ïîðîä â ãëóáîêèõ êàðüåðàõ.
ìåñòîðîæäåíèå êàðüåð ïîðîäà îòâàë
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Àðñåíòüåâ À.È. Âñêðûòèå è ñèñòåìû ðàçðàáîòêè êàðüåðíûõ ïîëåé. Ì., Íåäðà, 1981.
2. Àíèñòðàòîâ Þ.È. Òåõíîëîãèÿ îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò. Ì., Íåäðà, 1984.
3. Êèëÿ÷êîâ À.Ï. Òåõíîëîãèÿ ãîðíîãî ïðîèçâîäñòâà. Ì., Íåäðà, 1992.
4. Ìåëüíèêîâ Í.Â. Êðàòêèé ñïðàâî÷íèê ïî îòêðûòûì ãîðíûì ðàáîòàì. Ì., Íåäðà, 1981.
5. Ìàëûøåâà Í.À., Òîìàêîâ Ï. È. è äð. Ðàçðàáîòêà ìàëîìîùíûõ è ñëîæíûõ óãîëüíûõ ïëàñòîâ îòêðûòûì ñïîñîáîì. Ì., Íåäðà, 1975.
6. Íîâîæèëîâ Ì.Ã. Òåõíîëîãèÿ îòêðûòîé ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ì., Íåäðà, 1971.
7. Ðæåâñêèé Â.Â. Òåõíîëîãèÿ è êîìïëåêñíàÿ ìåõàíèçàöèÿ îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò. Ì., Íåäðà, 1979.
8. Ðæåâñêèé Â.Â. Îòêðûòûå ãîðíûå ðàáîòû.-×. ??. Òåõíîëîãèÿ îòêðûòûõ ãîðíûõ ðàáîò. Ì., Íåäðà, 1985.
9. Õîõðÿêîâ Â.Ñ. Îòêðûòàÿ ðàçðàáîòêà ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ì., Íåäðà, 1995.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Овчаренко Ирина Александровна
ССШ №9 им. А. Стаханова
3-Б класс
Тема урока: Полезные ископаемые.
Тема практической работы: полезные ископаемые каменный уголь и торф.
Цель практической работы: образовательная – формирование представлений учащихся о полезных ископаемых;
развивающая – развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательная – воспитывает бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке;
извлекать информацию из дополнительной литературы.
познавательные универсальные учебные действия:
строить речевое высказывание в устной форме, обобщать и делать выводы;
выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;
определить полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
знать особенности добычи разных полезных ископаемых.
коммуникативные универсальные учебные действия:
выполнять самопроверку с помощью учебника;
контролировать себя и своего партнера.
Личностные:
проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
определить личностный смысл учения;
проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Вид практической работы:работа с натуральными объектами природы.
Основные термины и понятия:
Полезные ископаемые – это богатства которые добывают из недр земли или ее поверхности,они бывают: твёрдые, жидкие и газообразные.
Торф-это ценное полезное ископаемое хорошо горит, образуется он на болотах из отмерших остатков растений.
Каменный уголь – образуется в недрах земли из остатков древних растений. Сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь, он хорошо горит, и при горении выделяет много тепла.
Оборудование: горелка, спички, кусочки горючего, природный материал, полезные ископаемые (каменный уголь), вата, штатив, стакан с водой, небольшой молоточек.
Ход практической работы:
Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых (каменный уголь, торф, известняк, мел, песок, нефть, газ, гранит).
Повторим правила работы с горелкой, штативом, горючим веществом, спичками, молотком.
Полезные ископаемые
-От какого слова произошло слово «ископаемые»?
Это слово произошло от слова «копать».
– Скажите, почему их называют полезными?
Потому что это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
–Ребята сейчас мы с вами проведем практическую работу. У каждого из вас на партах лежит каменный уголь и торф.
Каменный уголь.
Опыт №1
Задание: Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? Он состоит из слоев?
Много миллионов лет назад росли громадные папоротники и хвощи, но резко наступило похолодание и эти крупные деревья стали погибать, они падали, на землю образуя на ней многометровые слои. За много миллионов лет они стали превращаться в каменный уголь, который находится сейчас на ваших столах. И когда ученные видели добычу, то на некоторых отломках можно рассмотреть отпечатки древних растений.
Сейчас я проведу опыт демонстрационно, и вы узнаете еще об одном свойстве каменного угля.
Вывод: каменный уголь черного цвета, блестящий, твердый. Он тяжелей воды и поэтому тонет.
Опыт №2
Задание: Положите кусочек каменного угля на железную пластину и ударьте по нему молотком.
Что произошло с углем?
Вывод: Его не так легко разломать, зато он хрупкий: молоток его может разбить на мелкие кусочки.
Торф
Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1мм торфа Он используется как топливо в жилых домах. Торф еще и хорошее удобрение. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.
Опыт №3
Задание:Взяли кусочек торфа. Какого он цвета? Бросьте торф в воду. Что вы заметили?
Вывод: торф бурого цвета, мягкий, легко крошится, легче воды, поэтому не тонет в воде.
Опыт №4
Задание: Возьмите кусочек торфа и подожгите его. Что мы наблюдаем?
Вывод: сухой торф горит тускло, образуя много дыма. После его сгорания остается большое количество золы.
Опыт №5
Задание: Рассмотрите внимательно кусочек торфа. Из чего он состоит?
Вывод: он состоит из остатков полусгнивших растений.
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд, ребусы, загадки.
Кроссворд:
По горизонтали:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Ребусы:
№1
(газ)
№2
(железо)
№3
(соль)
Загадки:
Черный блестящий, в воде тонет, в огне горит? (Каменный уголь).
Что называют «черным золотом», «жидким золотом», «черной кровью», «земляным маслом»? (Нефть).
В земле лежит, из растений состоит, легко горит? (Нефть).
Маленькое, беленькое, по черному полю скачет, след оставляет? (Мел)
Бурый, мягкий, из растений состоит, легко горит? (Торф).
Дает и свет он, и тепло,
Его увидеть не легко,
Откроешь кран – он зашипит,
От спички сразу же горит? (природный газ).
Список использованных источников:
«Начальная школа» Москва.- Просвещение.
«Начальная школа» Л.П.Хитяева.
«Начальная школа»Н.В. Диктан.
УМК: «Школа России»; А.А. Плешаков- учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2.
Дополнительные: ИКТ-презентация, образцы полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.
Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.
К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.
Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.
Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.
Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.
Карьерный экскаватор
При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.
Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.
Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.
Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала.
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.
Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.
В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того, обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.
Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.
Карьерный комбайн
На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.
Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.
На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.
Карьерный самосвал
Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.
Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.
Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.
Несмотря на то, что добыча полезных ископаем?